Решение б/н решение от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 073/05/7-91/2020

Резолютивная часть решения объявлена 04.06.2020

Решение в полном объеме изготовлено 19.06.2020                                               г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела <>.,

члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт <>.,

- специалист-эксперт <>.,

рассмотрев дело № 073/05/7-91/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения интернет-рекламы косметологических услуг «Faсe lab», содержащей признаки нарушения пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - С<...>кой <>, ИНН 732590989499, зарегистрированной по адресу: 432000, г. Ульяновск, <>,

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России определением от 18.02.2020 возбуждено дело № 073/05/7-91/2020 по признакам нарушения п. 7 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле привлечено лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, С<...>кая <>, ИНН 732590989499. Рассмотрение дела назначено на 17.03.2020.

С<...>кая А.Д. либо её представитель на рассмотрение дела 17.03.2020 не явились, письменных пояснений С<...>кой А.Д. не представлено. Определение от 18.02.2020 (исх. № 743-05 от 18.02.2020) направлено С<...>кой А.Д. по адресу места жительства и по адресу места осуществления деятельности заказными письмами с уведомлением, которые по состоянию на 17.03.2020 адресатом не получены. Впоследствии указанные заказные письма возвращены в Ульяновское УФАС России по истечении сроков хранения в отделениях почтовой связи.

Определением от 17.03.2020 срок рассмотрения дела № 073/05/7-91/2020 продлен до 18.05.2020, рассмотрение дела отложено и назначено на 21.04.2020. Определение от 17.03.2020 (исх. № 1299-05 от 20.03.2020) направлено С<...>кой А.Д. по адресу места жительства и адресу места осуществления деятельности заказными письмами с уведомлением, которые по состоянию на 21.04.2020 адресатом не получены. Впоследствии указанные заказные письма возвращены в Ульяновское УФАС России по истечении сроков хранения в отделениях почтовой связи.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации с 04 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни.

Определением от 21.04.2020 рассмотрение дела № 073/05/7-91/2020 отложено и назначено на 04.06.2020.

С<...>кая А.Д. на рассмотрение дела 04.06.2020 не явилась, письменных пояснений, иных документов по делу не представила. Определение от 21.04.2020 (исх. № 1866-05 от 22.04.2020) направлено С<...>кой А.Д. по адресу места жительства заказным письмом с уведомлением № 43206846552276 от 23.04.2020, которое по состоянию на 04.06.2020 адресатом не получено, возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи. Также определение направлено С<...>кой А.Д. по адресу места осуществления деятельности заказным письмом с уведомлением № 43206846552283 от 23.04.2020, которое по состоянию на 04.06.2020 адресатом не получено, 08.05.2020 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции (согласно сведениям с официального сайта АО «Почта России» - сервис «Отслеживание» (https://www.pochta.ru/tracking)).

Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Кроме того, в соответствии с п. 63 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. С учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В соответствии с п. 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, рассмотрение дела в отсутствие сторон возможно лишь в случаях, если имеются данные об их своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило мотивированное ходатайство об отложении рассмотрения дела или указанное ходатайство не удовлетворено антимонопольным органом. В данном случае, с учетом вышеприведенных норм права, С<...>кая А.Д. признается извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела № 073/05/7-91/2020, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу косметологических услуг «Faсe lab», распространённую в сети «Инстаграм» (http://instagram.com/_face_lab/?hl=ru), содержащую нарушения п. 7 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 345/ог от 25.12.2019) о распространении в сети «Инстаграм» (http://instagram.com/_face_lab/?hl=ru) рекламы косметологических услуг «Faсe lab» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В частности, в заявлении сообщается, что косметолог Анна С<...>кая предлагает воспользоваться скидкой на процедуры: «биоревитализацию», «жидкие нити», мезотерапию, увеличение губ препаратом «Dermaheal», а также установку мезонитей. Услуги по биоревитализации, ботулинотерапия, мезотерапия, установка внутрикожных нитей являются медицинскими услугами в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (А11.01.013 - введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы; А16.01.026 - внутрикожная контурная пластика и т.д.). При этом в рекламе не содержится информации о медицинской организации (юридическом лице или индивидуальном предпринимателе), оказывающей услуги, её лицензии на медицинскую деятельность, наличии у косметолога Анны С<...>кой свидетельств об аккредитации специалиста. Таким образом, реклама косметологических услуг «Faсe lab» вводит потребителей в заблуждение относительно качества и потребительских свойств оказываемых косметологических услуг. К заявлению приложены принтскрины страниц с рекламой косметологических услуг «Faсe lab».

Специалистами Ульяновского УФАС России осуществлен осмотр страниц сайта: https://www.instagram.com/_face_lab/?hl=ru.

На странице: https://www.instagram.com/_face_lab/?hl=ru в описании профиля указано: «_face_lab», «Косметолог Анна С<...>кая», «Эстетика и терапия»; «уходовые процедуры; инъекционные процедуры; профиль Джоли».

Коллекция «Историй»: Губы; Носослезка; Подарки; Чистка; Ботокс; Носогубки; Биорепарация; Липолитик; Пилинг; Уход; Омоложение; Купероз; Жидкие нити; Волосы; Подбородок; Профиль «Джоли»; Коллаген; Отеки; Актуальное; Скулы; Чистка уход; Прайс; Отзывы; Пудровые брови; Актуальное; Носогубки; Чистка; Лифтинг и т.д.

В разделе «Публикации» размещены фотоснимки с текстовым описанием по косметологическим услугам. Например, публикация «Подарки ко дню Святого Валентина и 8 Марта» от 7 февраля сопровождается следующим описанием: «Дарю подарки 🎁 к 14 февраля и 8 марта🌺

1. Коррекция губ или носогубных складок, морщин марионеток, колец Венеры.

💋HYAFILIA 1 ml. -6000 р. (Южная Корея)

💋REGENYAL IDEA 1 ml. -8.000 р. (Италия)

💋APRILINE normal 1 ml.- 9.000 р. (Швейцария)

2. Химический пилинг сияния и увлажения

💠Ferulac system Mediderma -2.000 р. ( курс 3 раза)

💠BIOrePEELCL3 -2.000 р. (курс 4 раза)

💠миндальный пилинг комплексный Mediderma-2.000 р. (Курс 4 раза)

💠молочный пилинг - 1.800 р. Mediderma ( курс 4 раза)

3. Глубокое увлажнение💦и сияние ✨кожи

💉amino -Jal Италия, 2 ml. 4,000 р. (Курс 3-4 раза)

💉princess rich Австрия 2 ml. 5.000 р. ( курс 3-4 раза)

💉aquashine ha 2 ml. 7,500 ( курс 2 раза)

Срок Акции до 25 марта.

8905-183-00-99

С любовью, ваш косметолог Анна С<...>кая♥️».

Публикация от 1 февраля (2020) «Программа-комплекс «Красота и обновление» Пилинг «Bio repeel» биоревитализа* всего за 5,500 руб. Fase lab *Promoitalia up grade 1,5 ml» имеет следующее описание: «❤️Программа включает 2 процедуры: 1 химический пилинг BIOREPEELCL3 и 1 процедуру биоревитализации Promoitalia UP GRADE 1,5 ml.

✅пилинг BIOREPEELCL3 — инновационный двухфазный запатентованный пилинг с биостимулирующим, ревитализирующим и отшелушивающим действием.

✅UP GRADE биоревитализант (Италия) - безопасный и эффективный мезококтейль для терапии зрелой кожи. Он обеспечивает глубокое увлажнение, улучшает структуру кожи, корректирует морщины на лице, шее и в зоне декольте.

✔️Дипептиды и трипептиды в составе мезококтейля воздействуют на внеклеточный матрикс, в результате чего в нем начинают активно синтезироваться вещества, которые обновляют и разглаживают увядающую кожу. ✔️Витамины группы В и антиоксиданты, содержащиеся в коктейле, оздоравливают кожу, нормализуют химические и физиологические процессы

✔️Глицерин, дополняющий омолаживающую формулу, глубоко увлажняет .

Время процедуры 40 минут.

Курс 3 раза.

💡Все вопросы в Директ и по телефону 8905-183-00-99

С любовью, ваш косметолог Анна С<...>кая♥️».

Публикация от 20 января (2020) «Контурная пластика скул Моментальный эффект лифтинга, подтягивается носогубная складка» состоит из фотоснимков женского лица с подписью «до», «после» и следующего описания: «Контурная пластика скул

А вы все еще думаете нужны ли вам скулы?😍

▶️Результат после процедуры виден уже сразу. А окончательный результат будет через 2 недели.

🕜Время процедуры 30 мин.

🖤Благодаря контурной пластике можно придать четкость овалу лица и сделать его более выразительным. А состав современных препаратов увлажняет кожу.

🎯Показания:

🔝Контурная пластика скул и щек является одной из наиболее востребованных процедур в косметологии.

Показаниями к ее проведению является слабая выраженность обозначенной зоны лица. С подобной проблемой сталкиваются молоденькие девушки и женщины в возрасте, беспокоит она и мужчин. Инъекции по-настоящему универсальны и подходят абсолютно каждому. Они помогают восполнить дефицит мягких тканей, избавиться от обвислой кожи, частично изменить овал лица.

💉контурная пластика скул позволяет исправить:

⏺лифтинг средней трети лица

⏺сделать лицо более рельефное

⏺Плохо выраженную форму скул.

⏺Запавшие щеки.

⏺Неправильный овал лица.

⏺Врожденные дефекты скул.

💰стоимость от 9.000 р

Все вопросы в Директ и по телефону 8905-183-00-99

С любовью, ваш косметолог Анна С<...>кая♥️».

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В данном случае информация, размещённая на странице: https://www.instagram.com/_face_lab/?hl=ru, является рекламой услуг, оказываемых косметологом Анной С<...>кой под коммерческим обозначением «Face lab».

В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 № 381н (далее также - Порядок), медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

В соответствии с п. 3 Порядка оказание медицинской помощи по профилю «косметология» включает: диагностику и коррекцию врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний; информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата. Косметологические процедуры - мероприятия, применяемые с целью лечения и профилактики заболеваний, сопровождающихся косметическими дефектами, а также для предупреждения старения кожи и выпадения волос. В перечень косметологических процедур входит, среди прочего, и татуаж (перманентный макияж).

Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, перечень медицинских услуг состоит из двух классов:

- разд. A состоит из медицинских услуг, представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; включены такие косметологические услуги, как внутрикожная контурная пластика (код A16.01.026), контурная пластика лица (код A16.07.022), введение искусственных наполнителей в мягкие ткани с целью коррекции формы (код А11.01.013);

- разд. B состоит из медицинских услуг, представляющих собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; дерматовенерология и косметология включены в подраздел 008.

Медицинская помощь по профилю «Косметология» включает в себя комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц) (п. 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Косметология», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н).

В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, работы (услуги) по специальности «Косметология» включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Не относятся к медицинским услугам косметические процедуры, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики (грим лица, макияж, окраска бровей и ресниц, коррекция формы бровей, наращивание и завивка ресниц, косметические маски, услуги по маникюру и педикюру).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) код ОКВЭД 96.02.2 «Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты» включает предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты: услуги СПА-ухода за телом, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.

В данном случае рекламируются косметологические услуги, которые относятся к медицинским услугам, на оказание которых требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности, то есть реклама нарушает п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», поскольку С<...>кая А.Д. лицензии не имеет.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Реклама медицинских услуг, размещённая на странице: https://www.instagram.com/_face_lab/?hl=ru, не сопровождается предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, то есть нарушает ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ст. 7 и ч. 7 ст. 24 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является С<...>кая <>, ИНН 732590989499.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу косметологических услуг «Faсe lab», распространённую в сети «Инстаграм» (http://instagram.com/_face_lab/?hl=ru), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать С<...>кой <>, ИНН 732590989499, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <>

Члены Комиссии: <>

Связанные организации

Связанные организации не указаны