Решение №НШ/6302/23 РЕШЕНИЕ по делу № 033/07/3-905/2023 от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-905/2023

 

«08» декабря 2023 года г. Владимир

 

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

Председателя Комиссии:

<.....> – заместителя руководителя - начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<.....> – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

Членов Комиссии:

<.....> – главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России,

<.....> – главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России,

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей:

заявителя - ООО «ЧОО «ОШТЕН» - <.....> (доверенность от 17.07.2023 № 02-07/2023);

заказчика и организатора торгов – МУП «Владимирводоканал» - <.....> (доверенность от 06.12.2023 № 98);

рассмотрев дело № 033/07/3-905/2023, возбужденное по жалобе ООО «ЧОО «ОШТЕН» (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шовгенова, д. 280, оф. 8; ИНН 0105075003) на действия заказчика и организатора торгов – МУП «Владимирводоканал» (Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 95; ИНН 3302001983), выразившиеся во включении в закупочную документацию о проведении о проведение открытого конкурса на оказание услуг по физической охране объектов (извещение № 32312997728) избыточных требований,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО «ЧОО «ОШТЕН» (вх. № 8423-ЭП/23 от 01.12.2023) на действия заказчика и организатора торгов – МУП «Владимирводоканал», выразившиеся во включении в закупочную документацию о проведении о проведение открытого конкурса на оказание услуг по физической охране объектов (извещение № 32312997728) избыточных требований, что влечет за собой ограничение числа участников закупки.

Так, согласно жалобе, 23.11.2023 на сайте ЕИС размещено извещение № 32312997728 о проведение открытого конкурса.

В приложении № 4 к Информационной карте «Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие на участие в открытом конкурсе» для оценки лучших условий исполнения договора устанавливается следующая система критериев и их показателей Заказчиком применяется такой критерий как квалификация участников закупки, в т.ч. количество исполненных в 2017-2022 гг. контрактов (договоров), аналогичных предмету конкурса: контрактов (договоров) по охране тоннеля (шахт) без применения неустоек (штрафов, пеней).

По мнению Заявителя, установление в критерии наличие контрактов (договоров) по охране тоннеля (шахт) представляется самостоятельным условием, ограничивающим количество участников открытого конкурса. Вместе с тем, оказание услуг по охране тоннеля (шахт) не подтверждает более сложный характер таких услуг и не является показателем наибольшей квалификации участника по оказанию охранных услуг в сравнении с опытом организации, которая не оказывали услуги по охране тоннеля (шахт). Оказание услуг по охране тоннеля (шахт) не требует каких-либо разрешений(лицензий), допусков, специального оборудования, отличных от тех, что требуется при охране любых иных объектов. Таким образом, указанное условие является безосновательно ограничивающим возможность принятия участия в открытом конкурсе.

В связи с чем, заявитель просит приостановить закупку до рассмотрения жалобы по существу, рассмотреть и признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание о приведении документации в соответствие с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 033/07/3-905/2023.

05.12.2023 Владимирским УФАС России в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в адрес заказчика и организатора торгов МУП «Владимирводоканал» направлено уведомление о приостановлении проведения закупки до рассмотрения жалобы по существу, в части заключения договора.

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Представитель заказчика и организатора торгов - «Владимирводоканал» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России по доводам жалобы пояснил что заказчик, при организации данной закупочной процедуры, действовал в соответствии с требованиями разработанного и действующего «Положения о закупках» и не нарушил требований данного положения.

В данном случае установление по показателю «Квалификация участника закупки» требования об опыте участника по успешному оказанию услуг в области физической охраны тоннелей (шахт) обусловлено потребностью Заказчика выявить контрагента, имеющего необходимый опыт оказания услуг, наиболее соответствующий предмету Закупки.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, предполагающими наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Кроме того, действующее законодательство не ограничивает Заказчика в выборе критериев, а также оставляет право за Заказчиком самостоятельно устанавливать порядок оценки и сопоставления заявок по заявленным критериям. В силу этого, Заказчики самостоятельно определяют в документации о Закупке используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусматривают формулу расчета количества баллов или шкалу оценки. В установленные закупочной документацией сроки каких-либо обращений для предоставления разъяснений заказчику не поступало.

В связи с этим, представитель заказчика и организатора торгов – МУП «Владимирводоканал» просит признать жалобу ООО «ЧОО «ОШТЕН» необоснованной.

В полном объеме позиция организатора торгов изложена в отзыве от 07.12.2023 № 15251.

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав представителей сторон, исследовав предоставленные в материалы дела документы, установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Законом о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

  1. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

  2. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

  3. неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Так как МУП «Владимирводоканал» является государственным унитарным предприятием, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках и разработанного во исполнение требований Закона о закупках Положения о закупках товаров, работ, услуг.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 23.11.2023 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru МУП «Владимирводоканал» было размещено извещение № 32312997728 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по физической охране объектов. Дата начала срока подачи заявок - 23.11.2023. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 11.12.2023 09:00.

В соответствии с п. 13.3.1 Положения о закупке МУП «Владимирводоканал» в целях определения лучших условий исполнения договора. Заказчик указывает в документации о закупке критерии, по которым оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе в том числе могут быть: цена договора, наличие у участников конкурса опыта выполнения аналогичных предмету договора работ, наличие у участников конкурса материально-технической базы, необходимой для выполнения работ. Для каждого критерия оценки в конкурсной документации устанавливается его значимость. Совокупная значимость выбранных критериев должна составлять 100 процентов. Победителем конкурса признается участник, заявке которого присвоено наибольшее количество баллов.

Согласно опубликованной документации, Заказчик осуществляет закупку услуг охраны на 14 (четырнадцати) объектах, 3 (три) из которых являются тоннелями самотечного канализационного коллектора (Таблица 1 Приложения № 1 к проекту договора) и относятся к участку специального строительства.

Согласно Свидетельства о регистрации А15-01876 от 23.03.2021 г. участок специального строительства включен в реестр опасных производственных объектов (высокой опасности II класса). По сведениям, характеризующим опасный производственный объект, представляемым МУП «Владимирводоканал» в территориальный орган Ростехнадзора, участок специального строительства представляет собой подземное гидротехническое специальное сооружение, имеющее признаки опасности: ведение горных работ, в ходе эксплуатации которого возможна вызрывопожароопасная и химически опасная деятельность (копии документов в приложении).

По условиям п. 3.1.13 проекта договора Исполнитель охранных услуг обязан в случае возникновения на объектах охраны пожара, аварии, взрыва и других чрезвычайных ситуаций незамедлительно сообщить в соответствующие службы, Заказчику и принять меры по локализации и минимизации возможных последствий.

Как пояснил представитель Заказчика, данные объекты имеют стратегическое значение для города Владимира, что подразумевает наличие у участников закупки высокого уровня квалификации. Обеспеченность участников закупки квалифицированными кадрами, наличие у участников закупки опыта по успешному оказанию услуг физической охраны и обеспеченность участников закупки материально-техническими ресурсами являются показателями уровня квалификации участника закупки и возможности надлежащего оказания им услуг по охране объектов Заказчика.

Учитывая данные обстоятельства, Заказчиком в документации о Закупке установлен нестоимостной критерий оценки «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг в области физической охраны тоннелей (шахт)».

В соответствии с «Критериями оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе» (Приложение № 4 к Информационной карте документации о закупке) оценка по одному из критериев «Квалификация участников закупки» производится путем подсчета количества исполненных в 2017-2022 гг. контрактов (договоров) аналогичных предмету конкурса: контрактов (договоров) по охране тоннеля (шахт), без применения неустоек (штрафов, пеней).

Наличие от 1-го до 4 (четырех) исполненных контрактов (договоров) - 50 баллов.

Наличие 5 (пять) и более исполненных контрактов (договоров) - 100 баллов.

Отсутствие контракта (ов) (договора (ов)) аналогичных предмету конкурса - 0 баллов.

Участник должен предоставить Сведения, по утвержденной форме и копии договоров. По каждой заявке комиссия оценивает критерий «Квалификация участников закупки» участника закупки на основе представленной информации в заявке на участие в закупке. В случае отсутствия у участника закупки соответствующей информации, по этому показателю заявке участника присваивается рейтинг 0. Также 0 баллов присваивается заявке участника открытого конкурса, представившему информацию о показателях «Квалификация участников закупки» в заявке на участие в закупке, но не представившему подтверждающие документы.

Таким образом, показатели, установленные в документации по нестоимостным критериям не являются препятствием для подачи заявки на участие в данной закупке, основанием для отклонения заявки от участия в закупке, в случае отсутствия документов, подтверждающих соответствие участника Закупки определенному показателю нестоимостного критерия, а также не являются ограничением допуска к участию в Закупке. Невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, заявителем не представлено доказательств, что рассматриваемые действия заказчика нарушают права и законные интересы участника закупки.

Комиссия Владимирского УФАС России, оценивая доводы жалобы ООО «ЧОО «ОШТЕН», приходит к выводу о правомерности действий заказчика и организатора торгов МУП «Владимирводоканал» по включению в закупочную документацию нестоимостных критериев, подтверждающих опыт и квалификацию участника.

На основании изложенного Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «ЧОО «ОШТЕН» следует признать необоснованной.

Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЧОО «ОШТЕН» (Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Шовгенова, д. 280, оф. 8; ИНН 0105075003) на действия заказчика и организатора торгов – МУП «Владимирводоканал» (Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 95; ИНН 3302001983), выразившиеся во включении в закупочную документацию о проведении о проведение открытого конкурса на оказание услуг по физической охране объектов (извещение № 32312997728) избыточных требований, что влечет за собой ограничение числа участников закупки необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                              <.....>

Члены Комисии                                                                                               <.....>

Связанные организации

Связанные организации не указаны