Решение б/н по делу 033/07/3-333/2021 от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-333/2021

«14» апреля 2021 г. г. Владимир

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

Председателя Комиссии:

<…….>

Заместителя председателя Комиссии:

<…….>

Членов Комиссии:

<…….>

<…….>

в присутствии представителя заказчика и организатора торгов – Муниципального унитарного предприятия города Владимира «Городская управляющая компания» (далее Заказчик, МУП г. Владимира «ГУК»)

в присутствии представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» (далее Заявитель, ООО «ЕРИЦ Владимирской области», Общество)

рассмотрев дело № 033/07/3-333/2021, возбужденное по жалобе ООО «ЕРИЦ Владимирской области» на действия заказчика и организатора торгов – МУП города Владимира «ГУК» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП города Владимира «ГУК» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (реестровый номер извещения 32110139677),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО «ЕРИЦ Владимирской области» (вх. 2525 от 06.04.2021 на действия заказчика и организатора торгов – МУП города Владимира «ГУК» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП города Владимира «ГУК» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (реестровый номер извещения 32110139677).

Как следует из жалобы, МУП города Владимира «ГУК» в единой информационной системе в сфере закупок разместило извещение № 32110139677 от 30.03.2021 и документацию о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Закупочной документацией установлены следующие требования:

- о возможности участия в закупке исключительно лиц, имеющих сертификат менеджмента качества на оказание услуг по организации и ведению баз данных по стандарту ISO 9001:2015, либо аналоги близкие по области применения;

- о возможности участия в закупке исключительно субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению Заявителя, установлением данных требований ограничен круг лиц, имеющих право участвовать в закупочной процедуре, Заказчик совершил завуалированные действия, внешне носящие законный характер, с целью создать видимость проведения конкурентной закупочной процедуры.

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-333/2021.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 07 апреля 2021 Владимирским УФАС России в адрес заказчика МУП города Владимира «ГУК» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.

Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО «ЕРИЦ Владимирской области», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru.

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержал.

Представители МУП города Владимира «ГУК» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России с доводами жалобы не согласились, в обоснование действий Заказчика пояснили следующее.

Сертификация ISO - это ряд определенных регламентов, которые направлены на контроль управленческой деятельности компании, включая документооборот, материальную базу, ресурсы и прочие производственные процессы. Наличие сертификата ИСО гарантирует, что все товары и услуги, которые, прошли процедуру сертификации, полностью соответствуют принятым мировым стандартам ISO. Выдачей сертификата занимаются аккредитованные органы, у которых есть соответствующий аттестат на проведение данного рода действий. Перечень таких организаций содержится в специальном реестре. Также органом по сертификации проводятся различные проверки и испытания, по результатам которых принимается решение о выдаче сертификата.

Требование к участнику о наличии сертификата менеджмента качества на оказание услуг по организации и ведению баз данных по стандарту ISO 9001:2015 или наличие иных аналогов по области применения подтверждают надежность поставщика услуг. При этом указанное требование не является неизмеряемым. Получение сертификата по стандарту ISO 9001:2015 или наличие иных аналогов носит свободный характер и доступен различным организациям. При этом указание на возможность предоставление аналогов ISO 9001:2015 расширяет спектр предоставления качественной услуги и соответствует требованиям пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Требование о прохождении добровольной сертификации не приводит к ограничению конкуренции, а направлено на привлечение квалифицированных исполнителей.

Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг.

В случае если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг, является правомерным и достаточным.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств.

В обоснование проведение конкурса только для субъектов малого и среднего предпринимательства Заказчик пояснил, что Заявитель не доказал отсутствие иных потенциальных участников закупки являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Перечисляя только тех возможных потенциальных участников, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, при этом косвенно подтверждая наличие иных участников не ограничивая перечень.

Размещенный конкурс предполагает участие любых субъектов малого и среднего предпринимательства входящих в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и на территории Владимирской области.

На участие в закупке подано две заявки, обе признаны соответствующими требованиям документации.

Подробно позиция Заказчика изложена в отзыве на жалобу № 534 от 12.04.2021.

Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО «ЕРИЦ Владимирской области» обжалует действия МУП города Владимира «ГУК» по установлению в документации о закупке требований к участникам закупки, которые противоречат требования Закона о закупках.

МУП города Владимира «ГУК» является муниципальным унитарным предприятием, которое, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленными Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность МУП города Владимира «ГУК» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия города Владимира «Городская управляющая компания», утвержденным приказом директора МУП города Владимира «ГУК» от 26.09.2018 №116 (далее – Положение о закупках).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 30 марта 2021 года в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке http://www.rts-tender.ru МУП города Владимира «ГУК» было опубликовано извещение № 32110139677 и размещена документация о конкурсе в электронной форме, на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП города Владимира «ГУК» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (далее Извещение о закупке, Документация о закупке).

Согласно протоколу рассмотрения заявок первых частей заявок на участие в конкурсе №2023353 от 09.04.2021 на участие в конкурсе поступило две заявки, который признаны соответствующими Документации о закупке. Из пояснений представителя Заявителя следует, что одна из заявок подана ООО «ЕРИЦ Владимирской области».

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такой закупки.

Согласно подпункту 1) пункта 1.2.4. Положения о закупках Заказчик при организации закупок использует, в том числе следующий метод: создание условий для развития добросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен в пункте 1.2.3 Положения о закупке.

Пунктом 13 Информационной карты Документации о закупке установлено, что участник закупки должен соответствовать, в том числе требованию о наличии сертификата менеджмента качества на оказание услуг по организации и ведению баз данных по стандарту ISO 9001:2015, либо аналогов близких по области применения.

Согласно положениям Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификаты системы менеджмента качества входят в перечень документов по стандартизации, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. При этом подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе, в определенной системе добровольной сертификации.

Кроме того, получение участником закупки указанных сертификатов требует значительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, что является административным барьером для участия в закупке.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание факт отсутствия норм законодательства об обязательном применении указанных сертификатов, установление обязательного требования о наличии сертификатов систем менеджмента качества ограничивает количество участников закупки, поскольку обременяет участника закупки заблаговременно оформить соответствующие документы. При этом, отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки сертификата менеджмента качества на оказание услуг по организации и ведению баз данных по стандарту ISO 9001:2015, либо аналогов близких по области применения, действующего сертификата соответствия работ по охране труда не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса. Вместе с тем, данное требование может устанавливаться в качестве критерия оценки. Заказчиком не представлено доказательств наличия у сертификата менеджмента качества на оказание услуг по организации и ведению баз данных по стандарту ISO 9001:2015 аналогов близких по области применения.

В соответствии с пунктом 14 Информационной карты Документации о закупке участником настоящей закупки может быть только субъект МСП, определяемый в соответствии с условиями Закона №209-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, который заказчики обязаны обеспечить, порядок расчета такого объема, форму и требования к содержанию годового отчета об объеме закупок у СМСП определяет Правительство РФ.

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема установлены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление №1352).

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 1352 закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 21 статьи 4 Закона о закупках информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

При этом пунктом 2 Постановления № 1352 обозначен круг юридических лиц, на которых данное Постановление распространяется, т.е. фактически указаны те заказчики, которые обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако, Заказчиком Комиссии Владимирского УФАС России не представлено доказательств того, что он отнесен к перечню лиц, указанному в пункте 2 Постановления №1352. План закупки товаров, работ, услуг Заказчиком размещен в единой информационной системе в сфере закупок только 23.03.2021.

Таким образом в рассматриваемом деле, в отсутствие у Заказчика обязанности размещать часть закупок исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства, установление в Документации о закупке данного требования к участникам закупки необоснованно ограничивает конкуренцию.

Учитывая изложенное, установление Заказчиком требований к участникам конкурса о наличии сертификата менеджмента качества на оказание услуг по организации и ведению баз данных по стандарту ISO 9001:2015, а также отнесение их к числу субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве обязательных противоречит пункту 1.2.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Данный вывод Комиссии Владимирского УФАС России подтверждается также тем, что на участие в рассматриваемой закупке подана только одна заявка, отвечающая установленным требованиям. Вторая заявка подана ООО «ЕРИЦ Владимирской области», у которого отсутствует статус субъекта малого и среднего предпринимательства, а также сертификат ISO 9001:2015, подлежит отклонению.

Согласно Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В связи с чем, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «ЕРИЦ Владимирской области» является обоснованной; а также решает выдать Заказчику предписание об устранении нарушения путем аннулирования торгов.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» (600000, г. Владимир, ул. Княгининская, д. 7,  1143328002400, ИНН: 3328496339) на действия заказчика и организатора торгов – Муниципального унитарного предприятия города Владимира «Городская управляющая компания» (600009, г. Владимир, ул. Полины Осипенко, д. 3, оф. 38, ОГРН: 1153328001529, ИНН: 3328002766) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП города Владимира «Городская управляющая компания» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (реестровый номер извещения 32110139677), обоснованной.

2. Выдать заказчику и организатору торгов – Муниципальному унитарному предприятию города Владимира «Городская управляющая компания» (600009, г. Владимир, ул. Полины Осипенко, д. 3, оф. 38, ОГРН: 1153328001529, ИНН: 3328002766) предписание об устранении нарушений.

 

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны