Решение №03/6487-исс по делу №033/07/3-1042/2020 от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-1042/2020

«09» ноября 2020 г. г. Владимир

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

Председателя Комиссии:

<………>

Членов Комиссии:

<………>

в присутствии представителя заказчика и организатора торгов – Акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (далее Заказчик, АО «Газпром газораспределение Владимир») <………>;

в присутствии представителей заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Зевс» (далее Заявитель, ООО «Торговый Дом Зевс») <………>;

рассмотрев посредством видеоконференц-связи дело № 033/07/3-1042/2020, возбужденное по жалобе ООО «Торговый Дом Зевс» на действия заказчика и организатора торгов – АО «Газпром газораспределение Владимир» при проведении запроса предложений в электронной форме №АС0000346 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009579146),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО «Торговый Дом Зевс» (вх. № 7482 от 29.10.2020) на действия заказчика организатора торгов – АО «Газпром газораспределение Владимир» при проведении запроса предложений в электронной форме №АС0000346 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009579146).

Как следует из жалобы ООО «Торговый Дом Зевс», 07.10.2020 АО «Газпром газораспределение Владимир» разместило документацию запроса предложений в электронной форме №АС0000439 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009579146).

Заявитель полагает, что требования о предоставлении в составе заявки документов, которые предоставляются в момент приобретения товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие сопроводительные документы, такие как паспорт <...> инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия, технические условия и так далее.

Таким образом по мнению заявителя, установление заказчиком критерия «Количество товара, сертифицированного в системе сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»» весомостью 50%, неправомерно ограничивает в победе участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 33 Положения о закупке заказчика, пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2020 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-1042/2020.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 02 ноября 2020 г. Владимирским УФАС России в адрес заказчика АО «Газпром газораспределение Владимир» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.

Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО «Торговый Дом Зевс», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru в разделе «Решения».

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержала.

Представитель заказчика АО «Газпром газораспределение Владимир» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России в обоснование своих действий пояснила, что в соответствии с п. 3.29 Документации одним из критериев оценки является «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт». На основании п.2.3.1.6. Документации, в случае если заявки участники оцениваются по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт», участник в составе заявки предоставляет надлежащим образом заверенные копии сертификатов Газсерт на предлагаемую продукцию.

Сертификация товара в системе добровольной сертификации «Газсерт» не является обязательным требованием документации, а выступает в качестве критерия оценки заявок, что предоставляет участникам закупки возможности предложить к поставке как сертифицированный в указанной системе сертификации товар, так и не сертифицированный. Предложение участника товара, не сертифицированного в системе «Газсерт», не является основанием для отклонения заявки, поданной таким участником.

Товар, закупаемый в рамках запроса предложений, используется при эксплуатации газопроводов, являющихся объектами повышенной опасности, то оценка заявок участников по вышеназванному критерию позволяет обеспечить поставку Заказчику качественной и безопасной в использовании в газовой отрасли продукции.

Определение Заказчиком весомости критерия не нарушает норм Закона о закупках. Более того такие действия направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика.

Заявителем жалобы ООО «Торговый Дом Зевс» не доказано, что требования о наличии сертифицированного товара внесены Заказчиком  в документацию о проведении открытого запроса предложений с единственной целью, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий Документации о закупке не соответствует целям и потребностям проводимой заказчиком процедуры.

На основании изложенного выше, АО «Газпром газораспределение Владимир» полагает, что нарушения в действиях Общества отсутствуют.

Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО «Торговый Дом Зевс» обжалует действия АО «Газпром газораспределение Владимир» по установлению порядка оценки участников по неценовому критерию в нарушение требований законодательства о закупках.

АО «Газпром газораспределение Владимир» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность АО «Газпром газораспределение Владимир» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Владимир», утвержденным решением Совета директоров АО «Газпром газораспределение Владимир» от 31.03.2020 протокол № 18 (далее – Положение о закупках).

14 октября 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) и на электронной торговой площадке http://etp.gpb.ru АО «Газпром газораспределение Владимир» было опубликовано извещение № 32009579146 и размещена Документация о запросе предложений в электронной форме №АС0000346 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее Извещение, Документация о закупке).

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на процедуру №АС0000346 от 26.10.2020 к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки, в том числе заявка ООО «Торговый Дом Зевс».

Согласно протоколу подведения итогов запроса предложений в электронной форме №АС0000346 от 27.10.2020 победителем запроса предложений признано ООО «Ариэль Пласткомплект», заявке ООО «Торговый Дом Зевс» присвоено второе место. При этом, оценка заявок участников по критериям произведена следующим образом:

Порядковый номер заявки по результатам оценки и сопоставления

Входящий номер участника, Наименование, ИНН

Наименование критерия (сокращенно)

Балл

Рейтинг заявки,

Ri

1

№1

ООО "Ариэль Пласткомплект"

Кол-во товара c «Газсерт» или «Интергазсерт»

91,95

R1=91,95*0,5+0,03*0,4+

33,33*0,1= 49,32

Цена договора

0,03

Срок поставки

33,33

2

№2

ООО «Торговый Дом ЗЕВС»

Кол-во товара c «Газсерт» или «Интергазсерт»

0

R2=0*0,5+9,99*0,4+

33,33*0,1=7,33

Цена договора

9,99

Срок поставки

33,33

Согласно пунктов 2, 3, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупки должны быть указаны, в частности, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 6.3.1.14. Положения о закупках документация о конкурентной закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме) должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке.

В пункте 3.29. Информационной карты Документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок на участие в закупке:

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

1

Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»

50 %

2

Цена договора

40 %

3

Срок поставки товара

10 %

В пункте 2.3.1.6 Документации о закупке указано следующие:

В случае если Заявки Участников оцениваются по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»», Участник в составе заявки предоставляет надлежащим образом заверенные копии сертификатов Газсерт или Интергазсерт на предлагаемый к поставке товар.

В случае не предоставления Участником надлежащим образом заверенных копий сертификатов «Газсерт» или «Интергазсерт» на поставляемый товар, такой заявке по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»» будет присвоена оценка «0 баллов».

В пункте 3.30 Информационной карты Документации о закупке приведен порядок оценки заявок в соответствии с заявленными Заказчиком критериями, в том числе по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт», а именно:

Оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке проводится членами Комиссии в строгом соответствии с критериями и порядком, предусмотренными настоящей Документацией.

Рейтинг заявок на участие в Закупке представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям с учетом значимости (веса) данных критериев. Рейтинг Заявки по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» определяется по формуле:

R1i = (Di/Dmax) х 100

где:

R1i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»»;

Di – предложение i-го Участника по количеству единиц товара, на который у Участника имеется сертификат системы добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»;

Dмах – общее количество единиц товара.

Для расчета итогового рейтинга по заявке на участие в Закупке рейтинг, присуждаемый по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»», умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.

R1i х 0,5

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата (определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 №305-КГ17-2243).

Представитель Заказчика пояснила, что поскольку товар, закупаемый в рамках оспариваемого запроса предложений, используется при эксплуатации газопроводов, являющихся объектами повышенной опасности, то оценка заявок участников по вышеназванному критерию позволяет обеспечить поставку заказчику качественной и безопасной для использовании в газовой отрасли продукции. Заказчик осуществляет деятельность по транспортировке  газа непосредственно потребителям Владимирской области, т.е. обладает статусом газораспределительной организацией. Непосредственно на Заказчика возлагается обязанность обеспечения надлежащей эксплуатации сетей газораспределения и газификации региона, что невозможно осуществить без оборудования, которое должно соответствовать утвержденным требованиям проектной документации на опасный производственный объект, ГОСТ, ОСТ, ТУ  и иным нормативно-правовым актам, установленным в Российской Федерации для оборудования (товара) и подтверждаться документами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. При этом на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках оспариваемый критерий оценки в равной степени распространяется на каждого из участников и каких-либо преимущественных условий отдельным из них не создает.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Торговый Дом Зевс» является необоснованной.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, в частности, необходимо создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей лиц, на которых распространяется действие Закона о закупках.

Сертификация товара в системе добровольной сертификации «ГАЗСЕРТ» не является основанием допуска/недопуска к участию в процедуре закупки, а выступает в качестве критерия оценки заявок. Предложение товара, не сертифицированного в системе «Газсерт», не является основанием к отклонению заявки от участия в закупке.

Поскольку оспариваемый критерий оценки в равной степени распространяется на каждого участника закупки и каких-либо преимущественных условий отдельным лицам не создает, то данный критерий конкуренцию среди участников запроса предложений не ограничивает.

Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России не выявила в действиях комиссии по закупкам товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Владимир» нарушений требований законодательства о закупках, а также Положения о закупках и Документации о закупке, в связи с чем доводы жалобы ООО «Торговый Дом Зевс» являются необоснованными.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ ЗЕВС» (111141, г. Москва, ул. Плеханова, д. 7, пом. I, эт. Цоколь, ком. 40, ИНН 7722351995 ОГРН  1167746058534) на действия Акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Краснознаменная, д. 3, ОГРН 1023301461810, ИНН 3328101380) при проведении запроса предложений в электронной форме №АС0000346 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: детали соединительные, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009579146), необоснованной.

Председатель Комиссии <………>

 

Члены комиссии <………>

<………>

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны