Решение б/н по делу 033/07/3-454/2021 от 19 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-454/2021

«21» мая 2021 г. г. Владимир

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

Председателя Комиссии:

<………>

Заместителя председателя Комиссии:

<………>

Членов Комиссии:

<………>

в присутствии представителя заказчика и организатора торгов – Акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (далее Заказчик, АО «Газпром газораспределение Владимир») <………>

в присутствии представителей заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Зевс» (далее Заявитель, ООО «Торговый Дом Зевс») <………>

рассмотрев посредством видеоконференц-связи дело № 033/07/3-454/2021, возбужденное по жалобе ООО «Торговый Дом Зевс» на действия заказчика и организатора торгов – АО «Газпром газораспределение Владимир» при проведении запроса предложений в электронной форме № AC0001587 по отбору организаций на поставку товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32110230488),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО «Торговый Дом ЗЕВС» (вх. № 3562 от 11.05.2021) на действия заказчика организатора торгов – АО «Газпром газораспределение Владимир» при проведении запроса предложений в электронной форме № AC0001587 по отбору организаций на поставку товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32110230488).

Как следует из жалобы ООО «Торговый Дом ЗЕВС», 26.04.2021 АО «Газпром газораспределение Владимир» разместило в единой информационной системе в сфере закупок документацию запроса предложений в электронной форме № AC0001587 по отбору организаций на поставку товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (реестровый номер извещения 32110230488).

Заявитель полагает, что требования установленные заказчиком в подпункте «д» пункта 1.4.2 документации о закупке и пункте 3.24 информационной карты документации о закупке о подтверждении полномочий участника на поставку товара и распространение фирменных гарантийных обязательств производителя на поставляемый в рамках закупочной процедуры товар, ограничивают или могут ограничить количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-454/2021.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 13 мая 2021 года Владимирским УФАС России в адрес заказчика АО «Газпром газораспределение Владимир» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.

Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО «Торговый Дом Зевс», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru в разделе «Решения».

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержала.

Представитель заказчика АО «Газпром газораспределение Владимир» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России в обоснование своих действий пояснила, что указание в документации требования к участникам относительно подтверждения полномочий на поставку товара не противоречит положениям подпункта 1 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках, а напротив, способствует достижению установленных в нем целей, а именно: удовлетворение потребностей Заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности при наиболее эффективном использовании денежных средств.

В противном случае участие в закупке недобросовестного лица, у которого отсутствует возможность поставить товар, приведет к срыву срока поставки, расторжению договора, необходимости повторно осуществить закупку и, в конечном счете, приведет к неэффективному использованию денежных средств, выделенных заказчиком на ее проведение.

Требование, изложенное в пункте 1.4.2 Документации, предусмотрено для того, чтобы удостовериться, в том, что лицо, намеревающееся поставить товар Заказчику, обладает всеми необходимыми полномочиями и возможностями на его отчуждение, и что поставляемый товар в полной мере соответствует требованиям Документации. Соответственно, данное требование направлено на гарантию поставки товара, полученного законным путем.

Потребность Заказчика в приобретении какого-либо товара является основополагающим фактором в установлении конкретных характеристик к такому товару с учетом специфики деятельности Заказчика. Данная специфика определяется тем, что Заказчик осуществляет деятельность по транспортировке газа непосредственно потребителям Владимирской области, т.е. обладает статусом газораспределительной организацией. Непосредственно на Заказчика возлагается обязанность обеспечения надлежащей эксплуатации сетей газораспределения и газификации региона, что невозможно осуществить без оборудования, которое должно быть произведено не «кустарным» производством, соответствовать утвержденным требованиям проектной документации на опасный производственный объект, ГОСТ, ОСТ, ТУ и иных нормативно-правовых актов, установленных в Российской Федерации для оборудования (товара) и подтверждается документами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

В свою очередь, закупочная документация АО «Газпром газораспределение Владимир» предоставляет возможность участия в конкурентном отборе, в том числе и лицу, которое предоставляет копию договора, заключенного между участником и лицом, имеющим договор с изготовителем товара

В соответствии с требованиями документации о закупке, Участник закупки может обладать любым статусом: не изготовитель и не дилер/дистрибьютор, официальный дилер/дистрибьютор, изготовитель, что не ограничивает конкуренцию, так как не содержит запрет на участие лица с любым статусом на рынке.

Следовательно, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки. При условии того, что предметом закупки является поставка готовой продукции, ее потенциальным участником могут выступать все возможные продавцы. Это свидетельствует о том, что Заказчик, удовлетворяя свои потребности в поставке необходимой ему продукции, не создает какие-либо условия для ограничения конкуренции на данном рынке.

Таким образом, при размещении обозначенной выше закупочной процедуры Заказчик действовал в рамках правового поля, а именно в соответствии с нормами действующего законодательства и документами, регламентирующими его деятельность.

Вместе с тем, из анализа поданной жалобы, объективно не следует, что заявитель приводит какие-либо доводы, обоснования относительно возможности поставки законно приобретенной продукции, которую такое лицо могло предложить к поставке. В связи с этим, по мнению Заказчика, права и законные интересы данного лица не нарушены. ООО «Торговый Дом ЗЕВС» не представлены доказательства невозможности предоставления документов, в том числе предусмотренные пп. 3 п. 1.4.2. Документации.

Подробно позиция Заказчика изложена в отзыве на жалобу ООО «Торговый дом «ЗЕВС» от 17.05.2021 №02-02-56/2208.

Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО «Торговый Дом Зевс» обжалует действия АО «Газпром газораспределение Владимир» по установлению в документации о закупке требований к участникам закупки, а также требования к содержанию заявки на участие в закупке, которые противоречат требованиям Закона о закупках.

АО «Газпром газораспределение Владимир» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность АО «Газпром газораспределение Владимир» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Владимир», утвержденным решением Совета директоров АО «Газпром газораспределение Владимир» от 31.03.2020 протокол № 18 (далее – Положение о закупках).

26 апреля 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) и на электронной торговой площадке https://etpgpb.ru АО «Газпром газораспределение Владимир» было опубликовано извещение № 32110230488 и размещена Документация о запросе предложений в электронной форме №АС0001587 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее Извещение, Документация о закупке).

В пунктах 3.24, 3.25 Информационной карты Документации о закупке установлено следующее:

3.24

 

Требования к статусу Участника – Участник должен являться изготовителем, дилером изготовителя

Установлено

3.25

 

Документы, подтверждающие соответствие Участника установленным настоящей Документацией требованиям

Включить в состав Заявки документы, как указано ниже:

№ п/п

Начальная (максимальная) цена без НДС (руб.)

Подпункты пункта 1.4.1 настоящей Документации

Подпункты пункта 1.4.2 настоящей Документации

1

0 – 999 999,99

В полном объеме

г

2

1 000 000 – 3 000 000

В полном объеме

г, ж

3

Свыше 3 000 000

В полном объеме

г, д, ж

Согласно подпункту «д» пункта 1.4.2 Документации о закупке установлено, что если иное не предусмотрено п. 3.25 настоящей Документации, Участники должны включить в состав Заявки документы, подтверждающие право Участника на поставку предлагаемого им товара.

Если Участник не является изготовителем предлагаемого им товара (его части), право Участника на поставку предлагаемого им товара (его части) должно быть подтверждено одним из следующих способов:

1) Участник предоставляет копию договора, заключенного между Участником и изготовителем предлагаемого товара (его части), или Форму 11, выданную Участнику и подписанную изготовителем товара (его части).

2) Участник предоставляет Форму 11, выданную Участнику и подписанную лицом, имеющим договор с изготовителем товара (его части), и копию договора, заключенного между лицом, выдавшим Форму 11, и изготовителем товара (его части).

3) Участник предоставляет копию договора, заключенного между участником и лицом, имеющим договор с изготовителем товара (его части), и копию договора, заключенного между таким лицом и изготовителем товара (его части).

Лицо, подписавшее Форму 11, принимает на себя обязательства по поставке товара в адрес Участника в случае избрания Участника победителем закупки и приобретает статус соисполнителя с момента подачи Заявки на участие в Закупке.

Требования п. 1.3.6 настоящей Документации на лицо, подписавшее Форму 11, не распространяются.

Участник, в отношении которого установлена обязанность предоставления Свидетельства предприятия-изготовителя (дилера), вправе вместо Формы 11 представить копию договора с изготовителем либо дилером предлагаемого им товара. Указанный договор должен содержать все условия, перечисленные в Форме 11.

Представленные Участником в составе заявки договоры/соглашения должны быть действующими на момент заключения договора по результатам Закупки и содержать сведения о предмете договора. Предмет договора должен соответствовать предмету закупки.

Участник в составе Заявки должен представить копии документов, подтверждающих правопреемство лица, подписавшего Форму 11 и (или) заключившего дилерское соглашение (дилерский договор), если в отношении данного лица была осуществлена процедура реорганизации либо лицо было переименовано (копия выписки из ЕГРЮЛ реорганизованного и вновь созданного либо переименованного лица).

Согласно пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупки должны быть указаны, в частности, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Законом о закупках провозглашены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Кроме вышеуказанных принципов, в соответствии с п. 1.1.3 Положения о закупках АО «Газпром газораспределение Владимир» также должно руководствоваться принципом создания условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами при проведении закупок в целях получения лучших условий удовлетворения потребности по параметрам цены, качества и сроков на соответствующем товарном рынке.

Вместе с тем, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, требования установленные Заказчиком в подпункте «д» пункта 1.4.2 и пункте 3.24 Документации о закупке не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не являться производителем оборудования, равным образом являясь участником рынка, осуществляющим поставку требуемого оборудования надлежащим образом.

Участник запроса котировок может не иметь договорных отношений с производителем либо дилером такого товара, поставляемого по предмету закупки, при этом осуществлять поставки товара надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки, не обладая документально подтвержденным правом поставки такого товара.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки предлагаемого товара, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в запросе предложений, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации о закупке всецело зависит от волеизъявления третьих лиц производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в запросе предложений, а также количество участников закупки.

Данный вывод Комиссии Владимирского УФАС России подтверждается также тем, что на участие в рассматриваемой закупке поданы только две заявки, одна из которых от ООО «Торговый Дом ЗЕВС», у которого в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие право поставки предлагаемого товара, вследствие чего заявка подлежит отклонению.

Предъявленные Заказчиком к участникам требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательств по поставке товара. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии Владимирского УФАС России пояснил, что у ООО «Торговый Дом ЗЕВС» имеется опыт поставки аналогичного объекту закупки товара, что подтверждается предоставленными в материалы дела копиями договоров. Однако, представление в составе заявки документов, указанных в пункте 1.4.2 Документации о закупки, в связи с отказом производителя и дилеров в предоставлении данных документов, является для Заявителя затруднительным.

Учитывая изложенное, Комиссия Владимирского УФАС Росси приходит к выводу что установление Заказчиком требований к участникам запроса предложений о подтверждении полномочий участника на поставку товара в качестве обязательных противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Также, статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

С 01.04.2021 вступила в силу редакция Закона о закупках, в соответствии с которой заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке, проводимой только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, обязанность представления лишь определенных Законом о закупках информации и документов (ч. 19.3 ст. 3.4 Закона о закупках в редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 452-ФЗ). При этом документы, подтверждающие, что участник обладает правом поставки предлагаемого товара в ограниченный перечень документов, обязанность представления которых Заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке, не входят.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В связи с чем, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Торговый Дом ЗЕВС» является обоснованной. В целях устранения выявленных нарушений Комиссией Владимирского УФАС России принято решение выдать Заказчику предписание об устранении нарушения путем аннулирования торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ ЗЕВС» (111141, г. Москва, ул. Плеханова, д. 7, пом. I, эт. Цоколь, ком. 40, ИНН 7722351995 ОГРН  1167746058534) на действия Акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Краснознаменная, д. 3, ОГРН 1023301461810, ИНН 3328101380) при проведении запроса предложений в электронной форме №АС0001587 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32110230488), обоснованной.

2. Выдать заказчику и организатору торгов – Акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Краснознаменная, д. 3, ОГРН 1023301461810, ИНН 3328101380) предписание об устранении нарушений.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны