Решение б/н Решение по делу от 1 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 033/01/17-788/2023

Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 01 декабря 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  (далее – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:

<...>  – председателя Комиссии (руководителя Управления);

<...>. – члена Комиссии (начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

<...>– члена Комиссии (главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отсутствие заявителя, о времени и месте рассмотрения дела уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев материалы дела № 033/01/17-788/2023, возбужденного по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении МАУК «Дом культуры молодежи» (ИНН 3302013058, ОГРН 1033302009234 место нахождения  600007, Владимирская область, город Владимир, ул. Мира, д. 55),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при поступлении из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

25.10.2023 издан приказ Владимирского УФАС России от № 243/23   о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МАУК «Дом культуры молодежи» (ИНН 3302013058, ОГРН 1033302009234 место нахождения  600007, Владимирская область, город Владимир, ул. Мира, д. 55) по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Во Владимирском УФАС России рассматривается обращение  Прокуратуры г. Владимира (вх. № 7239/23 от 19.10.2023, указывающее на признаки нарушения действующего антимонопольного законодательства при осуществлении закупок  МАУК «Дом культуры молодежи».

            Согласно доводам обращения, Положением о закупках МАУК «Дом культуры молодежи»  установлен избыточный перечень оснований для проведения закупок у единственного поставщика, который позволяет проводить закупки исключительно неконкурентным способом.

 

25.10.2023 издан приказ Владимирского УФАС России от № 243/23    о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МАУК «Дом культуры молодежи» (ИНН 3302013058, ОГРН 1033302009234 место нахождения  600007, Владимирская область, город Владимир, ул. Мира, д. 55) по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

По результатам анализа информации,  размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/, а также полученной от МАУК «Дом культуры молодежи» в ответ  на запрос № НШ/5181/23 от 19.10.2023, установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. В частности, установлены следующие обстоятельства.

Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи»  от 09.01.2014 утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (первая редакция). Данная редакция содержит 36 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 9).

Решением наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи»  № 3 от 03.07.2017 утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (вторая редакция). Данная редакция содержит 26 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 5.1). При этом, в соответствии с пп. 1 п. 5.1, закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму до 1,0 млн. руб. (с НДС) по одному договору, а также по пп. 26 п. 5.1  допускается закупать  71 товарные позиции в соответствии с приведенным перечнем ОКПД 2.

Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи» от 31.10.2018 № 6-НС утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (третья редакция). Данная редакция содержит 28 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (разд. 43). При этом, в соответствии с пп. 4 п. 2 разд. 43, закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму до 1,0 млн. руб. (с НДС) по одному договору, а также по пп. 27 п. 2 разд. 43 допускается закупать  70 товарных позиций в соответствии с приведенным перечнем ОКПД 2.

Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи» от 21.06.2021 № 5-НС утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (четвертая редакция). Данная редакция содержит 68 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 111). При этом, в соответствии с пп. 40 п. 111, закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму до 1,0 млн. руб. (с НДС) по одному договору.

Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи» от 06.05.2022 № 4  утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (пятая редакция). Данная редакция содержит 77 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 6.1). При этом, в соответствии с пп.1.  п. 6.1, закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму до 1,0 млн. руб. (с НДС) по одному договору.

Приказом МАУК «Дом культуры молодежи» № 18-ОД от 22.06.2022 утверждено изменение в пп.1.  п. 6.1 Положения о закупках, в соответствии с которым закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму до 1,5 млн. руб, включая НДС.

Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи» от 08.08.2022 № 8-НС  утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (шестая редакция). Данная редакция содержит 18 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 6.1). При этом, в соответствии с пп.1.  п. 6.1, закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму  до 1,5 млн. руб, включая НДС.

Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи» от 27.09.2022 № 9-НС  утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (седьмая редакция). Данная редакция содержит 36 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 6.1). При этом, в соответствии с пп.1.  п. 6.1, закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму  до 1,5 млн. руб, включая НДС, а также по пп. 36 п. 6.1 допускается закупать  53 товарные позиции в соответствии с приведенным перечнем ОКПД 2

Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи» от 23.10.2023 № 8-Н  утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи» (восьмая редакция). Данная редакция содержит 36 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 6.1). При этом, в соответствии с пп.1.  п. 6.1, закупка у единственного поставщика проводится при необходимости закупки товаров, работ и услуг на сумму  до 10 млн. руб, включая НДС, а также по пп. 36 п. 6.1 допускается закупать  53 товарные позиции в соответствии с приведенным перечнем ОКПД 2

Здесь и далее текст положения положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУК «Дом культуры молодежи»  (далее также – Положение) приводится в соответствии с редакцией, утвержденной Протоколом наблюдательного совета МАУК «Дом культуры молодежи» от 23.10.2023 № 8-Н.

В соответствии  с разделом «Термины, определения и сокращения» Положения, закупка - совокупность действий Заказчика, направленных на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), способного удовлетворить потребности Заказчика в товарах (работах, услугах), закупка у единственного поставщика - процедура закупки, при которой договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключается без проведения конкурентных процедур.

Настоящее Положение разработано на основании Закона № 223-ФЗ с целью регламентации закупочной деятельности Заказчика (п. 1.1.1  Положения).

При осуществлении закупок Заказчик руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, настоящим Положением(п. 1.1.2  Положения)..

Исходя из п. 1.2.1 Положения, Закупки осуществляются в следующих целях:

1) создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для коммерческого использования, с установленными им показателями;

2) реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика;

3) обеспечение гласности и прозрачности деятельности Заказчика;

4) обеспечение целевого и эффективного использования средств;

5) предотвращение коррупции и других злоупотреблений;

6) развитие и стимулирование добросовестной конкуренции.

Заказчик осуществляет закупки конкурентными и неконкурентными способами (п. 1.3.1).

Неконкурентные закупки осуществляются следующим способом: закупка у единственного поставщика, закупка у СМСП  по принципу «Электронного магазина»(п. 1.3.3).

Исходя из п. 7.2.17 Положения, закупку, предусмотренную пп. 2 п. 7.1.1 настоящего Положения, можно провести неконкурентным способом по принципу "электронного магазина". При этом необходимо соблюдать следующий порядок: 1) закупка осуществляется в электронной форме на электронных площадках, операторы которых перечислены в Приложении № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р; 2) цена заключаемого по итогам закупки договора не должна превышать 20 млн руб.; 3) участник закупки - СМСП (самозанятый) размещает предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг) на электронной площадке; 4) Заказчик размещает на электронной площадке информацию о закупаемом товаре (работе, услуге), устанавливает требования к нему и к участнику закупки; 5) из содержащихся на электронной площадке предварительных предложений участников оператор выбирает те, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком; 6) из числа определенных оператором участников Заказчик, используя критерии оценки, установленные в пп. 7 настоящего пункта, выбирает участника, с которым заключается договор; 7) критериями оценки предложений участников в зависимости от специфики закупки могут быть установлены критерии, указанные в п. 2.4.2 Положения. Заказчик из числа определенных оператором участников выбирает предложение участника с наилучшими условиями договора согласно установленным критериям;

Исходя из п. 6.1 Положения, Закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, если:

1) необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 10 млн. руб. (десяти миллионов рублей), включая НДС;

2) требуется закупить товары (работы, услуги), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и равноценная замена которых невозможна, или необходимо заключить договоры с субъектами естественных монополий;

3) нужно провести дополнительную закупку товаров или закупку товаров, необходимых для обслуживания, ремонта и (или) обеспечения бесперебойной работы ранее приобретенных товаров, а также товаров, работ и услуг, которые связаны с их обслуживанием и сопровождением;

4) требуется закупить товары (работы, услуги) с целью обеспечить участие Заказчика в выставке, конкурсе, форуме, конференции, семинаре, стажировке;

5) возникла срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) и применить другие способы закупки невозможно из-за отсутствия времени, необходимого для их проведения,в следующих случаях:

- возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы);

- уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом невозможно);

- расторгнут неисполненный договор и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения;

6) процедура закупки признана несостоявшейся, поскольку не подано (не допущено к участию) ни одной заявки либо подана (допущена к участию) единственная заявка;

7) возникла потребность в услугах по предоставлению банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по договору с третьим лицом;

8) Заказчик является исполнителем по договору и в процессе его исполнения возникла потребность в товарах (работах, услугах), но проводить конкурентную процедуру нецелесообразно из-за отсутствия времени либо исходя из условий такого договора;

9) закупаются коммунальные услуги, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;

10) осуществляется подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;

11) закупаются услуги по техническому (обслуживание пожарной, охранной сигнализации, видеонаблюдения и др.) и санитарному (уборка, чистка, дезинфекция) содержанию помещений Заказчика;

12) закупаются услуги стационарной и мобильной связи, интернета;

13) закупаются услуги государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также подведомственных им юридических лиц;

14) закупаются услуги по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

15) заключается договор (соглашение) с оператором электронной площадки;

16) закупаются услуги по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства;

17) осуществляется закупка на проведение авторами проекта технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ;

18) осуществляется закупка на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении интеллектуальной собственности для нужд Заказчика, обусловленных производственной необходимостью, если единственному поставщику принадлежит исключительное право на интеллектуальную собственность или право ее использования, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставлять сублицензии;

19) приобретаются услуги по обучению, повышению квалификации работников организации, профессиональной переподготовке, стажировке, участии в ином мероприятии с поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия (семинары, конференции, дополнительное обучение), а также приобретаются иные услуги в области образования;

20) заключается договор банковского обслуживания, эквайринга;

21) заключаются гражданско-правовые договора о выполнении работ, оказании услуг Заказчику физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда;

22) заключается договор с физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов, а также театрального (концертного) реквизита, музыкальных инструментов, светового, звукового, мультимедийного, проекционного оборудования, грима, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;

23) осуществляется закупка товаров, работ, услуг, связанных с приобретением программных средств, технической поддержкой эксплуатации, доработкой существующего функционала программных средств;

24) возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей); при этом к услугам, предусмотренным настоящим пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания и прочие сопутствующие расходы;

25) заключаются договоры обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО);

26) заключается агентский договор;

27) осуществляется закупка услуг по размещению информации в конкретном печатном издании, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ином средстве массовой информации, по организации теле-и радиотрансляций, радиотрансляций, в том числе услуги рекламы;

28) заключается договор на оказание услуг поверки (калибровки) средств измерения, пожарных кранов, лестниц, проверки защитного заземления и электрической изоляции;

29) оплаты членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;

30) заключается договор на предоставление услуг по техническому обслуживанию, поддержке и сопровождению информационных систем, программных средств и программных продуктов;

31) заключаются договора на ремонт оборудования, компьютеров, переферийного оборудования, заправку картриджей;

32) заключаются договора на технический осмотр и ремонт автотранспортных средств;

33) заключаются договора на медицинские услуги (проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, профосмотр работников);

34) заключается договор на ремонт здания, кровли, кабинетов;

35) заключается договор на печатные услуги, услуги ксерокопирования, тиражирования, изготовления печатной продукции;

35) осуществляются работы по мобилизационной подготовке;

36) при закупке товаров, перечисленных в приведенной таблице:

Код по  (ОКПД 2)

Наименование

13.10

Пряжа и нити текстильные

13.20

Ткани текстильные

13.94

Канаты, веревки, шпагат и сети

14.11

Одежда из кожи

14.12

Спецодежда

14.13

Одежда верхняя прочая

14.19

Одежда прочая и аксессуары

14.3

Предметы одежды трикотажные и вязаные

15.10

Обувь

16.23

Изделия деревянные строительные и столярные прочие

17.2

Изделия из бумаги и картона

20.30

Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфические краски и мастики

20.4

Мыло и средства моющие, средства чистящие и полирующие, средства парфюмерные и косметические

20.5

Продукты химические прочие

21.20.24.150

Изделия медицинские ватно-марлевые

22.11.1

Шины, покрышки и камеры резиновые новые

22.21

Плиты, листы, трубы и профили пластмассовые

22.23.1

Изделия пластмассовые строительные; линолеум и твердые неполимерные материалы для покрытия пола

23.1

Стекло, изделия из стекла

23.4

Изделия фарфоровые и керамические прочие

23.5

Цемент, известь и гипс

23.6

Изделия из бетона, цемента и гипса

25.7

Изделия ножевые, инструмент и универсальные скобяные изделия

25.9

Изделия металлические готовые прочие

26

Оборудование компьютерное, электронное и оптическое

27.2

Батареи и аккумуляторы

27.3

Кабели и арматура кабельная

27.4

Оборудование электрическое осветительное

27.5

Приборы бытовые

27.9

Оборудование электрическое прочее

28.23

Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования

28.24

Инструменты ручные с механизированным приводом

28.25

Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное

29.10.2

Автомобили легковые

29.2

Кузова (корпуса) для автотранспортных средств; прицепы и полуприцепы

29.3

Части и принадлежности для автотранспортных средств

31.0

Мебель

32.1

Изделия ювелирные, бижутерия и подобные изделия

32.2

Инструменты музыкальные

32.3

Товары спортивные

32.4

Игры и игрушки

32.91

Метлы и щетки

32.99.1

Уборы головные защитные; ручки и карандаши, доски, печати, штемпели для датирования, запечатывания или нумерации; ленты для пишущих машинок, штемпельные подушки

32.99.2

Зонты, трости, пуговицы, формы (каркасы) для пуговиц, кнопки для одежды, застежки-молнии и их части

32.99.3

Изделия из волоса человека или животных; аналогичные изделия из текстильных материалов

32.99.5

Изделия прочие, не включенные в другие группировки

58.11.1

Книги печатные

58.19.11

Открытки почтовые печатные, открытки поздравительные и прочая издательская продукция печатная

58.19.12

Репродукции, чертежи и фотографии, печатные

58.19.13.120

Календари печатные

58.19.19.190

Продукция издательская печатная прочая, не включенная в другие группировки

58.29.29.000

Обеспечение программное прикладное прочее на электронном носителе

59.20.33.000

Аудиодиски, ленты или прочие физические носители с музыкальными записями.

 

Таким образом, поименованный в Положении перечень закупки у единственного поставщика оснований для закупки у единственного поставщика охватывает практически всю сферу деятельности учреждения, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Указанное подтверждается сведениями о фактическом осуществлении заказчиком закупочной деятельности.

Так, план закупок учреждения на 2021 год в последней версии содержит 6 позиций закупок, все запланированы как закупки у единственного поставщика. В 2021 году заказчиком осуществлено 536 случаев приобретения товаров, работ, услуг на общую сумму 6 989 481,14 рублей. Неконкурентные закупки проведены в 100 % случаев удовлетворения потребностей в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".  Средняя сумма закупки составила 13 040,08 рублей.

План закупок учреждения на 2022 год в последней версии содержит 9 позиций закупок, все запланированы как закупки у единственного поставщика. В 2022 году заказчиком осуществлено 524 случаев приобретения товаров, работ, услуг на общую сумму 9 845 251,42 рублей. Неконкурентные закупки проведены в 100 % случаев удовлетворения потребностей в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".  Средняя сумма закупки составила 18 788,65 рублей.

План закупок учреждения на 2023 год в последней версии содержит 4 позиции закупок, все запланированы как закупки у единственного поставщика. На момент возбуждения настоящего дела в 2023 году заказчиком осуществлено 524 случаев приобретения товаров, работ, услуг на общую сумму 7 024 854,11 рублей. Неконкурентные закупки проведены в 100 % случаев удовлетворения потребностей в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".  Средняя сумма закупки составила 18 633,57  рублей.

Средняя сумма закупки в 2021 – 2023 году составила  16 820,77 рубля, что в  594 раза меньше лимита, установленного пп. 1 п. 6.1   Положения, где указано, что Закупка у единственного поставщика осуществляется Заказчиком, если необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 10 млн. руб. (десяти миллионов рублей), включая НДС, и в 1189 раз меньше лимита, установленного пп. 2 п. 7.2.17 Положения. Таким образом, без учета иных случаев закупки у единственного поставщика, поименованных в Положении, учреждение способно осуществлять до 100% годового объема закупок.

Также, учреждением предусмотрен широкий перечень иных оснований для закупки товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в том числе на рынках, находящихся в состоянии конкуренции.

Исходя из изложенного, поименованный в Положении перечень закупки у единственного поставщика оснований для закупки у единственного поставщика охватывает практически всю сферу деятельности учреждения, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

 

В соответствии с пояснениями, представленными представителем ответчика в заседании Комиссии 14.11.2023, основные средства, обеспечивающие финансирование закупок являются собственными средствами учреждения, полученными в качестве доходов от оказания платных услуг. При этом, денежные средства расходуются по мере их поступления, планирование закупок в таких условиях затруднительно.

В то же время, Комиссия отмечает, что при осуществлении закупок Заказчик руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, настоящим Положением(п. 1.1.2  Положения), что налагает на него обязанность по обеспечению равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках) наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии со статьей 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений закона (часть 2); конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи (часть 3); неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 указанной статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2).

Порядок подготовки и осуществления неконкурентной закупки и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).

Положение о закупке, в том числе исчерпывающий перечень случаев неконкурентной закупки, устанавливаемый в положении о закупке, не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).

Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции.

Действия учреждения по формированию в Положении перечня неконкурентных способов закупки  фактически привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном конкретном товарном рынке, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности участвовать в конкурсных закупочных процедурах.

Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение контракта, к участию в размещении заказа. Сформированный перечень оснований для закупки у единственного поставщика не обоснован специализированным характером закупаемых товаров, работ, услуг,, не основано на положениях Закона о закупках и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. В данном пункте указано на недопустимость осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) и положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-11589).

На основании пункта 37 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В то же время, поскольку нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции со стороны заказчика выявлены не при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно Положению о закупке, а при включении в Положение о закупке случаев закупок у единственного поставщика, которые могут повлечь ограничение конкуренции (необоснованное ограничение конкурентных закупок расширенным перечнем неконкурентных закупок), что исключает в данной части применение абзаца 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2. Данный подход подтверждается также судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2021 N Ф03-3558/2021 по делу N А04-7496/2020, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2022 N Ф04-5023/2022 по делу N А75-13727/2021).

 

Действия заказчика МАУК «Дом культуры молодежи», выразившиеся в утверждении МАУК «Дом культуры молодежи» положения о закупках, его размещения на сайте https://zakupki.gov.ru/, включающего перечень оснований для закупки у единственного поставщика,  охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, позволяющего учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создавать возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Указанный подход также подтверждается судебной практикой: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-11589 по делу N А57-6792/2020,  Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2021 N 302-ЭС21-5479 по делу N А19-8951/2020, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2021 N Ф04-4433/2021 по делу N А75-20056/2020, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2021 N Ф03-3558/2021 по делу N А04-7496/2020, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 N 08АП-15172/2022 по делу N А70-18212/2022.

 

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Владимирским УФАС России проведен анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на открытых аукционах в электронной форме, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 033/01/17-788/2023 в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года N 18026 .  .

В соответствии с пунктом 10.10 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета закупки (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220;

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела № 033/01/17-788/2023 установлено следующее.

      - временной интервал исследования определен с 09.01.2014 (дата утверждения первой редакции Положения о закупке товаров, работ, услуг МАУК «Дом культуры молодежи») по настоящее время.

    - предметом закупок выступают товары, работы, услуги, нацеленные на обеспечение МАУК «Дом культуры молодежи» при выполнении работ, оказании услуг в сфере культуры  в целях организации досуга и предоставления жителям МО г. Владимир услуг в сфере культуры.

 

В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/17-788/2023 принято 14.11.2023 в заседании Комиссии. Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/17-788/2023 (исх. № АП/5700/23 от 15.11.2023) направлено в адрес лиц, участвующих в деле. Возражений и пояснений по обстоятельствам, изложенным в заключении, от участников дела не поступало.

На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, в действиях ответчика – МАУК «Дом культуры молодежи» (ИНН 3302013058, ОГРН 1033302009234 место нахождения  600007, Владимирская область, город Владимир, ул. Мира, д. 55) усматриваются признаки нарушения ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в утверждении МАУК «Дом культуры молодежи» положения о закупках, его размещения на сайте https://zakupki.gov.ru/, включающего перечень оснований для закупки у единственного поставщика,  охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, позволяющего учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создавать возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России не имеется.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/01/17-788/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении МАУК «Дом культуры молодежи» ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в формировании и закреплении в Положении о закупках МАУК «Дом культуры молодежи»перечня закупки у единственного поставщика оснований для закупки у единственного поставщика охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не являющегося объективно обосновывающим неконкурентные закупки, не ограничивающего неконкурентные способы закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку неконкурентным способом независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции..

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Владимирского УФАС России было установлено, что рассматриваемое нарушение антимонопольного законодательства не устранено. При таких обстоятельствах, в силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России имеются основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МАУК «Дом культуры молодежи» (ИНН 3302013058, ОГРН 1033302009234 место нахождения  600007, Владимирская область, город Владимир, ул. Мира, д. 55) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в  закреплении в Положении перечня закупки у единственного поставщика оснований для закупки у единственного поставщика охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не являющегося объективно обосновывающим неконкурентные закупки, не ограничивающего неконкурентные способы закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку неконкурентным способом независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
  2. Выдать МАУК «Дом культуры молодежи»  обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации путем  внесения изменений в Положение о закупках, устранив положения, в совокупности позволяющие предприятию осуществлять закупки неконкурентным способом независимо от наличия конкурентного рынка, охватывать неконкурентными закупками практически всю сферу деятельности предприятия и позволяющие привлекать исполнителей без проведения торгов. Срок исполнения предписания – 25.01.2024. Срок сообщения в антимонопольный орган об исполнении предписания – 29.01.2024.

 

Председатель Комиссии                                                          <...>

 

 

Члены комиссии:                                                                       <...>

 

 

                                                                                                     <...>

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны