Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении законодательства о контра... от 17 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я  А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я  С Л У Ж Б А

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области

_________________________________________________________________________

ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 33-49-78, 43-10-25

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении законодательства                                                                                                           о контрактной системе в сфере закупок

№ Г 12-04/2018

17  января 2018  года                                                                                                    г. Владимир

Резолютивная часть решения оглашена 17.01.2018    

   Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере  закупок (далее – Комиссия) в составе:

председателя  Комиссии:

… заместителя начальника управления – начальника отдела,

членов Комиссии:

… заместителя начальника отдела,

… ведущего специалиста-эксперта,

на основании части 8 статьи 106 Федерального закона № 44-ФЗ  от 05.04.2013 «О  контрактной системе  в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14  (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя … (Республика Саха (Якутия) на положение документации при проведении электронного аукциона
на поставку лакокрасочных материалов и микростеклошариков (№ закупки 0328300032817001202), в присутствии представителя  заказчика – МКУ «Центр управления городскими дорогами» … (доверенность от 15.01.2018 б/н), представителя уполномоченного органа … (доверенность от 05.09.2017 №18-03/996).

           Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.

            В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок  № Г 12-04/2018  Комиссия                                

                                                                УСТАНОВИЛА:

            Во Владимирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя … (Республика Саха (Якутия) на положение документации при проведении электронного аукциона
об электронном аукционе на поставку лакокрасочных материалов и микростеклошариков (№ закупки 0328300032817001202).

         По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями требований законодательства о контрактной системе в  сфере закупок.

Заявитель считает, что в разделе «Описание объекта закупки» заказчиком установлены непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к конкретным показателям технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, а также заказчик неправомерно требует указания конкретных значений показателей, которые не являются функциональными, техническими, качественными показателями, такие, например, как по позициям:

Наименование показателя

Значение показателя

Цвет пленки

Белый

Внешний цвет пленки

После высыхания пленка должна быть однородной, без морщин, оспин, потеков и посторонних включений

Плотность краски, г/см3

не менее 1,5

Условная вязкость краски (вискозиметр ВЗ-246, диаметр сопла 4 мм), сек

 

От 110 до 119 включительно*

Массовая доля нелетучих веществ, %

не менее 75

Степень перетира, мкм

менее 50

Время высыхания до степени 3 при температуре (20+2)0С, мин

 

Не более 15

Адгезия высохшей пленки к стеклу, балл, не более

1

Коэффициент яркости высушенной пленки, %

не менее 89

 

Наименование показателя

Значение показателя

Фракция, мкм

от 106 до 600 включительно*

Сферичность, %

не менее 80

Показатель преломления

не менее 1,5

Наличие покрытия

Адгезионное и гидрофобное

Заявитель в своей жалобе утверждает, что Заказчиком затребованы избыточные требования к материалу, и Обществу не представляется возможным указание таких значений, ввиду отсутствия данного товара в наличии на момент подачи заявки, и отсутствия к нему данных производителя, данных инструкции, документов о качестве, и данных лабораторных испытаний.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

В свою очередь, представитель уполномоченного органа просит принять во внимание следующее.

В составе описания объекта закупки отсутствуют какие-либо показатели, которые в той или иной мере являются показателями «технологических процессов изготовления» товаров, являющихся предметом закупки, в связи с чем, данное утверждение Заявителя, содержащееся в жалобе, является не соответствующим фактическим обстоятельствам и не подлежит рассмотрению.

В документации электронного аукциона и описании объекта закупки также отсутствуют требования о наличии у участника закупки какой-либо информации о т.н. «результатах испытаний» и о предоставлении, на момент подачи заявки на участие в аукционе каких-либо документов, подтверждающих проведение этих испытаний.

Показатель «плотность краски» является функциональным по причине того, что покупают любую краску по весу, а расходуют по объему, и с учетом плотности краски ее количество по объему будет меньше в случае большей плотности.

Зная ряд параметров, в том числе плотность краски, можно осуществить расчет расхода краски на 1 м2 окрашиваемой поверхности.

Массовая доля нелетучих веществ (иначе называемая — сухой остаток) также является функциональным показателем, т.к. данный параметр показывает какое количество краски останется останется на окрашиваемой поверхности после испарения растворителя и соответственно этот параметр характеризует качество краски т.к. показывает объем содержания пигментов, наполнителей, целевых добавок и связующего, т.е. веществ, из которых состоит красящая пленка, остающаяся на поверхности после улетучивания растворителей.

Степень перетира краски это показатель характеризующий размер самых крупных твердых частиц в смеси пигмента с пленкообразующим веществом лакокрасочного материала, в связи с чем данный показатель имеет большое влияние на качество краски, т.к. чем тоньше растерта краска, тем она более однородна.

Функциональность такого параметра как коэффициент яркости высушенной пленки также не должен вызывать никакого сомнения с учетом того обстоятельства для чего должен быть использован товар, являющийся предметом закупки — выполнение дорожной разметки, в связи с чем, чем выше данный показатель тем выше качество дорожной разметки.

В отношении двух параметров касающихся второго товара, являющегося предметом поставки — микростеклошариков, Уполномоченный орган предлагает обратить внимание на то, что микростеклошарики это прозрачные частицы стекла сферической формы, применяемые в качестве световозвращающих элементов для дорожной разметки автомобильных дорог общего пользования по ГОСТ Р 51256.

Из самого определения становиться ясно, что микростеклошарики не сферической формы являются дефектными, не соответствующими действующим требованиям, а показатель преломления напрямую влияет на эффективность световозвращения, что фактически означает функциональность и этих двух показателей, использованных при формировании и утверждении рассматриваемой документации.

Уполномоченный орган, утверждает, что все показатели использованные в описании объекта закупки относятся к категории физико-механических и непосредственно
влияющих на потребительские свойства товара, являющегося предметом
закупки

По мнению Уполномоченного органа
можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой документации
электронного аукциона отсутствуют требования об описании в какой-либо
форме химических составов товара, предлагаемого к поставке, технологий его
производства, а также отсутствуют требования предоставления документов и
информации (в любой форме), которые бы ограничивали доступ к участию в
аукционе.

Дополнительным доказательством правильности данного вывода
является тот факт, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе
было подано семь заявок и все семь заявок в первых частях содержат в своем
составе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным
документацией об аукционе, и указание и в некоторых случаях указание на
товарный знак предлагаемого к поставке товара.

На основании изложенного управление муниципального заказа
администрации города Владимира просит признать жалобу ИП …
По доводам, содержащимся в ней, необоснованной в полном объеме.

        Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99  Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

     В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

  В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Уполномоченным органом было размещено извещение № 0328300032817001202 и аукционная документация о проведении электронного аукциона 20.12.2017 на поставку лакокрасочных материалов и микростеклошариков.

Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет  2 053 066,58.

Анализ документации об аукционе, в том числе Приложение №1 к Информационной карте показал следующее.

Согласно Приложению №1 к Информационной карте указаны следующие показатели товара: 

1. Дорожная краска (эмаль). Плотность краски, г/см3- не менее 1,5; Массовая доля нелетучих веществ, %- не менее 75; Степень перетира, мкм- менее 50; Время высыхания до степени 3 при температуре (20+2)0С, мин- Не более 15; Адгезия высохшей пленки к стеклу, балл, не более-1; Коэффициент яркости высушенной пленки, %- не менее 89.

2. Микростеклошарики. Сферичность, %- не менее 80; Показатель преломления-  не менее 1,5.

Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.

Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.

Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.

В данном решении Верховный Суд РФ, отказывая в признании недействующим пункта 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, указал, что Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 6 статьи 83). Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в закупке конкретных показателей веществ и химических составляющих, применяемых при изготовлении товаров, требований об описании результатов испытаний, а также иные требования к описанию товара, которые являются излишними, нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам (характеристикам) товаров - избыточно, и описание объекта закупки не может являться объективным.

Таким образом, рассматриваемая документация об электронном аукционе требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

          На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3  частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России

                                                       

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя … (Республика Саха (Якутия) на положение документации при проведении электронного аукциона об электронном аукционе на поставку лакокрасочных материалов и микростеклошариков (№ закупки 0328300032817001202) обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  3. В отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок по делу № Г-12-04/2018 от 17.01.2018г.
  4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности

 

Настоящее решение вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.             

          

 

 

 

 

 

 

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я  А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я  С Л У Ж Б А

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области

_________________________________________________________________________

ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, e-mail: to33@fas.gov.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

по делу  № Г 12-04/2018

 

17 января 2018  года                                                                                                                    г. Владимир

Резолютивная часть решения оглашена  17.01.2018

 

Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председателя  Комиссии:

заместителя  руководителя управления – начальника отдела,

членов Комиссии:

заместителя начальника отдела,

ведущего специалиста-эксперта,

на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № Г 12 04/2018  от 17.01.2018,

                                                                 ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику – МКУ «Центр управления городскими дорогами»  по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лакокрасочных материалов и микростеклошариков (№ закупки 0328300032817001202) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:

- внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе в соответствии с выводами, изложенными в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № Г 12-04/2018 от 17.01.2018;

- продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;

- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.

2. Аукционной комиссии по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лакокрасочных материалов и микростеклошариков (№ закупки 0328300032817001202) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний аукционной комиссии.

3. Оператору электронной торговой площадки –  ООО «РТС-тендер» по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лакокрасочных материалов и микростеклошариков (№ закупки 0328300032817001202) обеспечить устранение нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:

- обеспечения внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе;

- обеспечения продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;

- обеспечения отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний аукционной комиссии;

- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.

 

Настоящее предписание необходимо исполнить не позднее 09.02.2018.

Доказательства надлежащего исполнения предписания (в документарном виде) необходимо представить во Владимирское УФАС России не позднее 12.02.2018.

 

Настоящее предписание вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны