Решение №ИА/82240/16 предписание по ходатайству ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"... от 25 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство Публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (далее - ПАО «НК «Роснефть») (место нахождения: 115035, Москва, Софийская набережная, д.26/1; основные виды деятельности - проведение геолого-поисковых и геологоразведочных работ с целью поисков месторождений нефти, газа, угля и иных полезных ископаемых; добычу, транспортировку и переработку нефти, газа, угля и иных полезных ископаемых, а также леса; производство нефтепродуктов, нефтехимической и другой продукции, включая электроэнергию, продукты деревообработки, товары народного потребления и оказание услуг населению; хранение и реализацию (включая продажу на внутреннем рынке и на экспорт) нефти, газа, нефтепродуктов, угля, электроэнергии, продуктов деревообработки, иных продуктов переработки углеводородного и другого сырья) о приобретении 37,52% голосующих акций Публичного акционерного общества «Акционерная нефтяная Компания» Башнефть» (далее - ПАО «АНК «Башнефть») (место нахождения: 450077, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 30, к. 1; основные виды деятельности - добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях, производство промышленной продукции нефтепереработки, нефтехимии и химии), что в совокупности с имеющимися голосующими акциями у группы лиц ПАО «НК «Роснефть» составит 100%, и на основании проведенного анализа установила.

В соответствии с проведенным ФАС России анализом состояния конкуренции на оптовом рынке бензинов автомобильных за 2015 год ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «АНК «Башнефть» занимают в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 70%, при этом доля каждой из указанных групп лиц составляет более чем 8% и превышает доли иных хозяйствующих субъектов на оптовом рынке бензинов автомобильных в Российской Федерации.

В соответствии с проведенным ФАС России анализом состояния конкуренции на оптовом рынке дизельного топлива за 2015 год ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», и ПАО «ЛУКОЙЛ» занимают в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 70%, при этом доля каждой из указанных групп лиц составляет более чем 8% и превышает доли иных хозяйствующих субъектов на оптовом рынке дизельного топлива в Российской Федерации.

В соответствии с проведенным ФАС России анализом состояния конкуренции на оптовом рынке авиационного керосина за 2015 год ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ» занимают в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 70%, при этом доля каждой из указанных групп лиц составляет более чем 8% и превышает доли иных хозяйствующих субъектов на оптовом рынке авиационного керосина в Российской Федерации.

В соответствии с проведенным ФАС России анализом состояния конкуренции на оптовом рынке мазута за 2015 год ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», АО «Антипинский НПЗ» занимают в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 50%, при этом доля каждой из указанных групп лиц составляет более чем 8% и превышает доли иных хозяйствующих субъектов на оптовом рынке мазута в Российской Федерации.

В соответствии с проведенным ФАС России анализом состояния конкуренции
на оптовых рынках битума нефтяного строительного, дорожного, изоляционного и кровельного за 2015 год ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «АНК «Башнефть» занимают в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 70%, при этом доля каждой из указанных групп лиц составляет более чем 8% и превышает доли иных хозяйствующих субъектов на оптовом рынке битумов нефтяных в Российской Федерации.

В соответствии с проведенным ФАС России анализом состояния конкуренции
на рынке сырой нефти за 2015 год ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз» занимают в Российской Федерации суммарно долю, превышающую 50%, при этом доля каждой из указанных групп лиц составляет более чем 8% и превышает доли иных хозяйствующих субъектов на рынке сырой нефти в Российской Федерации.

В соответствии с проведенным ФАС России обзором состояния конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 установлено следующее:

·     в географических границах локальных розничных рынков долю более 35% (но менее 50%) ОАО «НК «Роснефть» занимает в 104 локальных розничных рынках, ОАО АНК «Башнефть» - в 13;

·     в географических границах субъектов Российской Федерации долю более 50% ОАО «НК «Роснефть» занимает в 28 субъектах Российской Федерации, ОАО АНК «Башнефть» - в 4;

·     в географических границах локальных розничных рынков долю более 50% ОАО «НК «Роснефть» занимает в 242 локальных розничных рынках субъектов Российской Федерации, ОАО АНК «Башнефть» - в 35.

В соответствии с проведенным ФАС России обзором состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 установлено следующее:

·     в географических границах локальных розничных рынков долю более 35% (но менее 50%) ОАО «НК «Роснефть» занимает 56 локальных розничных рынках, ОАО АНК «Башнефть» - в 5;

·     в географических границах субъектов Российской Федерации долю более 50% ОАО «НК «Роснефть» занимает в 5 субъектах Российской Федерации, ОАО АНК «Башнефть» - в 1;

·     в географических границах локальных розничных рынков долю более 50% ОАО «НК «Роснефть» занимает в 153 локальных розничных рынках, ОАО АНК «Башнефть» - в 21.  

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 4 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, Федеральная антимонопольная служба приняла решение выдать предписание ПАО «НК «Роснефть» и лицам, входящим в его группу лиц, об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в случае осуществления заявленных в ходатайстве сделок:

1)    При поступлении предложений от хозяйствующих субъектов, не входящих в группы лиц ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «АНК» Башнефть», обеспечить возможность заключения ими прямых контрактов на оптовую реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива на недискриминационных условиях по сравнении с хозяйствующими субъектами, входящими в группы лиц ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «АНК» Башнефть».

2)    Предприятиям нефтепродуктообеспечения, входящим в группы лиц ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «АНК» Башнефть», при наличии предложений от третьих лиц (собственников нефтепродуктов) или лиц, ими уполномоченных, и при наличии технической возможности, не допускать необоснованного отказа от заключения договоров на оказание услуг по хранению нефтепродуктов, заключать договоры на оказание услуг по хранению нефтепродуктов на условиях, не допускающих неравного положения этих хозяйствующих субъектов с организациями, принадлежащими к группам лиц ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «АНК» Башнефть» в регионах, в которых предприятия нефтепродуктообеспечения, входящие в группы лиц ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «АНК» Башнефть», занимают доминирующие положение на рынках хранения нефтепродуктов.

3)    Обеспечить реализацию нефтепродуктов на товарной бирже, в соответствии с требованиями приказа ФАС России и Минэнерго России от 12 января 2015 г. № 3/15/3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа
ФАС России и Минэнерго России от 30 апреля 2013 г. № 313/13/225», а также, с учетом Критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 №1035, в том числе, на базисах нефтеперерабатывающих заводов ПАО «АНК» Башнефть».

4)    До 31.03.2017 обеспечить внедрение и применение ПАО «АНК» Башнефть» и хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц ПАО «АНК» Башнефть», Стандарта ПАО «НК «Роснефть» «Общие принципы ценообразования и порядок реализации моторного топлива на внутреннем рынке Российской Федерации», утвержденного решением Правления ОАО «НК «Роснефть» 23 апреля 2015 г. (протокол от 23 апреля 2015 г. № 16) и введенного в действие приказом ОАО «НК «Роснефть» от 30 октября 2015г. № 498.

5)    До 31.03.2018 разработать и представить на согласование в ФАС России изменения в Стандарт ПАО «НК «Роснефть» «Общие принципы ценообразования и порядок реализации моторного топлива на внутреннем рынке Российской Федерации», в части развития мелкооптовой реализации нефтепродуктов на региональных базисах, обеспечив при этом равнодоступность и равные условия сделок для всех контрагентов, публичность и доступность информации о порядке ценообразования, недопустимость экономически и (или) технологически необоснованных отказов от заключения договоров с покупателями.

6)    В течение двух лет с момента получения от ФАС России информации о регионах Российской Федерации, в которых по результатам совершения сделки, совокупная доля объемов розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива группы лиц ПАО «НК «Роснефть» и группы лиц ПАО «АНК» Башнефть» превысила 50%, в указанных регионах провести торги по продаже автозаправочных станций (каждой автозаправочной станции отдельным лотом), с целью приведения совокупной доли по объемам розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива до уровня, не превышающего 50%, при этом допускается сохранение совокупной доли объемов розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива группы лиц ПАО «НК «Роснефть» и группы лиц ПАО «АНК» Башнефть» в размере доли ПАО «НК «Роснефть», которая существовала на момент совершения сделок, заявленных в ходатайстве, независимо от ее размера.

В случае, если по истечении срока, указанного в абзаце 1 пункта 6 настоящего предписания, автозаправочные станции не будут проданы на торгах в полном объеме по причине отсутствия заинтересованности у покупателей (отсутствия заявок) и если совокупная доля объемов розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива группы лиц ПАО «НК «Роснефть» и группы лиц ПАО «АНК «Башнефть» по прежнему превышает 50% в регионах совместного присутствия, организовать проведение торгов по передаче автозаправочных станций в аренду третьим лицам.

О совершении действий, указанных в абзацах 1 и 2 пункта 6 настоящего предписания, не позднее 10 календарных дней уведомлять ФАС России.

7)    Не позднее 10 календарных дней, с момента совершения заявленных в ходатайстве сделок, уведомлять ФАС России о приобретении голосующих акций компании ПАО «АНК» Башнефть».

Одновременно Федеральная антимонопольная служба сообщает, что неисполнение настоящего предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о защите конкуренции является основанием для признания указанной сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

 

 

И.Ю. Артемьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны