Решение б/н по делу 033/07/3-723/2021 от 2 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 033/07/3-723/2021

«02» августа 2021 г. г. Владимир

Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 № 428, в составе:

<…….>

в присутствии представителя заказчика и организатора закупки – Акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (далее Заказчик, АО «Газпром газораспределение Владимир») <…….>

в присутствии представителя заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «М-ГРУПП» (далее Заявитель, ООО «М-Групп») <…….>

рассмотрев посредством видеоконференц-связи дело № 033/07/3-723/2021, возбужденное по жалобе ООО «М-Групп» на действия заказчика и организатора закупки – АО «Газпром газораспределение Владимир» при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: Труба ПЭ (реестровый номер извещения 32110445181),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба ООО «М-Групп» (вх. № 5615 от 26.07.2021) на действия заказчика и организатора закупки – АО «Газпром газораспределение Владимир» при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: Труба ПЭ (реестровый номер извещения 32110445181).

Как следует из жалобы, ООО «М-Групп» принимало участие в открытых маркетинговых исследованиях в электронной форме по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: Труба ПЭ (реестровый номер извещения 32110445181), проводимых АО «Газпром газораспределение Владимир».

Заказчиком при рассмотрении и оценке заявок по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт» не учтены представленные заявителем сведения по сертификатам и заявке по данному критерию присвоено 0 баллов.

Также, по мнению заявителя, установленный заказчиком критерий «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт», а также порядок оценки по нему не влияет на возможность надлежащего исполнения участником закупки обязательства по договору, заключаемому по результатам открытых маркетинговых исследований в электронной форме, является избыточным и ограничивающим здоровую конкуренцию.

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Владимирским УФАС России возбуждено дело № 033/07/3-723/2021.

В соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, 27 июля 2021 года Владимирским УФАС России в адрес организатора закупки АО «Газпром газораспределение Владимир» направлено уведомление о приостановлении закупки, в том числе в части заключения договора.

Кроме того, информация о поступлении жалобы ООО «М-Групп», а также сведения о дате и времени рассмотрения жалобы размещены на сайте Владимирского УФАС России - http://vladimir.fas.gov.ru в разделе «Решения».

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Заявителя доводы жалобы поддержал.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Владимирского УФАС России в обоснование своих действий пояснила, что сертификация товара в системе добровольной сертификации «Газсерт» не является обязательным требованием документации, а выступает в качестве критерия оценки заявок, что предоставляет участникам закупки возможности предложить к поставке как сертифицированный в указанной системе сертификации товар, так и не сертифицированный. Предложение участника товара, не сертифицированного в системе «Газсерт», не является основанием для отклонения заявки, поданной таким участником.

Если заказчик указал в документации, что требуются сертификаты, заверенные нотариусом или держателем сертификата, или Центральным органом системы ГАЗСЕРТ, то участник обязан выполнить данное требование.

В документации не содержится ограничивающих условий, а также предусмотрена вариативность способов надлежащего заверения предоставляемых копий и подтверждающих соответствие копии документов подлинникам. Кроме того, содержится оговорка о том, что документы предоставляются «при наличии».

В соответствии с итоговым протоколом маркетинговых исследований №32110445181 от 20.07.2021, к участию в процедуре было допущено 4 заявки, в том числе заявка ООО «М-Групп», однако, в связи с тем, не были соблюдены требования п. 3.5.28 Документации, заявке присвоено 0 баллов.

Представитель Заказчика обращает Ваше внимание на то, что автор жалобы не обжаловал порядок оценки заявок по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» до момента подачи заявки на участие в процедуре закупки. ООО «М-Групп» подав заявку на участие в процедуре Закупки, согласился со всеми условиями Документации, в том числе с установленными в Документации критериями оценки и их весомостью.

На основании изложенного выше, АО «Газпром газораспределение Владимир» полагает, что нарушения в его действиях отсутствуют.

Подробно позиция АО «Газпром газораспределение Владимир» изложена в отзыве на жалобу от 30.07.2021 №02-02-56/3264, дополнениях от 02.08.2021 №02-02-56/4107-Э.

Комиссия Владимирского УФАС России, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках определено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Исходя из доводов жалобы, ООО «М-Групп» обжалует действия АО «Газпром газораспределение Владимир»:

- по установлению в документации о закупке порядка оценки по неценовому критерию;

- по оценке заявки заявителя по неценовому критерию.

АО «Газпром газораспределение Владимир» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере газоснабжения, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность АО «Газпром газораспределение Владимир» регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Газпром газораспределение Владимир», утвержденным решением Совета директоров АО «Газпром газораспределение Владимир» от 28.06.2021 протокол № 12 (далее – Положение о закупках).

05 июля 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) и на электронной торговой площадке http://etp.gpb.ru было опубликовано извещение с реестровым номером 32110445181 и размещена документация о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме №АС0002085 по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: туб полиэтиленовые газопроводные (далее – Документация о закупке).

1. По доводам жалобы относительно установления Заказчиком неценового подкритерия в нарушение требований законодательства о закупках, Комиссией Владимирского УФАС установлено следующее.

Согласно пункту 1.2.38 Положения о закупках маркетинговые исследования это способ неконкурентной закупки, при котором Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

Исходя из содержания пункта 1.2.10 Положения о закупках документация о маркетинговом исследовании в электронной форме должна содержать полную информацию о предмете, условиях и правилах проведения неконкурентной закупки, правилах подготовки, оформления и подачи заявок участником закупки, критериях и порядке оценки предложений участников закупки, а также об условиях заключаемого по результатам неконкурентной закупки договора.

Пунктом 2.9.3. Документации о закупке установлено, что анализ, рассмотрение заявок на участие в маркетинговых исследованиях проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях».

Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» Документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок на участие в закупке:

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

1

Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»

50 %

2

Цена закупки

50 %

В приложении №3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» Документации о закупке приведен порядок оценки заявок по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт», а именно:

R1i = (Di/Dmax) х 100

где:

R1i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»»;

Di – предложение i-го Участника по количеству единиц товара, на который у Участника имеется сертификат системы добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»;

Dмах – общее количество единиц товара.

Для расчета итогового рейтинга по заявке на участие в Закупке рейтинг, присуждаемый по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»», умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:

R1i х 0,5

Представитель Заказчика пояснила, что поскольку товар, закупаемый в рамках оспариваемого запроса предложений, используется при эксплуатации газопроводов, являющихся объектами повышенной опасности, то оценка заявок участников по вышеназванному критерию позволяет обеспечить поставку заказчику качественной и безопасной для использовании в газовой отрасли продукции.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба ООО «М-Групп» является необоснованной.

При оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата (определение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 №305-КГ17-2243).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, в частности, необходимо создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей лиц, на которых распространяется действие Закона о закупках.

Сертификация товара в системе добровольной сертификации «ГАЗСЕРТ» не является основанием допуска/недопуска к участию в процедуре закупки, а выступает в качестве критерия оценки заявок. Предложение товара, не сертифицированного в системе «Газсерт», не является основанием к отклонению заявки от участия в закупке.

Поскольку оспариваемый критерий оценки в равной степени распространяется на каждого участника закупки и каких-либо преимущественных условий отдельным лицам не создает, то данный критерий конкуренцию среди участников запроса предложений не ограничивает.

2. По доводам жалобы относительно неправомерной оценке Заказчиком заявки заявителя по неценовому критерию, Комиссией Владимирского УФАС установлено следующее.

В приложении №3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях» Документации о закупке установлено, что частник в составе заявки предоставляет надлежащим образом заверенные копии сертификатов Газсерт или Интергазсерт на предлагаемый к поставке товар.

В случае не предоставления Участником надлежащим образом заверенных копий сертификатов «Газсерт» или «Интергазсерт» на поставляемый товар, такой заявке по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»» будет присвоена оценка «0 баллов».

Если заявка Участника содержит противоречивые сведения о количестве товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт» (например, указанные в Коммерческом предложении сведения не подтверждены и/или отличаются от сведений, содержащихся в иных представленных в заявке документах), и Заказчик не имеет возможности устранить обнаруженные противоречия, такой заявке по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»» будет присвоена оценка «0 баллов».

Сертификат «Газсерт» или «Интергазсерт» должен быть действительным до окончания срока действия договора, заключаемого по результатам закупки.

В случае если срок действия сертификата «Газсерт» или «Интергазсерт» истекает до окончания срока действия договора, заключаемого по результатам закупки, то Заявке Участника по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»» будет присвоена оценка «0 баллов».

Если участник в отношении одной позиции товара предоставит информацию о двух и более сертификатах «Газсерт» и/или «Интергазсерт», к оценке допускается один номер сертификата.

Согласно итоговому протоколу маркетинговых исследований №32110445181 от 20.07.2021 на участие в закупке к участию в процедуре было допущено 4 заявки, в том числе заявка ООО «М-Групп». Закупочной комиссией произведена следующая оценка заявки Заявителя:

Идентификационный номер Участника

Критерии оценки заявок

Весомость критерия в %

Балл

Итоговый рейтинг заявки, Ri

Присвоенный порядковый номер Заявки

№4, 19.07.2021 13:56

Количество товара с «Газсерт» или «Интергазсерт»

50 %

0,00

R4=0,00*0,5+ 12,31*0,5=6,16

3

В случае не предоставления Участником надлежащим образом заверенных копий сертификатов «Газсерт» или «Интергазсерт» на поставляемый товар, такой заявке по критерию «Количество товара, сертифицированного в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт»» будет присвоена оценка «0 баллов». (Методика анализа и оценки заявок участников маркетинговых исследований. Раздел 1. п.20)

Цена закупки

50 %

12,31

В соответствии с пунктом 3.5.28 Документации о закупке в составе заявки участник предоставляет копии сертификатов в системе добровольной сертификации «Газсерт» или «Интергазсерт», применимых к деятельности, связанной с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), являющихся предметом настоящей закупки (при наличии) (заверенные нотариусом или держателем сертификата, или Центральным органом системы ГАЗСЕРТ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из представленной на заседание Комиссии Владимирского УФАС России заявки ООО «М-Групп» и пояснений представителя Заказчика установлено, что заявке Заявителя по критерию «качество работ (услуг)» присвоено 0,00 балла, в связи с тем, что представленные копии сертификатов «Газсерт» не заверены надлежащим образом.

По мнению Комиссии Владимирского УФАС России, оценка заявки ООО «М-Групп» осуществлена закупочной комиссией Заказчика исходя из представленных в ней документов, в соответствии с Документацией о закупке и не нарушает законодательства о закупках.

Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России не выявила в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о закупках, а также Положения о закупках и Документации о закупке, в связи с чем доводы жалобы ООО «М-Групп» являются необоснованными.

Кроме того, Заявитель, будучи участником конкурентной процедуры, подав заявку, согласился со всеми требованиями и условиями Документации о закупке, в том числе в части установленных в ней критериев, порядка оценки заявок и присваиваемых баллов, что делает невозможным в последующем обжалование таких положений.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «М-ГРУПП» (117279, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.34, этаж 0, пом. IV, ком.37, оф. 201, ОГРН: 1187746972170, ИНН: 7728453802) на действия Акционерного общества «Газпром газораспределение Владимир» (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Краснознаменная, д. 3, ОГРН 1023301461810, ИНН 3328101380) при проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме по отбору организаций для поставки товаров по номенклатурной группе: Труба ПЭ (реестровый номер извещения 32110445181) необоснованной.

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны