Решение №НШ/37/23 решение по делу 033/07/3-881/2022 от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-881/2022

 

«30» декабря 2022 года                                                                                     г. Владимир

 

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 14.05.2020 № 80/20,  в составе:

председателя Комиссии:

 – заместителя руководителя - начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

членов Комиссии:

 - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

– главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ответчика - Муниципального унитарного водопроводно-канализационное предприятие г. Гусь-Хрустальный (далее – МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный) Д (доверенность № 22/22 от 21.12.2022);

в  отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела заявителя – ООО «Новорос» (ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие от 29.12.2022);

рассмотрев дело № 033/07/3-881/2022, возбужденное по жалобе ООО «Новорос» на действия заказчика и организатора торгов – МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный при проведении запроса цен в целях заключения договора на поставку Флоукулянт РусФлок 556 (извещение № 0008322020DP  от 09.12.2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба (вх. № 4169-ЭП/22 от 22.12.2022) ООО «Новорос» на действия заказчика и организатора торгов – МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный при проведении запроса цен в целях заключения договора на поставку Флоукулянт РусФлок 556 (извещение № 0008322020DP  от 09.12.2022).

Согласно жалобе, 09.12.2022 года на официальном сайте http://etp.vladzakupki.ru/ заказчиком и организатором торгов МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный было размещено извещение о запросе цен в целях заключения договора на поставку Флокулянт РусФлок 556.

ООО «НОВОРОС» подало заявку на участие в вышеуказанном конкурсе в соответствии с электронной документацией.

Согласно протоколу итогов анализа рынка от 16.12.2022 размещенному Заказчиком на электронной площадке, для участия в закупочной процедуре было подано 2 заявки: №19351 и №19359. Поданная ООО «НОВОРОС» заявка (порядковый номер 19359) была отклонена.

В обосновании отклонения заявки ООО «НОВОРОС» заказчиком указано: «Несоответствие содержания, формы, оформления и состава заявки на участие в закупочной процедуре требованиям закупочной документации (Предлагаемый участником товар "Флокулянт катионный «Нитрофлок К1365» ТУ 2163-001-73319927-12" не соответствует требованиям, указанным заказчиком в техническом задании)».

Заявитель полагает, что заказчиком нарушено действующее законодательство при составлении документации, а именно: в техническом задании были указаны требования к товарным знакам без использования слов «или эквивалент», что нарушают законные права и интересы ООО «Новорос».

В связи с вышеизложенным, заявитель просит признать действия Заказчика неправомерными, ограничивающими конкуренцию, закупочную процедуру № 0008322020DP   на «Поставка Флокулянт РусФлок 556» отменить.

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № 033/07/3-881/2022.

26.12.2022 Владимирским УФАС России  в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в адрес заказчика и организатора торгов -  МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный направлено уведомление о приостановлении проведения закупки до рассмотрения жалобы по существу, в части заключения договора.

Представитель заказчика и организатора торгов -  МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный на заседании Комиссии Владимирского УФАС России в обоснование своих действий пояснил, что заказчик при организации данной закупочной процедуры действовал в соответствии с требованиями разработанного и действующего «Положения о закупках»  МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный и не нарушил требований данного положения. Жалоба заявителя сводится к оспариванию установленных закупочной документацией положений - требований к предмету закупки. В установленные закупочной документацией сроки каких-либо обращений для предоставления разъяснений заказчику не поступало. Соответственно, подав заявку на участие в закупке, ООО «Новорос» приняло заявленные в закупочной документации условия. При таких обстоятельствах обжалование действий заказчика после подписания итогового протокола противоречит п. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В связи с этим, представитель заявителя просит признать жалобу ООО «Новорос» необоснованной.

В полном объеме позиция организатора торгов изложена в отзыве от 28.12.2022 № 2836/01-09.

 

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав представителей сторон, исследовав предоставленные в материалы дела документы, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг,  установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Случаи обжалования участником закупки в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите  конкуренции, действия (бездействия) Комиссии по осуществлению закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО «Новорос» обжалует положения документации, установленные заказчиком.

Так как МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный является субъектом естественной монополии, организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.

09.12.2022 года на официальном сайте http://etp.vladzakupki.ru/ заказчиком и организатором торгов МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный было размещено извещение о запросе цен в целях заключения договора на поставку Флокулянт РусФлок 556.

Дата начала подачи заявок: 09.12.2022. Дата и время окончания подачи заявок: 16.12.2022 в 10:00 МСК.

ООО «НОВОРОС» подало заявку на участие в вышеуказанном конкурсе в соответствии с электронной документацией.

Согласно протоколу итогов анализа рынка от 16.12.2022 размещенному Заказчиком на электронной площадке, для участия в закупочной процедуре было подано 2 заявки: №19351 и №19359. Поданная ООО «НОВОРОС» заявка (порядковый номер 19359) была отклонена в связи с несоответствием предложенного товара предмету закупки.

Вместе с тем, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

При этом границы антимонопольного контроля торгов ограничены необходимостью соблюдения баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).

Также следует отметить, что нарушения при составлении Закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

В то же самое время, оценивая содержание нарушения, на которое ссылается в настоящем случае Заявитель являлось явным и не могло не быть обнаружено Заявителем при изучении им Закупочной документации. Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, на наличие таких "нарушений" в Закупочной документации Заказчика Заявитель указал только после рассмотрения заявок участников Закупки, что фактически является злоупотреблением правом.

Кроме того, заявитель правом на обращение с запросом разъяснений закупочной документации в адрес заказчика до окончания срока подачи заявок не воспользовался, что также свидетельствует о том, что условия закупки были ему понятны и он был с ними согласен.

На основании изложенного Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что жалобу ООО «Новорос» следует признать необоснованной.

Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Новорос» (ул. Тотурбиева, двлд. 39, пом. 1, г. Хасавюрт, г.о. город Хасавюрт, Республика Дагестан; ИНН 6150043759) на действия заказчика и организатора торгов – МУ ВКП г. Гусь-Хрустальный (ул. Первомайская, д. 3а, г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область; ИНН 3304000103) при проведении запроса цен в целях заключения договора на поставку Флоукулянт РусФлок 556 (извещение № 0008322020DP  от 09.12.2022), необоснованной.

             

Председатель Комиссии                                                          

 

Члены комиссии                                                                               

                                                                                                                     

              

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны