Решение б/н по делу 033/07/3-564/2021 от 23 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-564/2021

«18» июня 2021 г. г. Владимир

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

<……..>

в присутствии представителя заказчика и организатора торгов – Муниципального унитарного предприятия города Владимира «Городская управляющая компания» (далее Заказчик, МУП г. Владимира «ГУК») – <……..>

в присутствии представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» (далее Заявитель, ООО «ЕРИЦ Владимирской области», Общество) <……..>

рассмотрев дело № 033/07/3-5/2021, возбужденное по жалобе ООО «ЕРИЦ Владимирской области» на действия заказчика – МУП г. Владимира «ГУК» при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП г. Владимира «Городская управляющая компания» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (реестровый номер договора 53328002766210000120000) у единственного поставщика,

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» (вх. 4458 от 10.06.2021) на действия заказчика – МУП г. Владимира «ГУК» при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП г. Владимира «Городская управляющая компания» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (реестровый номер договора 53328002766210000120000) у единственного поставщика.

Как следует из жалобы, МУП г. Владимира «ГУК» в единой информационной системе в сфере закупок разместило сведения о заключенном с единственным поставщиком договоре на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП г. Владимира «Городская управляющая компания» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ.

Заявитель полагает, что поскольку рынок услуг данной закупки является конкурентным, проведение закупки у единственного поставщика необоснованно. Обстоятельства, объективно препятствующие проведению конкурентной процедуры по отбору исполнителя у Заказчика отсутствовали.

Таким образом, по мнению заявителя МУП г. Владимира «ГУК», при осуществлении указанных действий нарушены требования части 1 статьи 1 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами», части 1 статьи 17, части 4 статьи 11, пунктов 8 и 9 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-564/2021.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 11 июня 2021 Владимирским УФАС России в адрес заказчика МУП г. Владимира «ГУК» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.

Информация о поступлении жалобы ООО «ЕРИЦ Владимирской области», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru.

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представители Заявителя доводы жалобы поддержали.

Представитель МКП города Владимира «ЖКХ» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России с доводами жалобы не согласилась, пояснила что договор №33/2021 от 30.04.2021 с ООО «ЕРКЦ» заключен на основании протокола заседания комиссии от 30.04.2021. Основанием является пп. 9 п. 7.72 раздела 7.7 Положения о закупке.

МУП г. Владимира «ГУК» является исполнителем услуг по договорам управления многоквартирными домами и осуществляет в том числе, организацию и ведению аналитического учета, расчет размера платы за предоставленные МУП г. Владимира «Городская управляющая компания» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ.

Ограничений по сумме договоров, номенклатуре закупаемых товаров, работ и услуг данный подпункт не содержит. Законодательством РФ не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках не содержится. Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц не предусмотрены требования к порядку обоснования выбора конкретного лица в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Стоимость соответствующих услуг по договору заключенному Заказчиком с ООО «ЕРКЦ» (как с единственным поставщиком) значительно ниже, чем стоимость аналогичных услуг по действующему договору с ООО «ЕРИЦ Владимирской области» и включает в себя дополнительно услуги паспортного учета граждан.

Кроме того ООО «ЕРКЦ» осуществляет начисление платы по вывозу ТКО (региональный оператор ООО «Биотехнологии») и начисление платы за водоснабжение и водоотведение (МУП «Владимирводоканал»), что является дополнительным удобством для собственников и нанимателей жилых помещений МКД (использование «единого платежного документа» - в одной квитанции сразу все или хотя бы некоторые виды коммунальных услуг, плата за содержание и ремонт, вывоз ТКО и т.п.)

Подробно позиция Заказчика изложена в отзыве на жалобу № 964 от 17.06.2021.

Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО «ЕРИЦ Владимирской области» обжалует действия МУП города Владимира «ГУК» по проведению закупки у единственного поставщика.

МУП города Владимира «ГУК» является муниципальным унитарным предприятием, которое, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленными Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность МУП города Владимира «ГУК» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия города Владимира «Городская управляющая компания», утвержденным приказом директора МУП города Владимира «ГУК» от 26.09.2018 №116 (далее – Положение о закупках).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 30 марта 2021 года в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru МУП города Владимира «ГУК» было опубликовано извещение № 32110139677 и размещена документация о конкурсе в электронной форме, на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП города Владимира «ГУК» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (конкурс в электронной форме).

Вместе с тем по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика при проведении конкурса в электронном виде Владимирским УФАС России принято решение от 14.04.2021 №033/07/3-333/2021 и выдано предписание 14.04.2021 №033/07/3-333/2021 об устранении нарушения путем аннулирования торгов, со сроком исполнения - до 27.04.2021.

04 мая 2021 года в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) МУП города Владимира «ГУК» разместило сведения о заключенном с единственным поставщиком договоре на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП города Владимира «ГУК» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ.

Информация о проведении закупки у единственного поставщика внесена в план закупок МУП города Владимира «ГУК» - 29.04.2021, начальная максимальная цена – 1 200 000 рублей.

30.04.2021 Заказчиком в ЕИС размещены сведения о договоре №53328002766210000120000 предметом которого являются оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП города Владимира «ГУК» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ.

Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «ЕРИЦ Владимирской области» является обоснованной по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В части 3.2 статьи 3 Закона о закупках указано, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Согласно подпункта 9 пункта 7.7.2 Положения о закупках основанием для проведения закупки у единственного поставщика является осуществление закупки во исполнение обязательств по договорам, в которых заказчик выступает в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

По мнению Комиссии Владимирского УФАС России действия заказчика по выбору способа закупки являются его безусловным правом, однако установление иных (помимо конкурса и аукциона) способов закупки должно осуществляться заказчиком не произвольно, а с учетом принципов, установленных частью 1 статьи 3 Закона о закупках.

В рассматриваемом случае, избранный заказчиком способ закупки повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников и нарушает принципы осуществления закупочной деятельности, установленные пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Данный вывод Комиссии Владимирского УФАС России соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора от 16.05.2018, согласно которой сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), независимо от наличия конкурентного рынка, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Согласно подпункту «б» пункта 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в том числе государственными унитарными предприятиями в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Действия Заказчика установившего в Положении о закупках возможность проведения закупок во исполнение обязательств по договорам, в которых заказчик выступает в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) без каких-либо ограничений являются неправомерными.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не предоставил доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих проведению конкурентной закупки в соответствии с Положением о закупке, Законом о закупках.

Таким образом, заключение МУП города Владимира «ГУК» договора с единственным поставщиком ООО «ЕРКЦ» свидетельствует о нарушении части 1 статьи 2 Закона о закупках, а также принципа осуществления закупочной деятельности, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Поскольку по итогам оспариваемой закупки заказчиком заключен и исполняется гражданско-правовой договор, у антимонопольного органа не имеется полномочий на выдачу предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

Заявитель вправе обратиться с требованием о признании договора, заключенного в результате закупки у единственного поставщика, недействительным в судебном порядке.

Одновременно, Комиссия Владимирского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив представленные доказательства, не выявила в действиях заказчика - МУП г. Владимира «ГУК» признаков нарушения подпунктов 8 и 9 части 1 статьи 10, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Товарный рынок услуг по управлению многоквартирным домами в административных границах г. Владимира является конкурентным, на нем отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, следовательно, на действия (бездействие) МКП города Владимира «ГУК» не распространяется запрет, установленный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Единый расчетно-информационный центр Владимирской области» (600000, г. Владимир, ул. Княгининская, д. 7,  1143328002400, ИНН: 3328496339) на действия заказчика – Муниципального унитарного предприятия города Владимира «Городская управляющая компания» (600009, г. Владимир, ул. Полины Осипенко, д. 3, оф. 38, ОГРН: 1153328001529, ИНН: 3328002766)» при проведении закупки на право заключения договора на оказание услуг по организации и ведению аналитического учета, расчету размера платы за предоставленные МУП г. Владимира «Городская управляющая компания» услуги собственникам и нанимателей жилых помещений, в том числе включающее ежемесячное формирование, печать и доставку конвертируемых платежных документов, организации сбора и приема платежей, приему и консультированию Потребителя, а также передачу информации, в рамках исполнения договора, в ГИС ЖКХ (реестровый номер договора 53328002766210000120000) у единственного поставщика.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны