Решение б/н Решение по делу от 7 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 033/01/14.6-65/2023

Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 июня 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>. – председателя Комиссии (руководителя Управления);

<...>. – члена Комиссии (заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

<...>. – члена Комиссии (главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти),

при участии:

-заявителя ИП П<...>

-З<...>., представителя лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства <...>, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 10.03.2023, сроком действия десять лет,

- представителя ООО «Ритуал.ру» <...>, действующего на основании доверенности от 03.04.2023,

рассмотрев материалы дела № 033/01/14.6-65/2023, возбужденного по признакам нарушения статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ИП И<...>. (ИНН <...>), З<...>(ИНН <...>) по заявлению ИП П<...>.,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило заявление ИП П<...> (вх. № 3004/22 от 14.11.2022) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившемся в размещении в газете «Ковровские вести» в номере № 43 от 01.11.2022, № 44 от 08.11.2022 на стр. 19, газете «Знамя труда» от 01.11.2022, 08.11.2022 рекламных объявлений «ВМК» … в час утраты звони…сайт: ВМК-александр.рф, адрес: ул. Еловая, 80/1, оф», а именно совершения лицом, разместившим данное объявление, акта недобросовестной конкуренции путем смешения с коммерческим обозначением, используемым ИП П<...>.

Согласно сведениям обращения, ИП П<...> осуществляет предпринимательскую деятельность с 19.10.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Факт использования ИП П<...> коммерческого обозначения «ВМК ритуальные услуги» подтверждается приложенным к обращению паспортом регистрации объектов в сфере рынка бытовых услуг от 17.02.2016, согласно которому подтверждается, что ИП П<...> под наименованием «ВМК ритуальные услуги» занесено в единую информационную базу данных в сфере рынка бытовых услуг МО г. Ковров, адрес места осуществления деятельности ул. Володарского, д. 50, ул. Еловая, д. 84.

Наряду с изложенным, данное коммерческое обозначение использовалось ИП П<...>. при публикации рекламных объявлений в газете «Ковровские вести», что подтверждается справкой редакции газеты о том, что в данной газете с 2018 года и по настоящее время публикуется реклама «ВМК ритуальные услуги» от ИП П<...> (исх. № 26 от 08.11.2022). Также в подтверждение использования данного коммерческого обозначения ИП П<...>представлены копии страниц газеты «Ковровские вести» № 13 от 01.04.2014, № 25 от 23.06.2015, № 22 от 31.05.2016, № 8 от 21.02.2017, № 33 от 23.08.2022, № 37 от 20.09.2022.

В частности, ИП П<...>, в том числе, размещались следующие объявления:

Рисунок 1. Изображение рекламной продукции, публикуемой ИП П<...>. в газете «Ковровские вести».

 

 

Согласно справке редакции газеты «Ковровская неделя», с июня 2018 года и по настоящее время в газете публикуется реклама «ВМК ритуальные услуги» от ИП П<...> (исх. б/н от 08.11.2022), в подтверждение чего ИП П<...>. представлены копии страниц газеты «Ковровская неделя» №92 от 02.12.2021, № 08 от 04.02.2022, № 18 от 11.03.2022, № 34 от 06.05.2022, № 74 от 23.09.2022, № 86 от 03.11.2022.

В частности, ИП П<...>., в том числе, размещались следующие объявления:

Рисунок 2. Изображение рекламной продукции, публикуемой ИП П<...> в газете «Ковровская неделя».

 

 

Согласно справке ИП Г<...>., осуществляющей деятельность рекламного агентства «Колор», данное агентство изготавливает рекламную продукцию для «ВМК ритуальные услуги» от ИП П<...> в 2022 году (Рисунок 3).

Рисунок 3. Изображение рекламной продукции, изготавливаемой для ИП П<...> согласно справке ИП Г<...>.от 09.11.2022.

 

Дополнительно заявителем представлены правоустанавливающие документы на помещения по адресам г. Ковров, ул. Володарского, д. 50, г. Ковров, ул. Еловая, д. 84, пом. 2., в том числе от 08.11.2010, 01.11.2011, 31.10.2013, 31.10.2014, копии приходно – кассовых ордеров за декабрь 2010 г . –январь 2013г.

Заявителем также в материалы дела представлен договор комиссии от 25.10.2010, в соответствии с которым комиссионер – ИП П<...>. обязуется по поручению комитента – ООО «Владимирская мемориальная компания» (ИНН 3328463823) за вознаграждение совершить от своего имени за счет комитента действия по заключению договоров на проведение РПУ и изготовление памятников для погибших (умерших) военнослужащих, ветеранов ВОВ на условиях, определенных в договоре комиссии. Срок договора не определен, и, согласно пояснений ИП П<...>, договор заключен на бессрочный период. При этом, условия об использовании каких – либо обозначений, принадлежащих ООО «Владимирская мемориальная компания», договор не содержит.

ИП П<...> стало известно об использовании обозначения «ВМК» при публикации в газете «Ковровские вести» в номере № 43 от 01.11.2022, № 44 от 08.11.2022 на стр. 19, газете «Знамя труда» от 01.11.2022, 08.11.2022 рекламных объявлений «ВМК» … в час утраты звони…сайт: ВМК-александр.рф, адрес: ул. Еловая, 80/1, оф» (Рисунок4.)

Согласно имеющимся в распоряжении заявителя сведениям, использование указанного обозначения осуществляется ИП И<...>(ИНН <...>).

С целью установления надлежащего ответчика по делу о совершении акта недобросовестной конкуренции, антимонопольным органом были сделаны запросы в редакции газет «Ковровские вести», «Знамя труда», от которых получены сведения о том, что рекламодателем указанных рекламных объявлений выступает З<...>, контактный номер +7<...>. Исходя из сведений, полученных от оператора связи ПАО «Мегафон», абонентский номер +7<...> выделен физическому лицу <...> В ЕГРИП содержатся следующие сведения о данном лице: ОГРНИП: <...>, Дата присвоения ОГРНИП: 22.11.2017, Дата прекращения деятельности: 25.06.2021.

Также, в спорных рекламных объявлениях указывается на предоставление рассрочки ИП И<...>(ИНН <...>, дата регистрации 07.10.2022).

Рисунок 4. Изображение рекламного объявления, опубликованного в указанных изданиях.

 

В то же время, в ходе рассмотрения дела установлено наличие в открытых реестрах Федеральной службы по интеллектуальной собственности товарного знака по свидетельству № 504688 (Рисунок 5). Приоритет: 28.11.2012. Дата подачи заявки: 28.11.2012. Дата государственной регистрации: 23.01.2014. Правообладатель: Закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания". 24.04.2018 наименование правообладателя изменено на ООО "Первая мемориальная компания". 12.07.2019 совершена государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении всех товаров и/или услуг в пользу ООО «Ритуал.ру». срок действия исключительного права: 28.11.2032.

Рисунок 5. Изображение (воспроизведение) товарного знака, знака обслуживания.

 

Владимирским УФАС России направлен запрос правообладателю товарного знака № 504688, в ответ на который от ООО «Ритуал.ру» получена информация (исх. № 23-02-02 от 14.02.2023), что коммерческое обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком № 504688, товарным знаком № 321541. Отмечено, что на территории Владимирской области, в т.ч. г. Ковров, отсутствуют лица, обладающие правами на использование данных товарных знаков, любое использование средств индивидуализации, сходных до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими ООО «Ритуал.ру» незаконно.

Владимирским УФАС России направлен запрос в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) с целью предоставления справки о результатах оценки степени сходства (исх. № АП/608/23 от 10.02.2023).

В антимонопольный орган поступил ответ о результатах оценки степени сходства (исх. № 41-042942-12 от 13.03.2023). В соответствии с представленными сведениями, обозначения, используемые ИП П<...>., используются в отношении ритуальных услуг, которые являются однородными услугам 44, 45 класса МКТУ. Для класса 44 МКТУ зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 321541, для класса 45 МКТУ зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 321541, 504688. В результате проведенного исследования на обозначения, используемые ИП П<...>идентифицированы буквенные обозначения «ВМК», которые являются сходными до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 504688, поскольку ассоциируются с ним в целом в силу сходства элементов «ВМК», при этом услуги, в отношении которых зарегистрирован товарный знак по свидетельству № 504688 и услуги, в отношении которых ИП П<...> используются указанные обозначения, являются однородными, в связи с чем имеются основания для вывода о смешении изображений.

Антимонопольный орган полагает возможным распространение данных выводов в отношении обозначения, используемого ИП И<...>

Исходя из дополнений к заявлению, П<...> работает в сфере ритуальных услуг в г. Коврове с 19.10.2010, согласно свидетельства о регистрации физического лица в качестве ИП, для индивидуализации своей деятельности с начала работы использует коммерческое обозначение «ВМК Ритуальные услуги». Товарный знак ООО «Ритуал.ру» ею не используется.

ИП П<...> представлены сведения, доказывающие, по ее мнению, использование ею коммерческого обозначения «ВМК ритуальные услуги» до даты регистрации товарного знака по свидетельству № 504688, а именно копии публикаций в газете «Ковровские вести» от 09.07.2013, 24.09.2013, 08.10.2013, 01.10.2013, 21.01.2014, 04.03.2014, 01.04.2014. Представлены сведения из руководства по экспертизе товарных знаков в Федеральной службе по интеллектуальной собственности от 2016 г., исходя из которых обозначения, представляющие собой отдельные буквы, не имеющие характерного графического исполнения, могут быть отнесены к обозначениям, не обладающим различительной способностью и охраняются в составе общей композиции. Сообщено, что буквы «ВМК» в товарном знаке не являются охраняемыми, зарегистрировано множество товарных знаков с буквами «ВМК».

ИП П<...> представлены сведения, доказывающие, по ее мнению, использование ею коммерческого обозначения «ВМК ритуальные услуги» до даты приортета товарного знака по свидетельству № 504688, а именно копии публикаций в газете «Ковровские вести» от 02.08.2011, 16.08.2011,23.08.2011, 30.08.2011,06.09.2011, 04.10.2011, 11.10.2011, 18.10.2011, 25.10.2011, 01.11.2011, содержащие следующее обозначение (Рисунок 6):

Рисунок 6. Копия изображения, опубликованного в газете «Ковровские вести» от 02.08.2011, 16.08.2011,23.08.2011, 30.08.2011,06.09.2011, 04.10.2011, 11.10.2011, 18.10.2011, 25.10.2011, 01.11.2011.

 

Кроме того, в пояснениях ИП П<...> (вх. № 3179-ЭП/23 от 03.05.2023) сообщено, что есть зарегистрированный товарный знак ВМК и другим юридическим лицом № 778355 от 07.10.2020 г., где классы МКТУ совпадают и обозначения «ВМК», «военно – мемориальная компания» являются неохраняемыми элементами.

При этом, антимонопольный орган отмечает, что руководство по экспертизе товарных знаков в Федеральной службе по интеллектуальной собственности разработано в целях методического обеспечения процесса экспертизы заявок на товарные знаки, проводимой в условиях действия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и носит рекомендательный характер, не является нормативным правовым актом. Сведения о наличии в товарном знаке по свидетельству № 504688 неохраняемых элементов отсутствуют в составе такого свидетельства.

От ответчиков в ходе рассмотрения дела поступили пояснения (вх. № 1756/23 от 13.03.2023), в которых сообщается, в том числе, что с 2022 года ИП И<...> выступает на рынке ритуальных услуг под обозначением «ВМК-Александр», что подтверждается приложенными доказательствами. Сообщается, что ИП П<...>. не имеет законных оснований для подачи заявления в антимонопольный орган ввиду отсутствия у нее прав на обозначение «ВМК Ритуальные услуги» ввиду его сходства с зарегистрированным товарным знаком по свидетельству № 504688. Отмечено, что ИП П<...> не доказано, что у потребителей сформировалась ассоциация обозначения «ВМК» с деятельностью ИП П<...>В соответствии с представленными документами в ходе рассмотрения дела, использование обозначения «ВМК» ответчиками прекращено. В пояснениях (вх. № 3952-ЭП/23 от 01.06.2023) указывается, что ни в одном из объявлений, представленных ИП П<...> не содержится информации о том, что объявление подано именно ей, информации о том, что именно ИП П<...> оказывает ритуальные услуги под обозначением «ВМК», по адресу: ул. Володарского, 50. Представленные ИП П<...> договоры аренды на помещение, находящееся по адресу: ул. Володарского, 50, также не доказывают, что у потребителей, проживающих на территории г. Коврова сложилась четкая ассоциация обозначения «ВМК» с ИП П<...>.

Также, в материалы дела поступили письменные пояснения ООО «Ритуал.ру» (исх. № 23-06-01 от 02.06.2023), где отмечается, что в период действия ЗАО «ВМК» у обозначения, используемого ИП П<...> не могло возникнуть различительных признаков, указывается на смешение коммерческого обозначения «ВМК», используемого ИП П<...> и товарного знака по свидетельству № 504688, а также на нарушение ИП <...>. антимонопольного законодательства.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.

Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения понятия «недобросовестная конкуренция» следует, что для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции необходимо и достаточно, чтобы эти действия содержали одновременно следующие признаки:

- наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами;

- наличие действия хозяйствующего субъекта (группы лиц);

- противоречие действия законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

-направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- наличие действительных или потенциальных убытков у конкурента, наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации конкурента, вследствие осуществленных действий.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции".

Лица, в отношении которых осуществлена недобросовестная конкуренция, также, как и лица, действия которых могут быть квалифицированы в качестве недобросовестной конкуренции, должны быть хозяйствующими субъектами и осуществлять деятельность на одном товарном рынке. Недобросовестная конкуренция возможна только в процессе осуществления хозяйствующими субъектами - конкурентами предпринимательской деятельности на одном товарном рынке при введении в оборот товара.

Перечень актов недобросовестной конкуренции приведен в главе 2.1 "Недобросовестная конкуренция".

Согласно статье 10 bis "Парижской конвенции по охране промышленной собственности" от 20.03.1883 подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. СССР подписал Конвенцию 12.10.1967, Российская Федерация как правопреемник СССР является государством участником Конвенции (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации").

Согласно пункту 172 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 No 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу которого использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети "Интернет" в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Закона "О защите конкуренции", статья 10.bis Парижской конвенции).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени.

Согласно разъяснениям ФАС России "О" от 21.10.2019 N АК/91352/19 возможность смешения возникает в случае, если под воздействием конкретного содержания контекстной рекламы у пользователя может возникнуть впечатление, что при переходе по рекламной ссылке он будет переадресован на сайт правообладателя средства индивидуализации либо сайт, иным образом связанный с правообладателем средства индивидуализации. Например, к этому может приводить последовательное перечисление в тексте рекламного объявления двух фирменных наименований либо коммерческих обозначений (правообладателя и предполагаемого нарушителя) без уточнения о том, что это различные организации, реализующие одни и те же товары (услуги), особенно в случае, если указанные обозначения имеют общие элементы.

Согласно выписке ЕГРИП ИП П<...>. основным видом деятельности является Организация похорон и представление связанных с ними услуг (96.03), местом осуществления предпринимательской деятельности выступает г. Ковров, Владимирская область. Согласно выписке ЕГРИП ИП И<...>. основным видом деятельности является Организация похорон и представление связанных с ними услуг (96.03), местом осуществления предпринимательской деятельности выступает г. Ковров, Владимирская область. Согласно выписке ЕГРИП З<...> основным видом деятельности являлось Организация похорон и представление связанных с ними услуг (96.03), местом осуществления предпринимательской деятельности выступал г. Ковров, Владимирская область.

В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе коммерческие обозначения.

Согласно части 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковке, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (пункт 2 статьи 1539 ГК РФ). Лицо, нарушившее правила пункта 2 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Статьей 1541 ГК РФ предусмотрено, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом (статья 1226 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1473 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Исходя из ст. 1474 ГК РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц. Как указано в ст. 1475 ГК РФ, на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц.Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ, на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481). На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (ст. 1479 ГК РФ).

В силу пункта 6 статьи 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и(или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Юридическое лицо, которое приобрело исключительное право на средство индивидуализации ранее другого лица, использующего тождественное или сходное до степени смешения обозначение, вправе требовать в отношении фирменного наименования или коммерческого обозначения полного или частичного запрета на использование.

Согласно пункту 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии со статьей 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности" указано, что вопрос о степени сходства обозначений. Применяемых на товарах, является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы, с позиции рядового потребителя.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 18.07.2006 N 3691/06, для признания сходства обозначений уже достаточно самой опасности, а не реального смешения обозначений в глазах потребителя.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (часть 5 статьи 10 ГК РФ).

В то же время, антимонопольный орган обращает внимание, что ИП П<...> не доказаны следующие обстоятельства: наличие достаточных различительных признаков и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия, известность в пределах определенной территории среди потребителей. В частности, исходя из представленного договора комиссии от 25.10.2010, заключенного на неопределенный срок и не расторгнутого сторонами, следует, что в процессе оказания услуг потребителям участвуют два хозяйствующих субъекта – ИП П<...>, ООО «Владимирская мемориальная компания», что не может свидетельствовать о наличии однозначной ассоциации у потребителей обозначения «ВМК ритуальные услуги» с деятельностью ИП П<...>.

Также, не доказано правомерное использование ИП П<...> коммерческого обозначения по смыслу пункта 1 статьи 1539.

Так, установлено, что 26.03.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц включено ООО «Владимирская мемориальная компания» (ИНН 3328463823), сокращенное наименование ООО «ВМК», основной вид деятельности - Организация похорон и представление связанных с ними услуг (96.03).

04.09.2002в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об АО «Военно- мемориальная компания» (ИНН 7702185362), сокращенное наименование АО «ВМК», основной вид деятельности - Организация похорон и представление связанных с ними услуг (96.03).

В материалах дела также имеются сведения о том, что коммерческое обозначение ИП П<...>сходно до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 504688.

При этом, ИП П<...> не доказано правомерное использование данного коммерческого обозначения до даты приоритета товарного знака. В частности, представленные копии публикаций в газете «Ковровские вести» от 02.08.2011, 16.08.2011,23.08.2011, 30.08.2011,06.09.2011, 04.10.2011, 11.10.2011, 18.10.2011, 25.10.2011, 01.11.2011 не содержат указания на осуществление деятельности ИП П<...>. Более того, публикация данных объявлений ИП П<...>. опровергается материалами дела, в частности, справкой редакции газеты «Ковровские вести» о том, что в данной газете с 2018 года и по настоящее время публикуется реклама «ВМК ритуальные услуги» от ИП П<...>. Договор аренды помещения по адресу г. Ковров, ул. Володарского, д. 50, где имеется несколько помещений, также не может однозначно свидетельствовать об осуществлении ИП П<...>.деятельности под данным коммерческим обозначением. Помимо этого, в рассматриваемый период действовал договор комиссии от 25.10.2010. В совокупности данные сведения не могут свидетельствовать о наличии однозначной ассоциации у потребителей обозначения «ВМК ритуальные услуги» с деятельностью ИП П<...>. Иных доказательств обратного в материалы дела не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств, нельзя признать доказанным, что исключительное право на коммерческое обозначение ИП П<...> возникло ранее прав на указанные фирменные наименования, товарный знак по свидетельству № 504688. При этом, установлено сходство до степени смешения между коммерческим обозначением ИП П<...> и товарным знаком по свидетельству № 504688 в нарушение пункта 2 статьи 1539 ГК РФ.

Частью 3 статьи 1 ГК РФ определено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

На основании изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.6 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем в силу действия статьи 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).

Руководствуясь статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить производство по делу № 033/01/14.6-65/2023, возбужденного по признакам нарушения статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ИП И<...>, <...> по заявлению ИП П<...>. в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях..

Председатель Комиссии<...>

Члены комиссии: <...>

<...>

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны