Решение №03/1549-исс по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 24 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

033/01/17-860/2020

24 «марта» 2021 года г. Владимир

Резолютивная часть объявлена 11«марта» 2021 г.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<………>,

Членов Комиссии:

<………>,

<………>,

<………>,

в присутствии посредством видеоконференцсвязи

представителей ответчика – Муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал» города Владимира (далее – МУП «Владимирводоканал», Заказчик) – <………> (доверенность № 47 от 17.02.2021), <………> (доверенность № 80 от 29.09.2020);

представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «АУРАТ-ВВ» (далее – ООО «Аурат-ВВ», Общество) – <………> (доверенность от 21.01.2021 б/н),

рассмотрев дело № 033/01/17-860/2020 по признакам нарушения МУП «Владимирводоканал» и ООО «АУРАТ-ВВ» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило поручение ФАС России от 20.08.2020 №22/72058/20 (вх. 5881 от 26.08.2020) о рассмотрении материалов внеплановых выездных проверок МУП «Владимирводоканал», ООО «АУРАТ-ВВ», в которых отражены обнаруженные признаки нарушения МУП «Владимирводоканал» города Владимира и ООО «АУРАТ-ВВ» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе проведения проверки Инспекцией ФАС России 13.12.2019 осуществлен осмотр помещений, документов и предметов проверяемого лица, в ходе которого осмотрены рабочие места сотрудников проверяемого лица, скопирована информация с рабочих компьютеров, сняты копии документов, находящихся в открытом доступе.

При этом, согласно материалов проверки Инспекции ФАС России, было установлено, что с целью обеспечения победы в аукционе ООО «АУРАТ-ВВ» с февраля 2020 года (до размещения в открытом доступе информации о проводимом аукционе) по дату заключения и исполнения контракта должностные лица МУП «Владимирводоканал» города Владимира посредством электронной переписки с представителями компании ООО «АУРАТ-ВВ», корректировали и согласовывали стоимость проводимого аукциона, аукционную документацию (включая предмет торгов и техническое задание), контракт, а также сроки и этапы поставки оборудования.

Таким образом, в результате проверки Инспекцией УФАС России выявлены признаки ограничивающего конкуренцию соглашения, запрещенного п.1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, установлены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о заключении МУП «Владимирводоканал» города Владимира соглашения с ООО «АУРАТ–ВВ», которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ООО «АУРАТ-ВВ», в том числе при проведении электронного аукциона №31907919221.

Приказом Владимирского УФАС России от 11.09.2020 № 171/20 возбуждено дело №033/01/17-860/2020 по признакам нарушения МУП «Владимирводоканал» и ООО «АУРАТ-ВВ» пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 14.09.2020 рассмотрение дела №033/01/17-860/2020 было назначено на 29.09.2020.

На заседании Комиссии представители МУП «Владимирводоканал» с вменяемым нарушением не согласились, представили письменные пояснения по делу (вх. №7532 от 29.10.2020), в которых отражено следующее.

По мнению МУП «Владимирводоканал», основанием для возбуждения дела послужили материалы внеплановых выездных проверок МУП «Владимирводоканал» и ООО «АУРАТ-ВВ», в которых указано на ведение электронной переписки должностными лицами проверяемых организаций с целью обеспечения победы в аукционе ООО «АУРАТ-ВВ», однако в материалах дела отсутствует переписка, касающаяся проведения аукциона.

Объявление открытого аукциона является публичной офертой, адресованной неопределенному кругу лиц. Основная цель и смысл аукциона заключается в привлечении к участию в нем как можно большего количества потенциальных контрагентов и, в дальнейшем, соперничестве между участниками путем снижения изначально предложенной (максимальной) цены контракта. В данном случае, из действий Заказчика усматривается намерение провести аукцион с целью максимального снижения начальной максимальной цены договора, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.

В Приложении № 1 к Информационной карте документации (техническом задании) содержатся требования к физико-химическим свойствам товара. Подготовка технического задания по закупке производилась в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего осуществление закупок. Техническими характеристиками и функциональными свойствами, необходимыми для поставки требуемого товара, обладали несколько товаров различных производителей. В результате чего на участие в аукционе было подано пять заявок от различных производителей товара, имеющего характеристики, соответствующие требованиям документации. Четверо участников были допущены к участию в электронном аукционе. В результате аукциона снижение начальной максимальной цены договора составило 5 993 707,44 руб., что составляет 33,5%. Какая-либо информация о сотрудничестве Заказчика с кем-либо из участников аукциона, обеспечивающем победу в аукционе, в материалах дела отсутствует.

Кроме того, приложенная в материалы дела переписка специалиста отдела материально- технического обеспечения <………> не может свидетельствовать о цели обеспечить победу в аукционе ООО «АУРАТ-ВВ», ввиду следующего.

Указанный специалист не имеет никакого отношения к проведению предприятием закупочных процедур. Также её действия не могут расцениваться как имеющие значение и влияние на исход аукциона. Из статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что субъектом нарушения антимонопольных требований к торгам, к закупкам может являться любое лицо, непосредственно участвующее или задействованное при проведении торгов, закупок и способное оказывать на такую процедуру существенное влияние. Специалист отдела материально-технического обеспечения <………> не является должностным лицом данной категории, о чем свидетельствует ее должностная инструкция. Никто из лиц, способных оказывать влияние на процедуру рассматриваемого аукциона, не вел никакой переписки со сторонними организациями.

Из представленной переписки не следует, что <………>, которая вела переписку, действовала от имени предприятия. В переписке нет указаний ни на доверенность, ни на иные полномочия, в силу которых ей предоставлялись полномочия действовать от имени предприятия. Она не являлась уполномоченным лицом, которое вправе было выступать от имени предприятия.

В данном случае, соглашения об электронном документообороте между МУП «Владимирводоканал» и ООО «Аурат-ВВ» не заключались, электронные подписи при отправлении сообщений не использовались. Переписка велась неуполномоченными лицами.

Выводы о том, что велась переписка, целью которой была бы победа на аукционе одного из участников, являются не обоснованными, поскольку причинно-следственная связь между представленной в материалы дела перепиской и победой ООО «АУРАТ-ВВ» в ходе аукционных торгов отсутствует.

На заседании Комиссии представитель ООО «Аурат-ВВ» с вменяемым нарушением также не согласился, представил письменные пояснения по делу, в которых отражено следующее.

В материалах дела содержится переписка между ООО «Аурат-ВВ» и МУП «Владимирводоканал», которая по своему смыслу и содержанию не свидетельствует о наличии какого-либо соглашения ограничивающего конкуренцию, в том числе и при проведении конкретного электронного аукциона.

Так, материалы дела содержат переписку между ООО «Аурат-ВВ» и МУП «Владимирводоканал» в рамках исполнения контракта №451/18/97 от 12.07.2018 заключенному по результатам электронного аукциона проведённого в 2018 года с периодом действия договора 2018 г. - 2019 г.

Указанная переписка никоем образом не нарушает, не ограничивает конкуренцию, а является лишь рабочим процессом который сопровождает исполнение любых договорных обязательств, поскольку это требуется для должного выполнения сторонами своих обязательств в рамках гражданско-правовых правоотношений.

Переписка между ООО «Аурат-ВВ» и МУП «Владимирводоканал», в части направления коммерческого предложения для анализа рынка, является необходимым этапом для заказчиков с целью формирования начальной максимальной цены договора, что прямо предусмотрено действующим законодательством. При этом получение максимального количества коммерческих предложений позволяет заказчику сформировать начальную максимальную цену договора максимально корректно по отношению к показателям рынка, что в свою очередь позволяет заинтересовать максимальное количество поставщиков принять участие в проводимой закупке. Следует отметить, что не все хозяйствующие субъекты в силу тех или иных обстоятельств предоставляют информацию о ценах на продукцию при получении таких запросов. Таким образом, в переписке между МУП «Владимирводоканал» и ООО «Аурат-ВВ» о предоставлении коммерческого предложения нет никаких противоправных действий, тем более направленных на какое-либо ограничение конкуренции.

Таким образом, из предоставленной в материалах дела переписки следует лишь тот факт, что ООО «Аурат-ВВ» вело деловую переписку с МУП «Владимирводоканал» в рамках исполнения ранее заключенного контракта и в рамках поступающих запросов на предоставление коммерческого предложения с потенциальным заказчиком, что является обычным деловым общением и не направлено на ограничение конкуренции.

Следует отметить, что разработанная заказчиком документация была размещена в сети интернет и доступна всем потенциальным участникам. ООО «Аурат-ВВ» участвовало в торгах на равных условиях с другими участниками, оценка и выбор победителя торгов осуществлялся комиссией, протокол без замечаний. Указанные обстоятельства должным образом подтверждаются протоколом проведения электронного аукциона №862064 от 09.08.2019 к закупке № 31907919221 от 28.05.2019.

Из анализа проведённого электронного аукциона №862064 от 09.08.2019 четко прослеживается наличие здоровой и конкурентной борьбы между участниками закупки, о чем свидетельствует снижение ценовых предложений участников относительно начальной максимальной цены договора. При этом следует отметить, что ценовое предложение каждый участник делал самостоятельно в режиме реального времени исходя из своих возможностей, а фиксацию и само обеспечение проведения электронного аукциона осуществляла непосредственно электронная площадка, а не участники закупки или заказчик.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела №033/01/17-860/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.

МУП «Владимирводоканал» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

На момент проведения электронного аукциона на поставку полиоксихлорида алюминия (извещение № 31907919221) закупочная деятельность Заказчика регламентировалась Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Владимирводоканал», утвержденным приказом генерального директора МУП «Владимирводоканал» от 22.05.2019 № 313 (далее – Положение о закупках).

28 мая 2019 г. в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке https://rts-tender.ru размещены извещение № 31907919221 и документация о проведении электронного аукциона на поставку полиоксихлорида алюминия (далее – Извещение, Аукционная документация).

На участие в указанном аукционе подано 4 заявки от ООО «Химпродмаркет», ООО «Волжская фабрика упаковки», ООО «Аурат-ВВ», ООО «ТД Скоропусковский синтез».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 862064 от 17.06.2019 заявки участников ООО «Химпродмаркет», ООО «Волжская фабрика упаковки» и ООО «ТД Скоропусковский синтез» не допущены к дальнейшему участию в электронном аукционе.

По результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе закупочная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником – ООО «АУРАТ-ВВ» и электронный аукцион признан несостоявшимся.

20.06.2019 и 21.06.2021 во Владимирское УФАС России поступили жалобы от участников электронного аукциона ООО «Волжская фабрика упаковки» и ООО «Химпродмаркет» на действия закупочной комиссии МУП «Владимирводоканал» по отклонению заявок от участия в электронном аукционе на поставку полиоксихлорида алюминия.

При рассмотрении данных жалоб, в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (дела №№033/07/3-607/2019, 033/07/3-608/2019) Комиссией Владимирского УФАС России установлено, что Заказчиком данная закупка осуществлена с нарушением требований Закона о закупках и собственного Положения о закупках (пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках).

Так, в нарушение части 10 статьи 4 Закона о закупках и пунктов 9.2.8. и 11.2.3. Положения о закупках, заказчик не определил в Аукционной документации перечень документов, которые должны быть в представлены в составе заявок участников электронного аукциона в соответствии с требованием подпункта 6 раздела 2 пункта 21 Информационной карты, т.е. документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, поскольку в Аукционной документации отсутствует конкретный перечень документов, предоставляемых в составе заявки на участие в электронном аукционе в качестве подтверждения соответствие поставляемого товара требованиям Аукционной документации, закупочная комиссия МУП «Владимирводоканал» осуществила проверку заявок участников рассматриваемого электронного аукциона по основаниям не указанным в Аукционной документации.

Таким образом, закупочная комиссия предъявила к участникам электронного аукциона требования о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке (пункт 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках), чем нарушила пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Решениями Комиссии Владимирского УФАС Росси от 01.07.2019 указанные жалобы были признаны обоснованными. В целях устранения выявленных нарушений, закупочной комиссии выдано предписание об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 862064 от 17.06.2019, а заказчику – предписание о внесении в подпункт 6 раздела 2 пункта 21 Информационной карты изменений.

Во исполнение данных предписаний, Заказчиком был отменен протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 862064 от 17.06.2019, а также внесены изменения в Аукционную документацию.

18.07.2019 в единой информационной системе в сфере закупок размещена Аукционная документация с учетом устранения нарушений, выявленных Комиссией Владимирского УФАС России. Срок подачи заявок установлен до 29.07.2019.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №862064 от 01.08.2019 на участие в закупке поступили пять заявок от ООО «Химпродмаркет», ООО «Волжская фабрика упаковки», ООО «Аурат-ВВ», ООО «ТД Скоропусковский синтез», ООО «BФУ».

По результатам рассмотрения заявок на соответствие их требованиям, установленным в документации о аукционе, закупочной комиссией Заказчика отклонена 1 заявка – ООО «Химпродмаркет».

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона №8962064 от 09.08.2020 заявка ООО «Аурат-ВВ» была признана победившей по причине лучшего ценового предложения – 11 897 956,06 руб., заявка от ООО «ВФУ» заняла второе место с ценовым предложением 11 987 414,38 руб., а заявка ООО «Метахим» третье с ценовым предложением 12 076 872,70 руб. и на четвертом месте ООО «ТД «Скоропусковский синтез» с предложением 17 623 288,54 руб.

Таким образом, электронная переписка Заказчика с ООО «Аурат-ВВ» по вопросам корректировки и согласования стоимости проводимого аукциона, аукционной документации (включая предмет торгов и техническое задание), контракт, а также сроки и этапы поставки оборудования не повлекла негативных последствий для конкуренции и созданию преимущественных условий участия Общества в торгах, поскольку в электронном аукционе на поставку полиоксихлорида алюминия было подано 5 заявок и ООО «АУРАТ-ВВ» был признан победителем аукциона только по причине подачи лучшего ценового предложения – 11 897 956,06 руб. Закупка была проведена конкурентным способом, в результате аукционного торга начальная максимальная цена договора значительно снизилась - на 5 993 707,44 руб. При этом в ходе аукциона было подано 67 различных ценовых предложений от всех участников аукциона. Жалобы на нарушение процедуры данных торгов от участников закупки, в адрес Владимирского УФАС России более не поступали.

В связи с чем, причинно-следственная связь между наличием электронной переписки Заказчика с ООО «Аурат-ВВ» по вопросам корректировки и согласования стоимости проводимого аукциона, аукционной документации (включая предмет торгов и техническое задание), контракта, а также сроки и этапы поставки оборудования и признанием ООО «Аурат-ВВ» победителем аукциона при проведении данной закупки отсутствует.

Таким образом, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о создании МУП «Владимирводоканал» преимущественных условий участия ООО «Аурат-ВВ» в указанных торгах и подтверждающие наступление негативных последствий для конкуренции.

В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией подразумевается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом достаточно доказать возможность наступления таких последствий, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции, в результате действий заказчика, организатора конкурсных процедур, предпосылки создания преимущественных условий участнику конкурсных процедур.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Данная статья устанавливает правовые основы антимонопольного контроля в отношении порядка заключения договоров посредством конкурентных процедур. Существо антимонопольных требований к участникам соответствующих правоотношений заключается в том, что указанные в статье способы заключения договора являются конкурентными, то есть выбор контрагента осуществляется в соответствии с законодательными требованиями к заказчикам и организаторам этих процедур.

К признакам ограничения конкуренции в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относятся:

1) сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

2) рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

3) отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

4) определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

5) иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке;

6) установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

К признакам антиконкурентного соглашения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, можно отнести следующие:

1) осведомленность каждого из участников соглашения о намерении других действовать в рамках достигнутой договоренности;

2) намерение каждого из участников соглашения действовать в соответствии с предполагаемыми действиями других участников соглашения;

3) наличие переговоров или любой иной коммуникации между участниками соглашения.

Указанный перечень признаков антиконкурентного соглашения не является исчерпывающим и может изменяться в зависимости от обстоятельств рассматриваемого антимонопольным органом дела и поведения участников соглашения.

Состав нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, предполагает наличие или возможность наступления негативных последствий для конкуренции.

С учетом установленных фактических обстоятельств, отсутствием негативных последствий для конкуренции на рынке поставки полиохлорида алюминия при проведении аукциона (извещение № 31907919221) в действиях МУП «Владимирводоканал» и ООО «Аурат-ВВ» Комиссией Владимирского УФАС России не выявлено состава нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях МУП «Владимирводоканал» и ООО «Аурат-ВВ», производство по делу № 033/01/17-860/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частями 1,2 статьи 49, Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Прекратить рассмотрение дела № 033/01/17-860/2020 в отношении Муниципального унитарного предприятия «Владимирводоканал» город Владимир (600026, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 95, ОГРН 1023301463239, ИНН 3302001983) и Общества с ограниченной ответственностью «АУРАТ-ВВ» (150030, Ярославская область, г. Ярославль, проспект Московский, д. 93, офис 3.13, ОГРН 1097604005740, ИНН 7604155112) в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны