Определение (комиссия) №АП/3451/24 Решение по делу 033/01/11-97/2024 от 10 июля 2024 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу 033/01/11-97/2024

 

<...>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 033/01/11-97/2024

Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 июля 2024 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:

<...>

В присутствии:

-<...>

рассмотрев материалы дела № 033/01/11-97/2024, возбужденного в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» (ИНН/ОГРН 3304005165/1033300201351, адрес регистрации: Владимирская обл., г. Гусь-Хрустальный, ул. Менжинского, д. 1); Общества с ограниченной ответственностью «Политехника» (ИНН/ОГРН: 3327112029, 1123327004283, адрес юридического лица: Владимирская обл., г. Владимир, г-к Институтский (Юрьевец мкр.), д. 32, кв. 21), по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при поступлении из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Во Владимирское УФАС России поступило обращение Счетной палаты Владимирской области, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при поставке интерактивных столов для 1, 2, 3, 4 классов для начальной школы на 350 мест по ул. им. младшего лейтенанта милиции Шитова И.В., 10 в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области.

Согласно обращению Счетной палаты (далее – заявитель) на основании плана работы на 2023 г. проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных органами местного самоуправления муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области на осуществление отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, в ходе которой выявлены факты принятия должностными лицами муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области решений, противоречащих требованиям действующего законодательства о защите конкуренции.

В рамках проверки проведен анализ законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных органами местного самоуправления МО г. Гусь- Хрустальный на строительство начальной школы на 350 мест в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. С этой целью из областного бюджета были выделены средства субсидии в общем объеме 342 501,8 тыс. руб., основная часть которых направлена на проведение строительных работ. Функции заказчика по строительству начальной школы на 350 мест возложено на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Гусь-Хрустальный (далее – МБОУ «СОШ № 15»).

Исходя из имеющихся материалов дела, потребность в строительстве начальной школы на 350 мест в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области возникла в 2021 году, о чем свидетельствует письмо администрации МО г. Гусь – Хрустальный от 09.06.2021 № 3578/01-05.

10.06.2021 администрацией МО г. Гусь – Хрустальный направлена заявка для участия в отборе заявок на предоставление субсидии субъектам РФ, направленной на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы «Развитие образования».

Исходя из гарантийного письма администрации МО г. Гусь – Хрустальный от 09.06.2021 № 3576/01-05, МО г. Гусь – Хрустальный обязуется в 2023 году предусмотреть мероприятие «Строительство начальной школы на 350 мест по ул. им. младшего лейтенанта милиции Шитова И.В., 10 в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области» в муниципальной программе «Развитие образования МО г. Гусь – Хрустальный на 2021 – 2025 г.».

Таким образом, мероприятия, связанные со строительством и обеспечением функционирования начальной школы на 350 мест по ул. им. младшего лейтенанта милиции Шитова И.В., 10 в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области запланированы на 2023 год.

До заключения рассматриваемых контрактов закупка интерактивных столов была организована через конкурентные процедуры (реестровый номер закупки 0128300005323000087).

Исходя из условий закупки с реестровым номером 0128300005323000087 и разработанного для нее проекта контракта, объектом закупки выступают интерактивные столы для начальной школы на 350 мест по ул. им. младшего лейтенанта милиции Шитова И.В., 10 в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Условия проекта контракта не предполагают, что интерактивные столы имеют различия применительно к обучающимся 1 - 4 классов.

По итогам указанной закупки заключен контракт от 14.04.2023 № 65/15 с ООО «Лаванс» на поставку интерактивных столов для начальной школы на 350 мест по ул. им. младшего лейтенанта милиции Шитова И.В., 10 в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. В соответствии со спецификацией, приложенной к контракту, поставщик обязуется поставить 12 интерактивных столов со встроенным программным обеспечением, без различий для 1 – 4 классов.

Соглашением № 1 от 17.05.2023 контракт от 14.04.2023 № 65/15 расторгнут по соглашению сторон. Поставщиком поставлены товары на сумму 0 рублей.

Для изучения цен на интерактивные столы после расторжения контракта от 14.04.2023 № 65/15 МБОУ «СОШ № 15» сделан запрос коммерческих предложений у других поставщиков. В ответ на него получены коммерческие предложения ООО «Спектр» от 17.05.2023, ИП Д<...>., ООО «ЭлтиК», ООО «Система» от 17.05.2023, ООО «Цифровые технологии» от 17.05.2023, ИП А<...>. от 29.06.2023. Копии указанных коммерческих предложений представлены МБОУ «СОШ № 15» в адрес антимонопольного органа письмом от 08.04.2024 № 67.

Также, в материалах дела имеются коммерческие предложения ООО «Учебное снабжение» от 04.07.2023, ООО «Димитрикс» от 30.06.2023, ООО «Политехника» от 30.06.2023. Копии указанных коммерческих предложений представлены МБОУ «СОШ № 15» в адрес антимонопольного органа письмом от 25.01.2024 № 14.

Все имеющиеся в материалах дела коммерческие предложения не делают различий между поставляемым оборудованием исходя из того, в каком классе обучается пользователь оборудования.

В соответствии с пояснениями ООО «Политехника» в заседании Комиссии антимонопольного органа, поставленное оборудование для 1-4 классов является идентичным. Впоследствии от ООО «Политехника» получены пояснения от 15.04.2024, где общество указывает на различия в характеристиках оборудования для 1,2,3,4 классов ввиду различий настройки и контента ПО. К указанным доводам о различиях в характеристиках поставленного оборудования комиссия относится критически, поскольку исходя из условий ранее объявленной закупки, запроса коммерческих предложений, полученных коммерческих предложений, в том числе ООО «Политехника», а также условий заключенных контрактов не следует, что поставленное оборудование имеет различия для обучающихся 1,2,3,4 классов.

Исходя из пояснений МБОУ «СОШ № 15» после расторжения контракта с ООО «Лаванс» поменялось КТРУ к данному оборудованию, что выступило причиной непроведения конкурентных процедур. В случае закупки интерактивных столов при проведении конкурентной процедуры цена существенно изменилась бы в большую сторону.

Относительно обстоятельств заключения контракта ООО «Политехника» в письме от 22.03.2024 сообщает, что обществом был получен запрос от 18.05.2023 № 134 на предоставление коммерческого предложения на поставку интерактивных столов для 1,2,3,4 классов. В ответ на данный запрос ООО «Политехника» было предоставлено коммерческое предложение на поставку данных столов, после чего были заключены контракты на поставку данного оборудования. Оборудование было в полном объеме поставлено заказчику, за нарушение сроков поставки ООО «Политехника» были уплачены пени по требованию заказчика. ООО «Политехника» признает факт нарушения порядка поставки товара по 44-ФЗ, нарушение произошло не умышленно, по причине незнания отдельных положений закона № 44-ФЗ. При этом, интерактивные столы были поставлены по цене ниже, чем в проведенном электронном аукционе, что позволило сэкономить бюджетные средства в размере 1 050 000 рублей.

ООО «Политехника» приобрело 04.07.2023 по договору № 85 с ООО «Димитрикс» 12 интерактивных столов согласно спецификации, без различий программного обеспечения для 1- 4 классов. Количество приобретенных интерактивных столов соответствует количеству, требуемому для удовлетворения потребности заказчика МБОУ «СОШ № 15». Приобретенные интерактивные столы имеют единые сертификаты соответствия № ЕАЭС RU C-RU.HA46.B.00972/21 от 16.04.2021. Оплата товаров осуществлена на основании счета № 156 от 04.07.2023 двумя платежами 06.07.2023, 23.08.2023. Товары поставлены ООО «Димитрикс» 24.08.2023 (3 шт), 14.09.2023 (6 шт), 07.09.2023 (3 шт). Исходя из изложенного, товары, необходимые для удовлетворения потребности заказчика МБОУ «СОШ № 15» были приобретены поставщиком ООО «Политехника» за один день до заключения контракта между заказчиком и поставщиком.

Между МБОУ «СОШ № 15» и Обществом с ограниченной ответственностью «Политехника» 05.07.2023 заключено четыре контракта № № 74/15, 75/15, 76/15, 77/15 на поставку интерактивных столов для 1, 2, 3, 4 классов для начальной школы на 350 мест по ул. им. младшего лейтенанта милиции Шитова И.В., 10 в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее – контракты). Контракты заключены без проведения конкурентных процедур, что предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), о чем МБОУ «СОШ № 15» сообщило в письме исх. № 67 от 08.04.2024.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 поименованных контрактов поставщик (ООО «Политехника») обязуется поставить товар (интерактивные столы для 1, 2, 3, 4 классов для начальной школы на 350 мест по ул. им. младшего лейтенанта милиции Шитова И.В., 10 в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области) согласно приложениям к контактам (спецификациям) и передать их заказчику (МБОУ «СОШ № 15»), а заказчик обязуется принять и обеспечить оплату надлежащим образом поставленных Товаров, предусмотренных пунктами 1.1 поименованных контрактов, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящими контрактами.

Согласно ответу, представленному ООО «Политехника» на запрос Владимирского УФАС России, ООО «Политехника» был получен запрос № 134 от 18.05.2023 на предоставление коммерческого предложения на поставку интерактивных столов для 1, 2, 3, 4 классов, в ответ на которое ООО «Политехника» направило коммерческое предложение, после чего были заключены соответствующие контракты. Оплата по указанным контрактам производилась МБОУ «СОШ № 15» частями в связи с несвоевременной поставкой товара.

Владимирское УФАС России обращает внимание, что контракты № № 74/15, 75/15, 76/15, 77/15 заключены в один день (05.07.2023), оплата по ним осуществлена в один период (№ 74/15 – 06.09.2023 и 19.09.2023, № 75/15 – 13.09.2023 и 04.10.2023; № 6/15 – 19.09.2023 и 04.10.2023; № 77/15 – 19.09.2023 и 04.10.2023). Товары поставлены поставщиком в один период 25.08.2023 – 15.09.2023.

Цена контрактов № № 74/15, 75/15, 76/15, 77/15 является идентичной и составляет 567 000 рублей.

Сроки поставки по контрактам № № 74/15, 75/15, 76/15, 77/15 идентичны и составляют 40 рабочих дней. При этом, в ранее заключенном контракте от 14.04.2023 № 65/15 срок поставки данного оборудования составлял 20 рабочих дней.

Сроки оплаты товаров по контрактам № № 74/15, 75/15, 76/15, 77/15 идентичны и составляют 7 рабочих дней.

Ранее между ООО «Политехника» и МБОУ «СОШ № 15» заключены контракты путем закупки у единственного поставщика от 13.03.2023 № 16/15 на поставку сенсорной комнаты для начальной школы, от 13.03.2023 № 17/15 на поставку комплекта логопедического оборудования, от 22.03.2023 № 24/15 на поставку комплекта оборудования академии Наураши «Азбука робототехники».

Общая стоимость указанных контрактов превышает предельно допустимый размер закупки у единственного поставщика, установленный пунктами 4,5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ и составляет 2 268 000,00 рублей.

Из ответа, представленного МБОУ «СОШ № 15» на запрос Владимирского УФАС России следует, что совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика за 2023 г. по состоянию на 05.07.2023 составил 2 000 000,00 руб. (по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ), по состоянию на 31.12.2023 – 2 000 000,00 руб. (по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

По состоянию на 05.07.2023 по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика составил 2 000 000 рублей, по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика составил 45 743 950, 84 рублей.

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей. Таким образом, при заключении контрактов с ООО «Политехника» заказчиком превышен годовой объем закупок у единственного поставщика по пункту 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, обосновывающему проведение данной закупки, поскольку совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика превысил тридцать миллионов рублей

Приведенные факты могут свидетельствовать о том, что заключенные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Федерального закона № 44-ФЗ.

Из содержания пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ следует, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МБОУ «СОШ № 15» является юридическим лицом, создано постановлением главы муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области от 22.09.2011 № 594, является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, некоммерческой организацией, которая не ставит извлечение прибыли в качестве основной деятельности Учреждения, что следует из Устава МБОУ «СОШ № 15» 2022 г.

МБОУ «СОШ № 15» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ИНН 3304005165, ОГРН 1033300201351), является участником гражданского оборота, в том числе выступает заказчиком при заключении (исполнении) договоров. Основным видом деятельности МБОУ «СОШ № 15» является (ОКВЭД ОК 029-2014) 85.14 – Образование среднее общее.

Из содержания пункта 2.5 Устава следует, что МБОУ «СОШ № 15» вправе осуществлять иные виды деятельности, не относящиеся к основной деятельности, но осуществляемой в соответствии с целями, для достижения которых она создана (включая деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика). МБОУ «СОШ № 15» вправе оказывать платные образовательные услуги, что следует из пункта 2.8 Устава.

С учетом приведенных доводов, МБОУ «СОШ № 15» является некоммерческой организацией, действующей на основании Устава, основная деятельность которой не связана с извлечением прибыли, которая вправе оказывать платные образовательные услуги, и иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству (пункт 2.7 Устава).

ООО «Политехника» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированном в Едином государственном реестре юридических лиц (ИНН: 3327112029, ОГРН: 1123327004283). Общество является участником гражданского оборота, в том числе выступает поставщиком при заключении (исполнении) договоров. Основным видом деятельности ООО «Политехника» является (ОКВЭД ОК 029-2014) 46.49.3 – Торговля оптовыми книгами, газетами и журналами, писчебумажными и канцелярскими товарами. Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества, что следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, что указано в части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Таким образом, МБОУ «СОШ № 15» и ООО «Политехника» являются хозяйствующими субъектами по смыслу пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 135- ФЗ. в отношении которых законодателем регламентирован запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию, что следует из смысла статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ.

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.

Из содержания пункта 7 части 1 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки; а поставщик (подрядчик, исполнитель) – это участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт (пункт 4.1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ).

Контракт, по смыслу пункта 8.1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ, это государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Из смысла приведенных положений следует, что при заключении контрактов № 74/15, 75/15, 76/15, 77/15 МБОУ «СОШ № 15» выступило в качестве заказчика, ООО «Политехника» - в качестве поставщика, которым при заключении контрактов следовало руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ.

Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (статья 8); равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19); свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34); не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34); определяет необходимость создания условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан (статья 75.1).

 

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

По пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, при заключении договоров на поставку товаров, которые являются предметами договоров № 74/15, 75/15, 76/15, 77/15 МБОУ «СОШ № 15» выступало в качестве заказчика и должно руководствоваться Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями Закона о защите конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Статьей 4 Закона о защите конкуренции предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Требования Закона о защите конкуренции применимы к закупкам, проводимым в порядке Закона о контрактной системе, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, что указано в статье 6 Федерального закона № 44-ФЗ.

В части 1 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Независимо от способа закупки принципы Федерального закона № 44-ФЗ должны соблюдаться в полной мере.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Из содержания части 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, осуществление такой закупки должно производиться исключительно в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе.

Пунктом 4 частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Из содержания пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.

Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, включая случаи, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ носит исключительный характер.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что следует из части 2 статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Федерального закона № 44-ФЗ, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 28и-1353 разъясняется, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности, либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до шестисот тысяч рублей каждая, в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Для установления факта «дробления» предмета договоров (контрактов) необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

1) предмет договоров (контрактов) предполагает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;

2) поставка таких товаров, выполнение работ либо оказание услуг направлены на удовлетворение единой нужды заказчика;

3) такие договоры (контракты) заключены с одним лицом.

МБОУ «СОШ № 15» (выступая заказчиком) и ООО «Политехника» (выступая поставщиком) заключили контракты, при заключении и исполнении которых стороны были обязаны руководствоваться положениями Федерального закона № 44-ФЗ.

Стоит также отметить, что денежные средства на исполнение обязательств по вышеуказанным договорам были выделены в рамках единой субсидии из областного бюджета.

В соответствии с Методическими рекомендациями определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) осуществляется, в том числе, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Пунктом 3.7 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе:

- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");

- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям;

- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, (пункты 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4)

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Вышеуказанная правовая позиция поддерживается сложившейся судебной практикой (например: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2019 № Ф01-259/2019 по делу № А38-5835/2018, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 № 11АП-20848/2019 по делу № А49-5897/2019, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 № 17АП-16280/2019 по делу № А71-9164/2019, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 № 19АП-4715/2019 по делу № А36-3763/2019).

Согласно пункту 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика (исполнителя) и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Таким образом, заключение указанных договоров в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В результате достижения соглашения и заключения контрактов с единственным исполнителем, последний получил доступ к поставке товара по максимально возможной цене, без участия в какой – либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о цене контракта.

Заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика (исполнителя) и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Таким образом, заключение указанных договоров в нарушение норм Федерального закона № 44-ФЗ противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

При этом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Подтверждением наличия антиконкурентного соглашения может служить определенная модель поведения участников соглашения.

Вместе с тем, учитывая характер сделок, заключенных между одним заказчиком – МБОУ «СОШ № 15» и одним исполнителем – ООО «Политехника» , в том числе временной период совершения сделок – 4 сделки в период 05.07.2023, фактически единый предмет закупок «учебные интерактивные столы», предусматривающий поставку товаров, отвечающих признакам однородности, указанную закупку следует рассматривать как единую сделку, а действия направленными на искусственное дробление закупок, результатом которой является заключение договоров до 600 тысяч рублей (на общую сумму 2 268 000,00 рублей) без проведения конкурентных процедур.

Заключение антиконкурентного соглашения подтверждается тем, что у МБОУ «СОШ № 15» и ООО «Политехника» имелась возможность не заключать прямые договоры на поставку товаров, а заключить договоры по итогам проведения конкурентных процедур МБОУ «СОШ № 15» на принципах добросовестности, открытости, соперничества, однако, МБОУ «СОШ № 15» и ООО «Политехника» не предприняли мер для оказания соответствующих услуг на названных принципах, а направленность их действий свидетельствует о намеренном совершении указанных противоправных действий.

Доказательства, свидетельствующие о принятии МБОУ «СОШ № 15» и ООО «Политехника» всех зависящих от них мер для соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ, отсутствуют.

Сведения о том, что нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства, отсутствуют.

Статья 11 Федерального закона № 135-ФЗ содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов. Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения, о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

С учетом приведенных положений Владимирское УФАС России обращает внимание, что в действиях МБОУ «СОШ № 15» и ООО «Политехника» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ.

 

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Владимирским УФАС России проведен анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на открытых аукционах в электронной форме, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 033/01/11-97/2024 в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года N 18026 . .

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220;

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела № 033/01/11-97/2024 установлено следующее.

- временной интервал настоящего исследования определен 2023 годом – годом заключения предполагаемого антиконкурентного соглашения;

- продуктовыми границами товарного рынка является поставка учебных интерактивных столов;

- географические границы товарного рынка определены территорией Владимирской области.

- хозяйствующими субъектами, которые могли бы принять участие в конкурентных процедурах на поставку учебных пособий и лабораторного учебного оборудования, выступает неопределенный круг лиц, поскольку конкурентные процедуры являются открытыми и допускают участие неограниченного числа лиц, соответствующий требованиям законодательства и аукционной документации.

- на исследуемом товарном рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение;

- объем товарного рынка составил 214 889 141,5 рублей, на рассматриваемом товарном рынке действуют 3 крупнейших хозяйствующих субъекта: ООО "КОНКОРД" с долей на рынке 9,55%, ООО "КРОКУС" с долей на рынке 8,42%, ИП ПРОХОРОВА ТАТЬЯНА АРКАДЬЕВНА с долей на рынке 8,10% с долей на рынке 7,22%., а также иные хозяйствующие субъекты;

- уровень концентрации товарного рынка характеризуется как низкий;

- в ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимых административных барьеров входа на рынок, которые не позволяют иным хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность на указанном рынке;

- Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показала то, что заключение договоров поставки учебных интерактивных столов в обход проведения конкурентных процедур закупки создало преимущественные условия ООО «Политехника» в доступе к исполнению контракта и привело к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок.

 

В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/11-97/2024 принято 07.06.2024 в заседании Комиссии. Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/16-116/2024 (исх. № АП/2897/24 от 07.06.2024) направлено в адрес лиц, участвующих в деле. Возражений и пояснений по обстоятельствам, изложенным в заключении, от лиц, участвующих в деле, не поступало.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, в действиях ответчиков – МБОУ «СОШ № 15» и ООО «Политехника» содержатся признаки нарушения пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на поставку учебных интерактивных столов до 600 тыс. рублей, фактически образующих единую сделки, на общую сумму 2 268 000,00 рублей с единственным исполнителем - ООО «Политехника» без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России не имеется.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/01/11-97/2024 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении МБОУ «СОШ № 15» и ООО «Политехника» пп. 3 ч. 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на поставку учебных интерактивных столов до 600 тыс. рублей, фактически образующих единую сделки, на общую сумму 2 268 000,00 рублей с единственным исполнителем - ООО «Политехника» без проведения конкурентных процедур в нарушение пп. 3 ч. 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Владимирского УФАС России было установлено, что все исследуемые Комиссией договоры исполнены подрядчиком, предмет работ принят и оплачен заказчиком. При таких обстоятельствах, в силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов» (ИНН/ОГРН 3304005165/1033300201351, адрес регистрации: Владимирская обл., г. Гусь-Хрустальный, ул. Менжинского, д. 1) и ООО «Политехника» (ИНН/ОГРН: 3327112029, 1123327004283, адрес юридического лица: Владимирская обл., г. Владимир, г-к Институтский (Юрьевец мкр.), д. 32, кв. 21) виновными в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на поставку учебных интерактивных столов до 600 тыс. рублей, фактически образующих единую сделки, на общую сумму 2 268 000,00 рублей с единственным исполнителем - ООО «Политехника» без проведения конкурентных процедур в нарушение пп. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

  2. Обязательное для исполнения предписание ответчикам не выдавать, поскольку на момент вынесения решения нарушение является оконченным, договоры исполнены, работы приняты и оплачены заказчиком.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Исп.<...>

 

 

2024-3976

 

 

Связанные организации

ООО "ПОЛИТЕХНИКА"
ИНН 3327112029, ОГРН 1123327004283
Счетная палата Владимирской области
ИНН 3302014622, ОГРН 1033302009245
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов"
ИНН 3304005165, ОГРН 1033300201351