Решение б/н по делу №033/07/3-68/2021 от 11 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09
e-mail: to33@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 033/07/3-68/2021
«09»февраля 2021 г. г. Владимир
Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:
<……>
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика и организатора торгов – Муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал» г. Владимир (далее Заказчик, МУП «Владимирводоканал») – <……>
в присутствии посредством видеоконференции представителей заявителя Общества с ограниченной ответственностью «АЛХИМ» (далее Заявитель, ООО «Алхим», Общество) <……>
рассмотрев дело № 033/07/3-68/2021, возбужденное по жалобе ООО «Алхим» на действия заказчика и организатора закупки – МУП «Владимирводоканал» при проведении аукциона в электронной форме «Поставка полиоксихлорида алюминия», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32109909765),
УСТАНОВИЛА:
Как следует из жалобы, МУП «Владимирводоканал» г. Владимира в единой информационной системе в сфере закупок разместило извещение № 32109909765 от 21.01.2021 о проведении аукциона в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
В требованиях аукционной документации установлено, что вновь поставляемый (ранее не применявшийся в условиях действующего производства Заказчика) товар должен пройти опытно – промышленные (лабораторные и промышленные) испытания до даты окончания срока подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме, в условиях действующего производства Заказчика, с подготовкой, по их результатам соответствующего согласованного Сторонами акта (протокола) испытаний.
По мнению Заявителя, конкретные технические требования к товару Заказчиком сформулированы в аукционной документации. Достаточным подтверждением качества товара является его поставка в соответствии с показателями, установленными в описании объекта закупки и предоставление подтверждающих документов. Таким образом, требование аукционной документации к потенциальным участникам закупки о необходимости прохождения лабораторных и промышленных испытаний, в случае если предлагаемый товар не использовался ранее Заказчиком, является необоснованным и приводит к ограничению конкуренции.
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-68/2021.
В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 04 февраля 2021 Владимирским УФАС России в адрес заказчика МУП «Владимирводоканал» направлено уведомление о приостановлении закупки, том числе в части заключения договора.
Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО «Алхим», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru.
Представитель МУП «Владимирводоканал»» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России с доводами жалобы не согласилась, в обоснование действий Заказчика пояснила, что обжаловать содержание документации в антимонопольный орган имеют право только лица, подавшие заявку на участие в закупке. В настоящее время на участие в закупке на подано ни одной заявки на участие в закупке, за разъяснениями условий документации в адрес Заказчика никто не обращался.
На основании изложенного, МУП «Владимирводоканал» просит признать жалобу ООО «Алхим» необоснованной.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Исходя из доводов жалобы, ООО «Алхим» обжалует требования Документации в электронной форме на поставку полиоксихлорида алюминия, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, установленные МУП «Владимирводоканал».
МУП «Владимирводоканал» является субъектом естественной монополии, организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность МУП «Владимирводоканал» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным приказом директора МУП «Владимирводоканал» от 30.06.2020 № 350 (далее – Положение о закупках).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 21 января 2021 года в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.rts-tender.ru МУП «Владимирводоканал» было опубликовано извещение № 3232109909765 и размещена Документация о проведении аукциона в электронной форме «Поставка полиоксихлорида алюминия» участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее Извещение о закупке, Документация о закупке).
Согласно подпункту 2.2.1. Документации о закупке извещение о проведении закупки и документация о закупке официально размещены и доступны для ознакомления в форме электронного документа на сайте ЭТП, указанной в Информационной карте, а также в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) без взимания платы в любое время с момента официального размещения извещения о проведении закупки.
В соответствии с пунктом 6 Извещение о закупке документация о закупке официально размещена в открытых источниках и доступна для ознакомления в форме электронного документа без взимания платы в любое время с момента официального размещения извещения о проведении закупки и до даты и времени окончания подачи заявок, указанной в пункте 7 извещения о проведении закупки, по адресу электронной площадки, указанной в пункте 4 извещения о проведении закупки, и на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В пункте 7 Извещения о закупке указано следующее:
Дата начала подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: с даты публикации закупки.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: «17» февраля 2021 года в 09 часов 00 минут московского времени по адресу электронной площадки, указанной в пункте 4 извещения о проведении закупки.
Аналогичные правила подачи заявок изложены в пункте 17 раздела 4 «Информационная карта аукциона в электронной форме» Документации о закупке.
Пунктом 15 Извещения о закупке установлены требования к форме, оформлению запроса на разъяснение положений извещения о проведении аукциона в электронной форме, порядок предоставления таких разъяснений.
Так, любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки в электронной форме, с помощью функционала торговой площадки.
Дата начала предоставления разъяснений: с даты публикации извещения о закупке.
Дата окончания предоставления разъяснений: «11» февраля 2021 года.
Разъяснения Заказчиком должны быть даны в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса на разъяснения при условии, что запрос на разъяснение поступил не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Если запрос был направлен в нарушение данных сроков, заказчик имеет право не давать разъяснения по такому запросу.
Заказчик не несет ответственности, если участник закупки не ознакомился с включенными в извещение и документацию о закупке изменениями, которые размещены надлежащим образом.
ООО «Алхим» обратилось во Владимирское УФАС России с жалобой на действия МУП «Владимирводоканал» 03.02.2021.
Согласно скриншоту личного кабинета на сайте электронной торговой площадки, представленному МУП «Владимирводоканал», по состоянию на 08.02.2021 заявок на участие в аукционе подано не было, запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки в электронной форме Заказчику не поступали. Представители ООО «Алхим» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России также пояснили, что Общество заявку на участие в закупке не подавало, за разъяснением требований Документации о закупке не обращалось.
По правилам части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции может быть подана:
- во всех случаях – непосредственно участниками закупки;
- в случаях, если такое обращение связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах – лицами, чьи права и законные интересы затронуты.
Однако установлено, что ООО «Алхим» свою заявку на участие в данной закупке не подавало, не обращалось за разъяснениями Документации о закупке, т.е/ не совершило никаких действий свидетельствующих о его намерении участвовать в аукционе. Доводы его жалобы не связаны с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении аукциона в электронной форме, порядка подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Вместе с тем Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что доводы Заявителя несостоятельны, так как обжалуемые положения Документации о закупке не являются требованиями, препятствующими подачи заявки участниками закупки.
На основании изложенного, учитывая все обстоятельства дела, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы ООО «Алхим», не подавшего заявку на участие в аукционе в электронной форме, на действия заказчика и организатора торгов – МУП «Владимирводоканал» необоснованной.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АЛХИМ» (445035, Самарская область, г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2А, ИНН 6323068663, ОГРН 103630099178) на действия заказчика и организатора торгов – Муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал» г. Владимир (600026, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 95, ОГРН 1023301463239, ИНН 3302001983) при проведении аукциона в электронной форме «Поставка полиоксихлора алюминия», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32109909765), необоснованной.
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.