Решение б/н по делу №033/07/3-260/2021 от 31 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-260/2021

«26» марта 2021 г. г. Владимир

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

Председателя Комиссии:

<……...>

Заместителя председателя Комиссии:

<……...>

Членов Комиссии:

<……...>

<……...>

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика и организатора торгов – Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский рынок» (далее – ООО «Октябрьский рынок», Заказчик) – <……...>

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя – Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Тигрис» (далее – ООО ЧОО «Тигрис», Заявитель) – <……...>

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Тигрис» на действия заказчика и организатора торгов – ООО «Октябрьский рынок» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по физической охране (извещение №32110067885),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО ЧОО «Тигрис» (вх. № 1841 от 18.03.2021) на действия заказчика и организатора торгов – ООО «Октябрьский рынок» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по физической охране (извещение №32110067885).

Как следует из жалобы, 10.03.2021 ООО «Октябрьский рынок» в единой информационной системе в сфере закупок разместило извещение №32110067885 о проведении запроса котировок на оказание услуг по физической охране.

Заявитель полагает, что требования к участникам закупки, определенные в пунктах 5, 8 технического задания извещения о закупке, являются безосновательными и приводят к ограничению количества участников закупки.

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-260/2021.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 23 марта 2021 Владимирским УФАС России в адрес ООО «Октябрьский рынок» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.

Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО ЧОО «Тигрис», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru, в разделе «Решения».

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержала.

Представитель ООО «Октябрьский рынок» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России с доводами жалобы не согласился, в обоснование действий Заказчика пояснил следующее.

Согласно Извещению о проведении запроса котировок на оказание услуг по физической охране, для участников запроса котировок был установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок:

- котировочная заявка.

- копия актуальной лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания видов услуг, указанных в пунктах 2 и 6 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» или копия документа, подтверждающего тот факт, что участник является государственным учреждением, осуществляющим государственную охрану, либо его структурным подразделением.

ООО ЧОО «Тигрис» предоставило все указанные документы и комиссией была признано, что оно (как и другие участники конкурса) соответствует требованиям законодательства, Положения о закупках и извещения о проведении запроса котировок. При рассмотрении заявок комиссия рассматривала цену контракта и соответствие котировочной заявки, направленную участниками. Никаких других критериев (либо документов) при определении порядковых номеров котировочных заявок по степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора не принималось (пункт 23 Извещения).

Рекомендации, содержащиеся в техническом задании к контракту, не были отнесены конкурсной документацией к числу обязательных требований позволяющих ограничить участие в конкурсе.

Так, в связи с началом работы в весенне-осенний период сезонной ярмарки «Садовод», входящей в состав имущественного комплекса рынке возникает потребность в организации дополнительных патрулях по дополнительной заявке. Информация об этом размещена в пункте 5 технического задания. Для обеспечения возможности организации дополнительных патрулей в документации содержалась информация о наличии фактического количества сотрудников в количестве 40 человек (из расчета: 3 человека ежедневно круглосуточно, 2 караула по 5 человек дополнительно (патруль не менее 2-х сотрудников ЧОП для патрулирования территории объекта Садовод, Литер А, Литер Б, Литер Г. автостоянки, и других объектов находящихся в ведении ООО «Октябрьский рынок» в период массового пребывания посетителей (с 9.00 до 14.00), с интервалом времени не реже чем каждые 30 минут). Таким образом, при потребности 13 человек в 3 смены необходим штат сотрудников ЧОП минимум в 39 человек.

Подпунктом 6 пункта 11 Технического задания предусмотрено сопровождение администраторов при взимании арендной платы на объектах Заказчика, сопровождения кассира при следовании в банк. Без автотранспорта либо ГРБ оказание данной услуги будет нарушать основное требование контракта по обеспечению безопасности жизни и здоровья персонала.

Как указано в подпункте 5 пункта 11 технического задания, при оказании услуги по физической охране Исполнитель: «обеспечивает средствами связи, кнопками экстренного вызов; и реагирования на сигналы (тревожной сигнализации) подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российское Федерации (за счет средств исполнителя) и (или) подразделения физической охраны Исполнителя».

Как следует из примечания к обжалуемому пункту 11 технического задания, «перечень имущества ЧОП/ЧОО, не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от конкретных параметров и задач поставленных перед ЧОП/ЧОО в рамках договорных отношений» и не может быть основанием для отказа от заключения контракта с ООО ЧОО «Тигрис» при условии предложения ими наименьшей цены.

Таким образом, извещение о проведении запроса котировок не содержит ограничения конкуренции для участков закупки по оказанию услуг по физической охране.

Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 17).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО ЧОО «Тигрис» обжалует действия ООО «Октябрьский рынок по установлению в техническом задании извещения о проведении запроса котировок требований к участникам закупки.

ООО «Октябрьский рынок является хозяйственным обществом, которое, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленными Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность ООО «Октябрьский рынок» регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский рынок», утвержденным главой муниципального образования «Город Ковров Владимирской области» 23 апреля 2020 года (далее – Положение о закупках).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, 10 марта 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.com.roseltorg.ru ООО «Октябрьский рынок» было опубликовано и размещено извещение № 32110067885 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по физической охране (далее – Извещение о закупке).

Согласно пункту 5.2.1. Извещения о закупке в извещение о проведении запроса котировок должны быть включены сведения, указанные в п. п. 1.8.2, 1.8.7 настоящего Положения.

Согласно 1.8.2. Положения о закупках в документации о закупке обязательно указываются, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.

В соответствии с пунктом 1.8.7. Положения о закупках извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, включенным в документацию о закупке. В них отражаются, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (при необходимости).

Извещением о закупке установлено следующее:

Предмет договора, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика, описание объекта закупки.

Оказание услуг физической охраны.

Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по физической охране в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункта 5 технического задания Извещения о закупке требованиями к участникам закупки в том числе является наличие фактического количество сотрудников охраны (штатная и среднесписочная годовая численность) не менее 40 человек, а также наличие автотранспорта, группы быстрого реагирования.

Пунктом 8 технического задания Извещения о закупке установлены следующие требования к обязательному наличию следующего имущества ЧОП/ЧОО и технического оснащения: служебные помещения, радиостанции, телефоны, оргтехника, товарно-материальное обеспечение. Перечень имущества ЧОП/ЧОО, не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от конкретных параметров и задач, поставленных перед ЧОП/ЧОО в рамках договорных отношений.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что данные требования обоснованны требованиями ГоСТа Р 59044-2020, а также необходимостью обеспечения возможности организации дополнительных патрулей из расчета: 3 человека ежедневно круглосуточно, 2 караула по 5 человек дополнительно (патруль не менее 2-х сотрудников ЧОП для патрулирования территории объекта Садовод, Литер А, Литер Б, Литер Г. автостоянки, и других объектов находящихся в ведении ООО «Октябрьский рынок» в период массового пребывания посетителей (с 9.00 до 14.00), с интервалом времени не реже чем каждые 30 минут). Таким образом, при потребности 13 человек в 3 смены необходим штат сотрудников участников закупки минимум в 39 человек.

Вместе с тем Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные Заказчиком требования, связанные с наличием транспорта, группы быстрого реагирования, имущества, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанных с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Заявителем, помимо субъективной оценки требований, установленных Извещением о закупке к участникам закупки, не приведены доказательства того обстоятельства, что описание предмета закупки ограничивает количество потенциальных участников закупочной процедуры. Также Заявителем в жалобе не указано, какие нарушения требований Закона о закупках, Положения о закупке допущены Заказчиком при осуществления закупки. Из пояснений Заявителя на заседании Комиссии Владимирского УФАС России следует, что в настоящее время в штате ООО ЧОО «Тигрис» нет необходимого количества сотрудников. Однако заявка на участие в запросе котировок Обществом подана.

Согласно протокола №32110067885-1 рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в закупке поступили четыре заявки, в том числе заявка ООО ЧОО «Тигрис». Все заявки допущены к участию в запросе котировок.

По результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией принято решение о присвоении по степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора заявке ООО ЧОО «Тигрис» второго места.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, учитывая все обстоятельства дела, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы ООО ЧОО «Тигрис», на действия заказчика и организатора торгов – ООО «Октябрьский рынок» необоснованной.

Одновременно, Комиссия Владимирского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив представленные доказательства, не выявила в действиях заказчика и организатора торгов - ООО «Октябрьский рынок» признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Тигрис» (601903, Владимирская область, г. Ковров, ул. Бутовая, д. 37, ОГРН: 1143332003561, ИНН:3305792003) на действия заказчика и организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский рынок» (601900, Владимирская область, г. Ковров, ул. Лопатина, дом 11, ОГРН: 1163328065702, ИНН: 3305796181) при проведении запроса котировок в электронном форме на оказание услуг по физической охране (извещение №32110067885), необоснованной.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ТИГРИС"
ИНН 3305792003, ОГРН 1143332003561
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОКТЯБРЬСКИЙ РЫНОК"
ИНН 3305796181, ОГРН 1163328065702