Решение (комиссия) №02/1184/24 РЕШЕНИЕ по делу № 033/07/3-110/2024 от 12 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ по делу № 033/07/3-110/2024

 

ООО "ЦС Проект" 115230, г. Москва, Каширское шоссе, д.3, корпус 2, строение 4, помещение 18, этаж 4 info@digis.ru Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области " Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой 600001, г. Владимир, пр-кт Ленина, 8А torgi.viro@yandex.ru; otdelzakupok33@yandex.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-110/2024

 

11 марта 2024 года г. Владимир

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

<...>

при участии:

- представителя заявителя ООО «ЦС Проект» <...>, действующего на основании доверенности от 29.02.2024.,

- представителей организатора торгов ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой»– <...>,

рассмотрев дело № 033/07/3-110/2024, возбужденное по жалобе ООО "ЦС Проект" (Вх. 1090/24 от 20.02.2024, 1094-ЭП/24 от 20.02.2024) на действия заказчика – ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой» при организации и проведении закупки оборудования (медиацентр), № извещения ЕИС 32413254607 (Единая информационная система zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – Владимирское УФАС России) поступила жалоба ООО "ЦС Проект" (Вх. 1090/24 от 20.02.2024, 1094-ЭП/24 от 20.02.2024) на действия заказчика – ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой» при организации и проведении закупки оборудования (медиацентр), № извещения ЕИС 32413254607 (Единая информационная система zakupki.gov.ru).

Заявитель указывает на нарушение заказчиком порядка описания объекта закупки - составленное заказчиком описание объекта закупки не обеспечивает равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с п.11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Владимирским УФАС в адрес заявителя, организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и требование о приостановлении торгов в части заключения договора (исх. № АП/816/24 от 21.02.2024, № АП/818/24 от 21.02.2024). Рассмотрение жалобы Комиссией назначено на 29.02.2024 на 13 часов 00 минут путем интернет – видеоконференции.

29.02.2024 состоялось рассмотрение дела № 033/07/3-110/2024. Заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме. Заказчик с доводами жалобы не согласился, изложив свои возражения (исх. № 05-21-18 от 27.02.2024), отметив следующее. Позиции описания объекта закупки № 148, 223, 280, 298 – это подзаголовки, которые не предполагают указания значений. Установленные заказчиком требования и критерии оценки не ведут к необоснованному ограничению конкуренции и не создают преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам. Заявитель не подавал заявку на участие в данном аукционе, не обращался за разъяснением документации, т.е. не являлся участником закупки. Из содержания жалобы не ясно, какие права и законные интересы заявителя нарушены.

Рассмотрение дела было продолжено 01.03.2024. На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы, заказчик против доводов жалобы возражал.

Рассмотрение дела было продолжено 11.03.2024. На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы, заказчик против доводов жалобы возражал.

Исследовав представленные в дело документы, Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/07/3-110/2024 приходит к следующим выводам.

В соответствии с правилами статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках (Письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

При закупке товаров (работ, услуг) заказчики руководствуются принципами, установленными Законом N 223-ФЗ, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).

 

06.02.2024 на официальном сайте Единой информационной системы zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413254607 о проведении закупки оборудования (Медиацентр) для создания регионального центра выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодёжи в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».

Дата начала срока подачи заявок: 06.02.2024

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 19.02.2024 10:00

Дата рассмотрения первых частей заявок: 20.02.2024

Согласно протоколу подведения итогов аукциона № 32413254607, аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что на участие в закупке подана только одна заявка.

Жалоба ООО «ЦС проект» поступила во Владимирское УФАС России 20.02.2024 в 14 часов 13 минут посредством электронной почты.

Как следует из содержания жалобы, заявитель указывает на нарушение заказчиком порядка описания объекта закупки - составленное заказчиком описание объекта закупки не обеспечивает равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, то есть обжалует содержание закупочной документации.

Комиссия отмечает, что по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает вышепоименованные жалобы именно в контексте соблюдения прав лиц, в том или ином статусе участвующих (или имеющих возможность принять участие) непосредственно в самой процедуре проведения торгов, но не лиц, связанных, например, с реализуемым на торгах имуществом, но в самих торгах не участвующих. Указанный правовой подход соотносится с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 10.03.2017 N 305-КГ17-523).

Согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Из приведенных нормативных положений следует, что жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника). При этом возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по конкретному делу определяется наличием реального нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате не соблюдения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок. Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок. В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организатора торгов на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока.

При этом действия, совершенные организатором торгов до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе любым заинтересованным лицом вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в Торгах.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Торгах.

Предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок свидетельствовало бы предоставление таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов, согласно части 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения, согласно части 4 статьи 1 ГК РФ, недопустимости злоупотребления правом, согласно части 1 статьи 10 ГК РФ.

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

При этом, в соответствии с протоколом подведения итогов аукциона № 32413254607, Заявитель заявку на участие в Торгах не подавал.

Вместе с тем, жалоба ООО «ЦС Проект» на положения закупочной документации поступила во Владимирское УФАС России после окончания срока подачи заявок на участие в оспариваемых торгах. Жалоба Заявителя не содержит фактического обоснования возникновения у него права на обращение в антимонопольный орган за защитой конкретных нарушенных прав.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что обжалование Заявителем, не являющимся участником торгов, действий Организатора торгов, недопустимо в силу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и не полежит рассмотрению антимонопольным органом.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО "ЦС Проект" (Вх. 1090/24 от 20.02.2024, 1094-ЭП/24 от 20.02.2024) на действия заказчика – ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой» при организации и проведении закупки оборудования (медиацентр), № извещения ЕИС 32413254607 (Единая информационная система zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Исп.<...>

 

 

2024-1306

 

 

Связанные организации

ГАОУ ДПО ВО ВИРО
ИНН 3327101387, ОГРН 1023301284467
ООО "ЦС Проект"
ИНН 7709697296, ОГРН 5067746343473