Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении законодательства о кон... от 1 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении законодательства

 о контрактной системе в сфере закупок

№ Г 354-04/2015

 

       22 мая 2015 года                                                                                   г. Владимир

 

Резолютивная часть  оглашена 22.05.2015

     

        Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)

на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных  и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России № 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВВВР» на положения документации об электронном аукционе на поставку диагностикумов для исследований на губкообразную энцефалопатию крупного рогатого скота (КРС), необходимых для обеспечения выполнения государственного задания, для нужд ФГБУ «ВНИИЗЖ» (номер извещения 0328100002315000013), в открытом заседании, в присутствии представителей заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «ВВВР» (далее – ООО «ВВВР», Общество, заявитель) <…>, <…>, представителей заказчика – Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр охраны здоровья животных» (далее – ФГБУ «ВНИИЗЖ», заказчик)  <…>, <…>.

 

            В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России

 

                                                                 УСТАНОВИЛА:

          15.05.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО «ВВВР» на положения документации об электронном аукционе на поставку диагностикумов для исследований на губкообразную энцефалопатию крупного рогатого скота (КРС), необходимых для обеспечения выполнения государственного задания, для нужд ФГБУ «ВНИИЗЖ» (номер извещения 0328100002315000013).

          В своей жалобе заявитель указал следующее.

          20.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение и документация об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку диагностикумов для исследований на губкообразную энцефалопатию крупного рогатого скота (ГЭ КРС), необходимых для обеспечения выполнения государственного задания  № 0328100002315000013.

           30.04.2015 были размещено изменение извещения и измененная документация об аукционе № 0328100002315000013.

           В данной аукционной документации установлены характеристики товаров, указывающие на конкретные наборы производства IDEXX, США:

            - Скрепи (набор предназначен для исследования 480 проб с учетом контролей). Набор предназначен для обнаружения прионного белка нетипичной конформации (PrPSc) в тканях мозга КРС и МРС;

            - Отрицательный контроль, консервированный азидом натрия - 5 х 1 мл;

            -  Положительный контроль, консервированный азидом натрия - 5 х 1 мл;

            -  Буфер для разведения №2 - 5 x 200 мкл;

            -  Закрепляющий буфер; консервирован азидом натрия – 60 мл;

            -  Концентрат Конъюгата; консервирован бронидоксом L и метилизотиазолином -300 мкл;

            -  Концентрат Конъюгата; консервирован бронидоксом L и метилизотиазолином - 300 мкл;

            - Буфер-растворитель Конъюгата с детергентами и стабилизаторами протеина; консервирован катоном - 60 мл;

            - 10X промывочный раствор 1; консервирован азидом натрия - 450 мл;

            - 10X промывочный раствор 2; консервирован гентамицином - 450 мл.

           Таким образом, по мнению ООО ВВВР», совокупности указанных требований заказчика к приобретаемому товару (тест-наборам для определения антител к антигену губчатой энцефалопатии КРС) соответствуют наборы одного производителя, что недопустимо в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, так как данные требования ограничивают количество участников закупки.

           Представители заказчика - ФГБУ «ВНИИЗЖ» заявили о несогласии заказчика с доводами жалобы и пояснили следующее.

           20.04.2015 ФГБУ «ВНИИЗЖ» разместило на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона на поставку диагностикумов для исследований на губкообразную энцефалопатию крупного рогатого скота (ГЭ КРС), необходимых для обеспечения выполнения государственного задания (реестровый номер закупки 0328100002315000013). Закупка осуществлялась во исполнение Приказа Россельхознадзора от 31.12.2014 № 832.

            ФГБУ «ВНИИЗЖ», руководствуясь частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в связи с изменением финансирования по государственному заданию (Приказ Россельхознадзора от 21.04.2015 № 272) 30.04.2015 внесло изменения в документацию об электронном аукционе. При этом, изменения характеристик закупаемого товара не производилось. Изменилось лишь количество поставляемого товара, в связи с  чем, изменилась и начальная (максимальная) цена контракта.

При этом, содержащееся в аукционной документации описание объекта закупки не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик при описании товара не использовал товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения или производителя, не приводил иных ограничительных требований.

