Решение б/н по делу №033/07/3-260/2021 от 31 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09
e-mail: to33@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 033/07/3-260/2021
«26» марта 2021 г. г. Владимир
Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:
Председателя Комиссии:
<……...>
Заместителя председателя Комиссии:
<……...>
Членов Комиссии:
<……...>
<……...>
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика и организатора торгов – Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский рынок» (далее – ООО «Октябрьский рынок», Заказчик) – <……...>
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя – Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Тигрис» (далее – ООО ЧОО «Тигрис», Заявитель) – <……...>
рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Тигрис» на действия заказчика и организатора торгов – ООО «Октябрьский рынок» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по физической охране (извещение №32110067885),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО ЧОО «Тигрис» (вх. № 1841 от 18.03.2021) на действия заказчика и организатора торгов – ООО «Октябрьский рынок» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по физической охране (извещение №32110067885).
Как следует из жалобы, 10.03.2021 ООО «Октябрьский рынок» в единой информационной системе в сфере закупок разместило извещение №32110067885 о проведении запроса котировок на оказание услуг по физической охране.
Заявитель полагает, что требования к участникам закупки, определенные в пунктах 5, 8 технического задания извещения о закупке, являются безосновательными и приводят к ограничению количества участников закупки.
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-260/2021.
В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 23 марта 2021 Владимирским УФАС России в адрес ООО «Октябрьский рынок» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.
Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО ЧОО «Тигрис», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru, в разделе «Решения».
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержала.
Представитель ООО «Октябрьский рынок» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России с доводами жалобы не согласился, в обоснование действий Заказчика пояснил следующее.
Согласно Извещению о проведении запроса котировок на оказание услуг по физической охране, для участников запроса котировок был установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок:
- котировочная заявка.
- копия актуальной лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания видов услуг, указанных в пунктах 2 и 6 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» или копия документа, подтверждающего тот факт, что участник является государственным учреждением, осуществляющим государственную охрану, либо его структурным подразделением.
ООО ЧОО «Тигрис» предоставило все указанные документы и комиссией была признано, что оно (как и другие участники конкурса) соответствует требованиям законодательства, Положения о закупках и извещения о проведении запроса котировок. При рассмотрении заявок комиссия рассматривала цену контракта и соответствие котировочной заявки, направленную участниками. Никаких других критериев (либо документов) при определении порядковых номеров котировочных заявок по степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора не принималось (пункт 23 Извещения).
Рекомендации, содержащиеся в техническом задании к контракту, не были отнесены конкурсной документацией к числу обязательных требований позволяющих ограничить участие в конкурсе.
Так, в связи с началом работы в весенне-осенний период сезонной ярмарки «Садовод», входящей в состав имущественного комплекса рынке возникает потребность в организации дополнительных патрулях по дополнительной заявке. Информация об этом размещена в пункте 5 технического задания. Для обеспечения возможности организации дополнительных патрулей в документации содержалась информация о наличии фактического количества сотрудников в количестве 40 человек (из расчета: 3 человека ежедневно круглосуточно, 2 караула по 5 человек дополнительно (патруль не менее 2-х сотрудников ЧОП для патрулирования территории объекта Садовод, Литер А, Литер Б, Литер Г. автостоянки, и других объектов находящихся в ведении ООО «Октябрьский рынок» в период массового пребывания посетителей (с 9.00 до 14.00), с интервалом времени не реже чем каждые 30 минут). Таким образом, при потребности 13 человек в 3 смены необходим штат сотрудников ЧОП минимум в 39 человек.
Подпунктом 6 пункта 11 Технического задания предусмотрено сопровождение администраторов при взимании арендной платы на объектах Заказчика, сопровождения кассира при следовании в банк. Без автотранспорта либо ГРБ оказание данной услуги будет нарушать основное требование контракта по обеспечению безопасности жизни и здоровья персонала.
Как указано в подпункте 5 пункта 11 технического задания, при оказании услуги по физической охране Исполнитель: «обеспечивает средствами связи, кнопками экстренного вызов; и реагирования на сигналы (тревожной сигнализации) подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российское Федерации (за счет средств исполнителя) и (или) подразделения физической охраны Исполнителя».
Как следует из примечания к обжалуемому пункту 11 технического задания, «перечень имущества ЧОП/ЧОО, не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от конкретных параметров и задач поставленных перед ЧОП/ЧОО в рамках договорных отношений» и не может быть основанием для отказа от заключения контракта с ООО ЧОО «Тигрис» при условии предложения ими наименьшей цены.
Таким образом, извещение о проведении запроса котировок не содержит ограничения конкуренции для участков закупки по оказанию услуг по физической охране.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 17).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Исходя из доводов жалобы, ООО ЧОО «Тигрис» обжалует действия ООО «Октябрьский рынок по установлению в техническом задании извещения о проведении запроса котировок требований к участникам закупки.
ООО «Октябрьский рынок является хозяйственным обществом, которое, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленными Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ООО «Октябрьский рынок» регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский рынок», утвержденным главой муниципального образования «Город Ковров Владимирской области» 23 апреля 2020 года (далее – Положение о закупках).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 10 марта 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке www.com.roseltorg.ru ООО «Октябрьский рынок» было опубликовано и размещено извещение № 32110067885 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по физической охране (далее – Извещение о закупке).
Согласно пункту 5.2.1. Извещения о закупке в извещение о проведении запроса котировок должны быть включены сведения, указанные в п. п. 1.8.2, 1.8.7 настоящего Положения.
Согласно 1.8.2. Положения о закупках в документации о закупке обязательно указываются, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 1.8.7. Положения о закупках извещение о закупке является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, включенным в документацию о закупке. В них отражаются, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (при необходимости).
Извещением о закупке установлено следующее:
Предмет договора, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика, описание объекта закупки. |
Оказание услуг физической охраны. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по физической охране в соответствии с Техническим заданием (Приложение к Договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором. |
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункта 5 технического задания Извещения о закупке требованиями к участникам закупки в том числе является наличие фактического количество сотрудников охраны (штатная и среднесписочная годовая численность) не менее 40 человек, а также наличие автотранспорта, группы быстрого реагирования.
Пунктом 8 технического задания Извещения о закупке установлены следующие требования к обязательному наличию следующего имущества ЧОП/ЧОО и технического оснащения: служебные помещения, радиостанции, телефоны, оргтехника, товарно-материальное обеспечение. Перечень имущества ЧОП/ЧОО, не является исчерпывающим и может дополняться в зависимости от конкретных параметров и задач, поставленных перед ЧОП/ЧОО в рамках договорных отношений.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что данные требования обоснованны требованиями ГоСТа Р 59044-2020, а также необходимостью обеспечения возможности организации дополнительных патрулей из расчета: 3 человека ежедневно круглосуточно, 2 караула по 5 человек дополнительно (патруль не менее 2-х сотрудников ЧОП для патрулирования территории объекта Садовод, Литер А, Литер Б, Литер Г. автостоянки, и других объектов находящихся в ведении ООО «Октябрьский рынок» в период массового пребывания посетителей (с 9.00 до 14.00), с интервалом времени не реже чем каждые 30 минут). Таким образом, при потребности 13 человек в 3 смены необходим штат сотрудников участников закупки минимум в 39 человек.
Вместе с тем Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Установленные Заказчиком требования, связанные с наличием транспорта, группы быстрого реагирования, имущества, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанных с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Заявителем, помимо субъективной оценки требований, установленных Извещением о закупке к участникам закупки, не приведены доказательства того обстоятельства, что описание предмета закупки ограничивает количество потенциальных участников закупочной процедуры. Также Заявителем в жалобе не указано, какие нарушения требований Закона о закупках, Положения о закупке допущены Заказчиком при осуществления закупки. Из пояснений Заявителя на заседании Комиссии Владимирского УФАС России следует, что в настоящее время в штате ООО ЧОО «Тигрис» нет необходимого количества сотрудников. Однако заявка на участие в запросе котировок Обществом подана.
Согласно протокола №32110067885-1 рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в закупке поступили четыре заявки, в том числе заявка ООО ЧОО «Тигрис». Все заявки допущены к участию в запросе котировок.
По результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией принято решение о присвоении по степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора заявке ООО ЧОО «Тигрис» второго места.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
На основании изложенного, учитывая все обстоятельства дела, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы ООО ЧОО «Тигрис», на действия заказчика и организатора торгов – ООО «Октябрьский рынок» необоснованной.
Одновременно, Комиссия Владимирского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив представленные доказательства, не выявила в действиях заказчика и организатора торгов - ООО «Октябрьский рынок» признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Тигрис» (601903, Владимирская область, г. Ковров, ул. Бутовая, д. 37, ОГРН: 1143332003561, ИНН:3305792003) на действия заказчика и организатора торгов - Общества с ограниченной ответственностью «Октябрьский рынок» (601900, Владимирская область, г. Ковров, ул. Лопатина, дом 11, ОГРН: 1163328065702, ИНН: 3305796181) при проведении запроса котировок в электронном форме на оказание услуг по физической охране (извещение №32110067885), необоснованной.
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.