Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении законодательства о кон... от 5 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении законодательства

 о контрактной системе в сфере закупок

№ Г 382-04/2015

 

01 июня 2015 года                                                                                                                 г. Владимир

Резолютивная часть оглашена 01.06.2015

 

Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Владимирского УФАС России)

на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Агентство жилищного строительства» (далее – ООО «АЖС», Общество, заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительному контролю (техническому надзору) за выполнением работ по строительству объекта «Строительство комплекса научно-исследовательской лаборатории физико-химической вирусологии, г. Покров, Владимирская область» (Вентиляция) (№ 0328100007815000007), в открытом заседании, в присутствии представителей заявителя – ООО «АЖС» <…>, <…>, заказчика – Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии, заказчик) <…>.

 

В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России

 

УСТАНОВИЛА:

26.05.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО «АЖС» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительному контролю (техническому надзору) за выполнением работ по строительству объекта «Строительство комплекса научно-исследовательской лаборатории физико-химической вирусологии, г. Покров, Владимирская область» (Вентиляция) (№ 0328100007815000007).

В своей жалобе заявитель указал следующее.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 0328100007815000007 от  08.05.2015 ООО «АЖС» было признано победителем электронного аукциона. Предложенная цена контракта составила 326 562,75 рублей.

Согласно аукционной документации обеспечение контракта установлено в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 53 748,95 рублей.

Согласно пп.34.6 инструкции победитель аукциона, в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта, не превышающей 15 млн. руб., на 25 процентов и более - обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность.

Исходя из вышеизложенного следует, что документацией определено обеспечение исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены, и составляет 53748,95 рублей; выбор способа обеспечения контракта и подтверждения добросовестности участника принадлежит ООО «АЖС», при этом заказчик не вправе влиять на его решение и ущемлять законные интересы ООО «АЖС».

В установленный законом срок ООО «АЖС» разместило в единой информационной системе проект контракта, подписанный уполномоченным лицом, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица - платежное поручение № 116 от 13.05.2015, подтверждающее предоставление обеспечения исполнения контракта № ЭА-08 и информацию, подтверждающую свою добросовестность, в соответствии с требованиями части 3 статьи 70, части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, ввиду снижения цены контракта более чем на 25 процентов от начальной (максимальной) цены.

Обществом было получено уведомление от электронной торговой площадки об уклонении ООО «АЖС» от заключения контракта (№ 0328100007815000007), в котором указано, что заказчиком опубликован протокол отказа от заключения контракта ввиду не направления проекта контракта и/или документа об обеспечении исполнения контракта электронного аукциона № 0328100007815000007, подписанного ЭП участника закупки оператору электронной площадки в установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок сроки.

Однако ООО «АЖС» выполнило все указанные в Законе о контрактной системе в сфере закупок требования и у заказчика отсутствуют правовые основания для отказа от заключения контракта.

Представитель заказчика – ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии пояснил следующее.

По итогам проведения электронного аукциона № 03281000078150000007 на торговой площадке заказчиком был опубликован проект контракта с включением цены контракта на основании части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок и включением размера обеспечения исполнения контракта согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

15 мая 2015 года победитель электронного аукциона – ООО «АЖС» разместил в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Согласно проекту контракта, победитель электронного аукциона обязан был предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 80 623 руб. 43 копейки или разместить протокол разногласий согласно части 4 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Однако Общество, подписав проект контракта, согласилось со всеми условиями, но предоставило обеспечение контракта не в полном объеме.

На основании части 3 статьи 70 и части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком принято решение считать ООО «АЖС» уклонившимся от заключения контракта по причине непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в установленный срок.

 

Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

На основании части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с ч.2 настоящей статьи.

На основании части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

В соответствии с извещением № 0328100007815000007 и документацией об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 537 489,57 рублей.

Согласно пункту 26 Информационной карты аукциона в электронной форме размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 53 748,95 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0328100007815000007 от  08.05.2015 ООО «АЖС» было признано победителем электронного аукциона, предложившее цену контракта 326 562,75 рублей.

Заказчиком проект контракта был направлен 12.05.2015.

Срок подписания контракта победителем электронного аукциона – не позднее 23:59:00 18.05.2015.

Так как ООО «АЖС» снизило начальную (максимальную) цену контракта, на более чем двадцать пять процентов, в его обязанность входит предоставить по выбору либо превышающем в полтора раза размер обеспечения контракта, указанный в аукционной документации, либо информацию, подтверждающую его добросовестность. К такой информации относятся сведения об определенном количестве и стоимости контрактов, заключенных с обществом и исполненных им без применения неустоек (штрафов, пеней).

В срок, предусмотренный частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок – 15.05.2015 Общество разместило в единой информационной системе проект контракта, подписанный уполномоченным лицом, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (платежное поручение № 116 от 13.05.2015 на сумму 80 623, 00 рублей) и информацию, подтверждающую его добросовестность.

Согласно части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Вместе с тем, заказчиком 22.05.2015 принято решение о признании ООО «АЖС» на основании части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок уклонившимся от заключения контракта по причине непредставления участником обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, а именно: Обществом предоставлено обеспечение исполнения контракта не в полном объеме - на 43 копейки меньше, чем предусмотрено проектом контракта, направленном заказчиком победителю аукциона.

В то же время, Комиссией Владимирского УФАС России установлено, что в проекте контракта, направленном заказчиком Обществу, в нарушение требований части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, было включено условие об обеспечении исполнения контракта, превышающем в полтора раза размер обеспечения контракта, указанный в аукционной документации - 80 623, 43 рублей.

Однако исходя из смысла положений части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выбор предоставить или повышенное обеспечение исполнения контракта или информацию, подтверждающую добросовестность участника, принадлежит именно победителю аукциона, и заказчик не вправе ограничивать выбор участника закупки.

Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, победителем аукциона – ООО «АЖС» надлежащим образом исполнены все требования законодательства по заключению контракта: в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе в сфере закупок, подписан контракт, направлено обеспечение исполнения контракта на сумму 80 623, 00 рублей (а в соответствии с аукционной документацией достаточно было оплатить 53 748,95 рублей) и предоставлена информация, подтверждающая добросовестность.

Следовательно, заказчиком в нарушение положений части 13 статьи 70, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок принято решение о признании ООО «АЖС» уклонившимся от заключения контракта и об отказе от заключения контракта.

Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Владимирского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок закреплено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 6 указанной статьи определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Часть 7 данной статьи закона гласит о том, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Пунктом 6 Правил закреплено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц - В) x С,

где:

Ц - цена контракта;

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки.

7. Размер ставки определяется по формуле:

,

где:

 - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП - количество дней просрочки.

8. Коэффициент К определяется по формуле:

,

где:

ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

В составе документации электронного аукциона содержится проект контракта, являющийся ее неотъемлемой частью в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Пункт 9.2 раздела 9 проекта контракта «Ответственность сторон» определяет, что в случае просрочки оказания услуги, в том числе по количеству, качеству, ассортименту, принадлежностям и комплектации (комплекту), гарантийных обязательств, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки оказания услуг, в т.ч. гарантийных и иных обязательств, Исполнителем, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения вышеуказанных обязательств, и устанавливается Контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.

Комиссия Владимирского УФАС России делает заключение о том, что данный пункт проекта контракта не в полной мере отвечает требованиям Правил, поскольку в нем не отражены формула и порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.

Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России делает вывод о несоответствии проекта контракта требованиям статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и требованиям Правил.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99  Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Агентство жилищного строительства» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по строительному контролю (техническому надзору) за выполнением работ по строительству объекта «Строительство комплекса научно-исследовательской лаборатории физико-химической вирусологии, г. Покров, Владимирская область» (Вентиляция) (№ 0328100007815000007) обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 34, части 13 статьи 70, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  3. Выдать заказчику, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Настоящее решение вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.         

Связанные организации

Связанные организации не указаны