Решение б/н Признать жалобу ООО «Клен» обоснованной, предписание не выд... от 14 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53,

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №033/07/3-1127/2020

 

14 декабря 2020 года                                                                                             г. Владимир

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

"_____"  – председателя Комиссии – начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

"_____" - члена Комиссии – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

"_____" – члена Комиссии - главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

в присутствии представителя ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» "_____"  по доверенности б/н от 13.11.2020;

в отсутствии представителя ООО «Клен», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев дело № 033/07/3-1127/2020, возбужденное по жалобе ООО «Клен» (вх.№8170 от 27.11.2020) на действия заказчика ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» при проведении открытого конкурса  (реестровый № извещения 32009645876, наименование закупки – текущий ремонт видеонаблюдения),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Владимирское УФАС России) поступила жалоба ООО «Клен» (вх.№8170 от 27.11.2020) на действия заказчика ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» при проведении открытого конкурса  (реестровый № извещения 32009645876, наименование закупки – текущий ремонт видеонаблюдения).

Доводы заявителя в поданной жалобе состоят в следующем.

В документации о проведении процедуры закупки в электронной форме, пункт 50 критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, заказчик установил следующие критерии – цена договора 60%, квалификация участника закупки – 40%.

Согласно приложению 4 к документации о проведении процедуры закупки в электронной форме пункту 2 квалификация участника, оценка заявок по данному критерию производится строго в соответствии с таблицей, указанной в данном приложении.

Но в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 20.11.2020 отсутствует информация о квалификации участников, оценка происходит лишь на основании предложенной цены.

На основании изложенного, ООО «Клен» просит Владимирское УФАС России признать незаконным процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и обязать заказчика повторно рассмотреть поданные заявки в соответствии с конкурсной документацией.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Установлено, что жалоба ООО «Клен» содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Владимирским УФАС России возбуждено дело №033/07/3-1127/2020. 

Заявителем в ходе заседания комиссии была поддержана позиция, изложенная в жалобе, в полном объеме.

ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» представило письменные возражения по доводам жалобы (вх. №8516 от 03.12.2020).

Представитель ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» с доводами жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса и оформлении протокола заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Дополнительно ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» были представлены сведения об оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе 32009645876.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по указанной жалобе продлен.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения участников настоящего дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства», утвержденного наблюдательным советом ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» (протокол от 10.12.2018 №18(54)).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно доводу жалобы, ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» не раскрыта информация относительно порядка осуществления оценки и сопоставления заявок в протоколе, в связи с этим невозможно однозначно утверждать на основании какого критерия (каких критериев) оценки заявок было принято комиссией заказчика  решение при определении победителя конкурса.

В соответствии со статьей 13 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» протоколы, составленные в ходе конкурентной закупки, по итогам конкурентной закупки должны содержать результаты оценки  заявок на участие в закупке с указанием итогового решения Комиссии по осуществлению закупок.

Согласно приложению №4 к документации о проведении процедуры закупки в электронном виде, предусмотрены критерии оценки заявок:

1. Цена Договора – 60%

2. Квалификация участника закупки – 40%

- Наличие у участника опыта выполнения работ аналогичных предмету закупочной процедуры за период с 2018 г. по настоящее время.

1. Цена Договора – 60%.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию, касающемуся цены договора (Rai) определяется по формуле:

            - в случае если Аmin>0,

            Rai = Amin/Ai x 100

где:

Аi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Аmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки

            - в случае если Amin<0

            Rai = (Amax-Ai)/Amax x 100

где:

Amax - начальная цена договора. Если в извещении и документации о закупке Заказчиком не установлена начальная цена договора, то за Amax принимается максимальная цена из предложенных участниками закупки;

Ai - цена договора, предложенная i-м участником;

2. Квалификация участника – 40%.

Оценка заявок по данному критерию производится строго в соответствии с таблицей, указанной ниже.

При отсутствии документа, необходимого для подтверждения отдельного критерия «квалификация участника», Участнику закупки присваивается автоматически 0 баллов.

При наличии в заявке участника закупки документов, подтверждающих требования критерия, оценка производится по столбцу «Количество баллов» в соответствии с требованиями (столбец «Требования»), указанными в таблице ниже.

Максимальное количество баллов, которое может быть присвоено Участнику закупки по отдельному критерию, указано в столбце таблицы «Максимальное количество баллов» и не может превышать указанную цифру.

Квалификация участника включает в себя:

1

Наименования критерия

Подтверждающие документы

Максимальное количество баллов

Требования

Количество баллов

1.1

Наличие у участника опыта выполнения работ аналогичных предмету закупочной процедуры за период с 2018 г. по настоящее время

Участник подтверждает соответствие указанному требованию путем предоставления справки в произвольной форме с приложением копий договоров и исполненных актов по этим договорам, подтверждающих исполнение обязательств по договорам, приложенным к заявке в качестве подтверждения квалификации участника закупки, указанных в справке.

Оценивается количество исполненных договоров.

От 0 до 100

наличие опыта оказания аналогичных услуг

(более 4-х договоров поставки)

100

наличие опыта оказания аналогичных услуг (до 4-х договоров поставки)

70

наличие опыта оказания аналогичных услуг (до 2-х договоров поставки)

40

наличие опыта оказания аналогичных услуг (отсутствие договоров)

0

 

Итоговые баллы по каждому критерию определяются путем произведения количества баллов (суммы баллов по показателям) на значимость критерия.

Победителем конкурса признается участник, подавший заявку на участие, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса предложений. При подведении итогов закупки, если Участники получили одинаковое количество баллов, победителем конкурса признается участник, заявка на участие которого поступила ранее других заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие  конкурсе от 20.11.2020, при проведении конкурса оценивались 3 заявки участников.

При этом, согласно протоколу, участникам были присвоены номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора:

 

Наименование участника процедуры

Порядковый номер

Предложение о цене

Заявка №2444

1

2 530 000.00 руб.

Заявка №2447

2

2 598 000.00 руб.

Заявка №2445

3

2 648 950.00 руб.

 

Таким образом, победителем становится участник, которому присвоен первый порядковый номер <...> Заявка №2444, предложение о цене договора 2 530 000.00 руб.

Комиссия Владимирского УФАС России установила, что вышеуказанный протокол не содержит в себе указания того, каким образом присваивалось то или иное количество баллов участникам Конкурса, которые легли в основу при присвоении номеров по степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора.

К числу основополагающих принципов закупочной деятельности закон относит принцип информационной открытости, прозрачности закупочных процедур (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем Комиссия Владимирского УФАС Россия считает необходимым отметить, что применительно к составлению протоколов рассмотрения поданных участниками заявок, их оценки и сопоставления соблюдение указанного принципа означает необходимость обязательного доведения до сведения участников закупки всей информации, касающейся хода и результатов рассмотрения их заявок на участие в названной закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Кроме того, такая информация должна детально раскрывать причины отклонения поданной заявки с указанием на то, каким именно положениям закупочной документации и в какой собственной части эта заявка не соответствует, либо причины начисления того или иного количества баллов поданным заявкам (если оценка и сопоставление таких заявок осуществляются на основании присвоения баллов), а также причины признания той или иной заявки победителем закупочной процедуры с тем, чтобы исключить возможность организаторов торгов в последующем субъективно трактовать причины такого отклонения, начисления и признания соответственно и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.

Названный правовой подход наиболее полно отвечает целям обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), а также законодательно закрепленным принципам равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и презумпции добросовестности участников таких правоотношений (часть 5 статьи 10 ГК РФ).

В рамках соблюдения принципа информационной открытости каждый участник имеет абсолютное право знать, сколько баллов по каждому критерию присвоено его заявке, так как от этого зависит результат закупки, результат предпринимательской деятельности участника закупки.

Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой (Постановление Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.03.2018 по делу № А40-93191/2017).

В то же время, оценивая содержание протокола, следует отметить, что содержание этого протокола таких сведений не содержит и не позволяет сделать однозначный вывод о причинах присвоения участникам конкурса указанных в данном протоколе баллов, и какие документы участников при этом учитывались комиссией заказчика.

Следует отметить, что предоставленное Заказчику право самостоятельно определять перечень подлежащих указанию в протоколе закупки сведений, а также право не раскрывать перед участниками закупки информацию о рассмотрении, разъяснениях, оценке и сопоставлении заявок не свидетельствует о соблюдении заказчиком требований действующего законодательства о закупках, поскольку в контексте пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 10 ГК РФ любое право оканчивается там, где начинается злоупотреблением им и, тем самым, нарушаются права и законные интересы иных лиц. В настоящем случае, как видно из представленных на заседание комиссии материалов, действия заказчика по формированию протокола привели к нарушению права заявителя на получение объективной и достоверной информации о причинах его поражения в оспариваемой закупке.

Оценивая в настоящем случае действия заказчика по выбору перечня отраженных в протоколе сведений, следует признать, что указанных сведений было явно недостаточно для соблюдения принципа информационной открытости закупки, а потому действия последнего представляют собой ничто иное, как злоупотребление правом, не допустимое действующим гражданским законодательством (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

На основании изложенного, учитывая отсутствие в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие  конкурсе от 20.11.2020 четкого и недвусмысленного обоснования принятого комиссией заказчика решения о начислении баллов участникам, Комиссия Владимирского УФАС России усматривает в действиях ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Дополнительно Владимирским УФАС России были проанализированы проведенные ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» конкурсные процедуры по закупке товаров, работ и услуг за период 2020 года на сайте https://zakupki.gov.ru.

В ходе анализа, Комиссией Владимирского УФАС России сделан вывод о том, что в иных конкурсах ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» соблюдался принцип информационной открытости, прозрачности закупочных процедур, сведения об оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе по критериям, определенным в документации,  раскрыты в приложениях к протоколу, которые также опубликованы.

Согласно представленной информации ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» следует, что при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе, комиссией заказчика были оценены заявки на основании критериев, поименованных в конкурсной документации, и были получены следующие результаты:

Заявка №2444 (ООО «СпецМонтаж»)

Наименование критериев

Баллы

Рейтинг (%)

Цена договора

100

60

Квалификация участника закупки

(5 договоров)

100

40

Результат оценки

100

Порядковый номер

1

 

Заявка №2447 (ООО «Альянс СБ)

Наименование критериев

Баллы

Рейтинг (%)

Цена договора

97,382602

97,382602*0,6=58,4295612

Квалификация участника закупки

(5 договоров)

100

40

Результат оценки

98,4295612

Порядковый номер

2

 

Заявка №2445 (ООО «Клен)

Наименование критериев

Баллы

Рейтинг (%)

Цена договора

95,50954152

95,50954152*0,6=57,30572491

Квалификация участника закупки

(4 договора)

100

40

Результат оценки

97,30572491

Порядковый номер

3

 

Вместе с тем, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Владимирского УФАС России,

 

решила:

 

  1. Признать жалобу  ООО «Клен» (вх.№8170 от 27.11.2020) на действия заказчика ГАУК ВО «Областной Дворец культуры и искусства» при проведении открытого конкурса  (реестровый № извещения 32009645876, наименование закупки – текущий ремонт видеонаблюдения), обоснованной.
  2. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения конкурса.

 

 

Председатель Комиссии                       _________________ "_____"

 

Члены Комиссии:

                                                                  _________________ "_____"

 

 

                                                                  _________________"_____"

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны