Письмо №АП/2878/24 постановление от 7 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

постановление

 

<...>

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

033/04/14.32-199/2024

 

 

07 июня 2024 года г. Владимир

ул. Б. Московская, д.1

 

Я, руководитель Владимирского УФАС России А.М. Потанин, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 033/04/14.32-199/2024, возбужденного 07.05.2024 протоколом об административном правонарушении в отношении <...> в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.4 КоАП,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дело об административном правонарушении № 033/04/14.32-199/2024 рассмотрено в отсутствие ИП <...>., о времени и месте рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (почтовое отправление с идентификатором 80100196439519).

Согласно протоколу № 033/04/14.32-199/2024 об административном правонарушении от 07.05.2024, ИП <...>.вменяется совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

От ИП <...>. письменные пояснения не поступали.

Рассмотрев материалы дела №033/04/14.32-199/2024, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

За нарушение антимонопольного законодательства организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст. 37 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.31 - 14.33 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях по указанным статьям вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (п. 2 ч. 2 ст. 23.48 КоАП РФ).

В силу ч. 1.2. ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Владимирского УФАС России от 21.12.2023 по делу 033/01/11-204/2023 о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в заключении и реализации недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково до 600 тыс. рублей, фактически образующих единую сделку, на общую сумму 716 093,46 рублей с единственным исполнителем - ИП К<...>. без проведения конкурентных процедур в нарушение пп. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела № 033/01/11-204/2023 Комиссия Владимирского УФАС России, установила следующие обстоятельства (событие административного правонарушения и его квалификация).

Пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при поступлении из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Во Владимирском УФАС России рассматривается обращение Счетной палаты Владимирской области (вх. № 4467/22 от 30.12.2022), указывающее на признаки нарушения действующего законодательства при закупке работ по ремонту и обустройству автомобильных дорог в 2021 – 2022 г. ..

В частности указывается на признаки нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) при заключении МУ «УЖКХ г. Камешково» 2 договоров с ИП <...> в период 08.09.2022 на общую сумму 716 093,46 рублей.

Наличие признаков нарушения подтверждается следующими обстоятельствами.

Между Администрацией и Департаментом 14.02.2022 было заключено соглашение № 513-2022 -ДД-46 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Камешково (далее - Соглашение № 513-2022 -ДД-46).

Объем финансирования согласно п. 2.1 Соглашения № 513-2022 -ДД-46 составляет на 2022 год 13918,5 тыс. руб. (100%), из них средства областного бюджета - 11274,0 тыс.руб. (81%).

Согласно п. 3.2 средства предоставляются при наличии в бюджете г. Камешково (сводной бюджетной росписи) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

В соответствии с п. 3.3 Соглашения № 513-2022 -ДД-46, перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет г. Камешково осуществляется на казначейский счет по следующим реквизитам администратора доходов – МУ «УЖКХ г. Камешково».

К Соглашению № 513-2022 -ДД-46 было заключено два дополнительных соглашения:

от 19.05.2022 № 513-2022 -ДД-46/01 на изменение кода целевой статьи с «28 20272460» на «2840372460», а также исключение положения о проведении централизации закупок при сумме, превышающей 5 000 000 рублей;

- от 06.09.2022 № 513-2022-ДД-46/02, которым сокращен перечень объектов с 6 до 8. Добавлены объекты «восстановление дорожных знаков по ул. Свердлова» и «восстановление дорожных знаков на пешеходных переходах по ул. Свердлова». Объемы средств на реализацию мероприятий не изменились.

Установлено. что 22.12.2021 №44 решением СНД о бюджете муниципального образования города Камешково на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» об объем средств на выполнение мероприятий утвержден 13 918 600 руб., что соответствует условиям Соглашения № 513-2022 -ДД-46. Средства областного бюджета предоставлены в соответствии на 5 объектов от платежными поручениями от 25.07.2022 № 364409 сумму 2 078 600 тыс. руб., от 06.09.2022 № 737778 - на сумму 8 329 900 руб., от 14.09.2022 № 815924 на сумму 580 000 руб.

Ответственные за исполнение условий предоставления субсидии назначены приказом МУ «УЖКХ г. Камешково» от 04.04.2022 № 33/1, исходя из которого создана комиссия по ходу выполнения и приемке законченных работ

В частности, объектами ремонта в рамках данного соглашения являются «восстановление дорожных знаков по ул. Свердлова» (общий объем средств – 436 300 руб.) и «восстановление дорожных знаков на пешеходных переходах по ул. Свердлова» (общий объем средств – 279 800 руб.).

Между МУ «УЖКХ Камешковского района» и ИП К<...>. были заключены договоры, согласно Таблице 1.

 

Таблица 1

Реквизиты договора

Предмет договора

Сроки выполнения

Сумма договора

Реквизиты актов выполненных работ

1

Муниципальный контракт № 08-09/2022 от 08.09.2022

Выполнение работ по восстановлению дорожных знаков на пешеходных переходах по ул. Свердлова г. Камешково

01.10.2022

279 775,63

Акт приемки законченных работ не датирован.

Период выполнения работ согласно акта – 08.09.2022 – 12.09.2022

2

Муниципальный контракт № 08-09-02/2022 от 08.09.2022

Выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково

01.10.2022

436 317,83

Акт приемки законченных работ не датирован.

Период выполнения работ согласно акта – 08.09.2022 – 12.09.2022

 

Как сообщает МУ «УЖКХ г. Камешково», указанные договора заключены с ИП К<...>. как единственным поставщиком в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, т.е. были заключены без проведения торгов.

Таким образом, работы по указанным договорам проводятся на едином участке - ул. Свердлова и предусматривают проведение комплекса работ по восстановлению дорожных знаков.

 

Владимирское УФАС России обращает внимание на признаки синхронности выполнения данных работ, отраженные в исполнительской документации по указанным контрактам.

В частности, локальные сметы к контрактам содержат следующие перечни работ и товаров, требующих привлечения одинаковых материалов и строительной техники:

Муниципальный контракт № 08-09/2022 от 08.09.2022

Муниципальный контракт № 08-09-02/2022 от 08.09.2022

Раздел 1. Монтаж

  1. Установка дорожных знаков бесфундаментных на металлических стойках

  2. Устройство фундаментов – столбов бетонных

  3. Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), крупность заполнителя 40 мм, класс В7,5 (М100)

  4. Стойка дорожного знака металлопластиковая

  5. Крепления для дорожных знаков

  6. Дорожный знак тип В900, тип 5.19

Раздел 2. Перенос знаков ул. Свердлова, д. 18

  1. Демонтаж дорожных знаков бесфундаментных

  2. Установка дорожных знаков бесфундаментных на металлических стойках

  3. Устройство фундаментов – столбов бетонных

  4. Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), крупность заполнителя 40 мм, класс В7,5 (М100)

 

Раздел 1. Демонтаж

  1. Демонтаж дорожных знаков бесфундаментных

Раздел 2. Монтаж

  1. Установка дорожных знаков бесфундаментных на металлических стойках

  2. Устройство фундаментов – столбов бетонных

  3. Смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), крупность заполнителя 40 мм, класс В7,5 (М100)

  4. Стойка дорожного знака металлопластиковая

  5. Крепления для дорожных знаков

  6. Дорожный знак тип В900, тип 1.23

  7. Дорожный знак тип В, тип 3.20, 2.1, 3.24, 3.18, 3.11, 3.1, 5.20

  8. Дорожный знак тип В, тип 1.12.2, 1.12.1, 1.17, 1.8, 2.4

  9. Дорожный знак тип В, тип 3.27, 5.16

  10. Дорожный знак тип В, тип 6.16, 6.15.2

  11. Дорожный знак тип В, тип 8.2.1, 8.24

  12. ЗИП с применением алмазной пленки типа В

 

Акты приемки скрытых работ содержат сведения о синхронной приемке следующих работ:

- 08.09.2022 – разработка грунта ручным способом;

К контрактам приложены идентичные сертификаты соответствия на :

  1. Паспорт качества изделия металлопластиковые стойки для дорожных знаков диаметром 57 мм, ИП К<...>, дата изготовления сентябрь 2022;

  2. Знаки дорожные 1-8 групп со световозвращающей поверхностью, сертификат № РОСС RU.HB61.H29587, срок действия с 19.10.2021 по 18.10.2024, выдан ООО «Дорзнак» (ИНН 3305709340);

  3. Смеси бетонные сертификат № RU.МСС.217.349.35885, выдан ООО «ПСК Обрэй» (ИНН 5024074434), срок действия с 13.07.2020 по 13.07.2023.

Сведения, содержащиеся в общих журналах работ к контрактам указывают на признаки синхронности при выполнении работ:

- 08.09.2022- разработка грунта ручным способом;

- 09.09.2022 - бетонирование стоек;

- 12.09.2022 – монтаж знаков и ЗИП.

Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 по всем контрактам подписаны 12.09.2022.

Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по всем контрактам подписаны 12.09.2022.

Оплата выполненных работ по обоим контрактам произведена платежными поручениями от 15.09.2022, 13.09.2022.

 

В отношении обстоятельств, предшествовавших заключению договоров, установлено следующее.

Потребность заказчика в проведении работ подтверждается представленными в материалы дела

Представитель МУ «УЖКХ г. Камешково» в заседании 18.04.2023 Комиссии пояснил, что заключили договор, будучи осведомленными о нарушении законодательства, в подтверждение чего приобщены письма налоговой службы о приостановке операций по расходованию средств от 25.07.2022, о возобновлении операций по расходованию средств от 25.08.2022, о повторном приостановлении операций по расходованию средств 20.09.2022. В связи с этим, необходимо было заключить договор и оплатить его в период до закрытия счетов, срочно выполнить работы на ул. Свердлова, установить дорожные знаки и завершить этот этап работ. ИП К<...>. привлечена в качестве исполнителя по рекомендации другого подрядчика - ООО «Дорзнак-Ковров».

Порядком предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения (ред. от 06.12.2021) и Соглашением от 14.02.2022 № 513-2022-ДД-46, заключенным между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области и администрацией Камешковского района на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения, были определены условия и обязательства использования средств областного бюджета.

Согласно п. 2.19 Порядка предоставления и распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в случае уменьшения стоимости работ по объектам, при условии выполнения всех прошедших конкурсный отбор объектов с достижением целевых показателей по ним, средства могут быть направлены муниципальным образованием на те же цели по согласованию с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области. Таким образом, указанным выше порядком допускалось направление администрацией Камешковского района образовавшейся экономии средств субсидии на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения Камешковского района.

Исходя из сведений, представленных Счетной палатой Владимирской области, основные контракты, служившие источником формирования экономии для финансирования рассматриваемых контрактов, заключены 04.05.2022, 11.05.2022, 07.12.2021.

Для заключения договоров разработана схема организации дорожного движения на данном участке, приобщенная к материалам настоящего дела, на которой размещены единовременно транспортные и пешеходные дорожные знаки.

Исходя из пояснений МУ «УЖКХ г. Камешково» (ИСХ. № 37 от 19.05.2023), локальные сметы изготовлены 31.08.2022, в план – график изменения были внесены 07.09.2022. В соответствии с пояснениями (исх. № 58 от 14.06.2023), к материалам дела приобщены копии дефектных ведомостей от 30.08.2022, копии локальных смет от 08.09.2022, сообщено, что экономия образовалась в результате проведения конкурсных процедур 12.08.2022.

В соответствии с протоколом рабочего совещания по дорожной деятельности на территории МО г. Камешково от 02.09.2022, скорректированы объемы работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения МО г. Камешково, а именно автомобильной дороги по ул. Карла Либкнехта, ул. Ногина – 1, ул. Пригородная, ул. Некрасова, решено направить высвободившуюся экономию на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково, восстановлению дорожных знаков на пешеходных переходах по ул. Свердлова г. Камешково.

При этом, в соответствии с представленными материалами, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 в отношении работ по ул. Ногина -1 г. Камешково подписан 30.06.2022, по ул. Некрасова г. Камешково подписан 30.06.2022, по ул. Пригородная подписан 30.06.2022. Дополнительное соглашение об изменении объемов работ по контракту № 0828600003222000035 подписано 30.06.2022.

Сопроводительным письмом от 05.09.2022 № 01-15-5444 администрацией Камешковского района сообщено в Департамент транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области о высвободившейся экономии, представлена схема расположения дорожных знаков, две пояснительные записки в отношении транспортных и пешеходных дорожных знаков, локальные сметы, дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении субсидии.

Сведения о направлении запросов о заключении договора хозяйствующим субъектам отсутствуют в материалах дела.

В материалы дела приобщены письменные пояснения ИП К<...> (исх. № б/н от 24.05.2023). В соответствии с ними, в 2022 году после регистрации К<...>. в качестве индивидуального предпринимателя при проезде через г. Камешково было замечено проведение ремонтных работ главной улицы города и предложено прорабу («Артему») сотрудничество в обустройстве дорог. Спустя время кто – то позвонил или написал на электронную почту и предложил работу по установке дорожных знаков на ул. Свердлова г. Камешково. Работы по заключенным договорам выполнены без замечаний, антиконкурентных соглашений не заключалось.

В то же время, антимонопольным органом установлено, что руководитель и учредитель ООО «Дорзнак-Ковров» (ИНН 3305720256) М<...>. является супругом матери К<...>– М<...>. Также, М<...>. (мать) и К<...>. имеют совместную собственность (сведения УФНС по Владимирской области вх. № 10-дсп от 31.07.2023, являющиеся сведениями ограниченного пользования). На взаимосвязь между ООО «Дорзнак-Ковров» и К<...>. также указывает выдача доверенности № 15 от 05.05.2023 К<...>. представителю Ш<...>. на бланке организации ООО «Дорзнак - Ковров». Кроме того, Представитель МУ «УЖКХ г. Камешково» в заседании 18.04.2023 Комиссии пояснил, что ИП К<...>. привлечена в качестве исполнителя по рекомендации другого подрядчика – ООО «Дорзнак - Ковров».

При этом, между МУ «УЖКХ г. Камешково» и ООО «Дорзнак-Ковров» ранее заключались договоры: договор от 21.05.2021 № 21/2021 на ремонт светофора, от 21.07.2021 № 21-07 на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, от 24.08 № 24-1/08/2021 – на обустройство пешеходного перехода; от 24.08 № 24-2/08/2021 – на обустройство пешеходного перехода, муниципальный контракт № 24-1/08/2021 от 24.08.2021 на выполнение работ по обустройству пешеходного перехода по ул. Дорожная на км 0+535 – 0+580 в г. Камешково, муниципальный контракт № 24-2/08/2021 от 24.08.2021 на выполнение работ по обустройству пешеходного перехода по ул. Дорожная на км 0+905 – 0+967 в г. Камешково, муниципальный контракт № 18 от 23.05.2022 на выполнение работ по устройству светофорного объекта регулирования дорожного движения на пересечении ул. Свердлова и ул. Дорофеичева в г. Камешково (пешеходные светофоры), муниципальный контракт № 19 от 23.05.2022 на выполнение работ по устройству светофорного объекта регулирования дорожного движения на пересечении ул. Свердлова и ул. Дорофеичева в г. Камешково (транспортные светофоры).

На момент заключения рассматриваемых договоров заказчиком был превышен допустимый годовой объем закупок у единственного поставщика. Так, в соответствии с пояснениями от 14.06.2023 № 58, доля годового объема закупок у единственного поставщика на 08.09.2022 составила 11,2%.

 

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ИП К<...> зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) 25.05.2022, за основным государственным регистрационным номером – <...>1. Основным видом деятельности является Строительство автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД 42.11).

МУ «УЖКХ г. Камешково» является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 22.12.2008, за основным государственным регистрационным номером – 1083336001506. В соответствии с п. 2.2.2Устава, основными функциями и видами деятельности учреждения является выполнение функций по организации работ, связанных с дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также выполнение иных функций в области использования дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем учреждения выступает МО г. Камешково Владимирской области, от имени которого действует администрация Камешковского района Владимирской области. Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1). Учреждение является участником в гражданского оборота, в том числе выступает заказчиком при заключении (исполнении) договоров.

Таким образом, установлено, что МУ «УЖКХ г. Камешково», ИП <...>. являются хозяйствующими субъектами по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

По пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, при заключении договоров на выполнение комплекса работ, которые являются предметами договоров, поименованных в Таблице 1, МУ «УЖКХ г. Камешково» выступало в качестве заказчика и должно руководствоваться Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями Закона о защите конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Статьей 4 Закона о защите конкуренции предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Требования Закона о защите конкуренции применимы к закупкам, проводимым в порядке Закона о контрактной системе, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в следующем: контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Независимо от способа закупки принципы Закона о контрактной системе должны соблюдаться в полной мере.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, осуществление такой закупки должно производиться исключительно в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе.

Пунктом 4 частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть осуществлена в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Пунктом 5 частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть осуществлена в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

При этом, МУ «УЖКХ г. Камешково» не относится к категориям заказчиков, поименованных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в связи с чем к деятельности учреждения не применяются положения п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

При этом указанным категориям заказчиков, имеющим соответствующий правовой статусы, необходимо учитывать следующие ограничения: осуществление закупки товара, работы или услуг у поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить по данному основанию, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика, годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить по данному основанию, не должен составлять более чем 50 млн. рублей (в редакции, действующей на момент заключения договора).

Таким образом, закон не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе в Письме Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 28и-1353 разъясняется, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности, либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до шестисот тысяч рублей каждая, в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

В соответствии с положениями ст. 13, 14, 22 Закона о контрактной системе, идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Для установления факта «дробления» предмета договоров (контрактов) необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

1) предмет договоров (контрактов) предполагает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;

2) поставка таких товаров, выполнение работ либо оказание услуг направлены на удовлетворение единой нужды заказчика;

3) такие договоры (контракты) заключены с одним лицом.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Согласно пунктам 3.5, 3.6 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией; однородными признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми.

Вместе с тем, учитывая характер сделок, заключенных между одним заказчиком – МУ «УЖКХ г. Камешково» и одним исполнителем – ИП К<...>., в том числе временной период совершения сделок – 2 сделки в период 08.09.2022, фактически единый предмет закупок «работы по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково», предусматривающий выполнение отдельных работ, отвечающих признакам однородности, указанную закупку следует рассматривать как единую, а действия направленными на искусственное дробление закупки, результатом которой является заключение договоров до 600 тысяч рублей (на общую сумму 716 093,46 рублей) без проведения конкурентных процедур.

Стоит также отметить, что денежные средства на исполнение обязательств по вышеуказанным договорам были выделены в рамках единой субсидии из областного бюджета.

В соответствии с Методическими рекомендациями определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК) осуществляется, в том числе, методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Пунктом 3.7 Методических рекомендаций предусмотрено, что в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе:

- направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");

- разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);

- осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении N 2 к настоящим Рекомендациям;

- осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, (пункты 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3, 3.7.4)

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Вышеуказанная правовая позиция поддерживается сложившейся судебной практикой (например: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2019 № Ф01-259/2019 по делу № А38-5835/2018, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 № 11АП-20848/2019 по делу № А49-5897/2019, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 № 17АП-16280/2019 по делу № А71-9164/2019, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 № 19АП-4715/2019 по делу № А36-3763/2019).

Согласно пункту 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствует созданию преимущественного положения единственного поставщика (исполнителя) и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Таким образом, заключение указанных договоров в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

При этом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов («Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Подтверждением наличия антиконкурентного соглашения может служить определенная модель поведения участников соглашения.

Указанная модель поведения МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП К<...> свидетельствует о направленности умысла названных хозяйствующих субъектов на заключение антиконкурентного соглашения, в результате которого другим хозяйствующим субъектам создалось препятствие доступу на товарный рынок.

Заключение антиконкурентного соглашения между МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП <...>. подтверждается тем, что у МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП К<...> имелась возможность не заключать прямые договоры на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково, а заключить договоры по итогам проведения конкурентных процедур МУ «УЖКХ г. Камешково» на принципах добросовестности, открытости, соперничества, однако, МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП К<...>. не предприняли мер для оказания соответствующих услуг на названных принципах, а направленность их действий свидетельствует о намеренном совершении указанных противоправных действий.

Доказательства, свидетельствующие о принятии МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП Кл<...> всех зависящих от них мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе, отсутствуют.

Сведения о том, что нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства, отсутствуют.

Таким образом, в действиях МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП К<...>. содержатся признаки нарушения пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Владимирским УФАС России проведен анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на открытых аукционах в электронной форме, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 033/01/11-204/2023 в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года N 18026 . .

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220;

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела № 033/01/11-204/2023 установлено следующее.

- временной интервал настоящего исследования определен 2022 годом – годом заключения и реализации предполагаемого антиконкурентного соглашения;

- продуктовыми границами товарного рынка является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на объектах Владимирской области;

- географические границы товарного рынка определены территорией Владимирской области;

- хозяйствующими субъектами, которые могли бы принять участие в конкурентных процедурах на осуществление ремонта автомобильных дорог по указанным объектам, выступает неопределенный круг лиц, поскольку конкурентные процедуры являются открытыми и допускают участие неограниченного числа лиц, соответствующий требованиям законодательства и аукционной документации;

- на исследуемом товарном рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение;

- объем товарного рынка составил 6 586 198 114,20 рублей, а рассматриваемом товарном рынке действуют 3 крупнейших хозяйствующих субъекта: ГУП "ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ №3" с долей на рынке 27,614%, ООО "ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ТРАССА" с долей на рынке 11,780%, ООО "ЖЕЛСТРОЙ" с долей на рынке 9,269%;, а также иные хозяйствующие субъекты;

- уровень концентрации товарного рынка характеризуется как умеренный;

- в ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимых административных барьеров входа на рынок, которые не позволяют иным хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность на указанном рынке

- оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показала то, что заключение договоров по ремонту дорог на объектах на территории Камешковского района в обход проведения конкурентных процедур закупки создало преимущественные условия ИП К<...>., в доступе к исполнению контракта, финансируемого за счет субсидии муниципальному бюджету, и привело к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок и привело к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково.

 

В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/11-204/2023 принято 10.11.2023 в заседании Комиссии. Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/11-204/2023 (исх. № АП/5636/23 от 13.11.2023) направлено в адрес лиц, участвующих в деле. Возражений и пояснений по обстоятельствам, изложенным в заключении, от участников дела не поступало.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о том, в действиях ответчиков – МУ «УЖКХ Камешковского района» и ИП К<...>. содержатся признаки нарушения пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково до 600 тыс. рублей, фактически образующих единую сделку, на общую сумму 716 093,46 рублей с единственным исполнителем - ИП <...>. без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России не имеется.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/01/11-204/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, пришла к выводу о нарушении МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП К<...>. пп. 3 ч. 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково до 600 тыс. рублей, фактически образующих единую сделку, на общую сумму 716 093,46 рублей с единственным исполнителем - ИП К<...>. без проведения конкурентных процедур в нарушение пп. 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

 

При изложенных обстоятельствах, Владимирское УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ИП К<...>. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ).

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект правонарушения - общественные отношения, складывающиеся в сфере антимонопольного регулирования.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в заключении МУ «УЖКХ г. Камешково» и ИП К<...>. антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении и исполнении контрактов на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково до 600 тыс. рублей, фактически образующих единую сделку, на общую сумму 716 093,46 рублей с единственным исполнителем - ИП К<...>. без проведения конкурентных процедур в нарушение пп. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Субъект правонарушения - ИП К<...>

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме неосторожности.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Вина юридического лица в совершении правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Доказательств, подтверждающих принятие ИП <...> всех зависящих мер для предотвращения правонарушения, отсутствуют. ИП <...>. документально не подтвердила наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства РФ.

Объективных обстоятельств, делавших невозможным выполнение ИП К<...> требований антимонопольного законодательства и недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, не усматривается.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением Комиссии Владимирского УФАС России от 21.12.2023 по делу № 033/01/11-204/2023, протоколом об административном правонарушении от 07.05.2024 № 033/04/14.32-199/2024 а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Владимирского УФАС России находит вину ИП К<...> доказанной.

Место совершения административного правонарушения: - г. Камешково, Владимирская область.

Время совершения административного правонарушения – 08.09.2022, дата заключения 2 договоров на выполнение работ по восстановлению дорожных знаков по ул. Свердлова г. Камешково.

Вышеуказанные действия ИП К<...>. образуют состав административного правонарушения предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, Должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении отсутствуют.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, целью которой является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, отсутствуют.

Документы, свидетельствующие о тяжелом финансовом положении МУ «УЖКХ г. Камешково», в материалах дела отсутствуют.

Применение положений статьи 2.9 КоАП, и освобождение МУ «УЖКХ г. Камешково» от административной ответственности рассмотрено и признано невозможным, ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Вместе с тем, по смыслу части 4 статьи 14.32 КоАП рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений, связанных с защитой конкуренции.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Данное правонарушение не является малозначительным и посягает на общественные отношения, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.

ИП К<...>. не представила достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих отсутствие объективной невозможности для соблюдения требований законодательства и своевременного принятия им мер по устранению нарушения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о вине в совершении вменяемого правонарушения.

Сведений о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, ИП К<...>. не представлено.

С учетом фактических обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также того обстоятельства, что ранее ИП К<...> к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалась, ИП К<...>. может быть назначено административное наказание в виде минимального размера административного штрафа в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями: ст. 3.5, ст. 4.2, ст. 14.32, ст. 23.48, ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо – ИП <...> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

 

<...>

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Руководитель Владимирского УФАС России

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.<...>

 

 

2024-3268

 

 

Связанные организации

ИП Клочкова А.Е.
ИНН 330503721119, ОГРН 322332800026231