                                        Установление определенных требований к товару обусловлено спецификой деятельности заказчика и спецификой приобретаемого товара.

                                        В связи с подписанием Протокола от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» Российская Федерация с 22.08.2012 стала членом ВТО. Соответственно, нормы ВТО стали частью правовой системы Российской Федерации.                                         ФГБУ «ВНИИЗЖ» является организацией, которая должна обеспечивать выполнение Российской Федерацией требований Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение ВТО по СФС) при вступлении России в ВТО на 2015 год, а также осуществлять контроль за заразными, в том

                           числе особо опасными болезнями животных для выработки рекомендаций по

                           предупреждению, локализации и ликвидации эпизоотий на территории Российской

                          Федерации (Приказ Россельхознадзора от 31.12.2014 № 832).

                                      Приказом Россельхознадзора от 31.12.2014 № 832 ФГБУ «ВНИИЗЖ» предписано проводить эпизоотологический мониторинг на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания, в том числе с целью выявления ГЭ КРС только методом ИФА.

                                      Кроме этого, часть 1 статьи 3 Соглашения ВТО по СФС устанавливает, что члены

                           ВТО будут основывать свои санитарные и фитосанитарные меры на международных

                           стандартах, руководствах или рекомендациях. В соответствии с пунктом 3 Приложения А к Соглашению ВТО по СФС под международными стандартами, руководствами и

                           рекомендациями в отношении здоровья животных и животного мира понимаются –

                          стандарты, руководства и рекомендации, разработанные под эгидой МЭБ (Всемирной

                          организации здравоохранения животных). МЭБ разработало Руководство по стандартам диагностических тестов и вакцин для наземных животных (Наземное руководство).

                           В главе 2.4.6 Наземного руководства указано, что в качестве основного инструментария

                          для диагностики Губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (ГЭ КРС)

                          используются тест-системы, основанные на методе иммуноферментного анализа (ИФА). В разработанном МЭБ Кодексе здоровья наземных животных (Наземном кодексе) установлено, что ветеринарно-санитарный статус страны по такой болезни как ГЭ КРС должен определяться на основании лабораторных исследований, проведенных по                                                                                                                                   

                           стандартам Наземного руководства в рамках системы надзора и мониторинга (пункт 4 статьи 11.5.2 Наземного кодекса).

           Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота, или коровье бешенство (Bovine spongiform encephalopathy) — нейродегенеративное вирусное заболевание, приводящее к летальным изменениям в головном мозге больных особей. Основной ущерб: 100% гибель животных, опасность заражения людей. Закупаемый заказчиком товар это диагностический тест-набор для определения антител к антигену ГУ КРС (BSE) - Скрепи (набор предназначен для исследования проб с учетом контролей). С применением этого набора производится обнаружение прионного белка нетипичной конформации (PrPSc) в тканях мозга КРС.

           Данные наборы используются для обработки проб, которые отбираются при проведении эпизоотологического мониторинга на территории РФ в рамках выполнения государственного задания по приказу Россельхознадзора от 31.12.2014г. № 832 «О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2015 год».

             Одной из характеристик товара, указанного в позиции 1 документации является : «Оптическая плотность считывается при основной длине волны 450 nm и референтной длине (AREF) от 620 до 650 nm». Из этого следует, что методом детекции является метод ИФА – иммуноферментный анализ, осуществляемый при помощи ИФА-ридера (иммуноферментного анализатора, имеющегося у заказчика.

           В свою очередь, тест-набор для определения антител к антигену ГУ КРС (BSЕ) Thermo Fisher Scientific, США, как и тест-наборы нескольких других производителей, предполагает использование метода детекции - ИХА иммунохроматографический анализ.

Во-первых, использование метода ИХА противоречит требованиям Приказа Россельхознадзора от 31.12.2014 № 872.

Во-вторых, у ФГБУ «ВНИИЗЖ» отсутствует оборудование, расходные материалы, необходимые для проведения детекции методом ИХА.

