Решение б/н Решение по делу от 1 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №033/01/17-162/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 033/01/17-162/2023

Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 01 июня 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:

<...>. – председателя Комиссии (руководителя Управления);

<...>. – члена Комиссии (заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

<...>– члена Комиссии (главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля торгов и органов власти);

в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, о дате и времени рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом,,

рассмотрев материалы дела № 033/01/17-162/2023, возбужденного по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " (ИНН 3312001982, место нахождения 601422, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Никологоры, 3-я Пролетарская ул., д.9),

 

УСТАНОВИЛА:

Пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлено право возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства при обнаружении антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

15.03.2023 издан приказ Владимирского УФАС России от № 45/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " (ИНН 3312001982, место нахождения 601422, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Никологоры, 3-я Пролетарская ул., д.9) по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Владимирское УФАС России) в процессе осуществления государственной функции по контролю за соблюдением норм Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установило факт утверждения ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" (ИНН 3312001982) положения о закупках, его размещения на сайте https://zakupki.gov.ru/.

По результатам анализа размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/ информации, установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. В частности, установлены следующие обстоятельства.

Приказом № 169 от 25.12.2013г. единоличного исполнительного органа ГБОУ СПО ВО НАПТ утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно-промышленный техникум» (первая редакция). Данная редакция содержит 22 основания для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 7.1). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую пятисот тысяч рублей на одноименные товары, работы, услуги в квартал.

24.03.2014 директором департамента образования администрации Владимирской области утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно-промышленный техникум» (вторая редакция). Данная редакция содержит 15 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 29). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую пятисот тысяч рублей на одноименные товары, работы, услуги в квартал.

22.12.2014 директором департамента образования администрации Владимирской области утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно-промышленный техникум» (третья редакция). Данная редакция содержит 15 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 29). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую семисот тысяч рублей на одноименные товары, работы, услуги в квартал.

Протоколом № 1 от 29.04.2015 наблюдательного совета ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" (четвертая редакция). Данная редакция содержит 15 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 29). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую девятисот тысяч рублей на одноименные товары, работы, услуги в квартал.

Протоколом № 11 от 29.12.2018 наблюдательного совета ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" (пятая редакция). Данная редакция содержит 29 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 7.3.1.2). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 1 000 000,00 рублей. Дополнительно предусмотрена неконкурентная закупка с использованием электронного магазина.

Протоколом № 1 от 31.01.2020 наблюдательного совета ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" (шестая редакция). Данная редакция содержит 32 основания для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 7.3.1.2). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 1 000 000,00 рублей. Дополнительно предусмотрена неконкурентная закупка с использованием электронного магазина.

19.02.2020 на сайте https://zakupki.gov.ru/ размещено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" (седьмая редакция). Данная редакция содержит 32 основания для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (п. 7.3.1.2). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 5 000 000,00 рублей. Дополнительно предусмотрена неконкурентная закупка с использованием электронного магазина.

Протоколом № 1 от 31.01.2023 наблюдательного совета ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" утверждено положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" (восьмая редакция). Данная редакция содержит 26 оснований для проведения неконкурентной закупки путем закупки у единственного поставщика (раздел 50). В данном перечне, помимо прочего, указывается на возможность закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 3 000 000,00 рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать сорок процентов совокупного годового объема закупок Заказчика, или не должен составлять более чем десять миллионов рублей. Дополнительно предусмотрена неконкурентная закупка с использованием электронного магазина.

Здесь и далее текст положения положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" (далее также – Положение) приводится в соответствии с данной редакцией.

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Владимирской области « Никологорский аграрно-промышленный колледж» (далее – Заказчик). Целями регулирования настоящего Положения являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений(п. 2, 3 раздела 1).

В соответствии с разделом Положения «основные понятия и определения», закупка - совокупность действий Заказчика, направленных на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), способного удовлетворить потребности Заказчика в товарах (работах, услугах).

Закупка у единственного поставщика - процедура закупки, при которой договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключается без проведения конкурентных процедур.

Исходя из раздела 4 Положения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 223-ФЗ, Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, распорядительными документами, утвержденными учредителем Заказчика, приказами и иными распорядительными документами Заказчика, регулирующими отношения, связанные с проведением процедур закупок, а также настоящим Положением.

Закупки осуществляются в следующих целях: создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с установленными им показателями; реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика; обеспечение гласности и прозрачности закупок; обеспечение целевого и эффективного использования средств; предотвращение коррупции и других злоупотреблений; развитие и стимулирование добросовестной конкуренции.

При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заказчик осуществляет закупки конкурентными и неконкурентными способами (п. 1 раздела 8.1).

Неконкурентные закупки осуществляются следующим способом: закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), неконкурентная электронная закупка у СМСП (п. 5 раздела 8.1).

Под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается неконкурентный способ закупок, при котором Заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику) (п. 1 раздела 49).

Исходя из раздела 50 Положения, решение о заключении договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается Заказчиком в следующих случаях:

1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

2) осуществляется оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), обращению с твердыми коммунальными отходами, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

4) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

5) осуществляется закупка услуг связи, включая междугороднюю, международную и мобильную связь и услуги по предоставлению доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет;

6) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

7) осуществление закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно;

8) осуществляется закупка услуг, связанных с проведением учебных семинаров, учебных курсов, в том числе проведение повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки сотрудников Заказчика;

9) закупка услуг адвоката и нотариуса;

10) осуществляется закупка финансовой услуги по предоставлению банковской гарантии, необходимой для обеспечения исполнения обязательств по контракту или договору, в случае признания Заказчика победителем конкурентного способа закупки, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг»;

11) заключается договор (соглашение) с оператором электронной площадки;

12) осуществляется закупка товаров, работ, услуг на сумму не свыше трех миллионов рублей по одному договору, с учетом всех налогов и сборов (закупки малого объема);. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать сорок процентов совокупного годового объема закупок Заказчика, или не должен составлять более чем десять миллионов рублей;

13) заключение договора на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;

14) осуществляется закупка печатных и электронных изданий определенных авторов, услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;

15) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;

16) заключение договора на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

17) заключение договора на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами;

18) заключение договора на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

19) аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;

20) заключение договора на выполнение работ, оказание услуг по, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем указанных в настоящем пункте работ, услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных в настоящем пункте работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных ему на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, указанных в настоящем пункте;

21) признание конкурентной закупки несостоявшейся в случае, если по итогам рассмотрения заявок на участие в такой закупке подана только одна заявка на участие в закупке или только одна заявка признана соответствующей требованиям такой закупки. В соответствии с настоящим подпунктом договор должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену договора;

22) заключение договора на оказание услуг по изготовлению сценических костюмов, декораций и другого необходимого реквизита;

23) заключение договора на проведение лабораторно - инструментальных исследований по программе производственного контроля, на проведение плановых и периодических медицинских осмотров (обследований), медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей транспортных средств;

24) заключение договора на поставку медицинской продукции (лекарственных препаратов, медицинских изделий, дезинфицирующих средств, предметов и средств личной гигиены, предметов и средств, предназначенных для ухода за больными и детьми);

25) заключение договора на объект закупки, который имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика, подрядчика, исполнителя, как единственного источника поставки, оказания услуг, выполнения работ, и не существует разумной альтернативы или замены поставщика, подрядчика, исполнителя. Во исполнение частей 5 и 15 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ сведения о такой закупке публикуются в единой информационной системе, путем размещения извещения о закупке у единственного источника и проекта договора. Извещение носит уведомительный характер и не предполагает со стороны участников закупки предоставления заявок, документов и сведений. Заказчик вправе осуществить закупку указанным способом с момента опубликования протокола заседания комиссии по закупке товаров (работ, услуг) из единственного источника.

26) осуществляется закупка продуктов питания с использованием электронных площадок («электронных магазинов») в количестве, необходимом для непрерывного обеспечения функций и полномочий заказчика. При этом заказчик подготавливает за подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, обоснование выбора указанного способа осуществления закупки с указанием невозможности или нецелесообразности осуществления такой закупки иными способами.

2. Заказчик вправе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) использовать электронные площадки («электронные магазины»). Условия и срок осуществления закупки с использованием электронных площадок («электронных магазинов») заказчик устанавливает самостоятельно в соответствии с регламентом электронных площадок («электронных магазинов»). Время для подачи предложений поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается в рабочие часы заказчика. Закупка с использованием электронных площадок («электронных магазинов») проводится по правилам и в порядке, установленным оператором электронной площадки («электронного магазина»), с учетом требований настоящего Положения о закупке.

Раздел 51 Положения предусматривает, что для осуществления закупок, участниками которых являются только СМСП, заказчик вправе проводить неконкурентную закупку в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ, с ценой договора, заключенного с применением такого способа закупки, не превышающей 20 млн. рублей.

Таким образом, поименованный в Положении перечень закупки у единственного поставщика оснований для закупки у единственного поставщика охватывает практически всю сферу деятельности учреждения, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Указанное подтверждается сведениями о фактическом осуществлении заказчиком закупочной деятельности.

Таблица 1. Сведения о проведении закупок ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " с 01.01.2023 по 06.03.2023, в 2022 - 2020 году.

№ п/п

Номер закупки в ЕИС

Способ определения поставщика

Предмет закупки

Цена контракта

Дата объявления

Статус закупки

1

№ 32312156316

Закупка у единственного поставщика

теплоснабжение

1 021 093,24

01.03.2023

Закупка завершена

2

№ 32312058189

Закупка у единственного поставщика

холодное водоснабжение и водоотведение

453 048,00

25.01.2023

Закупка завершена

3

№ 32312019790

Закупка у единственного поставщика

поставка электрической энергии

2 260 800,00

10.01.2023

Закупка завершена

4

№ 32312019771

Закупка у единственного поставщика

отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде

4 960 400,08

10.01.2023

Закупка завершена

5

№ 32312019746

Закупка у единственного поставщика

охрана объекта

840 000,00

10.01.2023

Закупка завершена

6

№ 32211935387

Закупка у единственного поставщика

Овёс «Друг» РС1

340 000,00

08.12.2022

Закупка завершена

7

№ 32211925080

Закупка у единственного поставщика

Текущий ремонт забора

250 500,00

06.12.2022

Закупка завершена

8

№ 32211925052

Закупка у единственного поставщика

Текущий ремонт окон учебного корпуса №2

189 000,00

06.12.2022

Закупка завершена

9

№ 32211904264

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений учебного корпуса №2 и душевой

509 740,00

30.11.2022

Закупка завершена

10

№ 32211904205

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещения 2.7

400 041,00

30.11.2022

Закупка завершена

11

№ 32211904179

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещения 2.3

350 014,00

30.11.2022

Закупка завершена

12

№ 32211705748

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещения кабинета английского языка

253 183,00

21.09.2022

Закупка завершена

13

№ 32211703048

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт учебного корпуса отделения Красная Горбатка

351 815,00

20.09.2022

Закупка завершена

14

№ 32211599200

Закупка у единственного поставщика

мебель для общежития

472 740,00

04.08.2022

Закупка завершена

15

№ 32211569075

Закупка у единственного поставщика

монтаж пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

500 000,00

22.07.2022

Закупка завершена

16

№ 32211409545

Закупка у единственного поставщика

Текущий ремонт кровли общежития

1 788 634,00

24.05.2022

Закупка завершена

17

№ 32211366268

Закупка у единственного поставщика

Текущий ремонт общежития

4 748 148,00

05.05.2022

Закупка завершена

18

№ 32211333857

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт коридора 2 этажа учебного корпуса №1

145 362,00

21.04.2022

Закупка завершена

19

№ 32211253007

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт спортивного зала учебного корпуса №1

1 930 748,00

24.03.2022

Закупка завершена

20

№ 32211212172

Закупка у единственного поставщика

на текущий ремонт кровли перемычки учебного корпуса №4

1 127 956,00

11.03.2022

Закупка завершена

21

№ 32211094945

Закупка у единственного поставщика

холодное водоснабжение и водоотведение

410 590,00

02.02.2022

Закупка завершена

22

№ 32211052213

Закупка у единственного поставщика

комплект расходных материалов к тренажеру "Отработка ветеринарно-хирургических навыков"

203 280,00

20.01.2022

Закупка завершена

23

№ 32211052186

Закупка у единственного поставщика

электрическая энергия

3 045 600,00

20.01.2022

Закупка завершена

24

№ 32211037635

Закупка у единственного поставщика

отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде

4 555 509,43

17.01.2022

Закупка завершена

25

№ 32211037617

Закупка у единственного поставщика

охрана объекта

780 000,00

17.01.2022

Закупка завершена

26

№ 32211037602

Закупка у единственного поставщика

теплоснабжение

884 006,06

17.01.2022

Закупка завершена

27

№ 32110965409

Закупка у единственного поставщика

квадроцикл ИРБИС ATV200

206 000,00

20.12.2021

Закупка завершена

28

№ 32110884413

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт учебных кабинетов в учебном корпусе №2(1,2 этаж)

877 222,80

30.11.2022

Закупка завершена

29

№ 32110843862

Закупка у единственного поставщика

микроавтобус Газель НекстА65R52

2 808 000,00

22.11.2021

Закупка завершена

30

№ 32110826746

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт в учебном корпусе №2 (замена окна)

164 992,00

17.11.2021

Закупка завершена

31

№ 32110524783

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт кровли учебного корпуса №1

250,20

03.08.2021

Закупка завершена

32

№ 32110524758

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт кровли учебного корпуса №1

2 114 000,00

03.08.2021

Закупка завершена

33

№ 32110395230

Закупка у единственного поставщика

монтаж пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

390 000,00

18.06.2021

Закупка завершена

34

№ 32110395204

Закупка у единственного поставщика

электромонтажные работы

190 000,00

18.06.2021

Закупка завершена

35

№ 32110215875

Закупка у единственного поставщика

оборудование для учебных целей

655 945,00

21.04.2021

Закупка завершена

36

№ 32110189242

Открытый аукцион в электронной форме

ноутбук

1 843 333,33

14.04.2021

Закупка завершена

37

№ 32110092133

Закупка у единственного поставщика

инструменты

400 407,00

17.03.2021

Закупка завершена

38

№ 32110049516

Закупка у единственного поставщика

легковой автомобиль LADA, 219010 LADA GRANTA

584 500,00

03.03.2021

Закупка завершена

39

№ 32110049501

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

222 863,00

03.03.2021

Закупка завершена

40

№ 32109983111

Закупка у единственного поставщика

теплоснабжение

813 012,17

11.02.2021

Закупка завершена

41

№ 32109980507

Закупка у единственного поставщика

холодное водоснабжение и водоотведение

267 000,00

11.02.2021

Закупка завершена

42

№ 32109960450

Закупка у единственного поставщика

отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде

4 346 338,97

04.02.2021

Закупка завершена

43

№ 32109927609

Закупка у единственного поставщика

охрана объекта

720 000,00

27.01.2021

Закупка завершена

44

№ 32109911790

Закупка у единственного поставщика

электроэнергия

1 241 136,00

21.01.2021

Закупка завершена

45

№ 32009815313

Закупка у единственного поставщика

компьютерная техника и комплектующие к ней

233 995,00

17.12.2020

Закупка завершена

46

№ 32009781162

Закупка у единственного поставщика

легковой автомобиль LADA Vesta седан

756 900,00

09.12.2020

Закупка завершена

47

№ 32009727415

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений2 учебного корпуса (Лаборатория «Технология продукции общественного питания»)

214 000,00

26.11.2020

Закупка завершена

48

№ 32009727112

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений 2 учебного корпуса (кафе)

166 000,00

26.11.2020

Закупка завершена

49

№ 32009713539

Закупка у единственного поставщика

монтаж, ввод в эксплуатацию оборудования

201 459,00

24.11.2020

Закупка завершена

50

№ 32009672806

Закупка у единственного поставщика

Стенд для тестирования форсунок и насосов Common rail, CAMBOX, HEUI, 11 кВт

1 219 000,00

12.11.2020

Закупка завершена

51

№ 32009662953

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

1 107 605,00

10.11.2020

Закупка завершена

52

№ 32009563923

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт 4учебный корпус

150 000,00

08.10.2020

Закупка завершена

53

№ 32009557328

Закупка у единственного поставщика

Отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде

1 757 454,37

07.10.2020

Закупка завершена

54

№ 32009452352

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

204 409,63

01.09.2020

Закупка завершена

55

№ 32009452294

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

488 160,00

01.09.2020

Закупка завершена

56

№ 32009435552

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт(замена окон, двери)

123 700,00

26.08.2020

Закупка завершена

57

№ 32009435529

Закупка у единственного поставщика

учебно-производственная мебель

283 320,00

26.08.2020

Закупка завершена

58

№ 32009419548

Закупка у единственного поставщика

Комплект программно-учебных модулей по компетенции "Эксплуатация сельскохозяйственных машин"

165 000,00

20.08.2020

Закупка завершена

59

№ 32009418896

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений 4 учебного корпуса (мастерская « Ветеринарная клиника»)

1 802 229,21

20.08.2020

Закупка завершена

60

№ 32009394255

Закупка у единственного поставщика

учебная мебель

663 500,00

11.08.2020

Закупка завершена

61

№ 32009394245

Закупка у единственного поставщика

учебная мебель

242 893,00

11.08.2020

Закупка завершена

62

№ 32009391410

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

246 500,00

10.08.2020

Закупка завершена

63

№ 32009391385

Закупка у единственного поставщика

Текущий ремонт помещений 4 учебного корпуса(мастерская «Ветеринария»)

1 578 376,19

10.08.2020

Закупка завершена

64

№ 32009391357

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений 4 учебного корпуса ( мастерская «Геномная инженерия»)

605 960,00

10.08.2020

Закупка завершена

65

№ 32009382955

Закупка у единственного поставщика

учебная мебель

155 102,00

06.08.2020

Закупка завершена

66

№ 32009382834

Закупка у единственного поставщика

мультимедийное оборудование

272 756,00

06.08.2020

Закупка завершена

67

№ 32009374091

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт оконных и дверных проемов в помещениях

113 407,00

03.08.2020

Закупка завершена

68

№ 32009374042

Закупка у единственного поставщика

доступ к электронно библиотечной системе "ЭБС Лань"

200 000,00

03.08.2020

Закупка завершена

69

№ 32009373975

Закупка у единственного поставщика

мультимедийное оборудование

1 201 476,00

03.08.2020

Закупка завершена

70

№ 32009356762

Закупка у единственного поставщика

поставка учебно-лабораторного оборудования

144 854,00

28.07.2020

Закупка завершена

71

№ 32009321015

Открытый аукцион в электронной форме

поставка экскаватора -погрузчика

7 854 383,33

15.07.2020

Закупка завершена

72

№ 32009318360

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт замены электропроводки в помещении учебного корпуса №4

252 245,00

14.07.2020

Закупка завершена

73

№ 32009303179

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений 4 учебного корпуса (фойе, санузел, комнаты экспертов, мастерская « С/х биотехнологии», « Сити-фермерство»)

2 526 283,00

08.07.2020

Закупка завершена

74

№ 32009303144

Закупка у единственного поставщика

поставка учебного оборудования

126 000,00

08.07.2020

Закупка завершена

75

№ 32009298385

Закупка у единственного поставщика

поставка стенд гидравлический НОВА-WS СГУ-СТ-10-12ЛР-07

1 200 000,00

07.07.2020

Закупка завершена

76

№ 32009282719

Закупка у единственного поставщика

поставка мультимедийного оборудования

712 389,00

30.06.2020

Закупка завершена

77

№ 32009282381

Закупка у единственного поставщика

поставка демонстрационного комплекса «Демо-ПП»

411 330,00

30.06.2020

Закупка завершена

78

№ 32009280982

Закупка у единственного поставщика

поставка учебного оборудования

324 600,00

30.06.2020

Закупка завершена

79

№ 32009271156

Открытый аукцион в электронной форме

поставка Экскаватора погрузчика John Deere 315 SL

7 854 383,33

26.06.2020

Закупка завершена

80

№ 32009259541

Закупка у единственного поставщика

поставка учебного оборудования

1 599 561,00

22.06.2020

Закупка завершена

81

№ 32009259513

Закупка у единственного поставщика

поставка учебного оборудования

1 341 940,00

22.06.2020

Закупка завершена

82

№ 32009251548

Закупка у единственного поставщика

поставка учебного оборудования

149 799,00

18.06.2020

Закупка завершена

83

№ 32009251509

Закупка у единственного поставщика

поставка двигателя-Д245.5

290 000,00

18.06.2020

Закупка завершена

84

№ 32009251447

Закупка у единственного поставщика

поставка КПЭ, комплекта-практикума экологического, 15 показателей воды, воздуха, почвы, с методическим обеспечением

132 000,00

18.06.2020

Закупка завершена

85

№ 32009213491

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

1 093 550,00

04.06.2020

Закупка завершена

86

№ 32009206064

Закупка у единственного поставщика

Комбинированный почвообрабатывающий агрегат БДМ 4Х2ПК Артайус со спиральным катком и корпусами АТП-0909

550 000,00

02.06.2020

Закупка завершена

87

№ 32009205905

Закупка у единственного поставщика

Комплект программно-учебных модулей «Сельскохозяйственные биотехнологии»

140 000,00

02.06.2020

Закупка завершена

88

№ 32009192517

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений 4 учебного корпуса(мастерские с/х машины)

2 763 871,00

28.05.2020

Закупка завершена

89

№ 32009181159

Открытый аукцион в электронной форме

трактор колесный John Deere 6195M

10 930 964,00

26.05.2020

Закупка завершена

90

№ 32009152855

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт системы водоснабжения, канализации и отопления учебно-лабораторного корпуса №4.

647 684,43

15.05.2020

Закупка завершена

91

№ 32009122474

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

1 457 299,00

29.04.2020

Закупка завершена

92

№ 32009122302

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

2 050 000,00

29.04.2020

Закупка завершена

93

№ 32009019997

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

289 500,00

23.03.2020

Закупка завершена

94

№ 32009000489

Закупка у единственного поставщика

поставка мультимедийного оборудования

1 181 960,00

18.03.2020

Закупка завершена

95

№ 32008991809

Закупка у единственного поставщика

трактор «Беларус 1523.3» (ОАО «МТЗ»)

3 320 000,00

16.03.2020

Закупка завершена

96

№ 32008969274

Закупка у единственного поставщика

текущий ремонт помещений в учебо - лабораторном корпусе №4 и замена окон в спортивных раздевалках ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж"

737 564,00

10.03.2020

Закупка завершена

97

№ 32008968488

Закупка у единственного поставщика

учебное оборудование

441 640,00

10.03.2020

Закупка завершена

98

№ 32008959395

Закупка у единственного поставщика

стенд для тестирования форсунок и насосов Common Rail

1 070 000,00

05.03.2020

Закупка завершена

99

№ 32008871447

Закупка у единственного поставщика

холодное водоснабжение и водоотведение

290 000,00

12.02.2020

Закупка завершена

100

№ 32008814121

Закупка у единственного поставщика

теплоснабжение

727 785,72

29.01.2020

Закупка завершена

101

№ 32008814070

Закупка у единственного поставщика

отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде

4 254 065,53

29.01.2020

Закупка завершена

102

№ 32008769344

Закупка у единственного поставщика

энергоснабжение

1 234 000,00

16.01.2020

Закупка завершена

По состоянию на 06.03.2023, учреждением проведено 5 закупок неконкурентным способом на общую сумму 9 535 341,32, преимущественно в сфере деятельности естественных монополий, конкурентные закупки не проводились.

В 2022 году учреждением проведено 21 закупка неконкурентным способом на общую сумму 23 236 866,49 рублей, конкурентные закупки не проводились, средняя сумма закупки составила 1 106 517,45 рублей. Неконкурентные закупки проведены в 100 % случаев удовлетворения потребностей в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В 2021 году учреждением проведено 17 закупок неконкурентным способом на общую сумму 14 760 531,14 рублей, 1 конкурентная закупка на сумму 1 843 333,33 рублей, средняя сумма закупки составила 976 697,91 рублей. Неконкурентные закупки проведены в 94,11 % случаев удовлетворения потребностей в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В 2020 году учреждением проведено 55 закупок неконкурентным способом на общую сумму 45 613 123,08 рублей, 3 конкурентные закупки на общую сумму 26 639 730,66 рублей, средняя сумма закупки составила 1 245 739 рублей. Неконкурентные закупки проведены в 94,5% случаев удовлетворения потребностей в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Средняя сумма закупки в 2020 – 2022 году составила 1 109 651 рубля, что в 2,7 раз меньше лимита, установленного пп. 12 раздела 50 Положения, где указано, что неконкурентная осуществляется Заказчиком, если необходимо закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 3 000 000,00 рублей, при условии, что этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не превышает 40 процентов совокупного годового объема закупок Заказчика, или не должен составлять более чем 10 000 000 рублей. Таким образом, без учета иных случаев закупки у единственного поставщика, поименованных в разделе 50 Положения, учреждение способно осуществлять до 40% годового объема закупок.

Также, учреждением предусмотрен широкий перечень иных оснований для закупки товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в том числе на рынках, находящихся в состоянии конкуренции. Антимонопольный орган дополнительно обращает внимание на п. 1 раздела 51 Положения, в соответствии с которым допускаются неконкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с ценой договора, заключенного с применением такого способа закупки, не превышающей 20 млн. рублей. Ограничений на применение данного пункта Положение не содержит.

Исходя из изложенного, поименованный в Положении перечень закупки у единственного поставщика оснований для закупки у единственного поставщика охватывает практически всю сферу деятельности учреждения, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

В соответствии с пояснениями, представленными ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж "(вх. № 3259-ЭП/2023 от 04.05.2023), закупки в учреждении проводились согласно Положения о закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ, разработанного на основании примерного положения Министерства просвещения РФ и утвержденного Наблюдательным советом учреждения. Поскольку колледж находится в сельской местности, отсутствует возможность выбора поставщиков отдельных категорий работ и услуг, такие как текущие ремонты через конкурентные способы закупок. В то же время, закупки свыше 5 млн рублей проводились конкурентным способом. В 2022 году учреждением проведена 21 закупка неконкурентным способом на общую сумму 23 236 866,49 рублей, конкурентные закупки не проводились, средняя сумма закупки составила 1 106 517,45 рублей. Из них -12 закупок неконкурентным способом на сумму 12 045 141,00 рублей – текущие ремонты. В 2021 году учреждением проведено 17 закупок неконкурентным способом на общую сумму 14 760 531,14 рублей, 1 конкурентная закупка на сумму 1 843 333,33 рублей, средняя сумма закупки составила 976 697,91 рублей. Из них -4 закупки неконкурентным способом на сумму 3 406 216 рублей – текущие ремонты. В 2020 году учреждением проведено 55 закупок неконкурентным способом на общую сумму 45 613 123,08 рублей, 3 конкурентные закупки на сумму 26 639 730,66 рублей, средняя сумма закупки составила 1 245 739 рублей. Из них - 13 закупок неконкурентным способом на сумму 11 681 319,83 рублей – текущие ремонты.

В отношении доводов, изложенных в пояснениях, Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Исполнение данных принципов обеспечивается заказчиком путем составления документации о конкурентной закупке соответствующей предмету закупки.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Кроме того, проведение торгов обеспечивает выбор наилучшего исполнителя заказа по цене, времени и качеству исполнения.

Указание на нахождение учреждения в сельской местности, предполагаемое отсутствие возможности выбора поставщиков отдельных категорий работ и услуг не означает обеспечения равного доступа к исполнению договора всех заинтересованных лиц, в том числе сведения о которых не доступны заказчику, что свидетельствует о создании условий для ограничения конкуренции и не опровергает выводы Комиссии.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках) наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии со статьей 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений закона (часть 2); конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 указанной статьи (часть 3); неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 указанной статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2).

Порядок подготовки и осуществления неконкурентной закупки и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).

Положение о закупке, в том числе исчерпывающий перечень случаев неконкурентной закупки, устанавливаемый в положении о закупке, не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. При размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.

Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).

Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.

Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции.

Действия учреждения по формированию в Положении перечня неконкурентных способов закупки фактически привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов на данном конкретном товарном рынке, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности участвовать в конкурсных закупочных процедурах.

Необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение контракта, к участию в размещении заказа. Сформированный перечень оснований для закупки у единственного поставщика не обоснован специализированным характером закупаемых товаров, работ, услуг,, не основано на положениях Закона о закупках и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. В данном пункте указано на недопустимость осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) и положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-11589).

На основании пункта 37 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В то же время, поскольку нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции со стороны заказчика выявлены не при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно Положению о закупке, а при включении в Положение о закупке случаев закупок у единственного поставщика, которые могут повлечь ограничение конкуренции (необоснованное ограничение конкурентных закупок расширенным перечнем неконкурентных закупок), что исключает в данной части применение абзаца 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2. Данный подход подтверждается также судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2021 N Ф03-3558/2021 по делу N А04-7496/2020, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.09.2022 N Ф04-5023/2022 по делу N А75-13727/2021).

Действия заказчика ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж ", выразившиеся в утверждении ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " положения о закупках, его размещения на сайте https://zakupki.gov.ru/, включающего перечень оснований для закупки у единственного поставщика, охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не ограничивая данный неконкурентный способ закупки никакими критериями и случаями, позволяющего учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создавать возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Указанный подход также подтверждается судебной практикой: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 N 306-ЭС21-11589 по делу N А57-6792/2020, Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2021 N 302-ЭС21-5479 по делу N А19-8951/2020, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2021 N Ф04-4433/2021 по делу N А75-20056/2020, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2021 N Ф03-3558/2021 по делу N А04-7496/2020, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 N 08АП-15172/2022 по делу N А70-18212/2022.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Владимирским УФАС России проведен анализ с целью полного, объективного, всестороннего исследования конкуренции на открытых аукционах в электронной форме, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 033/01/17-162/2023 в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года N 18026 . .

В соответствии с пунктом 10.10 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета закупки (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

Анализ состояния конкурентной среды осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральным законом от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года N 220;

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в рамках рассмотрения дела № 033/01/17-162/2023 установлено следующее.

- временной интервал исследования определен с 25.12.2013 (дата утверждения первой редакции Положения о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж") по настоящее время.

- предметом закупок выступают товары, работы, услуги, нацеленные на обеспечение реализации ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж" основных образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, программ дополнительного образования детей и взрослых, программ дополнительного профессионального образования,.

В силу части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/17-162/2023 принято 10.05.2023 в заседании Комиссии. Заключение об обстоятельствах дела № 033/01/17-162/2023 (исх. № АП/2088/23 от 11.05.2023) направлено в адрес лиц, участвующих в деле. Возражений и пояснений по обстоятельствам, изложенным в заключении, от участников дела не поступало.

На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, в действиях ответчика – ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " (ИНН 3312001982, место нахождения 601422, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Никологоры, 3-я Пролетарская ул., д.9) усматриваются признаки нарушения ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в закреплении в Положении перечня оснований для закупки у единственного поставщика, охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не являющегося объективно обосновывающим неконкурентные закупки, не ограничивающего неконкурентные способы закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку неконкурентным способом независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России не имеется.

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела № 033/01/17-162/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в формировании и закреплении в Положении о закупках ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж" перечня оснований для закупки у единственного поставщика, охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не являющегося объективно обосновывающим неконкурентные закупки, не ограничивающего неконкурентные способы закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку неконкурентным способом независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции..

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Владимирского УФАС России было установлено, что рассматриваемое нарушение антимонопольного законодательства не устранено. При таких обстоятельствах, в силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Владимирского УФАС России имеются основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Владимирского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " (ИНН 3312001982, место нахождения 601422, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Никологоры, 3-я Пролетарская ул., д.9) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в закреплении в Положении перечня закупки у единственного поставщика оснований для закупки у единственного поставщика охватывающего практически всю сферу деятельности учреждения, не являющегося объективно обосновывающим неконкурентные закупки, не ограничивающего неконкурентные способы закупки никакими критериями и случаями, что позволяет учреждению осуществлять закупку неконкурентным способом независимо от наличия конкурентного рынка, создает возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, и, как следствие, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
  2. Выдать ГАПОУ ВО " Никологорский аграрно-промышленный колледж " обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации путем внесения изменений в Положение о закупках, устранив положения, в совокупности позволяющие предприятию осуществлять закупки неконкурентным способом независимо от наличия конкурентного рынка, охватывать неконкурентными закупками практически всю сферу деятельности предприятия и позволяющие привлекать исполнителей без проведения торгов. Срок исполнения предписания – 15.07.2023. Срок сообщения в антимонопольный орган об исполнении предписания – 18.07.2023.

Председатель Комиссии <...>

Члены комиссии: <...>

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны