Определение №5646-05 Определение о возбуждении дела от 24 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 073/05/21-16056/2019 по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
21.10.2019 г. Ульяновск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, временно исполняющий обязанности руководителя управления, рассмотрев материалы по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Ритм Плюс» (далее - ООО «Ритм Плюс»), ОГРН 1147327003163, ИНН 7327073850, рекламы пива «АКЦИЯ при покупке 2 литров пива 3 литр в ПОДАРОК. Ищите розовые ценники», «Акция 1+1=3», «1+1=3», размещенной на входе в магазин «BEЕRжа Градусов», расположенный на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 54, содержащей признаки нарушения пунктов 3, 4 части 3, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛ:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 257/ог от 25.09.2019) о факте распространения 23.09.2019 на входе в магазин «BEЕRжа Градусов», расположенного на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 54, недостоверной рекламы: «АКЦИЯ при покупке 2 литров пива 3 литр в ПОДАРОК Ищите розовые ценники».
В обращении указано, что заявителю 23.09.2019 в указанном магазине «BEЕRжа Градусов» при покупке трех литров пива с розовым ценником потребовали заплатить за три литра, хотя при условии акции третий литр пива должен быть в подарок.
К обращению приложены кассовый чек, фотоснимки наименований товаров (пива) с ценниками и указанной рекламы, размещенной на входной двери.
Сотрудниками Ульяновского УФАС России 01.10.2019 произведена фотосъемка рекламы и внешнего оформления магазина «BEЕRжа Градусов», расположенного на 1-м этаже жилого дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 54.
На входной группе в магазин размещена следующая информация.
На козырьке размещена надпись: «BEЕRжА Градусов».
Вокруг входной двери размещен стилистический баннер с надписями: «Более 40 сортов напитков», «Перед употреблением охладить» и изображениями бокалов, бочек, штопоров, виноградных листьев, в том числе стилизованной кружки с адресом сайта: «www.beerja.ru». Кроме того, на баннер прикреплен белый лист формата А4 с надписью: «Акция 1+1=3».
На кованой металлоконструкции входной группы размещены 5 белых листов формата А4 с цифрами и знаками составляющие надпись: «1+1=3».
На входной двери с внутренней стороны ниже знака запрещающего курить прикреплен белый лист формата А4 с надписью: «АКЦИЯ при покупке 2 литров пива 3 литр в ПОДАРОК Ищите розовые ценники».
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о реализации в магазине «BEЕRжа Градусов» трех литров пива по цене двух, размещённая на входе в магазин, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – пиву (с розовыми ценниками), реализуемому в магазине «BEЕRжа Градусов» и акции проводимой магазином.
Согласно информации представленной заявителем, в магазине «BEЕRжа Градусов», расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 54, по акции «1+1=3» 23.09.2019 реализовывались следующие напитки: пиво светлое «Мюнхен» (82 руб/л), пиво нефильтрованное светлое «Варим сусло» (90 руб/л), пиво светлое «Немецкое» (87 руб/л), пиво светлое «Советский ГОСТ» (87 руб/л), пиво темное «Бархатное» (93 руб/л), пиво светлое «Жигулевское СССР» (84 руб/л), искусство варить нефильтрованное пиво «Немецкое» (91 руб/л), пиво светлое «Дуб&Обруч» (84 руб/л).
Заявитель 23.09.2019 приобрел пиво «Варим сусло» (90 руб/л) и заплатил 270 рублей, литр в подарок предоставлен не был.
В соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама «Акция 1+1=3» и «1+1=3», размещенная на входной группе в магазин (доступна для обозрения потребителями в любое время суток) привлекает покупателей условиями приобретения товара на льготных условиях (покупаешь (платишь) за 2 - получаешь 3). В то же время, из указанной рекламы не предоставляется возможным определить ассортимент товара, участвующего в акции, порядок проведения акции.
Реклама «АКЦИЯ при покупке 2 литров пива 3 литр в ПОДАРОК Ищите розовые ценники» (доступна для неограниченного круга потребителей при открытой входной двери) привлекает покупателей приобрести пиво, участвующее в акции, то есть объектом рекламы является пиво. В данном случае пиво: светлое «Мюнхен» (крепость 4,5%), пиво нефильтрованное светлое «Варим сусло» (крепость 4,9%), пиво светлое «Немецкое» (крепость 4,5%), пиво светлое «Советский ГОСТ» (крепость 4,5%), пиво темное «Бархатное» (крепость 4,5%), пиво светлое «Жигулевское СССР» (крепость 4,5%), искусство варить нефильтрованное пиво «Немецкое» (крепость 5%), пиво светлое «Дуб&Обруч» (крепость 4,9%).
Согласно п. 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителей с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
В соответствии с п.п.13.1 и 13.2 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода; напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта
Согласно ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
Поскольку большая часть пива, реализуемого по акции содержит этилового спирта менее 5% готовой продукции, то реклама указанного пива, в том числе в виде рекламной акции, допускается для наружного размещения (вне стационарных торговых объектах), за исключением технических средств стабильного территориального размещения.
Вместе с тем, в силу с ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Рассматриваемая реклама не содержит предупредительной надписи.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 3 и 7 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель, а за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 закона - рекламораспространитель.
В соответствии с п. п 5 и 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Торговлю в магазине BEЕRжа Градусов», расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 54, ООО «Ритм Плюс», ОГРН 1147327003163, ИНН 7327073850.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1-2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20-21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 073/05/21-16056/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать участвующим в деле лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО «Ритм Плюс», ОГРН 1147327003163, ИНН 7327073850 (432035, г. Ульяновск, ул. Кольцевая, д. 2, пом. 21).
3. Назначить дело № 073/05/21-16056/2019 к рассмотрению на 19.11.2019 в 14 час. 00 мин. (время местное: МСК + 1 час.) в Ульяновском УФАС России по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 2, ком. 216 (1-й этаж).
4. ООО «Ритм Плюс» в срок до 15.11.2019 представить в Ульяновское УФАС России следующие документы и сведения (в случае отсутствия каких-либо документов, материалов - письменно пояснить причины отсутствия):
- письменные пояснения по делу, при наличии возражений - их нормативное и документальное обоснование;
- заверенные копии документов, определяющих условия проведения рекламируемой акции;
- заверенную копию договора аренды, субаренды (со всеми приложениями и дополнениями) либо документов о праве собственности на помещение, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарева, д. 54;
- заверенную копию документов, подтверждающих право использования товарного знака «BEЕRжа»;
- заверенные копии документов в подтверждение правового статуса (свидетельство о государственной регистрации), ИНН и банковские реквизиты;
- иные документы и сведения, имеющие отношение к данному делу.
Явка представителей ООО «Ритм Плюс» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Представителям лиц, участвующих в деле, при себе иметь надлежаще оформленные доверенности на участие в рассмотрении дела и документы, удостоверяющие личность. Копии представляемых документов заверяются подписью и печатью организации (индивидуального предпринимателя).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О рекламе»:
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.
2. Неисполнение требований части 1 настоящей статьи влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Председатель комиссии <…>