Постановление №НШ/2227/23 Постановление по делу № 033/04/9.21-240/2023 от 18 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Постановление по делу № 033/04/9.21-240/2023


СНТ «Ласточка»


д. Старая, Александровский район, Владимирская область, 601624

ул. Силикатная, д. 49, к. 3, кв. 40, г. Мытищи, Московская область, 141013

boyarinya05@mail.ru





ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении № 033/04/9.21-240/2023


«18» мая 2023 г. г. Владимир

Резолютивная часть объявлена «18» мая 2023 г.


Я, временно исполняющий обязанности руководителя Владимирского УФАС России Шибаева Н.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 033/04/9.21-240/2023, возбужденного в отношении Садового некоммерческого товарищества «Ласточка» (601624, Владимирская область, Александровский район, дер. Старая, ОГРН 1033303206749, ИНН 3311010617) (далее – СНТ «Ласточка»), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии законного представителя Товарищества Халаимовой Е.Н. (председатель Товарищества),

УСТАНОВИЛА:


Согласно протоколу № 033/04/9.21-240/2023 об административном правонарушении от 04.05.2023 СНТ «Ласточка» вменяется совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Статьей 23.48 КоАП РФ установлено, что Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьёй 9.21 настоящего Кодекса.

Как следует из протокола и других материалов административного дела, поводом к возбуждению административного дела явилось заявление Шустровой М.А. (вх. № 1021/23 от 14.02.2023) по факту препятствования СНТ «Ласточка» перетоку электрической энергии.

Заявление Шустровой М.А. содержало достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, в связи с чем, на основании пункта 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ, настоящее дело об административном правонарушении было возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Так, Шустрова М.А. является собственником земельного участка и дома, расположенного по адресу: Владимирская область, Александровский район, д. Старая, СНТ «Ласточка», уч. 61, 62.

С августа 2016 года все земельные участки и дома, расположенные в СНТ «Ласточка», в том числе и принадлежащий Шустровой М.А. земельный участок, были централизованно опосредованно присоединены к сетям ПАО «Россети Московский регион» филиала Северные электрические сети через трансформаторную подстанцию и сети СНТ «Ласточка».

С целью увеличения ранее присоединенной мощности до 15 кВт Шустровой М.А. в ПАО «Россети Московский регион» была подана заявка о технологическом присоединении домовладения, на основании которой сетевой организацией были произведены ряд мероприятий, в том числе установка индивидуального трехфазного прибора учета (ИЛУ) № 9220283128487 на опоре, расположенной у границы ее земельного участка, и ввод его в эксплуатацию, о чем 11 апреля 2022 года выдан акт допуска в эксплуатацию ИПУ и акт технологического присоединения с увеличением мощности до 15 кВт от 22 июня 2022 года. Все необходимые документы для расчетов за потребляемую Шустровой М.А электроэнергию были переданы гарантирующему поставщику АО «Мосэнергосбыт», с которым у Шустровой М.А. заключен договор энергоснабжения (л/с 09529-256-04).

Вместе с тем, ранее СНТ «Ласточка» в отношении Шустровой М.А. введено ограничение потребление электрической энергии.

Как следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 28.03.2022, согласно решению очередного отчетно-выборного общего собрания СНТ «Ласточка» от 21.09.2019 для заключения индивидуального договора с АО «Мосэнергосбыт» выделить на каждый ввод до 5 кВт мощности электрической энергии. Собственники, не принявшие финансового участи в реконструкции модернизации сетей СНТ, получают 0,6 кВт согласно первоначальному проекту.

В связи с тем, что Шустрова М.А. не принимала участия в реконструкции объектов электросетевого хозяйства Товарищества в части увеличения мощности, на её энергопринимающие устройства со стороны СНТ «Ласточка» было выделено 0,6 кВт мощности в соответствии с первоначальным проектом.

В целях контроля за потреблением Шустровой М.А. выделенной к использованию мощности электроэнергии, СНТ «Ласточка» установлен ограничитель мощности, то есть аппарат, предназначенный для ограничения потребляемой электрической нагрузки в электросети, и в случае превышения его установленного значения производит отключение потребителя от сети.

В 2021 году решением общего собрания членов СНТ «Ласточка» было решено выделить Шустровой М.А. к использованию не более 3 кВт мощности электрической энергии. Контроль за использованием Шустровой М.А. выделенной мощности, как и ранее, осуществляется с использование специального устройства.

Между тем, согласно установленным Александровским городским судом Владимирской области по делу № 2-2031/2022 обстоятельствам, после заключения Шустровой М.А. договора об осуществлении технологического присоединения (увеличение максимальной мощности до 15кВт) с ПАО «Россети Московский регион» и договора энергоснабжения с АО «Мосэнергосбыт», СНТ «Ласточка» продолжало препятствовать перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства Шустровой М.А. также путем установления аппарата, предназначенный для ограничения потребляемой электрической нагрузки в электросети.

Так, 18 августа 2022 года ПАО «Россети Московский регион» была проведена выездная проверка, в ходе которой установлено наличие на опоре ВЛ-04 после ИПУ № 9220283128487 оборудования, препятствующего энергоснабжению домовладения Шустровой М.А.

Из судебного акта по делу № 2-2031/2022 следует, что данное оборудование установлено СНТ «Ласточка».

В письменные возражения на иск (страница 3 решения), СНТ «Ласточка» пояснило, что считает неправомерными действия сетевой организации ПАО «Россети Московский регион» по подключению домовладения Шустровой М.А. к электрическим сетям и установлению мощности 15 кВт, что привело к уменьшению потребляемых СНТ «Ласточка» и другими собственниками земельных участков мощностей, в связи с чем ссылалось на ничтожность договора технологического присоединения и договора энергоснабжения Шустровой М.А. Указало, что электроэнергия в домовладение Шустровой М.А. в настоящее время поступает в размере максимальной мощности, приходящейся на домовладение в соответствии с условиями технологического присоединения СНТ «Ласточка» к сетям ПАО «Россети Московский регион» от 2016 года - 200 кВт на 85 вводов, то есть с максимальной мощностью по 2,3 кВт на каждый ввод.

Решение Александровского городского суда Владимирской области от 28.12.2022 по делу № 2-2031/2022 оставлено без изменения Апелляционным определением Владимирского областного суда по делу № 33-2060/2023.

Обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав является одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетики (часть 1 статьи 20 Федерального закона от 23.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетики»).

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги (пункт 3 Правил).

Потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, в том числе опосредованно (пункт 4 Правил)

Согласно пункту 5 Правил недискриминационного доступа, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Пунктом 28 Правил недискриминационного доступа определено, что обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.

Дата начала исполнения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) определяется в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии или договором о присоединении.

Таким образом, отношения по перетоку (передаче) электрической энергии предполагают наличие, как минимум, трех субъектов: поставщика электроэнергии, потребителя и владельца объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя. При этом обеспечить переток электроэнергии «посредник» может только при условии заключения договора энергоснабжения (купли-продажи) электроэнергии между поставщиком и потребителем.

Права потребителей на получение электроэнергии гарантированы запретом собственнику электросетевого хозяйства препятствовать перетоку электроэнергии через его сети.

Поскольку технологическое присоединение энергопринимающих устройств Шустровой М.А. осуществлено опосредованно к сетям сетевой организации ПАО «Россети Московский регион» через объекты электросетевого хозяйства СНТ «Ласточка», в соответствии с действующим законодательством последний отвечает за надежность обеспечения Шустровой М.А. электроэнергией в пределах границ своего электросетевого хозяйства в соответствии с установленной категорией надежности электроснабжения.

СНТ «Ласточка» не является сетевой организацией, услуги по передаче электрической энергии не оказывает, соответствующий тариф для Товарищества не устанавливался. Данное юридическое лицо является владельцем объектов электросетевого оборудования, не оказывающим услуги по передаче электрической энергии. Договор энергоснабжения заключен (л/с 09529-256-04) Шустровой М.А. с АО «Мосэнергосбыт».

Факт препятствования СНТ «Ласточка» перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства Шустровой М.А. подтверждается представленными документами.

СНТ «Ласточка» с вменяемым правонарушением не согласно. Подробно доводы Товарищества изложены в пояснениях от 17.05.2023.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении СНТ «Ласточка» были заявлены ходатайства, которые рассмотрены на месте в присутствии представителя Товарищества.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере электроэнергетике.

Субъектом, рассматриваемого правонарушения, является СНТ «Ласточка», как владелец объектов электросетевого хозяйства, по которым осуществляется переток электрической энергии иным потребителям.

Субъективная сторона характеризуется виной. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия юридическим лицом не зависящих от него мер.

Основанием для освобождения СНТ «Ласточка» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.

В рассматриваемом случае СНТ «Ласточка» имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако, при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица.

Объективная сторона правонарушения выражается в препятствовании перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства потребителя.

Срок давности привлечения СНТ «Ласточка» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение законодательства об электроэнергетике, составляет один год и на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о её применении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, установлено, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Признание рассматриваемого случая исключительным, совершенного СНТ «Ласточка» правонарушения малозначительным и освобождение юридического лица от ответственности в данном случае не приведет к обеспечению определенных статьями 1.2, 3.1 КоАП РФ целей административной ответственности.

Размер штрафа. Совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ являются: совершение юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21, впервые, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено.

Поскольку СНТ «Ласточка» не относится к социально-ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, оснований для применения положения статьи 4.1.2 КоАП РФ о возможности снижения размера административного штрафа не имеется

Кроме того, при назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП РФ, административный штраф не подлежит замене на предупреждение в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, и отсутствует возможность оплаты административного штрафа в размере половины штрафа в порядке, предусмотренном частью 1.3 -3 статьи 32.2 КоАП РФ, поскольку в силу части 3.3 статьи 28.1 КоАП РФ такое дело было возбуждено без проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, с учетом наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность и отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наложению подлежит административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Вместе с тем, в соответствии с целями административного наказания, перечисленными в статье 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая изложенное, оценив фактические обстоятельства дела, приняв во внимание финансовое положение СНТ «Ласточка», организационно-правовую форму, цели создания и деятельности Товарищества, исходя из принципов дифференцированности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершённое правонарушение, наложение административного штрафа в рассчитанной сумме в данном конкретном случае не отвечает целям административной ответственности и повлечет ограничение прав юридического лица, в связи с чем возможно снижение размера назначенного СНТ «Ласточка» административного штрафа ниже низшего предела до 50 000 (пятидесяти тысяч) руб., то есть до той меры ответственности, которая, не утрачивая своего предназначения, соразмерна характеру совершенного деяния, степени вины нарушителя и наступившим последствиям, а также отвечает принципам юридической ответственности – законности, неотвратимости и целесообразности.

Руководствуясь статьями 4.1.1., 23.48, 29.9 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


ПОСТАНОВИЛА:

Признать Садовое некоммерческое товарищество «Ласточка» (601624, Владимирская область, Александровский район, дер. Старая, ОГРН 1033303206749, ИНН 3311010617) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.


Сумму штрафа надлежит уплатить в федеральный бюджет.

Получатель: УФК по Владимирской области (Управление Федеральной

антимонопольной службы по Владимирской области)

ИНН налогового органа: 3328101887

КПП: 332901001

Банк: Отделение Владимир//УФК по Владимирской области г. Владимир

Номер банковского счета: 40102810945370000020

Номер казначейского счета: 03100643000000012800

БИК банка: 011708377

Статус: 08 (плательщик иных обязательных платежей)

КБК: 16111601091010021140

ОКТМО: 17701000

УИН: 16100500000001664702

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства по постановлению № 033/04/9.21-240/2023 от 18.05.2023.


В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение 2 (двух) лет со дня его вынесения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении № 033/04/9.21-240/2023 вступает в законную силу по истечении срока, предусмотренного для его обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано.


Врио руководителя

Н.И. Шибаева




2023-2497


Связанные организации

СНТ "ЛАСТОЧКА"
ИНН 3311010617, ОГРН 1033303206749