В-третьих, метод детекции ИФА имеет существенные преимущества перед методом детекции ИХА, а именно: принцип анализа, чувствительность специфичность, соответствующие классическому ИФА; стабильность результата в течение лет; считывание результатов анализа автоматическое на приборе. Метод ИХА: принцип анализа, отличный от классического иммуноферментного анализа (ИФА); чувствительность и специфичность ниже показателей ИФА; нестабильные результаты.

           В-четвертых, работники ФГБУ «ВНИИЗЖ» прошли необходимое обучение проведению лабораторных исследований методом ИФА.

            Круг производителей необходимых заказчику тест-наборов для метода исследований ИФА крайне ограничен: в Российской Федерации, по данным заказчика, такие производители отсутствуют, в мире их немного.

          Вместе с тем, участником закупки может выступить не только производитель, но и любое другое лицо. Отсутствие у заинтересованного лица (заявителя жалобы) возможности поставить товар с требуемыми заказчику характеристиками не свидетельствует об ограничении заказчиком числа участник закупки. Аналогичный вывод указан в решении Арбитражного суда Владимирской области от 31.12.2014 по делу А11-8121/2014 и многих других судебных актах.

Заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта по данной закупке использовал три коммерческих предложения. По данным заказчика, поставить товар с указанными в документации характеристиками могут такие компании как: ООО «ЗИП-И», ООО ТД «Химмед». ООО «Ветпромснаб», ООО «НТС», ООО «Реафарм», ООО «Лабораторные инновации» и другие компании.

Кроме того, об отсутствии ограничения количества участников закупки свидетельствует тот факт, что на участие в данном электронном аукционе было подано девять заявок. 

Таким образом, по мнению заказчика, установленные в рассматриваемой аукционной документации требования к товару соответствуют положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок, обусловлены потребностью заказчика, не привели и не могли привести к ограничению количества участников закупки.

            Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99  Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.

            20.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение и документация об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку диагностикумов для исследований на губкообразную энцефалопатию крупного рогатого скота (ГЭ КРС), необходимых для обеспечения выполнения государственного задания  № 0328100002315000013.

            30.04.2015 были размещено изменение извещения и измененная документация об аукционе № 0328100002315000013.

  В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

  В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

 В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.

При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования, им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров.

                                      Установление определенных требований к товару обусловлено спецификой деятельности заказчика и спецификой приобретаемого товара.

        Как следует из представленных заказчиком пояснений и документов, указанные в документации требования к товару (тест-наборам для определения антител к антигену губчатой энцефалопатии КРС) составлены в соответствии с потребностью заказчика в проведении исследований определенным методом. Приказом Россельхознадзора от 31.12.2014 № 832 «О лабораторных исследованиях в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2015 год» ФГБУ «ВНИИЗЖ» предписано проводить эпизоотологический мониторинг на территории Российской Федерации в рамках исполнения государственного задания, в том числе с целью выявления губчатой энцефалопатии крупного рогатого скота только методом иммуноферментного анализа (ИФА).

          При этом, круг производителей данного товара крайне ограничен, что не оспаривается заявителем.

          ООО «ВВВР» указывает в жалобе, что установленным заказчиком требованиям соответствует только товар одного производителя, однако заявителем не представлено доказательств, что имеются иные производители, продукция которых могла бы удовлетворить в совокупности вышеизложенные потребности заказчика.

         Кроме того, об отсутствии ограничения количества участников закупки свидетельствует тот факт, что на участие в данном электронном аукционе было подано четыре заявки (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0328100002315000013 от  18.05.2015).

          Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации о рассматриваемом аукционе нарушений законодательства в сфере закупок.

             

         На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия

 

                                                        РЕШИЛА:

          Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВВВР» на положения документации об электронном аукционе на поставку диагностикумов для исследований на губкообразную энцефалопатию крупного рогатого скота (КРС), необходимых для обеспечения выполнения государственного задания, для нужд ФГБУ «ВНИИЗЖ» (номер извещения 0328100002315000013) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.

      

         Настоящее решение вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.

          Председатель   Комиссии       

                                                                      

        Члены Комиссии        

Связанные организации

Связанные организации не указаны