Решение (комиссия) №АП/6438/23 Решение по делу №033/01/11-513/2023 от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 033/01/11-513/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:

Потанина А.М. – председателя Комиссии (руководителя управления);

Мартыновой Е.В. – члена Комиссии (начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

Валентик М.С. – члена Комиссии (главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти),

в присутствии представителя <...>., действующей на основании доверенности от 05.09.2023, - в присутствии представителей заявителя – Счетной палаты Владимирской области <...>, действующей на основании доверенности от 14.04.2023 № 02-303 <...>, действующей на основании доверенности от 18.04.2023 № 02-312;

в отсутствие представителей заявителей –Прокуратуры г. Владимира, ответчика - АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард», о времени и месте рассмотрения уведомленных надлежащим образом;

рассмотрев материалы дела № 033/01/11-513/2023, возбужденного по признакам нарушения п. 3 ч. 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» (ОГРН 1223300003090, ИНН 3327149276, место нахождения 600022, Владимирская область, г Владимир, Ставровская ул, д. 8) и ИП Б<...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при поступлении из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Во Владимирском УФАС России рассматривается обращение Счетной палаты Владимирской области (вх. № 2968/23 от 25.04.2023), указывающее на признаки нарушения действующего законодательства при закупке имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4».

Также, во Владимирское УФАС России поступили материалы Прокуратуры г. Владимира о результатах проверки информации Счетной палаты Владимирской области (вх. № 4740/23 от 03.07.2023).

В частности указывается на признаки нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) при заключении АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» 6 договоров с ИП Б<...>. в период 18.10.2022 на общую сумму 11 997 600 рублей:

1) Договор поставки № 76 от 18.10.2022 с ИП Б<...>. на поставку программно – аппаратного комплекса управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4» на сумму 1 999 400 руб;

2) Договор поставки № 77 от 18.10.2022 с ИП Б<...>. на поставку программно – аппаратного комплекса управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4» на сумму 1 999 400 руб;

3) Договор поставки № 78 от 18.10.2022 с ИП Б<...>. на поставку программно – аппаратного комплекса управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4» на сумму 1 999 400 руб;

4) Договор поставки № 79 от 18.10.2022 с ИП Б<...>. на поставку имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4» на сумму 1 999 800 руб;

5) Договор поставки № 80 от 18.10.2022 с ИП Б<...>. на поставку имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4» на сумму 1 999 800 руб;

6) Договор поставки № 81 от 18.10.2022 с ИП Б<...>. на поставку имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4» на сумму 1 999 800 руб;

Наличие признаков нарушения подтверждается следующими обстоятельствами.

17.05.2022 между Департаментом молодежной политики и общественных проектов Владимирской области и АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» заключено соглашение № 32-дс о предоставлении из областного бюджета субсидии АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» (далее - Соглашение).

Согласно п. 1.1 Соглашения, его предметом является предоставление АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» из областного бюджета субсидии в 2022 году на деятельность АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области».

В соответствии с п. 2.1 Соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту, как получателю средств областного бюджета, на цели, указанные в разделе 1 Соглашения, в размере 98 284 937,32 рублей.

Согласно п. 3.1.1 Соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с правилами предоставления субсидии при предоставлении получателем субсидии следующих документов:

- заявку на получение субсидии, в которой указывается необходимый объем средств;

- заверенные руководителем копии учредительных документов;

- смету затрат на осуществление деятельности, с обоснованиями расчетами. Расчетный размер субсидии определяется исходя из перечня затрат на оказание услуг, рассчитанных на основании статистических данных и(или) иной информации и не менее 3 представленных коммерческих предложений поставщиков по соответствующим направлениям расходов;

- перечень оказываемых услуг и их количественные характеристики, необходимые для достижения целей и результата предоставления субсидии

- документы, подтверждающие соответствие требованиям, указанным в п. 2.1 Правил предоставления субсидий.

Приложением № 1 к Соглашению выступает смета затрат на обеспечение деятельности АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области». При этом, предметы договоров поставки № 76- 81 не поименованы в указанной смете расходов.

Смета затрат содержит разделы: II - организация и проведение учебных процессов, в которых входят статьи затрат – финансовое обеспечение затрат на оказание услуг по организации и проведению 5-дневных военных сборов по основам военной службы, финансовое обеспечение затрат на оказание услуг по организации и проведению военно – патриотических смен, III – оборудование для организации учебных процессов, в которых входят статьи затрат – макеты вооружений, пневматическое оружие, оборудование и расходные материалы.

Исходя из календарного плана расходования субсидии, все мероприятия по ней осуществляются в течение года.

В соответствии с дополнительным соглашением к соглашению от 17.05.2022 № 32-дс, обязанность по перечислению денежных средств исполнена в размере 3 354 735,91 рублей.

18.10.2022 к соглашению от 17.05.2022 № 32-дс заключено дополнительное соглашение № 261д/с. Размер субсидии скорректирован до 98 284 900,00 рублей.

Протоколом заседания наблюдательного совета АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» от 18.10.2022 № 5 утвержден финансовый план АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области», в котором отражены статьи расходов – проведение 5-дневных учебных сборов по основам военной службы на сумму 32 000 000 рублей, оборудование для организации учебных процессов на сумму 23 450 000 рублей.

Письмом от 24.10.2022 № 167 АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» запросило перечисление субсидии согласно приложения № 1 в размере 27 827 429 рублей для осуществления оплаты по договорам оказания услуг, выполнения работ поставки товара. Приложение № 1 к данному письму указывает на использование средств субсидии для организации учебных процессов на сумму 4 163 123,70 рублей в пользу ИП Б<...>. по статье сметы III.

Письмом от 31.10.2022 № 167 АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» запросило перечисление субсидии согласно приложения № 1 в размере 27 827 429 рублей для осуществления оплаты по договорам оказания услуг, выполнения работ поставки товара. Приложение № 1 к данному письму содержит дату 24.10.2022, указывает на использование средств субсидии для оплаты поставки учебного оборудования на сумму 1 999 800 рублей (6 позиций), в пользу ИП Б<...>. по статье сметы 3.

Платежным поручением № 790964 от 16.12.2022 Департаментом образования и молодежной политики Владимирской области перечислены денежные средства в размере 31 046 459,08 рублей.

Письмом от 18.10.2022 № 24 скорректированы позиции плана закупок АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» на 2022 год. Данный план не конкретизирует предметы закупок, содержит указание на предмет договора по п. 45, 46, 47, 48, 49– поставка товара, стоимость соответствует суммам рассматриваемых договоров, способ закупки – закупка у единственного поставщика, сроки закупки – октябрь 2022 года, срок исполнения договора – декабрь 2022 года. Определенно установить статьи плана закупок, соответствующие рассматриваемым договорам с ИП Б<...>., не представляется возможным.

План закупок АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» на 2022 год, охватывающий период с 01.01.2022 по 31.12.2022 утвержден приказом директора АНО УМЦ ВПВМ Авангард ВО от 30.12.2022 № 79. Данный план не конкретизирует предметы закупок, содержит указание на предмет договора по п. 43, 46, 47, 48, 49– поставка товара, стоимость соответствует суммам рассматриваемых договоров, способ закупки – закупка у единственного поставщика, сроки закупки – октябрь 2022 года, срок исполнения договора – декабрь 2022 года. Определенно установить статьи плана закупок, соответствующие рассматриваемым договорам с ИП Б<...>., не представляется возможным.

Между АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» и ИП Б<...> были заключены договоры, согласно Таблице 1.

Таблица 1

договора

Дата

Поставщик

Предмет

Сумма контракта

Срок поставки

Срок действия

Акт приемки

76

18.10.2022

ИП Б<...>

поставка программно – аппаратного комплекса управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4»

1 999 400

70 дней с даты предоплаты

31.12.2022

20.12.2022

77

18.10.2022

ИП Б<...>

поставка программно – аппаратного комплекса управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4»

1 999 400

70 дней с даты предоплаты

31.12.2022

20.12.2022

78

18.10.2022

ИП Б<...>

поставка программно – аппаратного комплекса управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4»

1 999 400

70 дней с даты предоплаты

31.12.2022

20.12.2022

79

18.10.2022

ИП Б<...>

поставка имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4»

1 999 800

70 дней с даты предоплаты

31.12.2022

20.12.2022

80

18.10.2022

ИП Б<...>

поставка имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4»

1 999 800

70 дней с даты предоплаты

31.12.2022

20.12.2022

81

18.10.2022

ИП Б<...>

поставка имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4»

1 999 800

70 дней с даты предоплаты

31.12.2022

20.12.2022

 

Условиями всех договоров предусмотрено условие о внесении заказчиком 30% предоплаты в течение 3 дней с даты подписания договора (п. 3.2.1). Оставшаяся сумма контракта оплачивается заказчиком в течении 7 банковских дней с момента подписания заказчиком документов о приемке.

Счета на оплату от ИП Б<...>. при этом содержат полную сумму контрактов, датированы 20.12.2022.

Так, заказчиком осуществлены следующие действия по перечислению денежных средств в пользу подрядчика (Таблица 2):

Таблица 2.

договора

Платежное поручение на предоплату

Сведения о подписи платежного поручения на предоплату

Платежное поручение на окончательный расчет

Сведения о подписи платежного поручения на окончательный расчет

76

158

Поступило в банк 02.11.2022

Списано со счета 02.11.2022

Подписано плательщиком 02.11.2022 в 12:24

502

Поступило в банк 20.12.2022

Списано со счета 26.12.2022

Подписано плательщиком 23.12.2022 в 19:52

77

157

Поступило в банк 02.11.2022

Списано со счета 02.11.2022

Подписано плательщиком 02.11.2022 в 12:21

520

Поступило в банк 23.12.2022

Списано со счета 26.12.2022

Подписано плательщиком 23.12.2022 в 19:53

78

Нет сведений

Нет сведений

524

Поступило в банк 23.12.2022

Списано со счета 26.12.2022

Подписано плательщиком 23.12.2022 в 19:55

79

153

Поступило в банк 02.11.2022

Списано со счета 02.11.2022

Подписано плательщиком 02.11.2022 в 12:04

521

Поступило в банк 23.12.2022

Списано со счета 26.12.2022

Подписано плательщиком 23.12.2022 в 19:54

80

154

Поступило в банк 02.11.2022

Списано со счета 02.11.2022

Подписано плательщиком 02.11.2022 в 12:06

522

Поступило в банк 23.12.2022

Списано со счета 26.12.2022

Подписано плательщиком 23.12.2022 в 19:54

81

156

Поступило в банк 02.11.2022

Списано со счета 02.11.2022

Подписано плательщиком 02.11.2022 в 12:19

525

Поступило в банк 23.12.2022

Списано со счета 26.12.2022

Подписано плательщиком 23.12.2022 в 19:55

 

Исходя из указанной информации, договоры заключены единовременно, имеют идентичные сроки действия, сроки поставки товара, исполнены и оплачены единовременно.

Товар по всем контрактам поставлен единовременно, что подтверждается товарными накладными от 20.12.2022 № 189, 190, 191, 192,193,194.

Владимирским УФАС России сделан запрос от 12.05.2023 № НШ/2129/23 ИП Б<...>. о предоставлении товаросопроводительной документации на товары по рассматриваемым контрактам, в том числе договоры на приобретение товаров сведения об их оплате, сертификаты соответствия, иные документы, имеющие отношение к поставке данных товаров. В ответ на данный запрос ИП Б<...> представлены следующие документы (таблица 3).

Таблица 3.

Договор

Поставщик

Цена

Срок поставки

Счет на оплату

Товарная накладная

Дополнительна информация

От 17.10.2022 № И-01/31

ООО «Интерактивные стимуляторы»

1 895 400 руб.

70 календарных дней с момента получения предоплаты

57 от 17.10.2022

58 от 19.12.2022

Предусмотрена предоплата 50% в течение 10 банковских дней с момента подписания договора

От 17.10.2022 № И-01/33

ООО «Интерактивные стимуляторы»

1 575 800 руб.

70 календарных дней с момента получения предоплаты

59 от 17.10.2022

60 от 19.12.2022

Предусмотрена предоплата 50% в течение 10 банковских дней с момента подписания договора

От 17.10.2022 № И-01/35

ООО «Интерактивные стимуляторы»

1 575 800 руб.

70 календарных дней с момента получения предоплаты

61 от 17.10.2022

62 от 19.12.2022

Предусмотрена предоплата 50% в течение 10 банковских дней с момента подписания договора

От 17.10.2022 № И-01/32

ООО «Интерактивные стимуляторы»

1 895 400 руб.

70 календарных дней с момента получения предоплаты

58 от 17.10.2022

59 от 19.12.2022

Предусмотрена предоплата 50% в течение 10 банковских дней с момента подписания договора

От 17.10.2022 № И-01/34

ООО «Интерактивные стимуляторы»

1 575 800 руб.

70 календарных дней с момента получения предоплаты

60 от 17.10.2022

61 от 19.12.2022

Предусмотрена предоплата 50% в течение 10 банковских дней с момента подписания договора

От 17.10.2022 № И-01/30

ООО «Интерактивные стимуляторы»

1 895 400 руб.

Нет сведений

56 от 17.10.2022

57 от 19.12.2022

Нет сведений

Предварительная оплата товаров по данным контрактам произведена ИП Б<...> 19.10.2022. Полная оплата произведена Б<...>. 15.12.2022.

 

Согласно пояснений АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» (вх. № 4626-ЭП/23 от 07.06.2023) запрос коммерческих предложений к исследуемым договорам осуществлен в сентябре 2022 года в устной форме путем телефонного звонка с потенциальными поставщиками ИП Б<...>., ООО «СМ Казань», ООО «Интеграция образования».

Коммерческое предложение от ИП Б<...> к контрактам получено 17.10.2022.

Коммерческое предложение от ООО «СМ Казань» к контрактам датировано октябрем 2022 года.

Коммерческое предложение от ООО «Интеграция образования» не датировано.

Предметы контрактов 76,77,78 являются идентичными и представлены программно – аппаратным комплексом управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4».

Предметы контрактов 79,80,81 являются идентичными и представлены имитаторами оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4».

При этом, данные предметы контрактов являются составляющими частями, и эксплуатация их в отдельности невозможна, что подтверждается сведениями о данном товаре, изложенными в коммерческих предложениях ООО «Интеграция образования».

Так, в коммерческом предложении к программно – аппаратным комплексом управления и визуализации пневмоподготовки и звука тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4», указывается, в частности, на обеспечение данным товаров проведения практических и тренировочных занятий по огневой подготовке с использованием массогабаритных макетов с системой имитации отдачи оружия, возможность самодиагностики работоспособности тренажера и имитатора оружия, одновременную подготовку 8 обучаемых с однотипными или различными видами оружия, возможность обеспечения имитации стрельбы из массогабаритного макета, активации упражнений для одновременной подготовки 4 обучаемых с одинаковыми или различными имитаторами видов оружия.

В коммерческом предложении на поставку имитаторов оружия для тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ-4» указывается, что комплект имитаторов оружия построен на базе массогабаритных макетов оружия.

 

В соответствии с пояснениями АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» (вх. № 3442/23 от 12.05.2023), заключение исследуемых договоров осуществлялось в соответствии с пп. 12 п. 12.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения организации и проведения учебных сборов по основам военной службы. При заключении договоров с учетом указанного ограничения по максимальной цене договора е предусмотрены. Разделение закупки на разные договоры обусловлено удобностью учета и оплаты за поставленный товар, так как некоторые позиции могли быть поставлены позднее, что затрудняло бы оплату ранее поставленного товара.

Вместе с тем, согласно информации Прокуратуры г. Владимира, товары по рассматриваемым контрактам были поставлены только 20.12.2022, когда сборы были уже закончены. Указанное следует из объяснений С<...>., в которых отмечено, что основанием для заключения рассматриваемых договоров с ИП Б<...>. выступило обеспечение проведения 5-дневных сборов по основам военной службы. Проведение сборов осуществлялось с 07.11.2022 по 20.12.2022. В связи с коротким периодом подготовки к проведению сборов был осуществлен поиск поставщиков через сеть «Интернет» для заключения договоров с единственным поставщиком. Период проведения сборов выпал на период дефицита необходимого товара военной тематики, в связи с чем нужно было закупить товар у тех поставщиков, у которых он был. У ИП Б<...>. в наличии (в скорой доставке) была только часть оборудования, остальные были готовы поставить товар позже. В связи с этим было принято решение поделить договоры на партии в зависимости от партий поставки с целью систематизации учета, запроса денежных средств в для оплаты и осуществления расчета с поставщиком.

При этом, согласно пояснений АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» (вх. № 4626-ЭП/23 от 07.06.2023), предметы рассматриваемых договоров с ИП Б<...>. относятся к пункту 1 раздела III сметы затрат – оборудование для организации учебных процессов, макеты вооружений, пневматическое оружие, оборудование и расходные материалы.

Согласно полного перечня договоров, представленного в ответ на запрос от 30.05.2023 № АП/2444/23, предметы рассматриваемых договоров с ИП Б<...>. относятся к пункту 1 раздела III сметы затрат. Общая сумма закупок по пункту 1 раздела III сметы затрат составила 24 35 536 рублей, с учетом закупки по рассматриваемым договорам, что соответствует общей сумме затрат по пункту 1 раздела III сметы затрат.

В заседании Комиссии 07.09.2023 представитель АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» пояснил, что указанные контракты разделены, поскольку оборудование использовалось на трех площадках - в лагере «Искатель», «Тонус», «Олимп», а также для удобства учета, поскольку поставщик не мог гарантировать единовременную поставку. Имитаторы оружия могут быть использованы отдельно как макеты вооружений. Закупка осуществлялась в соответствии с пп. 12 п. 12.2 Положения о закупке, которая проводится без ограничения суммы. Дополнительно, у заказчика были короткие сроки на приобретение оборудования перед сборами. Сборы проходили с 31.10.2022 по 24.12.2022. Оборудование использовалось и в иных сборах, для иной уставной деятельности учреждения. В программе сборов указано, что они проводятся с использованием оборудования по данным контрактам. Сборы также являются учебным процессом.

В заседании Комиссии 07.09.2023 представитель ИП Б<...>. отметил, что поступила заявка на заключение договоров, условия устроили, в том числе срок и цена, заключение нескольких договоров было пожеланием заказчика. Также, заказчик сказал что проведение торгов в данном случае не требуется. Исходя из пояснений, представленных в заседании Комиссии 05.10.2023, при заключении договоров ИП Б<...>. исходили из добросовестности контрагентов. На устный вопрос ИП Б<...>. о возможности заключения контрактов без торгов АНО «Авангард» ответили, что такие полномочия имеются и продемонстрировали Положение о закупках, сказав что торги не требуются в соответствии с данным Положением. Поскольку по закону такое право может быть у организации, дополнительные проверки содержания положения о закупках не проводили, на сайте ЕИС в сфере закупок повторно не проверяли положение, положились на добросовестность контрагента. Исходя из письменных пояснений ИП Б<...>. от 05.10.2023, с 2018 года ИП Б<...>. участвовала в конкурентных закупках в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом от 18.06.2011 № 223-ФЗ.

Между АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. также заключены иные договоры, а именно договор № 73 от 14.10.2022 на поставку оборудования на сумму 137 592 рублей, № 72 от 14.10.2022 на поставку оборудования на сумму 141 192 рублей, № 74 от 17.10.2022 на поставку оборудования на сумму 857 716 рублей, договор № 82 от 18.10.2022 на поставку оборудования на сумму 1 879 479 рублей.

 

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 26.04.2022, за основным государственным регистрационным номером – 1223300003090. Основным видом деятельности является Деятельность спортивных объектов (ОКВЭД 93.11). Согласно уставу, организация имеет целью предоставление услуг в сфере организации военно – патриотического воспитания молодежи и популяризации военной и иной государственной службы на территории Владимирской области (п. 2.1). Исходя из п. 2.4 устава, АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» может заниматься отдельными видами деятельности, приносящими доход, в том числе приносящим прибыль производством товаров и услуг, приобретением и реализацией ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» вправе осуществлять следующие виды деятельности, приносящей доход: реализация сувенирной, печатной продукции, видеопродукции, в том числе на электронных носителях, деятельность по проведению семинаров, конференций, мастер – классов, прокат и аренда оборудования. Организация является участником гражданского оборота, в том числе выступает заказчиком при заключении (исполнении) договоров.

ИП Б<...>) зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) 12.04.2018, за основным государственным регистрационным номером – <...>. Основным видом деятельности является Торговля оптовая прочей офисной техникой и оборудованием (ОКВЭД 46.66).

Таким образом, установлено, что АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. являются хозяйствующими субъектами по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями Закона о защите конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Статьей 4 Закона о защите конкуренции предусматривается, что конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Требования Закона о защите конкуренции применимы к закупкам, проводимым в порядке Закона о контрактной системе, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках) наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

 

Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии со статьей 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений закона (часть 2); конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи (часть 3); неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 указанной статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2).

Порядок подготовки и осуществления неконкурентной закупки и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).

Положение о закупке, в том числе исчерпывающий перечень случаев неконкурентной закупки, устанавливаемый в положении о закупке, не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (п. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

При осуществлении закупочной деятельности заказчик, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, должен также наряду с законами, нормативными актами руководствоваться Положением о закупке, то есть документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения; соблюдать предусмотренные статьей 4 этого Закона иные требования по информационному обеспечению закупки.

Протоколом наблюдательного совета АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» № 5 от 18.10.2022 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» (далее – Положение о закупках).

Таким образом, при заключении договоров на поставку товаров, которые являются предметами договоров, поименованных в Таблице 1, АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» выступало в качестве заказчика и должно руководствоваться Законом о закупках.

Положение о закупках определяет закупочную деятельность автономной некоммерческой организации «Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард» Владимирской области (далее «Заказчик»), условия и порядок подготовки и проведения соответствующих способов закупки, условия их применения, порядок отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок заключения и исполнения договоров.

Целями Положения являются: обеспечение информационной открытости закупок товаров, работ, услуг посредством публикации информации о закупках в степени, достаточной для потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - участники закупок), а также недопущения дискриминации и необоснованных ограничений количества участников закупок; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки; расширение возможностей для участия юридических и физических лиц в закупках.

Закупки в соответствии с настоящим Положением осуществляются Заказчиком путем проведения конкурентных и неконкурентных закупок.

Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: 1) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; 6) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,услуг отдельными видами юридических лиц», с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 7) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 8) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п. 5.2 Положения о закупках).

Неконкурентной является закупка, условия осуществления которой не соответствуют хотя бы одному условию, предусмотренному пунктом 5.2 Положения о закупках. Неконкурентная закупка осуществляется путем закупки у единственного поставщика и закупки у единственного поставщика, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства в случаях, установленных в разделе 12 Положения о закупках.

Исходя из п. 12.1 Положения о закупках, под закупкой у единственного поставщика понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить гражданско – правовой договор только одному поставщику.

Закупка у единственного поставщика осуществляется, в том числе, в случае если осуществляются закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двух миллионов рублей (пп. 10 п. 12.2).

В материалах дела содержатся две версии Положения о закупках, утвержденных Протоколом наблюдательного совета АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» № 5 от 18.10.2022, определяющие содержание п. 12 п. 12.2 Положения о закупках.

Так, в соответствии с редакцией, представленной Счетной палате при проверке, Закупка у единственного поставщика осуществляется, в том числе, если осуществляется закупка услуг для обеспечения организации и проведения учебных сборов по основам военной службы (п. 12 п. 12.2).

В то же время, представленная в антимонопольный орган редакция Положения о закупках указывает на возможность закупки у единственного поставщика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения организации и проведения учебных сборов по основам военной службы (оборудование, амуниция, сопутствующие и расходные материалы, одежда, обмундирование, снаряжение, необходимое для сборов, питание, проживание) (п. 12 п. 12.2).

Однако, на официальном сайте zakupki.gov.ru положение в редакции, указывающей на возможность закупки у единственного поставщика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения организации и проведения учебных сборов по основам военной службы (оборудование, амуниция, сопутствующие и расходные материалы, одежда, обмундирование, снаряжение, необходимое для сборов, питание, проживание) не размещалось на момент заключения рассматриваемых договоров, и, как следствие, данный пункт положения о закупках не мог обосновывать заключение договоров с единственным поставщиком – ИП Б<...>. без ограничения суммы.

Отсутствие размещения на официальном сайте zakupki.gov.ru версии Положения о закупках, указывающей на возможность закупки у единственного поставщика при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения организации и проведения учебных сборов по основам военной службы (оборудование, амуниция, сопутствующие и расходные материалы, одежда, обмундирование, снаряжение, необходимое для сборов, питание, проживание), подтверждается пояснениями АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» от 25.09.2023, в соответствии с которыми Положение о закупках было размещено в неверной редакции по вине сотрудника П<...>.

Исходя из сказанного, антимонопольный орган критически относится к доводам о проведении рассматриваемых закупок в соответствии с п. 12 п. 12.2 Положения о закупках, позволяющей закупать товары, работы, услуги для военных сборов, поскольку Положение о закупках в указанной редакции на сайте zakupki.gov.ru не размещалось и не могло применяться для осуществления закупочной деятельности. Также, исходя из полученных материалов, товары были поставлены по окончании военных сборов, а также иные документы, представленные АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» свидетельствуют о приобретении данных товаров по пункту 1 раздела III сметы затрат - оборудование для организации учебных процессов, в которых входят статьи затрат – макеты вооружений, пневматическое оружие, оборудование и расходные материалы, что свидетельствует о возможности отнесения рассматриваемых закупок к пп. 10 п. 12.2 Положения о закупках, устанавливающему ограничение на цену договора в 2 000 000 рублей.

 

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, осуществление такой закупки должно производиться исключительно в случаях, установленных законом.

В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № 28и-1353 разъясняется, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер. Данная норма применяется в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности, либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до двух миллионов рублей каждая, в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Для установления факта «дробления» предмета договоров (контрактов) необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

1) предмет договоров (контрактов) предполагает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся однородными или идентичными;

2) поставка таких товаров, выполнение работ либо оказание услуг направлены на удовлетворение единой нужды заказчика;

3) такие договоры (контракты) заключены с одним лицом.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о закупках противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

 

Согласно пунктам 3.5, 3.6 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией; однородными признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми.

Вместе с тем, учитывая характер сделок, заключенных между одним заказчиком – АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и одним исполнителем – ИП Б<...> , в том числе временной период совершения сделок – 6 сделок в период 18.10.2022, фактически единый предмет закупок тактико – огневой стрелковый тренажер «ПРОФИ-4», отвечающих признакам однородности, указанную закупку следует рассматривать как единую, а действия направленными на искусственное дробление закупки, результатом которой является заключение договоров до двух миллионов рублей (на общую сумму 11 997 600 рублей) без проведения конкурентных процедур.

Стоит также отметить, что денежные средства на исполнение обязательств по вышеуказанным договорам были выделены в рамках единой субсидии из областного бюджета.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о закупках, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Вышеуказанная правовая позиция поддерживается сложившейся судебной практикой (например: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2019 № Ф01-259/2019 по делу № А38-5835/2018, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2020 № 11АП-20848/2019 по делу № А49-5897/2019, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 № 17АП-16280/2019 по делу № А71-9164/2019, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 № 19АП-4715/2019 по делу № А36-3763/2019).

Таким образом, заключение указанных договоров в нарушение норм Закона о закупках противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на поставку товаров, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

При этом, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов («Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Подтверждением наличия антиконкурентного соглашения может служить определенная модель поведения участников соглашения.

Указанная модель поведения АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. свидетельствует о направленности умысла названных хозяйствующих субъектов на заключение антиконкурентного соглашения, в результате которого другим хозяйствующим субъектам создалось препятствие доступу на товарный рынок.

Заключение антиконкурентного соглашения между АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...> подтверждается тем, что у АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. имелась возможность не заключать прямые договоры на поставку тактико – огневого стрелкового тренажера «ПРОФИ - 4», а заключить договоры по итогам проведения конкурентных процедур на принципах добросовестности, открытости, соперничества, однако, АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. не предприняли мер для оказания соответствующих услуг на названных принципах, а направленность их действий свидетельствует о намеренном совершении указанных противоправных действий.

Доказательства, свидетельствующие о принятии АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. всех зависящих от них мер для соблюдения требований Закона о защите конкуренции и Закона о закупках, отсутствуют.

Заключение договоров в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону № 223-ФЗ, Закону о защите конкуренции, возложена на обе стороны договора.

Сведения о том, что нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований антимонопольного законодательства, отсутствуют.

Таким образом, в действиях АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. содержатся признаки нарушения пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Владимирским УФАС России проведен анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на открытых аукционах в электронной форме, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 033/01/11-513/2023 в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года N 18026 . .

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220;

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела № 033/01/11-513/2023 установлено следующее.

- временной интервал настоящего исследования определен 2022 годом – годом заключения предполагаемого антиконкурентного соглашения;

- продуктовыми границами товарного рынка является поставка тактико – огневых стрелковых тренажеров;

- географические границы товарного рынка определены территорией Владимирской области.

- хозяйствующими субъектами, которые могли бы принять участие в конкурентных процедурах на поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров, выступает неопределенный круг лиц, поскольку конкурентные процедуры являются открытыми и допускают участие неограниченного числа лиц, соответствующий требованиям законодательства и аукционной документации.

- на исследуемом товарном рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение;

- объем товарного рынка составил 179 369 945 рублей, а рассматриваемом товарном рынке действуют 3 крупнейших хозяйствующих субъекта: ООО "Интерактивные симуляторы" с долей на рынке 33,92%, ООО «Профессиональные Стрелковые Тренажеры» с долей на рынке 22,55%, ИП Б<...>. с долей на рынке 6,83%, а также иные хозяйствующие субъекты;

- уровень концентрации товарного рынка характеризуется как умеренный;

- в ходе исследования рассматриваемого товарного рынка установлено наличие непреодолимых административных барьеров входа на рынок, которые не позволяют иным хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность на указанном рынке;

- оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показала то, что заключение договоров поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров в обход проведения конкурентных процедур закупки создало преимущественные условия ИП Б<...>., в доступе к исполнению контракта, позволило ИП Б<...> получить бОльшую долю на рынке и привело к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок при заключении договоров на поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров для нужд АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области».

 

В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/11-513/2022 принято 28.11.2023 в заседании Комиссии. Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/11-513/2022 (исх. № АП/5973/23 от 28.11.2023) направлено в адрес лиц, участвующих в деле.

От ответчиков поступили письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела.

Так, АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» указало (вх. № 8781-ЭП/23 от 18.12.2023), что с изложенными выводами не согласны по ранее представленным доводам, а также сослалось на неконкретизированные нарушения порядка рассмотрения дела, предусмотренного ст. 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ранее изложенных доводах, поступивших в антимонопольный орган 05.10.2023, 24.10.2023 АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» ссылается на добросовестность действий юридического лица при осуществлении закупок в соответствии с утвержденным положением, на виновность работника юридического лица – П<...>., которая ненадлежащим образом исполнила поручение о размещении положения о закупках.

Ссылку ответчика на данные обстоятельства Комиссия считает необоснованной, поскольку действия работника совершались им во исполнение его служебных обязанностей, работник действовал или должен был действовать по заданию соответствующего юридического лица и под его контролем. Таким образом, АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» должно было проявить должную осмотрительность при осуществлении закупок, осуществить контроль за действиями работника.

Указание ответчиком на нерассмотрение ходатайства о привлечении П<...>. в качестве свидетеля, ответчика по делу, отсутствие объективности и всесторонности рассмотрения дела противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку данное ходатайство рассмотрено в заседании Комиссии 24.10.2023, в его удовлетворении отказано.

Доводы ответчика о проведении закупки в связи с необходимостью обеспечения проведения пятидневных сборов по основам военной службы получил оценку Комиссии, мнение поданному доводу изложено в тексте заключения об обстоятельствах дела. В частности, согласно информации Прокуратуры г. Владимира, товары по рассматриваемым контрактам были поставлены только 20.12.2022, когда сборы были уже закончены. Указанное следует из объяснений С<...>., в которых отмечено, что основанием для заключения рассматриваемых договоров с ИП Б<...>. выступило обеспечение проведения 5-дневных сборов по основам военной службы. Проведение сборов осуществлялось с 07.11.2022 по 20.12.2022. Оборудование использовалось и в иных сборах, для иной уставной деятельности учреждения. В программе сборов указано, что они проводятся с использованием оборудования по данным контрактам. Сборы также являются учебным процессом. Исходя из Приказа от 17.10.2023 № 22/3, сборы проходили с 31.10.2022 по 23.12.2022.

При этом, согласно пояснений АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» (вх. № 4626-ЭП/23 от 07.06.2023), предметы рассматриваемых договоров с ИП Б<...>. относятся к пункту 1 раздела III сметы затрат – оборудование для организации учебных процессов, макеты вооружений, пневматическое оружие, оборудование и расходные материалы. Согласно полного перечня договоров, представленного в ответ на запрос от 30.05.2023 № АП/2444/23, предметы рассматриваемых договоров с ИП Б<...>. относятся к пункту 1 раздела III сметы затрат. Общая сумма закупок по пункту 1 раздела III сметы затрат составила 24 35 536 рублей, с учетом закупки по рассматриваемым договорам, что соответствует общей сумме затрат по пункту 1 раздела III сметы затрат.

Таким образом, Комиссия относится к доводу о проведении закупки в связи с необходимостью обеспечения проведения пятидневных сборов по основам военной службы критически, поскольку, принимая во внимание планируемые и фактические сроки поставки оборудования по заключенным договорам, иные материалы, представленные АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» о целях проводимой закупки, объективно не подтверждается необходимость данного оборудования для проведения пятидневных сборов по основам военной службы в период с 31.10.2022 по 23.12.2022.

 

От ИП Б<...>. поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела, в которых указывается на отсутствие у поставщика права самостоятельной юридической экспертизы локальных нормативных актов иного юридического лица. Также, указано на то, что АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» самостоятельно разрабатывает и утверждает положение о закупках, у ИП Б<...>. не было оснований не доверять редакции Положения, которая была ей предъявлена руководителем организации.

При этом, Комиссия обращает внимание, что обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону № 223-ФЗ, Закону о защите конкуренции, возложена на обе стороны договора.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ИП Б<...>., самостоятельно совершая определенные действия, в частности, заключение рассматриваемых договоров без анализа правовой основы обязана предполагать возможные последствия своих действий.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. У Б<...>. имелась возможность ознакомиться с информацией, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, выявить противоречие между размещенными версиями положения, тем самым проявив должную осмотрительность.

Вопреки доводам пояснений, материалами дела объективно не подтверждается необходимость данного оборудования для проведения пятидневных сборов по основам военной службы в период с 31.10.2022 по 23.12.2022.

Довод ИП Б<...>. о ненаступлении последствий в виде ограничения конкуренции, в том числе ввиду направления коммерческих предложений в несколько организаций, наличия лишь у ИП Б<...>. возможности поставить оборудование в 2022 году, нецелесообразности и невозможности проведения конкурентной закупки ввиду сокращенного срока, поскольку объективно не позволило бы заказчику своевременно получить необходимый товар, отклоняется Комиссией по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора от 16.05.2018, согласно которой сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. Возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), независимо от наличия конкурентного рынка, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

При этом, исходя из проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке следует, что хозяйствующими субъектами, которые могли бы принять участие в конкурентных процедурах на поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров, выступает неопределенный круг лиц, поскольку конкурентные процедуры являются открытыми и допускают участие неограниченного числа лиц, соответствующий требованиям законодательства и аукционной документации, на исследуемом товарном рынке отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, уровень концентрации товарного рынка характеризуется как умеренный. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показала то, что заключение договоров поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров в обход проведения конкурентных процедур закупки создало преимущественные условия ИП Б<...>., в доступе к исполнению контракта, позволило ИП Б<...>. получить бОльшую долю на рынке и привело к устранению конкуренции за доступ на товарный рынок при заключении договоров на поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров для нужд АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области».

Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Исполнение данных принципов обеспечивается заказчиком путем составления документации о конкурентной закупке соответствующей предмету закупки.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения.

Указание на получение коммерческих предложений не означает обеспечения равного доступа к исполнению договора всех заинтересованных лиц, в том числе не охваченных отбором заказчика, что свидетельствует о создании условий для ограничения конкуренции и не опровергает выводы Комиссии.

Наличие лишь у ИП Б<...>. возможности поставить оборудование в 2022 году не подтверждается материалами дела.

Исходя из изложенного, антимонопольным органом установлено наступление (возможность наступления) последствий в виде ограничения конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, в действиях ответчиков – АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. содержатся признаки нарушения пп. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении договоров на поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров для нужд АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» до 2 млн рублей каждый, фактически образующих единую сделку, на общую сумму 11 997 600 рублей с единственным исполнителем - ИП Б<...>. без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России не имеется.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/01/11-513/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» и ИП Б<...>. пп.3 ч. 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении договоров на поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров для нужд АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» до 2 млн рублей каждый, фактически образующих единую сделку, на общую сумму 11 997 600 рублей с единственным исполнителем - ИП Б<...>. без проведения конкурентных процедур в нарушение пп.3 ч. 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Владимирского УФАС России было установлено, что все исследуемые Комиссией договоры исполнены поставщиком, предмет договоров принят и оплачен заказчиком. При таких обстоятельствах, в силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» (ОГРН 1223300003090, ИНН 3327149276, место нахождения 600022, Владимирская область, г Владимир, Ставровская ул, д. 8) и ИП Б<...> виновными в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению доступа на товарный рынок при заключении договоров на поставку тактико – огневых стрелковых тренажеров для нужд АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области» до 2 млн рублей каждый, фактически образующих единую сделку, на общую сумму 11 997 600 рублей с единственным исполнителем - ИП Б<...>. без проведения конкурентных процедур в нарушение пп. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

  2. Обязательное для исполнения предписание ответчикам не выдавать, поскольку на момент вынесения решения нарушение является оконченным, договоры исполнены, товары приняты и оплачены заказчиком.

 

 

Председатель комиссии

  <...>

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>  

 

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Исп.<...>

тел.8-4922-53-87-48

 

 

2023-7198

 

 

Связанные организации

Счетная палата Владимирской области
ИНН 3302014622, ОГРН 1033302009245
Прокуратура города Владимира
ИНН 3327102172, ОГРН 1033301807439
АНО «Учебно – методический центр военно – патриотического воспитания молодежи «Авангард» Владимирской области»
ИНН 3327149276, ОГРН 1223300003090
ИП Баранова Анна Андреевна
ИНН 332804204012, ОГРН 318332800022988