Решение б/н по делу №033/07/3-529/2021 от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-529/2021

«09» июня 2021 г. г. Владимир

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

Заместителя председателя Комиссии: <………>

Членов Комиссии:

<………>

<………>

в присутствии представителей организатора закупки – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (далее Организатор, ООО «Газпром межрегионгаз») <………>,

в присутствии представителя заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙМАРКЕТ 99» (далее Заявитель, ООО «Строймаркет 99») <………>;

рассмотрев посредством видеоконференц-связи дело № 033/07/3-529/2021, возбужденное по жалобе ООО «Строймаркет 99» на действия организатора торгов – ООО «Газпром межрегионгаз» при проведении конкурентного отбора в электронной форме № 068/КО/25.05.2021 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (реестровый номер извещения 32110315097),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО «Строймаркет 99» (вх. № 4228 от 02.06.2021) на действия организатора закупки – ООО «Газпром межрегионгаз» при проведении конкурентного отбора в электронной форме № 068/КО/25.05.2021 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (реестровый номер извещения 32110315097).

Как следует из жалобы, ООО «Строймаркет 99», 25.05.2021 АО «Газпром газораспределение Владимир» разместило в единой информационной системе в сфере закупок документацию конкурентного отбора в электронной форме № 068/КО/25.05.2021 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (извещение № 32110315097).

По мнению заявителя, подкритерий «Подтверждение соответствия выполняемых Участником работ (оказываемых услуг), являющихся предметом закупки, в СДС ГАЗСЕРТ» весомостью 40%, установлен с целью допустить конкретных участников к участию в закупке, влечет к ограничению добросовестной конкуренции и противоречит пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2020 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-529/2021.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 08 июня 2021 года Владимирским УФАС России в адрес заказчика АО «Газпром газораспределение Владимир» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.

Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО «Строймаркет 99», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru в разделе «Решения».

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержала.

Представители организатора – ООО «Газпром межрегионгаз» на заседании Комиссии Владимирского УФАС России в обоснование своих действий пояснили, что документация открытого конкурентного отбора в электронной форме не содержит условий, не позволяющих принять участие в Закупке всем желающим, независимо от наличия/отсутствия сертификата соответствия СДС ГАЗСЕРТ, следовательно, любой участник закупки вправе предложить оказать услуги, являющиеся предметом закупки, как при наличии сертификата соответствия Системы добровольной сертификации ГАЗСЕРТ, так и при его отсутствии. Кроме того, отсутствие сертификата соответствия Системы добровольной сертификации ГАЗСЕРТ не является основанием для отклонения заявки на участие, что следует из положений Документации.

Оспариваемый подкритерий «качество работ (услуг)» с весомостью 0,40, где предметом оценки является «подтверждение соответствия выполняемых Участником работ (оказываемых услуг), являющихся предметом закупки, в СДС ГАЗСЕРТ» в равной степени распространяется на каждого участника Закупки и каких-либо преимущественных условий отдельным лицам не создает, по причине наличия равномерного распределения весомости критериев/подкритериев, то данный подкритерий не ограничивает конкуренцию среди участников Закупки. Ограничений в отношении установления Заказчиком весомости не стоимостных критериев и подкритериев Закупки действующее законодательство РФ не содержит.

Порядок сертификации работ (услуг) в Системе добровольной сертификации ГАЗСЕРТ введен с 25.05.2020, Правила сертификации услуг (работ) в области технического диагностирования стальных газопроводов, технических и технологических устройств; обследования зданий и сооружений сетей газораспределения и газопотребления в Системе добровольной сертификации ГАЗСЕРТ введены с 28.10.2020. Заявки на сертификацию услуг по ТД были зарегистрированы начиная с 10.11.2020 и продолжают поступать по настоящее время.

Заявитель подал заявку на добровольную сертификацию услуг, которая зарегистрирована 04.06.2021, тем самым подтверждая факт наличия в свободном доступе информации о правилах и порядке проведения добровольной сертификации, а также свое ознакомление и согласие с условиями сертификации данной категории услуг.

Таким образом, по мнению ООО «Газпром межрегионгаз», жалоба Заявителя является необоснованной, в документации отсутствуют необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Подробно позиция ООО «Газпром межрегионгаз» изложена в возражениях на жалобу от 18.06.2021 №22-01-18/8618.

Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО «Строймаркет 99» обжалует действия организатора закупки по установлению порядка оценки участников по неценовому подкритерия в нарушение требований законодательства о закупках.

АО «Газпром газораспределение Владимир» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность АО «Газпром газораспределение Владимир» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Владимир», утвержденным решением Совета директоров АО «Газпром газораспределение Владимир» от 10.04.2020 протокол № 18 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с пунктом 1.2.44 Положения о закупках организаторами закупок могут являться ПАО «Газпром» (в лице Департамента), ООО «Газпром межрегионгаз» (в лице Исполнительного органа), АО «Газпром газораспределение Владимир», специализированная Компания Группы Газпром, осуществляющие организацию и проведение процедур закупок.

25 мая 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) и на электронной торговой площадке http://etp.gpb.ru было опубликовано извещение с реестровым номером 32110315097 и размещена документация о конкурентном отборе в электронной форме № 068/КО/25.05.2021 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (далее Извещение, Документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4.1.2 Документации о закупке организатором закупки является ООО «Газпром межрегионгаз». Документация о закупке утверждена организатором закупки – ООО «Газпром межрегионгаз».

Согласно пунктов 2, 3, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупки должны быть указаны, в частности, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 6.3.1.14. Положения о закупках установлено, что документация о конкурентной закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме) должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке.

Согласно пункту 2.9.10 Документации о закупке в рамках оценочной стадии Организатор оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурентном отборе и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с требованиями Приложения 3 «Методика анализа, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентном отборе», учитывая установленные в нем критерии.

В приложении 3 «Методика анализа, рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентном отборе» установлен следующий подкритерий:

Подкритерии оценки

Весомость

Предмет оценки

Принцип учета подкритерия

 

А

   

Качество работ (услуг)

0,40

Подтверждение соответствия выполняемых Участником работ (оказываемых услуг), являющихся предметом закупки, в СДС ГАЗСЕРТ

Соответствие работ (услуг), выполняемых Участником, подтверждено в СДС ГАЗСЕРТ (наличие соответствующего сертификата соответствия) – 10 баллов

Соответствие работ (услуг), выполняемых Участником, не подтверждено в СДС ГАЗСЕРТ (отсутствие соответствующего сертификата соответствия) – 0 баллов

В пункте 4.1.34 Документации о закупке указано что документами, подтверждающие квалификацию Участника и подлежащие оценке являются копия сертификата СДС ГАЗСЕРТ применительно к выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметом закупки (при наличии).

Согласно пункту 1.2.35 Положения о закупках конкурентный отбор – способ конкурентной закупки, не являющийся торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) в соответствии со статьями 447–449 Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057–1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила проведения которой регламентируются настоящим Положением, по результатам осуществления которой определяется победитель, наиболее полно соответствующий требованиям документации о конкурентной закупке и подавший заявку, признанную наилучшей по итогам оценки и сопоставления заявок.

Пунктом 5.8.5 Положения о закупках установлено что конкурентный отбор может проводиться во всех случаях осуществления конкурентной закупки, за исключением предусмотренных пунктами 5.8.1–5.8.4, в том числе, если для Заказчика важны, помимо цены, договора иные условия его исполнения и (или) критерием определения победителя являются, помимо цены, иные условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), способность участника закупки удовлетворить потребности Заказчика с учетом опыта, квалификации и прочее, а также в случаях, когда имеются предусмотренные настоящим Положением основания для выбора иных способов закупки, при соблюдении одного из следующих условий:

5.8.5.1 Сжатые сроки для проведения закупки не позволяют провести конкурс, аукцион.

5.8.5.3 Сложность товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, не позволяет провести аукцион, запрос котировок.

5.8.5.4 Конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок признаны несостоявшимся, проведение повторного конкурса, аукциона, запроса предложений, запроса котировок невозможно в связи со срочностью закупки и Заказчиком не принято решение о заключении договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) либо проведении неконкурентной закупки.

5.8.5.5 Для Заказчика важны, помимо цены договора, иные условия исполнения договора и для Заказчика важен прежде всего выбор надежного участника, способного осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги) на предусмотренных Заказчиком условиях, либо осуществляемая закупка товаров (работ, услуг) является предметом договора, расторжение которого осуществлено Заказчиком путём одностороннего отказа от его исполнения, если такой порядок был предусмотрен договором.

В определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 №305-КГ17-2243 указано, что при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Представители Организатора пояснили, что проведение сертификации работ (услуг), являющихся предметом закупки, позволяет детально изучить документы специалистов экспертной организации (квалификация и имеющиеся допуски), линейку приборов и оборудования, используемых для проведения технического диагностирования, методики и производственные инструкции на проведение работ. Наличие у участника Закупки сертификата соответствия Системы добровольной сертификации ГАЗСЕРТ предоставляет для Заказчика ряд дополнительных гарантий, что услуги (работы) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности будут выполнены в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов с надлежащим качеством.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, в частности, необходимо создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей лиц, на которых распространяется действие Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Сертификация услуг в системе добровольной сертификации «ГАЗСЕРТ» не является основанием допуска/недопуска к участию в процедуре закупки, а выступает в качестве подкритерия оценки заявок. Предложение услуг, не сертифицированных в системе «Газсерт», не является основанием к отклонению заявки от участия в закупке.

Поскольку оспариваемый критерий оценки в равной степени распространяется на каждого участника закупки и каких-либо преимущественных условий отдельным лицам не создает, то данный критерий конкуренцию среди участников запроса предложений не ограничивает.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Строймаркет 99» является необоснованной.

Одновременно, Комиссия Владимирского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив представленные доказательства, не выявила в действиях организатора закупки - ООО «Газпром межрегионгаз» признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России не выявила в действиях Организатора нарушений требований законодательства о закупках, а также Положения о закупках и Документации о закупке, в связи с чем доводы жалобы ООО «Строймаркет 99» являются необоснованными.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙМАРКЕТ 99» (113095, г. Москва, ул. Пятницкая, 47, 7, ОГРН: 1027700061685, ИНН: 7705274606,) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» (197110, г. Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 64, лит. А, ОГРН 1025000653930, ИНН 5003021311) при проведении конкурентного отбора в электронной форме № 068/КО/25.05.2021 на оказание услуг (выполнение работ) по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности (реестровый номер извещения 32110315097), необоснованной.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны