Решение №б/н заключение по делу 033/10/5-562/2021 от 17 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09
e-mail: to33@fas.gov.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по делу № 033/10/5-562/2021
о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков
«17» июня 2021 года г. Владимир
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок, действующая на основании Приказа Владимирского УФАС России от 30.12.2011 №428, в составе:
<……….>
в присутствии посредством видеоконференц-связи представителей:
от заявителя Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3» (далее – ГУП «ДСУ-3», Заказчик, Заявитель) – <……….> ,
от Общества с ограниченной ответственностью «ИНЕРТ-ОПТ» (далее – ООО «Инерт-Опт», Общество) – <……….>,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи заявление ГУП «ДСУ-3» о включении сведений в отношении ООО «Инерт-Опт» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – РНП),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Владимирского УФАС России поступило заявление ГУП «ДСУ-3» (вх. №4415 от 09.06.2021) о включении сведений в отношении ООО «Инерт-Опт» в РНП ввиду уклонения от заключения договора на поставку товара при проведении аукциона в электронной форме на поставку щебня и песка дробленного из изверженных горных пород, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32110190077) в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Из обращения и представленных документов Заявителя следует, что участник закупки был признан уклонившимся от заключении договора в связи с тем, что в cрок до 17.05.2021 не направил оператору электронной площадки подписанный проект договора электронного аукциона с реестровым номером 32110190077.
На заседании Комиссии представитель ГУП «ДСУ-3» пояснила, что 13.05.2021 в адрес ООО «Инерт-Опт» был направлен проект договора на поставку дизельного топлива. Документ должен быть подписан не позднее 17.05.2021 23:59:00 [GMT +3]. Однако, проект договора не направлен оператору электронной торговой площадки в сроки, установленные частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках, в связи с чем ООО «Инерт-Опт» признано уклонившимся от заключения договора по результатам проведении аукциона в электронной форме №32110190077.
При этом, представитель ГУП «ДСУ-3» не настаивала на включении ООО «Инерт-Опт» в РНП.
Представитель ООО «Инерт-Опт» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России пояснил, что задержка в подписании документов (контрактов) электронной подписью была вызвана объективными уважительными причинами - нахождением генерального директора ОООО «Инерт-Опт» на сохранении по беременности и родам (по временной нетрудоспособности).
Также в адрес ГУП «ДСУ-3» были направлены ряд писем (начиная с апреля 2021 года о согласовании стоимости перевозки (в связи с резко увеличенной стоимостью перевозки ЖД транспортом) и до 03.06.2021 (о передаче Исполнителю подписанных договоров на бумажном носителе).
Необходимо отметить, что ООО «Инерт-Опт» является поставщиком нерудных материалов для государственных, муниципальных и коммерческих потребителей, при этом имеет исполненные договоры без неустоек (штрафов, пеней), что характеризует его как компетентного и надежного поставщика.
Так, в адрес ГУП «ДСУ-3» уже отгружены материалы согласно Договорам поставки от 04.06.2021 и согласованным заявкам. При этом, выполняя взятые на себя обязательства, Общество не получит никакой прибыли (с учетом повышения цен как на материалы, так и на перевозку), но добросовестно выполнит взятые на себя обязательства.
В данном случае применение наказания в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не отвечает общим конституционным принципам справедливости наказания, его индивидуализации, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, разумности и является достаточным для реализации превентивного характера мер административной ответственности.
Также представитель Общества просил антимонопольный орган учесть финансовое положение ООО «Инерт-Опт», и факт, что Общество являлось единственным, кто направил заявку на участие в аукционе и непредвиденную ситуацию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договора.
В соответствии с пунктом 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211, в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 № 1211 (далее - Перечень), а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня.
Согласно пункту 5 данных Правил сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 настоящих Правил, направляются заказчиком в уполномоченный орган в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика, либо в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Сопроводительное письмо содержит перечень прилагаемых документов и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 № 1211, уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил, в установленном им порядке.
Согласно пункту 1 Приказа ФАС России от 18.03.2014 №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Приказ) на Комиссию ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых заказчиком в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 №1211.
В соответствии с подпунктом 2.1 Приказа Комиссия проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления.
По результатам проверки сведений Комиссия дает соответствующее заключение и направляет в ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Комиссия Владимирского УФАС России в результате осуществления проверки представленных Заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
ГУП «ДСУ-3» является государственным унитарным предприятием, которое в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленными Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ГУП «ДСУ-3» регламентируется Положением о закупке товаров, работ услуг Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3», утвержденным приказом генерального директора ГУП «ДСУ-3» от 26.03.2016 №83 (далее – Положение о закупках).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, 14.04.2021 в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) и на электронной торговой площадке www.roseltorg.ru (далее – ЭТП) ГУП «ДСУ-3» было опубликовано извещение с реестровым номером 32110189912 и размещена Документация электронного аукциона на право заключения договора поставки щебня и песка дробленого из изверженных горных пород для нужд ГУП «ДСУ-3», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее Извещение о закупке, Документация о закупке).
Согласно протоколу подведения итогов процедуры 32110189912 от 27.04.2021 победителем аукциона признан единственный участник аукциона ООО «Инерт-Опт». Указанный протокол размещен в ЕИС 27.04.2021 в 09 часов 24 минуты.
Согласно протоколу отказа от заключения договора с победителем электронного аукциона на поставку щебня и песка дробленого из изверженных горных пород для нужд ГУП «ДСУ-3». (Участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) от 24.05.2021 ООО «Инерт-Опт» было признано уклонившимся от заключения договора по результатам электронного аукциона №3211018991 в связи с не подписанием его в сроки, установленные частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Так, согласно части 28 ст. 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.
Более подробно порядок заключения договора по результатам электронного аукциона определен Заказчиком в разделе 8 Положения о закупках и разделе 30 Документации о закупке.
Так, в соответствии с пунктом 8.2 Положения о закупке договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее в данном разделе – участник закупки, обязанный заключить договор), по результатам проведения торгов, должен быть заключен не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Согласно пункту 8.4 Положения о закупке в случае, если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил Заказчику в срок, указанный в пункте 8.2 Положения о закупке, подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения договора.
Пунктом 8.15. Положения о закупке установлено, что после опубликования итогового протокола закупки, Заказчик в установленный в извещении о закупке срок, направляет участнику закупки, признанному победителем закупки, проект договора. Участник закупки должен направить подписанный со своей стороны договор Заказчику в течение 3 рабочих дней для последующего подписания Заказчиком.
Согласно пункту 30.2. Документации о закупке договор заключается путем направления Заказчиком Победителю аукциона проекта договора. Победитель аукциона возвращает Заказчику подписанный договор.
В соответствии с пунктом 30.3. Документации о закупке договор заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам аукциона.
Согласно пункта 30.5.1. договор по результатам аукциона с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, Заказчика.
Пунктом 25 Информационной карты электронного аукциона Документации о закупке установлен срок подписания победителем договора: договор по результатам проведения торгов должен быть заключен не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней со дня размещение в ЕИС итогового протокола.
Таким образом, изложенные в заявлении ГУП «ДСУ-3» факты об уклонении ООО «Инерт-Опт» от заключения договора на поставку щебня и песка дробленого из изверженных горных пород для нужд ГУП «ДСУ-3», нашли свое документальное подтверждение.
Вместе с тем, Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что для включения поставщика в РНП, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя, а также отсутствие реального намерения исполнить договор.
Исходя из представленного Обществом копии договора на поставку Товара №348/ГП от 04.06.2020, а также копий квитанций о приеме груза ООО «Инерт-Опт» в настоящее время осуществляет поставку щебня и песка дробленого из изверженных горных пород в адрес ГУП «ДСУ-3».
Также представитель ООО «Инерт-Опт» пояснил, что нарушение сроков подписания договора не были следствием недобросовестности или наличием иного умысла на уклонение от заключения контрактов, а являлись лишь следствием стечения обстоятельств технического характера, когда генеральный директор в силу уважительной причины (нетрудоспособность в связи с беременностью) не могла физически осуществить подписание договоров в электронном виде, но предприняла все исчерпывающие меры по подписанию договоров на бумажном носителе (сканированные копии прилагаются) и обеспечила их выполнение.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 30.07.2001 и от 21.11.2002 № 15-П разъяснил, что при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Комиссия Владимирского УФАС России, считает, что в данном случае включение сведений об ООО «Инерт-Опт» в реестр недобросовестных подрядных организаций сроком на 2 года, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, не отвечающей принципу соразмерности наказания.
Следует также отметить, что включение сведений о подрядчике в реестр недобросовестных подрядных организаций не приводит, и не может привести к реальному восстановлению прав заказчика. При включении в РНП бремя негативных последствий включения в данный реестр подрядчик несет не перед заказчиком, а фактически перед государством.
При таких обстоятельствах Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для включения сведений об ООО «Инерт-Опт» в РНП.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2.1 Приказа ФАС России от 18.03.2014 №164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Владимирского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
По результатам рассмотрения обращения Государственного унитарного предприятия Владимирской области «Дорожно-строительное управление №3» (600023, Владимирская обл., г. Владимир, Судогодское шоссе, д. 5, ОГРН 1033303405850, ИНН 3329000602) основания для включения информации об Обществе с ограниченной ответственностью «ИНЕРТ-ОПТ» (ИНН 9709047750, ОГРН 1197746253484 юридический адрес: 101000, г. Москва, ул. Проезд Лубянский, д. 27/1, стр. 1, ком. 39) в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.