Решение №ИС/1721/23 Решение от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 073/10/99-197/2023

по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения

законодательства Российской Федерации о контрактной системе

20.04.2023 г. Ульяновск

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

проведя внеплановую проверку на основании приказа Ульяновского УФАС России № 13/23 от 11.04.2023 г., подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 99, подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) действий заказчика – Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новоспасский технологический техникум», комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0168500000623000673 (наименование объекта закупки – «Оборудование аргонодуговой сварки для оснащения мастерских, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»; начальная (максимальная) цена контракта – 1 495 101,00 руб.),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и

10 статьи 99 Закона, с учетом части 4 статьи 99 Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок путем внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Вх. № 1820-ИП/23 от 03.04.2023 г. в Ульяновское УФАС России поступило обращение ООО НИПП «КиН» о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0168500000623000673.

Поступившие обращения ООО НИПП «КиН» содержит указание на то, что заключенный по результатам указанного электронного аукциона контракт в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление № 616) не содержит номер реестровых записей из реестра российской промышленной продукции поставляемого товара.

Исх. № ИС/1344/23 от 04.04.2023 г. в адрес оператора электронной площадки (АО «Сбербанк-АСТ») был направлен запрос о предоставлении заявок на участие в закупке № 0168500000623000673.

Вх. № 1862-ЭП/23 от 04.04.2023 г. в Ульяновское УФАС России от оператора электронной площадки поступили запрашиваемые документы и сведения.

Исх. № ИС/1466/23 от 11.04.2023 г. в адрес ОГБПОУ «Новоспасский технологический техникум» направлен запрос о представлении письменных пояснений относительно доводов, указанных в обращениях ООО НИПП «КиН» с документальным обоснованием своей позиции, в том числе, по вопросу рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе № 0168500000623000673 с учетом установленного запрета в соответствии с Постановлением № 616.

Вх. № 2292-ЭП/23 и № 2305-ЭП/23 от 20.04.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ОГБПОУ «Новоспасский технологический техникум» поступили пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

По мнению заказчика, при рассмотрении заявок требования Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 нарушены не были, так как победитель предоставил в составе заявки декларацию о соответствии ЕАЭС, которая подтверждает страну происхождения товара - РФ.

В ходе осуществления внеплановой проверки действий заказчика и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0168500000623000673 Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 03.03.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000623000673, наименование объекта закупки – «Оборудование аргонодуговой сварки для оснащения мастерских, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 495 101,00 руб.).

13.03.2023 г. на основании решения заказчика в извещение были внесены изменения.

16.03.2023 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 22.03.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 30,50 %.

Согласно протоколу подведения итогов от 23.03.2023 г. заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

03.04.2023 г. по результатам указанного аукциона между заказчиком и ООО «ЭЛИСТРОЙ» заключен государственный контракт № 01685000006230006730001 на поставку оборудования аргонодуговой сварки для оснащения мастерских, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (цена контракта - 1 039 094,89 руб.).

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные статьей 43 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 616).

Пунктом 1 Постановления № 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением № 616 (далее - Перечень).

Согласно извещению № 0168500000623000673 объектом закупки является поставка оборудования аргонодуговой сварки, код ОКПД 2 – 28.29.70.110 «Оборудование и инструменты для пайки мягким и твердым припоем, и сварки неэлектрические и их комплектующие (запасные части), не имеющие самостоятельных группировок», который включен в позицию № 60 Перечня.

Согласно пункту 6 Постановления № 616 в целях реализации настоящего постановления:

а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), либо в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).

Таким образом, довод заказчика о том, что декларация о соответствии ЕАЭС предложенного к поставке товара подтверждает страну его происхождения не соответствует требованиями Постановления № 616, поскольку указанным постановлением установлен императивный перечень документов и сведений, являющихся подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации и указанные заказчиком в возражениях документы в него не входят.

Исходя из пункта 10 Постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным указанным постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:

в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 Перечня), а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;

в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 г. № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий).

Аналогичные требования установлены в пункте 9 приложения к извещению № 0168500000623000673 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке».

Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные статьей 43 Закона о контрактной системе запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, ин-формацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

В ходе анализа извещения и документов, опубликованных в ЕИС, а также заявок на участие в указанной закупке, предоставленных оператором электронной площадки Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

Изучив вторые части заявок на участие в электронном аукционе № 0168500000623000673, Инспекция установила следующее:

1) участник закупки № 82 (ООО «ЭЛИСТРОЙ»), впоследствии ставший победителем закупки, предложил к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация (Россия), при этом в составе заявки данного участника закупки отсутствует указание (декларирование) номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции;

2) участник закупки № 153 предложил к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация (Россия), при этом в составе заявки данного участника закупки отсутствует указание (декларирование) номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции;

3) участник закупки № 71 (ООО НИПП «КиН», заявитель) предложил к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация (Россия), при этом в составе заявки данного участника закупки содержится выписка из реестра российской промышленной продукции № 3047\6\2020 в отношении предложенного к поставке товара, что соответствует требованиям извещения и Постановления № 616.

При этом исходя из положений извещения об осуществлении закупки № 0168500000623000673, а также Постановления № 616 и пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе указания (декларирования) в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Следовательно, заявки участников закупки № 82 и № 153 приравниваются к заявкам, в которых содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств и подлежат отклонению в связи с применением запрета, установленного Постановление № 616 на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в соответствии с протоколом подведения итогов от 23.03.2023 г. заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, победителем определен участник с заявкой № 82, что нарушает требования подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Учитывая, что контракт по результатам электронного аукциона № 0168500000623000673 заключен, Инспекцией, на основании подпункта «б» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» принято решение предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений не выдавать.

Учитывая изложенное, Инспекция

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

2. Учитывая, что 03.04.2023 г. по итогам осуществления закупки № 0168500000623000673 был заключен контракт, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

3. Передать материалы дела № 073/10/99-197/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель инспекции:

<…>

Члены инспекции:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны