Решение б/н Решение по делу от 4 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 033/10/18.1 – 177/2023

04 апреля 2023 года г. Владимир

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

<...>. – председателя Комиссии – начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

<...>. – члена Комиссии – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти,

<...>. – члена Комиссии – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти,

в отсутствие заявителя, организатора торгов, о дате и времени рассмотрения уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев дело № 033/10/18.1 – 177/2023, возбужденное по К<...> (вх. № 1926-ЭП от 17.03.2023, оригинал), на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ООО «ТОРГ ОПТИМА» (ОГРН 1143328001189, ИНН 3328495134 , Владимирская обл, Владимир, поселок РТС, 34, оф.26) Селивашкина С.В. (ИНН 332908810561, СНИЛС 073-291-661 68, 600000, г. Владимир, а/я 119) при организации и проведении торгов по продаже имущества в рамках процедуры банкротства - дебиторская задолженность ООО «ТОРГ ОПТИМА»: к ООО "ВИП" номиналом 889 817,05 рублей (сообщение ЕФРСБ 10206969 от 30.11.2022, лот № 2),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – Владимирское УФАС России) поступила жалоба К<...> (вх. № 1926-ЭП от 17.03.2023, оригинал), на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ООО «ТОРГ ОПТИМА» (ОГРН 1143328001189, ИНН 3328495134 , Владимирская обл, Владимир, поселок РТС, 34, оф.26) С<...> (ИНН <...>, СНИЛС <...>, 600000, г. Владимир, а/я <...>) при организации и проведении торгов по продаже имущества в рамках процедуры банкротства - дебиторская задолженность ООО «ТОРГ ОПТИМА»: к ООО "ВИП" номиналом 889 817,05 рублей (сообщение ЕФРСБ 10206969 от 30.11.2022, лот № 2).

Заявитель указывает на нарушение сроков размещения информации об итогах торгов, неправомерное заключение договора с лицом, предложившим третью по убыванию цену по итогам торгов.

В частности, указывается на опубликование сообщения о заключении договора купли – продажи имущества должника по итогам торгов в срок, превышающий один месяц с подведения итогов торгов. Отмечается отсутствие оснований для заключения договора с лицом, подавшем третье по убыванию предложение о цене предмета торгов. При этом, в данных условиях должны были быть проведены повторные торги. Заявитель жалобы считает, что данные действия конкурсного управляющего нарушают ее право как кредитора на наиболее полное удовлетворение ее требований и реализацию имущества должника по максимально возможной цене.

В соответствии с п.11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Владимирским УФАС в адрес заявителя, организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и требование о приостановлении торгов (исх. № 02/1228/23, 02/1227/23 от 22.03.2023). Рассмотрение жалобы Комиссией назначено на 24.03.2023 на 14 часов 00 минут.

24.03.2023 состоялось рассмотрение дела № 033/10/18.1 – 177/2023.

Организатор торгов представил отзыв от 23.03.2023 вх. № 2095-ЭП/23, в котором возражал против доводов жалобы. Отмечено, что торги состоялись 26.01.2023, в торгах приняли участие три участника, победителем признан Ш<...>. Сообщение о результатах торгов опубликовано в ЕФРСБ 27.01.2023 № 10623578. Организатором торгов в адрес победителя направлено предложение заключить договор, что подтверждается почтовыми квитанциями. При этом, победитель торгов уклонился от подписания, при этом сообщая о направлении подписанной копии договора. По истечении времени на оплату по договору победитель торгов был признан уклонившимся от заключения договора, после чего организатором торгов предложено заключить договор участнику, сделавшему второе по убыванию предложение о цене, однако он отказался заключить договор. Организатором торгов предложено заключить договор участнику, сделавшему третье по убыванию предложение о цене, договор заключен и оплачен в полном объеме. В ЕФРСБ опубликовано сообщение от 09.03.2023 № 10952988. Отмечено, что действия организатора торгов совершены в интересах должника и его кредиторов с целью наиболее полного удовлетворения их требований, снижения расходов на повторные торги. Указывается на наличие судебной практики, свидетельствующей о допустимости действий организатора торгов по заключению договора лицом, предложившим третью по убыванию цену по итогам торгов. Отмечено, что реализация дебиторской задолженности на торгах не влияет на конкуренцию на товарных рынках. Заявитель жалобы заявку на участие в обжалуемых торгах не подавала, обжалует действия по заключению договора по результатам торгов.

Комиссия приняла решение продолжить рассмотрение дела 30.03.2023 в 14 часов 00 минут. Заявитель жалобы поддержала доводы жалобы в полном объеме. Организатор торгов возражал против жалобы, ссылаясь на ранее изложенные доводы.

Комиссия приняла решение продолжить рассмотрение дела 04.04..2023 в 14 часов 00 минут. Заявитель жалобы поддержала доводы жалобы в полном объеме. Организатор торгов возражал против жалобы, ссылаясь на ранее изложенные доводы, отметив также, что рассмотрение действий организатора торгов по завершении торгов, связанных с заключением договора не относится к полномочиям антимонопольного органа, поскольку конкуренция на торгах была обеспечена.

Исследовав представленные в дело документы, Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/10/18.1 – 177/2023 приходит к следующим выводам.

В соответствии с правилами статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Из буквального толкования положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что, для того, чтобы признать за лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, право на обращение в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, какие права и законные интересы указанного лица могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации или проведения торгов.

С учетом приведенных выше положений действующего законодательства для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу в целях недопущения злоупотреблений со стороны указанного лица, а также исходя из положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, следует установить, что обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах; реальные законные права и интересы заявителя, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате указанных в жалобе действия (бездействие) организатора торгов (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А11-1780/2017).

Комиссией Владимирского УФАС России в рамках рассмотрения дела № 033/10/18.1-177/2023 установлено, что гр. К<...>. не подавала заявку на участие в оспариваемых торгах, является кредитором должника, чье имущество реализуется в ходе процедур банкротства. Доводы жалобы связаны с порядком опубликования информации о заключении договора по итогам торгов, заключением договора по итогам торгов.

Вместе с тем лица, не подавшие заявки на участие в публичных процедурах, в жалобе должны указать на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, если таковые воспрепятствовали им подать заявку. Однако заявитель не подавал заявку на участие в торгах, в связи с чем не может быть рассмотрен вопрос о нарушении его прав при участии в открытых торгах в электронной форме по реализации недвижимого имущества должника. Исходя из изложенного, Князевой Е.В. не обосновано право на подачу жалобы на торги в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Наряду с изложенным, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 4,5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Сообщение № 10623578 о результатах торгов опубликовано в ЕФРСБ 27.01.2023. Торги признаны состоявшимися.

09.03.2023 в ЕФРСБ опубликовано сообщение № 10952988 о заключении договоров купли – продажи в отношении обжалуемых торгов по лоту № 2.

Таким образом, жалоба подана за пределами сроков, установленных для обжалования действий организатора торгов.

Дополнительно Комиссия Владимирского УФАС обращает внимание на следующее.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Законом о защите конкуренции, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума N 2), вышеуказанные нормы, определяющие принципы и сферу применения антимонопольного законодательства, должны учитываться судами при толковании, выявлении смысла и применении положений Закона о защите конкуренции, иных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, и отнесенных к сфере антимонопольного законодательства, а также при применении антимонопольных норм к конкретным участникам рынка.

Изложенное должно учитываться, в том числе, при толковании норм Закона о защите конкуренции, устанавливающих полномочия антимонопольных органов.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьёй 18.1 указанного Федерального закона. Приведённые нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.

Как указано в пункте 37 постановления Пленума от 04.03.2021 № 2 по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Равным образом, исходя из требований части 5 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", частей 2 - 3.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 10 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) в их взаимосвязи правила статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".

Иные торги, проведённые с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" не относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности (например, на основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса, статей 61.8, 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").

Анализ приведённых положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определённых торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Таковыми в силу законодательного установления признаются торги, проводимые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 8) и Законом о закупках (часть 2 статьи 1, пункт 2 части 2 статьи 3), согласно положениям которых обеспечение конкуренции прямо определено в качестве одной из целей проведения закупок.

Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции", вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведённого антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очерёдности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247).

Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Федерального закона "О защите конкуренции".

Указанная правовая позиция была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706), подтверждена позицией Арбитражного суда Волго – Вятского округа (Постановление от 19.12.2022 по делу № А11-2237/2021).

Учитывая изложенное, при рассмотрении дела № 033/10/18.1-177/2023 антимонопольному органу надлежало бы осуществить контроль за торгами, проведенными для продажи имущества – дебиторской задолженности юридического лица. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника – ООО «ТОРГ-ОПТИМА», заинтересованного в погашении своих имущественных требований к ООО «ТОРГ-ОПТИМА».

Вместе с тем, в данном конкретном случае, антимонопольный орган вышел бы за пределы своих полномочий с точки зрения реализации своих целей в рамках Закона о защите конкуренции, поскольку из материалов дела не следует, что продажа дебиторской задолженности могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, у Комиссии Владимирского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы гр. К<...> (вх. № 1926-ЭП от 17.03.2023, оригинал), на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ООО «ТОРГ ОПТИМА» (ОГРН 1143328001189, ИНН 3328495134 , Владимирская обл, Владимир, поселок РТС, 34, оф.26) С<...>) при организации и проведении торгов по продаже имущества в рамках процедуры банкротства - дебиторская задолженность ООО «ТОРГ ОПТИМА»: к ООО "ВИП" номиналом 889 817,05 рублей (сообщение ЕФРСБ 10206969 от 30.11.2022, лот № 2) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

решила:

оставить без рассмотрения жалобу К<...> (вх. № 1926-ЭП от 17.03.2023, оригинал), на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ООО «ТОРГ ОПТИМА» (ОГРН 1143328001189, ИНН 3328495134 , Владимирская обл, Владимир, поселок РТС, 34, оф.26) С<...> при организации и проведении торгов по продаже имущества в рамках процедуры банкротства - дебиторская задолженность ООО «ТОРГ ОПТИМА»: к ООО "ВИП" номиналом 889 817,05 рублей (сообщение ЕФРСБ 10206969 от 30.11.2022, лот № 2) в связи с отсутствием у Комиссии Владимирского УФАС России правовых оснований для рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны