Решение №03/1586-исс по делу №033/07/3-238/2021 от 25 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09
e-mail: to33@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 033/07/3-238/2021
«22» марта 2021 г. г. Владимир
Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:
Председателя Комиссии:
<………>;
Заместителя председателя Комиссии:
<………>;
Членов Комиссии:
<………>;
<………>;
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика и организатора торгов – Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3» (далее – ГУП «ДСУ-3», Заказчик) – <………>; в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя – Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Мангуст» (далее – ООО ЧОО «Мангуст», Заявитель) – <………>;
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи дело № 033/07/3-238/2021, возбужденное по жалобе ООО ЧОО «Мангуст»» на действия заказчика и организатора закупки - ГУП «Дорожно-строительное управление №3» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуги по охране объектов ГУП «ДСУ-3», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №3211002245),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО ЧОО «Мангуст» (вх. № 1710 от 15.03.2021) на действия заказчика и организатора торгов – ГУП «Дорожно-строительное управление №3» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуги по охране объектов ГУП «ДСУ-3», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32110022450).
Как следует из жалобы, ООО ЧОО «Мангуст» принимало участие в аукционе в электронной форме на оказание услуги по охране объектов ГУП «ДСУ-3» (извещение №32110022450).
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32110022450 от 12.03.2021 закупочной комиссией ГУП «ДСУ-3» заявка ООО ЧОО «Мангуст» (порядковый номер <...> ) не допущена к участию в закупке в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно пп.6 п.21 аукционной документацией предусмотрено наличие заверенной участником закупки копии годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (для организаций, работающих по системе упрощенного налогообложения УСН – декларация о доходах и расходах) с отметкой налогового органа о принятии. Участник не приложил данные документы.
Заявитель полагает, что ему необоснованно отказано в допуске к участию в закупке, поскольку указанная декларации была представлена в составе заявки в установленный в аукционной документации срок и включала в себя сведения о доходах и расходах ООО ЧОО «Мангуст» по состоянию на последнюю отчетную дату.
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-238/2021.
В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 17 марта 2021 Владимирским УФАС России в адрес ГУП «ДСУ-3» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.
Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО ЧОО «Мангуст», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru, в разделе «Решения».
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержал.
Представитель ГУП «ДСУ-3» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России с доводами жалобы согласилась, при этом пояснила, что при рассмотрении заявок электронного аукциона на оказание услуги по охране объектов для нужд ГУП «ДСУ-3» произошла ошибка при распаковывании файлов zip папки, где находились заявки участников.
При распаковке папки был утерян файл «012 Декларация о доходах и расходах на последнюю отчетную дату», в связи с чем участник ООО ЧОО «Мангуст» был отклонен, так как данный файл в папке не был найден.
Обнаружив данный сбой, все файлы заявки участника были перепроверены. Из повторного анализа предоставленной документации было установлено, что ООО ЧОО «Мангуст» предоставил все необходимые документы, в связи с чем был изменен протокол вторых частей заявок на участие в процедуре 32110022450 и протокол подведения итогов процедуры 32110022450.
Сроки подведения итогов процедуры позволяли разместить изменения аукционной документации без нарушения законодательства и по итогам рассмотрения участник ООО ЧОО «Мангуст» был допущен к торгам и по итогам признан победителем.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 17).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Исходя из доводов жалобы, ООО ЧОО «Мангуст» обжалует действия ГУП «ДСУ-3» по необоснованному отказу в допуске к участию в процедуре подведения итогов аукциона в электронной форме.
ГУП «ДСУ-3» является государственным унитарным предприятием, которое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленными Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ГУП «ДСУ-3» регламентируется Положением о закупке товаров, работ услуг Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3», утвержденным приказом генерального директора ГУП «ДСУ-3» от 26.03.2016 №83 (далее – Положение о закупках).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 02 ноября 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке http://roseltorg.ru ГУП «ДСУ-3» было опубликовано извещение № 32110022450 и размещена Документация электронного аукциона на оказание услуги по охране объектов ГУП «ДСУ-3» (далее Извещение о закупке, Документация о закупке).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре 32110022450 от 10.03.2021 на участие в закупке поступило пять заявок, из них две заявки отозвано.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32110022450 от 12.03.2021, по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, комиссией по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ГУП «ДСУ-3» (далее – Закупочная комиссия) ООО ЧОО «Мангуст» отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с «несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно, пп.6 п.21 аукционной документацией предусмотрено наличие заверенной участником закупки копии годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (для организаций, работающих по системе упрощенного налогообложения УСН – декларация о доходах и расходах) с отметкой налогового органа о принятии. Участник не приложил данные документы».
Частью 9 ст. 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупке в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупке заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно пункта 7.4.11. Положения о закупке для участия в аукционе участник закупки подает заявку на участие в аукционе. Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе указываются в аукционной документации с учетом положений настоящего раздела Положения о закупке.
Абзацом «е» пункта 7.4.13. Положения о закупке установлено, что заявка на участие в аукционе должна содержать, заверенную участником закупки копию годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (для организаций, работающих по системе упрощенного налогообложения УСН – декларация о доходах и расходах) с отметкой налогового органа о принятии.
Аналогичные требования к составу заявки устанавливает пункт 21 Информационной карты электронного аукциона Документации о закупке, абзац «е» пункта 14.2 Документации о закупке.
В соответствии с пунктом 24.1. Документации о закупке на основании результатов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе комиссией принимается одно из следующих решений:
– о допуске к участию в электронном аукционе участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, участником электронного аукциона
– об отказе в допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, к участию в электронном аукционе.
Согласно пункту 24.2. Документации о закупке участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе в случае:
– непредоставления сведений, предусмотренных пунктом 14 настоящей документации, или предоставления недостоверных сведений;
– несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 14 настоящей документации, требованиям документации.
Закупочной комиссией заявка ООО ЧОО «Мангуст» к участию в электронном аукционе не допущена в связи с непредставлением в ее составе заверенной участником закупки копии годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (для организаций, работающих по системе упрощенного налогообложения УСН – декларация о доходах и расходах) с отметкой налогового органа о принятии.
Как пояснила на заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заказчика, при рассмотрении заявок электронного аукциона на оказание услуги по охране объектов для нужд ГУП «ДСУ-3» произошла ошибка при распаковывании файлов zip папки, где находились заявки участников.
При распаковке папки секретарем закупочной комиссии <………> был утерян файл «012 Декларация о доходах и расходах на последнюю отчетную дату» в связи, с чем закупочной комиссией данный файл в папке не был найден и участник ООО ЧОО «Мангуст» был отклонен.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в составе заявки ООО ЧОО «Мангуст» представлена заверенная участником закупки копии годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (для организаций, работающих по системе упрощенного налогообложения УСН – декларация о доходах и расходах) с отметкой налогового органа о принятии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Учитывая изложенное, действия Заказчика по отказу в допуске к процедуре подведения итогов аукциона второй части заявки ООО ЧОО «Мангуст» противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В связи с чем, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО ЧОО «Мангуст» является обоснованной.
Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком до рассмотрения жалобы по существу заявка ООО ЧОО «Мангуст» была повторно рассмотрена закупочной комиссией и принято решение о допуске участника ООО ЧОО «Мангуст» к процедуре подведения итогов аукциона и признании его победителем электронного аукциона, то есть Заказчиком устранено нарушение до принятия настоящего решения, у Комиссии Владимирского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Мангуст» (600007, г. Владимир, ул. Почаевская, д. 21 А, эт.1, оф. 1, ОГРН 1073328001658, ИНН 3328449113) на действия заказчика и организатора торгов - Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3» (600023, Владимирская обл., г. Владимир, Судогодское шоссе, д. 5, ОГРН 1033303405850, ИНН 3329000602) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов ГУП «ДСУ-3», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32110022450), обоснованной.
2. Предписание об устранении нарушений Государственному унитарному предприятию Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3» (600023, Владимирская обл., г. Владимир, Судогодское шоссе, д. 5, ОГРН 1033303405850, ИНН 3329000602) не выдавать.
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.