Решение №ИС/2213/23 Решение по делу № 073/06/106-280/2023 от 23 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

18.05.2023 Дело № 073/06/106-280/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя Комиссии

- врио руководителя управления – начальника отдела

<…>,

членов Комиссии:

в отсутствие представителей,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

- специалиста-эксперта <…>

рассмотрев дело № 073/06/106-280/2023 по жалобам Индивидуального предпринимателя Т<…> (далее – ИП Т<…>., заявитель), Индивидуального предпринимателя Б<…> (далее – ИП Б<…>., заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000223000236 (наименование объекта закупки – «Оказание охранных услуг (Филиал №1)»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России); начальная (максимальная) цена контракта – 19 429 709,60 руб., срок окончания подачи заявок – 12.05.2023 в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2747-ЭП/23 от 12.05.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 11.05.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Т<…>на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000223000236.

По мнению заявителя жалобы, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000223000236 установленный порядок оценки не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2604 (далее – также Постановление Правительства 2604):

- наличие опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 20 % от НМЦК;

- неверно определен один из критериев оценки заявок на участие в закупке;

- неправомерно установлено требование о подтверждении опыта участника закупки сопоставимого характера только по государственным и муниципальным контрактам из реестра контрактов, исключая опыт по договорам гражданско-правового характера.

Вх. № 2748-ЭП/23 от 12.05.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 12.05.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Б<…> на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000223000236.

По мнению заявителя жалобы, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000223000211 установленный порядок оценки не соответствует положениям Постановление Правительства 2604, а именно наличие опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой каждого не менее 20 % от НМЦК.

Вх. № 2840-ЭП/23 от 16.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Заказчик при формировании извещения об осуществлении закупки в части установления критериев оценки заявок участников в полной мере руководствовался положениями законодательства о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2604.

Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляла 19 429 709,60 руб., заказчик также установил дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. № 2571 (далее – также Постановление 2571).

В соответствии с приложением № 5 к извещению об осуществлении закупки к оценке принимаются договоры, предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), без каких-либо классифицирующих признаков (для нужд здравоохранения или иное).

Установлен квалифицирующий признак – «общее количество исполненных участником закупки договоров» и применена и формула оценки в соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Постановления 2604.

Пункт 28 Постановления 2604 напрямую не предусматривает установление минимальных или максимальных сумм исполненных контрактов, которые принимаются к оценке, однако возможность установления таких пороговых значений обусловлена наличием формул оценки заявок в подпунктах «в» - «з» пункта 20 Постановления 2604.

Установление требования о цене оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору в размере не менее 20 % не может быть признано ограничением конкуренции, поскольку заказчик не ограничивает период оказания услуг и (или) поставки товаров (кроме как подписание последнего акта оказанных услуг не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок).

В соответствии с Постановлением № 2604 допускается учет исполненных договоров с учетом правопреемства. Вместе с тем, у участника закупки должен быть, как минимум, один контракт, исполненный на сумму не менее 20 % от НМЦК для соответствия требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления 2571.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобы ИП Т<…>. и ИП Б<…> необоснованными.

На заседании Комиссии 11.05.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 час. 10 мин. 18.05.2023 г. для документального анализа материалов дела.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 21.04.2023 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000223000236 (наименование объекта закупки – «Оказание охранных услуг (Филиал №1)»; начальная (максимальная) цена контракта – 19 429 709,60 руб., срок окончания подачи заявок – 12.05.2023 в 07 час. 00 мин.).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.05.2023 № ИЭОК1 заявка единственного участника признана соответствующей требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Б<…> необоснованной, а жалобу ИП Т<…> обоснованной в части установление порядка оценки заявок не соответствующего требованиям законодательства. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства № 2604 установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.

Так, пунктом 3 Постановления Правительства № 2604 установлены следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

1. Согласно пункту 24 Постановления Правительства № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно подпункту «а» пункта 35 Постановления Правительства № 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 24 Постановления Правительства № 2604. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 Постановления Правительства № 2604.

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в единой информационной системе, Ульяновским УФАС России установлено, что заказчиком, в извещении об осуществлении закупки № 0368400000223000236 установлены следующие показатели, величины значимости показателей:

- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта - 35%;

- наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании - 40 %;

- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 25 %.

Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, установившего ненадлежащий показатель оценки, а именно показатель «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта – 35 %» не соответствуют требованиям пункта 35 Постановления Правительства № 2604, что нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, жалоба ИП Т<…> является обоснованной в указанной части.

2. Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, согласно положениям Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, по критерию оценки «Квалификация и опыт участника», критерия оценки «Общее количество исполненных участником закупки договоров» оценивается количество исполненных участником закупки договоров, предусматривающих оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта:

1) Исполненный участником закупки контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) Акт (акты) оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта (договора). Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

2.1. Согласно подпункту «в» пункта 28 Постановления Правительства № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления Правительства РФ № 2604, в том числе, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В соответствии подпункту «д» пункта 28 Постановления Правительства № 2604 к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 35 Постановления Правительства № 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановлению № 2604 в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Иных ограничений по виду договора (контракта) в отношении документов, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения оказания услуги, связанного с предметом контракта Закон о контрактной системе и Постановление № 2604 не содержат.

Таким образом, требование о предоставлении контракта (договора) заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе, или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не соответствует пунктам 28 и 35 Постановления № 2604.

Учитывая изложенное, вышеуказанное действие заказчика нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. и жалоба ИП Б<…>является необоснованной, жалоба ИП Т<…>обоснованной в указанной части.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Б<…>необоснованной.

2. Признать жалобу ИП Т<…> обоснованной в части установление порядка оценки заявок не соответствующего требованиям законодательства.

3. Признать в действиях заказчика нарушение пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

4. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика, составленного в ходе проведения закупки № 0368400000223000236,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0368400000223000236, продления срока приема заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/06/106-280/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117