Решение (комиссия) б/н Решение по делу от 6 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/10/18.1-338/2023

06  июня 2023 года                                                                                                  г. Владимир

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

<...>. – председателя Комиссии – начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

<...>. - члена Комиссии – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

<...>. – члена Комиссии – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти,

в присутствии:

- заявителя <...>

- представителя заявителя <...>., действующего на основании  доверенности от 19.06.2017,

- представителя организатора торгов <...>., действующей на основании доверенности от 25.05.2023, ведущего аукциона <...>.,

- победителя торгов А<...>., привлеченного  Комиссией к участию в деле,

рассмотрев дело № 033/10/18.1-338/2023, возбужденное по жалобе Ш<...> (вх. № 3561/23 от 17.05.2023), на действия организатора торгов – Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области при проведении торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 (Единая информационная система torgi.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – Владимирское УФАС России) поступила жалоба Ш<...> (вх. № 3561/23 от 17.05.2023), на действия организатора торгов – Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области при проведении торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 (Единая информационная система torgi.gov.ru).

Заявитель указывает на нарушение порядка проведения аукциона по лоту № 1 - право аренды на земельный участок. Согласно сведениям жалобы, нарушение выразилось в непринятии последнего ценового предложения на шаге аукциона 5 203 596,00 рублей, указании в протоколе о подведении итогов недостоверных сведений о порядке подачи предложений о цене участниками аукциона. 

В соответствии с п.11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О защите конкуренции", Владимирским УФАС в адрес заявителя,  организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и требование о приостановлении торгов (исх. № 02/2207/22, 02/2208/22 от 17.05.2023). Рассмотрение жалобы Комиссией назначено на 26.05.2023 на 10 часов 00 минут.

26.05.2023 состоялось рассмотрение дела № 033/10/18.1-338/2023.

На заседании Комиссии заявитель, представитель заявителя поддержали доводы жалобы. Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона сделано участником с карточкой № 4, на последнем шаге аукциона – 5 203 596 рублей – предложения поданы двумя участниками -  № 5 и № 6. Под № 6 выступал заявитель. Отмечено, то в последний день проведения аукциона ею велась аудиозапись, о чем было известно организатору торгов, где подтверждаются изложенные сведения о ходе торгов. При этом, в ходе торгов организатор пояснил, что после  5 203 596 рублей участники № 5, 6 не могут повышать собственное ценовое предложение исходя из ст. 39.12 ЗК РФ. На последнем троекратном объявлении следующей цены предмета торгов поднять карточку не успела. При этом, исходя из извещения, победителем является тот, кто поднял карточку последним. В протоколе подведения аукциона заявитель не отражена. О торгах заявитель узнала из извещения на сайте torgi.gov.ru.

На заседании Комиссии представитель организатора торгов возражал против жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях (исх. № УЭИЗО-706 от 25.05.2023). Отмечено, что в извещении № 21000005660000000128 по лоту № 1 указано, что победителем аукциона признается участник, номер карточки которого был назван ведущим аукциона последним. Указанную в извещении формулировку следует понимать как «победителем аукциона признается участник, который первым поднял карточку после объявления аукционистом последнего предложения о цене предмета аукциона», что основывается на абзаце 4 пункта 141 Правил проведения конкурсов или аукционов, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, исходя из которых аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую цену договора, увеличенную в соответствии с «шагом аукциона» в порядке, установленном пунктом 139 данных Правил. При проведении аукциона по извещению № 21000005660000000128 по лоту № 1 первым поднял карточку после объявления аукционистом последнего предложения о цене договора в размере 5 203 596,00 руб. участник под № 5 А<...>, который признан победителем аукциона. Предпоследнее предложение о цене договора в размере 5 203 427,00 руб. сделал участник под № 4 Г<...>. Участник под № 6 Ш<...> вторым поднял карточку после объявления аукционистом последнего предложения о цене договора. Предпоследнее предложение о цене договора участником под № 6 Ш<...> сделано не было. Таким образом, организатором аукциона в итоговом протоколе отражены достоверные сведения о последнем и предпоследнем предложениях о цене договора, номере карточки и наименовании победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора. Подпунктом 2 пункта 14.1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет для участника аукциона на подачу предложения о цене предмета аукциона в случае, если текущее максимальное предложение о цене предмета аукциона подано таким участником аукциона. В таблице повышения цены аукциона отражено, что при проведении аукциона участником под № 6 Ш<...> и иными участниками аукциона неоднократно подавались предложения о цене предмета аукциона с нарушением подпункта 2 пункта 14.1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. После поступившего от Ш<...> замечания подобные нарушения не допускались. Предложения о цене предмета аукциона, предшествующие окончанию аукциона проведены строго в соответствии с требованиями законодательства. Правила проведения аукциона зачитывались ведущим аукциона из извещения. Подавая заявку на торги, участники согласились с порядком проведения аукциона. О ведении аудиозаписи Ш<...>организатору торгов известно, запись велась с разрешения организатора торгов.

Комиссия приняла решение продолжить  рассмотрение дела 05.06.2023 в 11 часов 00 минут.

В заседании Комиссии заявитель, представитель заявителя поддержали доводы жалобы. На заседании Комиссии представитель организатора торгов возражал против жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях (исх. № УЭИЗО-706 от 25.05.2023). Отмечено, что нормы Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 применены по аналогии, поскольку порядок проведения аукциона не установлен законодательным актом. А<...> при разрешении вопроса об определении победителя руководствовался ЗК РФ, поддержал позицию организатора торгов. Формулировку извещения о порядке определения победителя торгов трактовал следующим образом: если предложения поданы участниками аукциона последовательно, то победителем является последний участник, если последнее ценовое предложение сделано двумя участниками, то победителем является первый сделавший ценовое предложение. Поскольку он подал ценовое предложение 5 203 596,00 руб, то повышать его он не вправе на основании ЗК РФ.

Комиссия приняла решение продолжить  рассмотрение дела 06.06.2023 в 10 часов 00 минут. В заседании Комиссии заявитель, представитель заявителя поддержали доводы жалобы. На заседании Комиссии представитель организатора торгов возражал против жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях (исх. № УЭИЗО-706 от 25.05.2023).  А<...> поддержал позицию организатора торгов.

Исследовав представленные в дело документы, Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/10/18.1-338/2023 приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с правилами статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

С учетом приведенных выше положений действующего законодательства для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу следует установить, что обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах; реальные законные права и интересы заявителя, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате указанных в жалобе действия (бездействие) организатора торгов (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А11-1780/2017).

Комиссией установлено, что заявитель жалоб на рассматриваемые торги подавал заявку, допущен к участию в торгах.

 

Распоряжением администрации Ковровского района от 15.03.2023 № 323-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» определено провести 19.04.2023 года в здании администрации Ковровского района по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Дегтярева, д.34 аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 33:07:000324:977, утвердить согласно приложению извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 33:07:000324:977, общей площадью 1240 кв. м, адрес (описание местоположения): Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Гороженово, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, опубликовать прилагаемое к распоряжению извещение о проведении аукциона в официальном информационном бюллетене «Вестник Ковровского района», на официальном сайте администрации Ковровского района и разместить на официальном сайте Российской Федерации  в сети «Интернет» ГИС торги.

Порядок проведения аукциона регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Исходя из п. 18  ст. 39.11 ЗК РФ, организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Исходя из п. 21ст. 39.11 ЗК РФ,  извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения);

5) о начальной цене предмета аукциона;

6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

13) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

14) об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет.

 

16.03.2023 на официальном сайте в сети «Интернет» torgi.gov.ru, размещено извещение №  № 21000005660000000128, в соответствии с опубликованным в извещении порядком проведения аукциона:

-           при регистрации участники аукциона получают карточки с номером, которые они поднимают после оглашения ведущим аукциона начальной цены предмета аукциона и каждой очередной цены предмета аукциона;

-           аукцион начинается с оглашения ведущим аукциона наименования предмета аукциона, основных характеристик, начальной цены предмета аукциона, "шага аукциона" и порядка проведения аукциона. В процессе аукциона ведущий аукциона называет цену предмета аукциона, а участники сигнализируют поднятием карточек о готовности заключить договор аренды в соответствии с этой ценой;

-           каждую последующую цену ведущий аукциона называет путем увеличения текущей цены на "шаг аукциона". После объявления очередной цены ведущий аукциона называет номера карточек участников аукциона, которые первым и вторым подняли карточки и указывает на этих участников аукциона. Затем ведущий аукциона объявляет следующую цену в соответствии с "шагом аукциона";

-           аукцион завершается, когда после троекратного объявления ведущим аукциона очередной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку. Победителем признается участник, номер карточки которого был назван ведущим аукциона последним;

-           по завершении аукциона, ведущий объявляет победителя, называет цену и номер карточки победителя аукциона.

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольший размер годовой арендной платы за земельный участок. При этом ежегодный размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, предложенном победителем аукциона..

Извещение содержит сведения, установленные п. 18, 21 ст. 39.11 ЗК РФ.

Согласно части 15 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

В соответствии с частью 17 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

 

Ход торгов зафиксирован в аудиозаписи о ходе торгов 05.05.2023, приобщенной к материалам дела. В ходе прослушивания аудиозаписи Комиссией антимонопольного органа установлено, что при объявлении шага аукциона  - 5 203 427 рублей была поднята карточка с номером «4», при объявлении шага аукциона  - 5 203 596 рублей были подняты карточки с номерами «5», «6». Указанные сведения  также отражены в таблице повышения начальной максимальной цены предмета аукциона, приобщенной к материалам дела.

При этом, исходя из порядка проведения аукциона, установленного извещением об аукционе, являющимся частью аукционной документации, после объявления очередной цены ведущий аукциона называет номера карточек участников аукциона, которые первым и вторым подняли карточки и указывает на этих участников аукциона. Победителем признается участник, номер карточки которого был назван ведущим аукциона последним. При этом, последним было названо второе предложение о цене предмета торгов - 5 203 596 рублей, поданное участником торгов с карточкой номер «6».

Дополнительно Комиссия Владимирского УФАС обращает внимание на следующие нарушения порядка проведения аукциона.

Статьей 449 Гражданского кодекса РФ установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

По смыслу названной нормы права торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие существенные нарушения закона, которые могли повлиять на определение результата торгов. Признание недействительными итогов торгов не влечет автоматического определения иного победителя либо замены стороны в договоре, заключенном по результатам его проведения.

Исходя из ч. 14.1. ст. 39.12 ЗК РФ, в ходе проведения аукциона участники аукциона подают предложения о цене предмета аукциона в соответствии со следующими требованиями:

1) предложение о цене предмета аукциона увеличивает текущее максимальное предложение о цене предмета аукциона на величину "шага аукциона";

2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене предмета аукциона в случае, если текущее максимальное предложение о цене предмета аукциона подано таким участником аукциона.

Из таблицы повышения начальной максимальной цены предмета аукциона, приобщенной к материалам дела установлено, что аукционной комиссией неоднократно принимались ценовые предложения, сделанные участниками аукциона, подавшими текущие ценовые предложения, что привело к неоднократному необоснованному повышению цены предмета аукциона, повлияло на определение результата торгов в нарушение п. 2 ч. 14.1 ст. 39.12 ЗК РФ.

Предложения о максимальной цене предмета аукциона 5 203 596 рублей сделаны двумя участниками торгов и приняты аукционной комиссией. Таким образом, ни один из этих участников подавать следующее ценовое предложение был не вправе, что создает необоснованные ограничения на подачу ценовых предложений более, чем одному участнику аукциона, что не предусмотрено п. 2 ч. 14.1 ст. 39.12 ЗК РФ.  

Также Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что протокол содержит неполные сведения относительно лиц, сделавших последнее предложение о цене предмета торгов, что противоречит части 15 статьи 39.12 ЗК РФ.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из того, что жалоба рассматривается  в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен указать в своем решении нормы права и (или) аукционной документации, которые нарушил организатор торгов при проведении рассматриваемых торгов (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу № А11-17335/2018 от 02.08.2019). Антимонопольным органом установлено нарушение организатором торгов положений действующего законодательства и аукционной документации, а также нарушения прав лиц, участвующих  торгах.

Комиссия приходит к выводу о  наличии оснований для признания жалобы обоснованной.

Таким образом, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

 

решила:

 

  1. Признать жалобу Шакировой А.Ю. (вх. № 3561/23 от 17.05.2023), на действия организатора торгов – Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области при проведении торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 (Единая информационная система torgi.gov.ru) обоснованной.
  2. Выдать предписание организатору торгов - Управлению экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области  о  прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации путем: аннулирования торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 - аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 33:07:000324:977 общей площадью 1240 кв. м, адрес (описание местоположения): Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Гороженово, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, в срок до 03 июля 2023  и сообщения об исполнении предписания в срок до 06 июля 2023 года.

 

Председатель Комиссии                                                                Е. В. Мартынова

 

 

Члены Комиссии:                                                                           М.В. Марова

 

 

                                                                                                           М.С. Валентик

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/10/18.1-338/2023

 

06  июня 2023 года                                                                                                  г. Владимир

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Мартыновой Е.В. – председателя Комиссии – начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

Маровой М.В. - члена Комиссии – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти;

Валентик М.С. – члена Комиссии – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти,

в присутствии:

- заявителя Шакировой А.Ю.

- представителя заявителя Бондаренко Е.В., действующего на основании  доверенности от 19.06.2017,

- представителя организатора торгов Власевич Л.В., действующей на основании доверенности от 25.05.2023, ведущего аукциона Ткачевой Т.В.,

- победителя торгов Аникина В.Ю., привлеченного  Комиссией к участию в деле,

рассмотрев дело № 033/10/18.1-338/2023, возбужденное по жалобе Шакировой А.Ю. (вх. № 3561/23 от 17.05.2023), на действия организатора торгов – Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области при проведении торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 (Единая информационная система torgi.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – Владимирское УФАС России) поступила жалоба Шакировой А.Ю. (вх. № 3561/23 от 17.05.2023), на действия организатора торгов – Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области при проведении торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 (Единая информационная система torgi.gov.ru).

Заявитель указывает на нарушение порядка проведения аукциона по лоту № 1 - право аренды на земельный участок. Согласно сведениям жалобы, нарушение выразилось в непринятии последнего ценового предложения на шаге аукциона 5 203 596,00 рублей, указании в протоколе о подведении итогов недостоверных сведений о порядке подачи предложений о цене участниками аукциона. 

В соответствии с п.11 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О защите конкуренции", Владимирским УФАС в адрес заявителя,  организатора торгов было направлено уведомление о поступлении жалобы и требование о приостановлении торгов (исх. № 02/2207/22, 02/2208/22 от 17.05.2023). Рассмотрение жалобы Комиссией назначено на 26.05.2023 на 10 часов 00 минут.

26.05.2023 состоялось рассмотрение дела № 033/10/18.1-338/2023.

На заседании Комиссии заявитель, представитель заявителя поддержали доводы жалобы. Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона сделано участником с карточкой № 4, на последнем шаге аукциона – 5 203 596 рублей – предложения поданы двумя участниками -  № 5 и № 6. Под № 6 выступал заявитель. Отмечено, то в последний день проведения аукциона ею велась аудиозапись, о чем было известно организатору торгов, где подтверждаются изложенные сведения о ходе торгов. При этом, в ходе торгов организатор пояснил, что после  5 203 596 рублей участники № 5, 6 не могут повышать собственное ценовое предложение исходя из ст. 39.12 ЗК РФ. На последнем троекратном объявлении следующей цены предмета торгов поднять карточку не успела. При этом, исходя из извещения, победителем является тот, кто поднял карточку последним. В протоколе подведения аукциона заявитель не отражена. О торгах заявитель узнала из извещения на сайте torgi.gov.ru.

На заседании Комиссии представитель организатора торгов возражал против жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях (исх. № УЭИЗО-706 от 25.05.2023). Отмечено, что в извещении № 21000005660000000128 по лоту № 1 указано, что победителем аукциона признается участник, номер карточки которого был назван ведущим аукциона последним. Указанную в извещении формулировку следует понимать как «победителем аукциона признается участник, который первым поднял карточку после объявления аукционистом последнего предложения о цене предмета аукциона», что основывается на абзаце 4 пункта 141 Правил проведения конкурсов или аукционов, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, исходя из которых аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (минимальной) цены договора (цены лота) и цены договора, увеличенной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую цену договора, увеличенную в соответствии с «шагом аукциона» в порядке, установленном пунктом 139 данных Правил. При проведении аукциона по извещению № 21000005660000000128 по лоту № 1 первым поднял карточку после объявления аукционистом последнего предложения о цене договора в размере 5 203 596,00 руб. участник под № 5 Аникин Владимир Юрьевич, который признан победителем аукциона. Предпоследнее предложение о цене договора в размере 5 203 427,00 руб. сделал участник под № 4 Горюнов Алексей Рудольфович. Участник под № 6 Шакирова Антонина Юрьевна вторым поднял карточку после объявления аукционистом последнего предложения о цене договора. Предпоследнее предложение о цене договора участником под № 6 Шакировой Антониной Юрьевной сделано не было. Таким образом, организатором аукциона в итоговом протоколе отражены достоверные сведения о последнем и предпоследнем предложениях о цене договора, номере карточки и наименовании победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора. Подпунктом 2 пункта 14.1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет для участника аукциона на подачу предложения о цене предмета аукциона в случае, если текущее максимальное предложение о цене предмета аукциона подано таким участником аукциона. В таблице повышения цены аукциона отражено, что при проведении аукциона участником под № 6 Шакировой Антониной Юрьевной и иными участниками аукциона неоднократно подавались предложения о цене предмета аукциона с нарушением подпункта 2 пункта 14.1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. После поступившего от Шакировой А.Ю. замечания подобные нарушения не допускались. Предложения о цене предмета аукциона, предшествующие окончанию аукциона проведены строго в соответствии с требованиями законодательства. Правила проведения аукциона зачитывались ведущим аукциона из извещения. Подавая заявку на торги, участники согласились с порядком проведения аукциона. О ведении аудиозаписи Шакировой А.Ю. организатору торгов известно, запись велась с разрешения организатора торгов.

Комиссия приняла решение продолжить  рассмотрение дела 05.06.2023 в 11 часов 00 минут.

В заседании Комиссии заявитель, представитель заявителя поддержали доводы жалобы. На заседании Комиссии представитель организатора торгов возражал против жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях (исх. № УЭИЗО-706 от 25.05.2023). Отмечено, что нормы Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 применены по аналогии, поскольку порядок проведения аукциона не установлен законодательным актом. Аникин В.Ю. при разрешении вопроса об определении победителя руководствовался ЗК РФ, поддержал позицию организатора торгов. Формулировку извещения о порядке определения победителя торгов трактовал следующим образом: если предложения поданы участниками аукциона последовательно, то победителем является последний участник, если последнее ценовое предложение сделано двумя участниками, то победителем является первый сделавший ценовое предложение. Поскольку он подал ценовое предложение 5 203 596,00 руб, то повышать его он не вправе на основании ЗК РФ.

Комиссия приняла решение продолжить  рассмотрение дела 06.06.2023 в 10 часов 00 минут. В заседании Комиссии заявитель, представитель заявителя поддержали доводы жалобы. На заседании Комиссии представитель организатора торгов возражал против жалобы, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных пояснениях (исх. № УЭИЗО-706 от 25.05.2023).  Аникин В.Ю. поддержал позицию организатора торгов.

Исследовав представленные в дело документы, Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/10/18.1-338/2023 приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с правилами статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

С учетом приведенных выше положений действующего законодательства для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу следует установить, что обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах; реальные законные права и интересы заявителя, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате указанных в жалобе действия (бездействие) организатора торгов (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А11-1780/2017).

Комиссией установлено, что заявитель жалоб на рассматриваемые торги подавал заявку, допущен к участию в торгах.

 

Распоряжением администрации Ковровского района от 15.03.2023 № 323-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» определено провести 19.04.2023 года в здании администрации Ковровского района по адресу: Владимирская область, г. Ковров, ул. Дегтярева, д.34 аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 33:07:000324:977, утвердить согласно приложению извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 33:07:000324:977, общей площадью 1240 кв. м, адрес (описание местоположения): Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Гороженово, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, опубликовать прилагаемое к распоряжению извещение о проведении аукциона в официальном информационном бюллетене «Вестник Ковровского района», на официальном сайте администрации Ковровского района и разместить на официальном сайте Российской Федерации  в сети «Интернет» ГИС торги.

Порядок проведения аукциона регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Исходя из п. 18  ст. 39.11 ЗК РФ, организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Исходя из п. 21ст. 39.11 ЗК РФ,  извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения);

5) о начальной цене предмета аукциона;

6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

13) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

14) об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет.

 

16.03.2023 на официальном сайте в сети «Интернет» torgi.gov.ru, размещено извещение №  № 21000005660000000128, в соответствии с опубликованным в извещении порядком проведения аукциона:

-           при регистрации участники аукциона получают карточки с номером, которые они поднимают после оглашения ведущим аукциона начальной цены предмета аукциона и каждой очередной цены предмета аукциона;

-           аукцион начинается с оглашения ведущим аукциона наименования предмета аукциона, основных характеристик, начальной цены предмета аукциона, "шага аукциона" и порядка проведения аукциона. В процессе аукциона ведущий аукциона называет цену предмета аукциона, а участники сигнализируют поднятием карточек о готовности заключить договор аренды в соответствии с этой ценой;

-           каждую последующую цену ведущий аукциона называет путем увеличения текущей цены на "шаг аукциона". После объявления очередной цены ведущий аукциона называет номера карточек участников аукциона, которые первым и вторым подняли карточки и указывает на этих участников аукциона. Затем ведущий аукциона объявляет следующую цену в соответствии с "шагом аукциона";

-           аукцион завершается, когда после троекратного объявления ведущим аукциона очередной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку. Победителем признается участник, номер карточки которого был назван ведущим аукциона последним;

-           по завершении аукциона, ведущий объявляет победителя, называет цену и номер карточки победителя аукциона.

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольший размер годовой арендной платы за земельный участок. При этом ежегодный размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, предложенном победителем аукциона..

Извещение содержит сведения, установленные п. 18, 21 ст. 39.11 ЗК РФ.

Согласно части 15 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).

В соответствии с частью 17 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

 

Ход торгов зафиксирован в аудиозаписи о ходе торгов 05.05.2023, приобщенной к материалам дела. В ходе прослушивания аудиозаписи Комиссией антимонопольного органа установлено, что при объявлении шага аукциона  - 5 203 427 рублей была поднята карточка с номером «4», при объявлении шага аукциона  - 5 203 596 рублей были подняты карточки с номерами «5», «6». Указанные сведения  также отражены в таблице повышения начальной максимальной цены предмета аукциона, приобщенной к материалам дела.

При этом, исходя из порядка проведения аукциона, установленного извещением об аукционе, являющимся частью аукционной документации, после объявления очередной цены ведущий аукциона называет номера карточек участников аукциона, которые первым и вторым подняли карточки и указывает на этих участников аукциона. Победителем признается участник, номер карточки которого был назван ведущим аукциона последним. При этом, последним было названо второе предложение о цене предмета торгов - 5 203 596 рублей, поданное участником торгов с карточкой номер «6».

Дополнительно Комиссия Владимирского УФАС обращает внимание на следующие нарушения порядка проведения аукциона.

Статьей 449 Гражданского кодекса РФ установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

По смыслу названной нормы права торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие существенные нарушения закона, которые могли повлиять на определение результата торгов. Признание недействительными итогов торгов не влечет автоматического определения иного победителя либо замены стороны в договоре, заключенном по результатам его проведения.

Исходя из ч. 14.1. ст. 39.12 ЗК РФ, в ходе проведения аукциона участники аукциона подают предложения о цене предмета аукциона в соответствии со следующими требованиями:

1) предложение о цене предмета аукциона увеличивает текущее максимальное предложение о цене предмета аукциона на величину "шага аукциона";

2) участник аукциона не вправе подать предложение о цене предмета аукциона в случае, если текущее максимальное предложение о цене предмета аукциона подано таким участником аукциона.

Из таблицы повышения начальной максимальной цены предмета аукциона, приобщенной к материалам дела установлено, что аукционной комиссией неоднократно принимались ценовые предложения, сделанные участниками аукциона, подавшими текущие ценовые предложения, что привело к неоднократному необоснованному повышению цены предмета аукциона, повлияло на определение результата торгов в нарушение п. 2 ч. 14.1 ст. 39.12 ЗК РФ.

Предложения о максимальной цене предмета аукциона 5 203 596 рублей сделаны двумя участниками торгов и приняты аукционной комиссией. Таким образом, ни один из этих участников подавать следующее ценовое предложение был не вправе, что создает необоснованные ограничения на подачу ценовых предложений более, чем одному участнику аукциона, что не предусмотрено п. 2 ч. 14.1 ст. 39.12 ЗК РФ.  

Также Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что протокол содержит неполные сведения относительно лиц, сделавших последнее предложение о цене предмета торгов, что противоречит части 15 статьи 39.12 ЗК РФ.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из того, что жалоба рассматривается  в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен указать в своем решении нормы права и (или) аукционной документации, которые нарушил организатор торгов при проведении рассматриваемых торгов (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда по делу № А11-17335/2018 от 02.08.2019). Антимонопольным органом установлено нарушение организатором торгов положений действующего законодательства и аукционной документации, а также нарушения прав лиц, участвующих  торгах.

Комиссия приходит к выводу о  наличии оснований для признания жалобы обоснованной.

Таким образом, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

 

решила:

 

  1. Признать жалобу Ш<...> (вх. № 3561/23 от 17.05.2023), на действия организатора торгов – Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области при проведении торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 (Единая информационная система torgi.gov.ru) обоснованной.
  2. Выдать предписание организатору торгов - Управлению экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области  о  прекращении  нарушения законодательства Российской Федерации путем: аннулирования торгов по извещению №21000005660000000128, лот №1 - аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 33:07:000324:977 общей площадью 1240 кв. м, адрес (описание местоположения): Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), д. Гороженово, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, в срок до 03 июля 2023  и сообщения об исполнении предписания в срок до 06 июля 2023 года.

 

Председатель Комиссии                                                              <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                          <...>

 

 

                                                                                                           <...>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны