Решение б/н Решение по делу от 18 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 033/01/17-169/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  (далее – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:

<...>. – председателя Комиссии (руководителя Владимирского УФАС России);

<...>.– члена Комиссии (заместителя начальник отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

<...> -  члена Комиссии (главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

В присутствии представителя Прокуратуры Владимирской области О<...>., номер служебного удостоверения № 311289,  в присутствии  представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, - М<...>, действующей на основании доверенности от 23.08.2022, сроком действия 1 год, в присутствии представителя лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела – М<...>., действующей на основании доверенности от  31.07.2023 № МЖКХ-67-08-35,

рассмотрев материалы дела № 033/01/17-169/2023, возбужденного в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ОГРН: 1133300001163, ИНН: 3329999430, адрес места нахождения: 600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 30), по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссии НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции»  по заявлению Прокуратуры Владимирской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при поступлении из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Во Владимирском УФАС России рассматриваются материалы проверки прокуратуры Владимирской области, указывающее на признаки нарушения действующего антимонопольного законодательства при закупке работ по капитальному ремонту крыш и фундамента домов в г. Муром, п. Муромский, п. Механизаторов (извещение о проведении закупки №  202870000012100293).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», Постановления департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области от 30.04.2019 № 6 "Об утверждении сводного краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Владимирской области на 2020-2022 годы". НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» издан приказ № 296/ЭД от 17.09.2021 О проведении торгов в форме электронного аукциона.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 17.09.2021 опубликовано извещение N 202870000012100293 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Генеральным директором некоммерческой организации  «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов  Владимирской области» 17.09.2021 утверждена документация указанного электронного аукциона (далее также - Документация).

Исходя из раздела 1 Документации, заинтересованное лицо - физическое лицо, заинтересованное в результатах привлечения подрядных организаций (в том числе являющееся индивидуальным предпринимателем), подавшее заявку через оператора электронной площадки на участие в предварительном отборе, заявку на участие в электронном аукционе, либо юридическое лицо, подавшее заявку на участие в предварительном отборе, заявку на участие в электронном аукционе;

Участник электронного аукциона - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора о проведении капитального ремонта;

Реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

В соответствии с разделом 2 Информационной карты электронного аукциона, предметом электронного аукциона выступает право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта, выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам:

1) г. Муром, ул. Орловская, д. 19 - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши, - выполнение капитального ремонта крыши

2) г. Муром, ул. Московская, д. 112- выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши,  выполнение капитального ремонта крыши

3) г. Муром, ул. Ленинградская, д. 19 - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши,  выполнение капитального ремонта крыши

4) г. Муром, ул. Муромская, д. 19 - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши, - выполнение капитального ремонта крыши

5) г. Муром, ул. Пролетарская, д. 1Б - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши, - выполнение капитального ремонта крыши

6) г. Муром, ул. Спортивная, д. 8 - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши,  выполнение капитального ремонта крыши

7) г. Муром, ул. Свердлова, д. 17 - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши,  выполнение капитального ремонта крыши

8) г. Муром, ул. Щербакова, д. 33- выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши,  выполнение капитального ремонта крыши

9) г. Муром, ул. Энергетиков, д. 3А- выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши,  выполнение капитального ремонта крыши

10) г. Муром, ул. Орджоникидзе, д. 5А       - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши, - выполнение капитального ремонта крыши

11) Муромский р-н, п. Муромский, ул. Садовая, д. 27 - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши, - выполнение капитального ремонта крыши

12) Муромский р-н, п. Муромский, ул. Озёрная, д. 22 - выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши, - выполнение капитального ремонта крыши

13) Муромский р-н, п. Механизаторов, д. 55- выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта фундамента, - выполнение капитального ремонта фундамента.

Начальная (максимальная) цена договора 63 779 295 рублей 71 копейка, в том числе НДС 20% .


п/п

Адрес объекта

Наименование видов работ

Площадь кровли, м2/
Объем фундамента, м3

Начальная (максимальная) цена, руб. (вкл. НДС)

Предельная стоимость, руб.

Стоимость по КП, руб.

1

2

4

5

6

7

8

1

г. Муром, ул. Орловская, д. 19

ПСД (крыша)

1630

199 996,73

13 733 728,00

358 295,50

СМР (крыша)

13 533 731,27

7 852 216,75

2

г. Муром, ул. Московская, д. 112

ПСД (крыша)

579

148 377,24

4 878 422,40

150 000,00

СМР (крыша)

4 730 045,16

2 704 433,50

3

г. Муром, ул. Ленинградская, д. 19

ПСД (крыша)

600

94 752,43

5 055 360,00

150 000,00

СМР (крыша)

4 960 607,57

2 704 417,47

4

г. Муром, ул. Муромская, д. 19

ПСД (крыша)

600

98 943,91

5 055 360,00

150 000,00

СМР (крыша)

4 956 416,09

2 748 717,93

5

г. Муром, ул. Пролетарская, д. 1Б

ПСД (крыша)

483

111 164,53

4 069 564,80

120 000,00

СМР (крыша)

3 958 400,27

2 177 794,98

6

г. Муром, ул. Спортивная, д. 8

ПСД (крыша)

600

103 057,98

5 055 360,00

150 000,00

СМР (крыша)

4 952 302,02

3 027 958,36

7

г. Муром, ул. Свердлова, д. 17

ПСД (крыша)

369

77 223,38

3 109 046,40

120 000,00

СМР (крыша)

3 031 823,02

1 640 802,96

8

г. Муром, ул. Щербакова, д. 33

ПСД (крыша)

370

63 608,92

3 117 472,00

120 000,00

СМР (крыша)

3 053 863,08

1 635 704,40

9

г. Муром, ул. Энергетиков, д. 3А

ПСД (крыша)

530

77 357,76

4 465 568,00

150 000,00

СМР (крыша)

4 388 210,24

2 371 660,72

10

г. Муром, ул. Орджоникидзе, д. 5А

ПСД (крыша)

367

124 745,92

3 092 195,20

 

СМР (крыша)

2 967 449,28

 

11

Муромский р-н, п. Муромский, ул. Садовая, д. 27

ПСД (крыша)

617,9

54 054,73

5 509 839,02

133 660,49

СМР (крыша)

5 455 784,29

 

12

Муромский р-н, п. Муромский, ул. Озёрная, д. 22

ПСД (крыша)

614

91 615,26

5 173 318,40

150 000,00

СМР (крыша)

5 081 703,14

2 775 894,93

13

Муромский р-н, п. Механизаторов, д. 55

ПСД (фундамент)

19,07

39 376,60

1 464 061,49

120 000,00

СМР (фундамент)

1 424 684,89

671 457,14

 

ИТОГО:

 

 

63 779 295,71

 

 

 

В структуре начальной максимальной цены контракта стоимость  выполнения работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши  совокупно составляет 1 284 275,39 рублей, выполнение капитального ремонта - 62 495 020,32  рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 08.10.2021 г.  в 10:00 час (время местное).

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 11.10.2021 г.

Частью аукционной документации выступают технические задания. В частности, утверждены технические задания на выполнение работ по капитальному ремонту крыши (с разработкой проектно – сметной документации) многоквартирного дома, на разработку проектно – сметной документации, обмерные и обследовательские работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, на выполнение работ по капитальному ремонту фундамента (с разработкой проектно – сметной документации) многоквартирного дома, на разработку проектно – сметной документации, обмерные и обследовательские работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.10.2021 Комиссия НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» установила, что согласно журналу регистрации заявок на участие в электронном аукционе на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка ИП М<...>(ИНН <...>, место нахождения 602240, Владимирская область, Муромский р-н, п. Муромский, <...>). Комиссией принято решение о соответствии заявки требованиям Положения  и документации о проведении электронного аукциона. В соответствии с п. 165 Положения рекомендовано заказчику передать единственному участнику аукциона проект договора об оказании услуг, составленный путем включения начальной максимальной цены договора в проект договора об оказании услуг, прилагаемого к документации об электронном аукционе. Протокол подписан членами Комиссии М<...> (секретарь Комиссии), Н<...>. (председатель Комиссии), П<...>. (член Комиссии), М<...>. (член Комиссии).

22.10.2021 по итогам электронного аукциона заключен договор № 25/2022 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с разработкой проектно – сметной документации. Исходя из приложения 9 к договору, цена по результатам электронного аукциона составила 63 779 295, 71 рублей. 

При этом, согласно информации Министерства жилищно – коммунального хозяйства Владимирской области, являющегося уполномоченным органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций Владимирской области (РКПО), в период с 08.10.2021 (дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе) по 22.10.2021 (дата заключения договора по результатам электронного аукциона), в РКПО содержались следующие сведения о подрядной организации ИП М<...> (ИНН 33070046964):

- по предмету электронного аукциона оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (№ реестровой записи 3307004696420190000), дата включения 22.10.2019, начальная максимальная цена договора – 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей;

- по предмету электронного аукциона выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту лифтов  (№ реестровой записи 3307004696420210000), дата включения 30.03.2021, начальная максимальная цена договора – 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей.

Заказчиком НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» представлены возражения относительно изложенных обстоятельств (исх. № 1531/02 от 05.04.2023), в соответствии с которыми Комиссией по рассмотрению заявок НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области»рассмотрены документы, представленные участником закупки: заявка на участие в электронном аукционе, копия паспорта, выписка ЕГРИП, в том числе учтены ранее представленные документы об изменении сведений в реестре членов Ассоциации «ОСВО» о повышении уровня ответственности при заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов до 2-го уровня , а также проверены сведения , подтверждающие его право участвовать в закупке -  сведения об уровне ответственности на сайте НОСТРОЙ. ИП М<...> на момент рассмотрения заявки был включен в РКПО по предметам аукциона «капитальный ремонт общего имущества МКД» и «оценка технического состояния и проектирование». На основании изложенного, принято решение о допуске участника. 

Исходя из информации, полученной от Ассоциации СРО «ОСВО» (исх. № ИСХ-2023-0443 от 11.05.2023), 09.10.2019 ИП М<...>. подано заявление об увеличении уровня ответственности при заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения договора подряда до второго уровня ответственности (500 млн рублей) и оплачен дополнительный взнос в Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Принято решение о внесении изменений в реестр членов Ассоциации в части увеличения уровня ответственности (протокол Совета Ассоциации № 36-2019 от 10.10.2019). Таким образом, в период 17.09,2021, 08.10.2021, 22.10.2021 ИП М<...> имел первый уровень ответственности по обязательствам (стоимость работ по одному договору до 60 млн рублей), второй уровень ответственности при заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения договоров (предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 млн рублей). Информация об изменении уровня ответственности направляется только в НОСТРОЙ и размещается на официальном сайте Ассоциации СРО «ОСВО» в актуальном реестре членов ассоциации.

Согласно информации Министерства ЖКХ Владимирской области (исх. № МЖКХ-2023-05-06 от 04.05.2023), исходя из пункта 69 Постановления Правительства РФ от 01.07.2015 № 615, в случае изменения сведений о подрядной организации, содержащихся в РКПО, подрядная организация обязана в срок не позднее 10 рабочих дней уведомить орган по ведению реестра о таких изменениях с приложением подтверждающих документов. Подрядная организация, представившая данные об изменении начальной (максимальной) цены договора, вправе участвовать в электронных аукционах, объявляемых заказчиком, с измененной начальной (максимальной) ценой договора  со дня внесения соответствующих изменений в РКПО органом по ведению реестра.

Исходя из информации, полученной от оператора электронной торговой площадки ООО «РТС- Тендер», подать заявку на участие в электронном аукционе по Постановлению Правительства РФ от 01.07.2015 № 615 имеет возможность только участник, включенный в РКПО. После подачи заявки участником оператором электронной торговой площадки РТС – тендер проводится проверка наличия/отсутствия сведений об участнике в РКПО. Сведения о наличии/отсутствии сведений об участнике в РКПО доступны заказчику для ознакомления на этапе рассмотрения заявок, отображается информация о том, что максимальная начальная цена договора электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, меньше начальной цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона. В дальнейшем рассмотрение заявок , принятие решение об их допуске или отклонении осуществляется заказчиком.

Также, согласно информации Министерства ЖКХ Владимирской области (исх. № МЖКХ-3387-05-06 от 30.06.2023), сведения о подрядной организации ИП М<...> об изменении начальной максимальной цены договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, включенная в РКПО, с 09.10.2019 в адрес Министерства ЖКХ Владимирской области не поступала.

Владимирским УФАС России направлен запрос ИП М<...> (исх. № АП/3107/23 от 03.07.2023) о предоставлении сведений об уровне ответственности ИП М<...>. при заключении договоров строительного подряда по состоянию на 17.09.2021, 08.10.2021, 22.10.2021, - сведения о внесении ИП М<...>. изменений в части повышения уровня ответственности при заключении договоров строительного подряда в период с 09.10.2019 и принятых решениях СРО по данному вопросу,  сведения о направлении информации о внесении ИП М<...> изменений в части повышения уровня ответственности при заключении договоров строительного подряда в период с 09.10.2019 и принятых решениях по данному вопросу в орган, уполномоченный на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, с приложением подтверждающих документов.

В ответ на данный запрос ИП М<...>сообщено, что с 10.10.2019 у члена Ассоциации СРО «ОСВО» ИП М<...> повышен уровень ответственности при заключении договоров с использованием конкурентных способов заключения договоров до 2 уровня ответственности члена СРО. Сведения о направлении информации о внесении ИП М<...>. изменений в части повышения уровня ответственности при заключении договоров строительного подряда в период с 09.10.2019 и принятых решениях по данному вопросу в орган, уполномоченный на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций не представлены.

В ответ на повторный запрос антимонопольного органа (исх. № АП/3231/23 от 07.07.2023) о предоставлении сведений о направлении информации о внесении ИП М<...> изменений в части повышения уровня ответственности при заключении договоров строительного подряда в период с 09.10.2019 и принятых решениях по данному вопросу в орган, уполномоченный на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций ответа от ИП М<...> не поступало.

Исходя из информации, полученной от Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), НОСТРОЙ является оператором Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах на основании ст. 55.17 ГрК РФ, при этом данный реестр не имеет взаимосвязь с РКПО. НОСТРОЙ не наделен обязанностью размещения сведений о лицах, включенных в РКПО.

Таким образом, в распоряжении антимонопольного органа отсутствует информация о том, что ИП М<...>направлена информация о внесении изменений в части повышения уровня ответственности при заключении договоров строительного подряда в период с 09.10.2019 и принятых решениях по данному вопросу в орган, уполномоченный на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, о включении данной информации в РКПО и о возможности участия ИП М<...>. в электронных аукционах с начальной максимальной ценой договора более 60 000 000 рублей.

 

В соответствии с частью 3 статьи 182 ЖК РФ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).

По результатам предварительного отбора среди подрядных организаций или индивидуальных предпринимателей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона.

Из пункта 23 Положения N 615 следует, что для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций участник предварительного отбора должен, в том числе быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 17 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства - некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена СРО).

Из пункта 63 Положения N 615 следует, что в реестр квалифицированных подрядных организаций включается, в том числе информация о предмете электронного аукциона, по которому подрядная организация может принимать участие в электронном аукционе, а также сведения о начальной (максимальной) цене договора при проведении электронного аукциона, в котором может принять участие подрядная организация, равной предельному размеру обязательств участника предварительного отбора по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым такой участник предварительного отбора, как член СРО, внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ.

Из пунктов 102 и 103 Положения N 615 следует, что подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, прошедшее аккредитацию на электронной площадке, и включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации, предоставившие обеспечение заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно пункту 103 Положения N 615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

Подпунктом "д" пункта 157 Положения установлено, что заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае превышения значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.

Иными словами, подрядные организации, имеющие первый уровень ответственности СРО (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), в электронных аукционных на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов с начальной (максимальной) ценой договора свыше 60 000 000 рублей участвовать не вправе.

При этом, на момент окончания подачи заявок значение  начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе  превышало значение начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций - ИП М<...>

Таким образом, заявка ИП М<...>. не соответствовала требованиям Подпункта "д" пункта 157 Положения № 615 и подлежала отклонению.

 

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции регламентированы положениями Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что настоящий Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора является, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ установлено, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Упомянутой нормой установлен запрет на любые действия при проведении торгов (перечень нарушений, указанных в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, не носит исчерпывающий характер), которые не только ограничили, но и могут ограничить конкуренцию (формальный состав нарушения).

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Действия Комиссии заказчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области», выразившиеся в нарушении порядка определения победителя электронного аукциона путем необоснованного допуска заявки ИП М<...>. ввиду превышения значения  начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе  над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций - ИП М<...>., рекомендации заключить договор с данным субъектом, содержат признаки нарушения пп. 3 ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции».

 

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Положения N 615 одним из принципов привлечения подрядных организаций является создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

Согласно пункту 78 Положения N 615 заказчик вправе объединить в один предмет закупки несколько объектов в случае наличия одного из следующих условий:

- одинаковые виды услуг и (или) работ на различных объектах;

- территориально близкое расположение объектов, которое позволяет экономично располагать временные здания и сооружения для размещения строительных материалов и обустройства бытовых условий для рабочего персонала подрядных организаций, экономить на вывозе строительного мусора и завозе строительных материалов;

- функциональная связанность услуг и (или) работ на объектах.

Также, согласно п. 78 (1) Положения № 615, 3аказчик при осуществлении закупки и заключении договоров о проведении капитального ремонта может объединять в один предмет закупки (договора о проведении капитального ремонта) оказание услуг и (или) выполнение работ  по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Согласно пункту 79 Положения N 615 заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Документацией Электронного аукциона предусмотрены следующие виды работ: разработка проектно – сметной документации на капитальный ремонт крыш; капитальный ремонт крыш, разработка проектно – сметной документации на капитальный ремонт фундамента, капитальный ремонт фундамента на 13 объектах на территории г. Муром и Муромского района.

На дату объявления торгов в реестр квалифицированных подрядных организаций Владимирской области, сформированный департаментом жилищно- коммунального хозяйства по результатам проведенных предварительных отборов подрядных организаций, включено 76 хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять строительные работы, из них только 14 компаний имеет право заключать договоры стоимостью свыше 60 млн руб., что составляет 18,4 % от их общего количества.

 Также в реестр включена 71 организация с правом заключать договоры на разработку проектной документации. При этом анализ опубликованных в реестре квалифицированных подрядных организаций сведений показал, что одновременно имеют право на заключение договоров на строительные работы свыше 60 млн руб. и на разработку проектной документации 6 подрядных организаций.

Несмотря на то, что состав работ связан с проведением капитального ремонта, разработкой проектно – сметной документации, укрупнение лота электронного аукциона произошло за счет включения в него большого количества многоквартирных домов.

Заказчиком НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» представлены возражения относительно изложенных обстоятельств (исх. № 1531/02 от 05.04.2023), в соответствии с которыми заказчик объединил в один предмет закупки многоквартирные дома, территориально близкие по расстоянию, выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектно – сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и капитальному ремонту многоквратирных домов, согласно абз. «б» п. 78, п. 78.1  разд. 3 Положения N 615. Поскольку на дату размещения закупки в РКПО по предметам «капитальный ремонт общего имущества МКД» и «оценка технического состояния и проектирование» было включено 6 подрядных организаций, ограничения конкуренции не допущено, поскольку конкуренцией признается соперничество двух и более хозяйствующих субъектов.

Владимирским УФАС России направлен запрос хозяйствующим субъектам, состоящим в РКПО на дату объявления рассматриваемых торгов по предметам «оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов», «выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту лифтов» согласно списку, представленному Министерством ЖКХ Владимирской области.

В частности, были поставлены вопросы:

- имеет ли цель подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, участвовать в аукционах, проводимых НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» по выполнению работ по оценке технического состояния, разработке прокутно – сметной документации, по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Владимирской области;

- считает ли подрядная организация, что действия  по укрупнению лота ( включение в один лот 13 многоквартирных домов с общей суммой работ по капитальному ремонту 62 495 020,32  руб.) привели к устранению конкуренции, поскольку подрядная организация, имеющая первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации (предельный размер обязательств по договорам не должен превышать 60 000 000 рублей), при наличии желания не смогла бы принять участие в Электронном аукционе.

  В ответ на указанный запрос поступили ответы от ООО «Генпроектстрой», сообщившего, что ответы на поставленные вопросы дать невозможно, поскольку это не входит в основной вид деятельности организации. ООО «Лик-строймаркет», ООО «УК «Спецстройгарант-1», ООО «ОблРемСтрой» сообщили, что не считают, что указанные действия по укрупнению лота привели к ограничению конкуренции.

Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют сведения о том, что действия заказчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области», выразившиеся укрупнении лота закупки №  202870000012100293, на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, что создает непредусмотренное законом требование к участникам аукциона, учитывая, что подрядная организация, имеющая первый уровень ответственности члена СРО, не вправе принимать участие в таком аукционе, равно как и организация, сведения о которой одновременно не включены в РКПО по предмету электронного аукциона оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, по предмету электронного аукциона выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту лифтов, привели к ограничению конкуренции.

В соответствии со ст. 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что нарушение НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ОГРН: 1133300001163, ИНН: 3329999430, адрес места нахождения: 600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 30) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть установлено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Владимирским УФАС России проведен анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на открытых аукционах в электронной форме, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства №033/01/16-755/2022  в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года N 18026 .  .

В соответствии с пунктом 10.10 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220;

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела № 033/01/17-169/2023 установлено следующее.

- временной интервал настоящего исследования определен с 17.09.2021  (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона № 202870000012100293) – по 22.10.2021 (дата подписания договора по итогам электронного аукциона № 202870000012100293).

    - предметом аукциона № 202870000012100293 является выполнения работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта, выполнение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных в г. Муром, п. Муромский..

 

В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/17-169/2023 принято 31.07.2023 в заседании Комиссии. Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/17-169/2023 (исх. № АП/3612/23 от 31.07.2023) направлено в адрес лиц, участвующих в деле. От  заявителя, ответчика возражений и пояснений по обстоятельствам, изложенным в заключении, не поступало. От Министерства ЖКХ Владимирской области поступили пояснения, в соответствии с которыми обнаружено несоответствие подписи М<...>. в протоколе от 11.10.2021 ее действительной подписи. При этом, доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, не представлено.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, в действиях ответчика – Комиссии заказчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области», выразившиеся в нарушении порядка определения победителя электронного аукциона путем необоснованного допуска заявки ИП М<...>. ввиду превышения значения  начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе  над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций - ИП М<...>, рекомендации заключить договор с данным субъектом, содержатся признаки нарушения пп. 3 ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции».

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России не имеется.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/01/17-832 /2022  о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении Комиссией заказчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» порядка определения победителя электронного аукциона путем необоснованного допуска заявки ИП М<...>. ввиду превышения значения  начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе  над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций - ИП М<...>., рекомендации заключить договор с данным субъектом, что противоречит  пп. 3 ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Владимирского УФАС России было установлено, что по итогам рассматриваемых торгов заключен договор, исполненный подрядчиком. При таких обстоятельствах, в силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России не имеется оснований для выдачи предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ОГРН: 1133300001163, ИНН: 3329999430, адрес места нахождения: 600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 30) прекратить.

Признать  Комиссию НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» (ОГРН: 1133300001163, ИНН: 3329999430, адрес места нахождения: 600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Батурина, д. 30) виновной в нарушении порядка определения победителя электронного аукциона путем необоснованного допуска заявки ИП М<...> ввиду превышения значения  начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе  над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций - ИП М<...>., рекомендации заключить договор с данным субъектом, в нарушение пункта 3  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обязательное для исполнения предписание ответчику не выдавать, в связи с обстоятельством, что на момент вынесения решения нарушение является оконченным, договор по итогам аукциона заключен.

 

Председатель Комиссии                                                            <...>

 

 

Члены комиссии:                                                                       <...>

 

 

                                                                                                     <...>

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны