Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении законодательства о кон... от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я  А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я  С Л У Ж Б А

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области

__________________________________________________________________

ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении законодательства

 о контрактной системе в сфере закупок

№ Г 224-04/2015

 

01 апреля 2015 года                                                                                                             г. Владимир

Резолютивная часть оглашена 01.04.2015

 

Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Владимирского УФАС России) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Почтовый сервис» (далее – ООО «Почтовый сервис», Общество, Заявитель) на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции - заказного письма весом до 20 г. для нужд ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области» (№ извещения 0828200001815000031), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика – государственного казенного учреждения Владимирской области «Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области» (далее – ГКУ ВО «Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области», Заказчик) <…> (доверенность от 31.03.2015 № 465-01-08), <…> (доверенность от 31.03.2015 № 466-01-08).

Заявитель – ООО «Почтовый сервис», надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление от 30.03.2015 № 04/1564-кдс), явку представителя не обеспечил.

 

В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.03.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО «Почтовый сервис» на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции - заказного письма весом до 20 г. для нужд ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области» (№ извещения 0828200001815000031).

В своей жалобе Заявитель указал следующее.

25.03.2015 ГКУ ВО «Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области» опубликовано извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) № 0828200001815000031.

Прилагаемый к извещению проект государственного контракта на оказание услуг почтовой связи содержит следующие нарушения действующего законодательства.

Во-первых, п. 1.3. государственного контракта предусматривается, что оказание услуг почтовой связи осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221. Однако указанные правила Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 45 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221» признаны утратившими силу.

Во-вторых, согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Однако проект государственного контракта не содержит условий относительно размера суммы штрафа в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств.

В-третьих, п. 8.1. государственного контракта определяет, что Контракт вступает в силу с момента заключения контракта до 31.07.2015г., и распространяется на фактически возникшие отношения, которые сложились между сторонами с 01 января 2015 года. Таким образом, Заказчиком признается наличие фактически сложившихся договорных отношений с исполнителем в обход процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок, что нарушает принципы и цели контрактной системы закупок, а также ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В-четвертых, в приложении № 4 к государственному контракту включено условие об оплате дополнительных услуг. Так, по состоянию на данный момент Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России») включено в реестр субъектов естественных монополий приказом от 23.08.2005 № 394-с.

В соответствии с п. 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, подобной услугой является пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

На основании вышеизложенного, ФГУП «Почта России» является естественным монополистом именно в сфере пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

Однако включение в государственный контракт условия об оплате дополнительных услуг, которые не могут закупаться монопольно, свидетельствует о том, что в предмет Государственного контракта включены услуги, которые не могут закупаться монопольно.

В таком случае, комплексная услуга почтовой связи не будет относиться к сфере услуг естественного монополиста.

Также Заказчиком в графе Извещения «Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно п.4 ст.42 Федерального закона № 44-ФЗ)» указано: «не установлено», что также не соответствует действительности и является нарушением п.4 ст.42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, избрание именно такой формы закупки может привести к ограничению конкуренции и недопущению операторов почтовой связи к участию в закупке, предметом которой является оказание услуг почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции - заказного письма весом до 20 г.

Представители Заказчика пояснили следующее.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» в целях регулирования отношений в области почтовой связи определены основные понятия, в том числе и понятие «услуги почтовой связи», как «...действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств». В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Так как в понятие «услуги почтовой связи» четко прописано в Федеральном законе от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» необходимости указывать в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные характеристики нет.

Указание в проекте государственного контракта нормативного документа, утратившего силу, является технической ошибкой, произошедшей в результате сбоя компьютера при формировании документа, и не может являться нарушением законодательства, как указано в жалобе.

В жалобе Заявителя указано на то, что проект государственного контракта не содержит условий относительно размера суммы штрафа в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств, однако ч.15 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требования предусмотренные ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком могут не применяться, следовательно, включение в государственный контракт условий, предусматривающих размер штрафа в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств, не являются обязательным. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Жалобу ООО «Почтовый сервис» на нарушение принципов и целей контрактной системы закупок, а также ч.1 ст.94 Закона о контрактной системе в сфере закупок, представители Заказчика считают необоснованной, так как сведения о закупке были размещены на сайте zakupki.gov.ru, а сведения об изменениях вносятся в план-график согласно принципу открытости и прозрачности и принципа единства контрактной системы в сфере закупок.  Часть 1 ст.94 Закона о контрактной системе в сфере закупок определяет взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе по отдельным этапам исполнения контракта, а также взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, что не исключает возможность возникновения правоотношений до заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товар, работы или услуги, которого относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Общество в своей жалобе также указало на то, что в приложении № 4 к проекту государственного контракта включено условие об оплате дополнительных услуг, которые не могут закупаться монопольно. Данное условие действительно указано в приложении № 4 проекта государственного контракта, но как составная часть формы 103ф, утвержденной генеральным директором ФГПУ «Почта России» и являющейся универсальной для всех видов услуг, оказываемых ФГУП «Почта России». Наличие строки «дополнительные услуги» в приложении № 4 проекта государственного контракта не свидетельствует о том, что в предмет проекта государственного контракта включены услуги, которые не относятся к сфере услуг естественного монополиста.

В жалобе также указывается на нарушение в графе «ограничение участия в определении поставщика…». Однако оснований для ограничения участия в определении поставщика в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок не было. 

На основании вышеизложенного, представители Заказчика считают жалобу ООО «Почтовый Сервис» необоснованной.

 

Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.

23.03.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) № 0828200001815000031 на оказание услуг почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции - заказного письма весом до 20 г. для нужд ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области».

Заказчик принял решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик может осуществлять закупку товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что сферой деятельности субъектов естественных монополий являются услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Приказом ФСТ РФ от 23.08.2005 N 394-с «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» ФГУП «Почта России» включено в реестр субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг почтовой связи.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, согласно которому  к сфере деятельности субъектов естественной монополии относятся, в частности, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

Следовательно, ФГУП «Почта России» является естественным монополистом именно в сфере пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).

В соответствии с п. 1.1. государственного контракта предметом контракта является пересылка внутренней письменной корреспонденции - заказного письма весом до 20 г. в количестве 31193 шт.

Таким образом, Заказчиком - ГКУ ВО «Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области» принято правомерное решение, что фактически осуществлять услуги почтовой связи имеет право субъект естественной монополии – ФГУП «Почта России».

Условие об оплате дополнительных услуг, указанное в приложении № 4 к проекту государственного контракта, не свидетельствует о закупке комплексной услуги, поскольку предмет контракта строго определен в п. 1.1. государственного контракта, а приложение № 4 является составной частью формы 103ф и является универсальным для всех видов услуг, оказываемых ФГУП «Почта России».

Что касается отсутствия в контракте размеров штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнение сторонами своих обязательств по контракту, то в соответствии с ч.15 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта в случаях, предусмотренных п.1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40 и 41 ч.1 ст.93 настоящего Федерального закона, требования ч.4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Поскольку контракт заключен на основании п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок, государственный контракт не содержит нарушений требований ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Также Комиссией установлено, что в п. 1.3. государственного контракта содержится ссылка на Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221. Однако данные Правила утратили силу в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 45 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221». Следовательно, государственный контракт содержит ссылку на недействующий нормативно-правовой акт.

Согласно положениям ч.2 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Заказчиком в п. 8.1 государственного контракта предусмотрено, что контракт распространяется на фактически возникшие отношения, которые сложились между сторонами с 01 января 2015 года. Ввиду изложенного, нарушений законодательства Российской Федерации при установлении вышеназванных положений, Комиссией Владимирского УФАС не установлено.

Кроме того, Заказчик верно указал, что ограничения участия в определении поставщика не установлены, поскольку Закон о контрактной системе в сфере закупок таких ограничений не предусматривает. 

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99  Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Почтовый сервис» на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции - заказного письма весом до 20 г. для нужд ГКУ ВО «Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области» (№ извещения 0828200001815000031) частично обоснованной (в части включения в контракт ссылки на нормативно-правовой акт, утративший силу).

2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.         

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны