Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении законодательства ... от 10 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я  А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я  С Л У Ж Б А

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области

_________________________________________________________________________

ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 33-49-78, 43-10-25

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении законодательства                                                                                                           о контрактной системе в сфере закупок

№ Г 537-04/2015

 

 27  июля  2015 года                                                                                                                   г. Владимир

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2015

      

   Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере  закупок (далее – Комиссия) в составе:

председателя  Комиссии:

заместителя руководителя Управления - начальника отдела,

членов Комиссии:

заместителя начальника отдела,

главного  специалиста-эксперта,

на основании части 8 статьи 106 Федерального закона № 44-ФЗ  от 05.04.2013 «О  контрактной системе  в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14  (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО «Алдега» (г.Александров Владимирской области ) на  действия комиссии  при проведении электронного аукциона на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области (№ извещения 0128200000115005132) в присутствии  представителя заказчика  МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства  Александровского района» (доверенность № 04-08/414 от 24.07.2015), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность № 9 от 12.01.2015), заявителя ООО «Алдега» (доверенность № 20/07/2015 от 20.07.2015),

             В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок                           № Г 537-04/2015  Комиссия                                

                                                                УСТАНОВИЛА:

            Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО «Алдега» (далее – заявитель) на  действия  комиссии  при проведении электронного аукциона на на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области (№ извещения 0128200000115005132).

         По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно отказала в доступе к участию в электронном аукционе заявке ООО «Алдега» по следующим основаниям: непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок: Приложение № 2 к документации, пункт 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок – в заявке участника непредставление информации (показатели товара указаны не в полном объеме), предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

         Между тем, в соответствии с пунктом 2.1  Инструкции участникам закупки, предусмотренной аукционной документацией «заказчик, уполномоченный орган, указанные в Информационной карте электронного аукциона, проводят электронный аукцион, объект закупки и условия контракта которого указаны в Информационной карте электронного аукциона и в требованиях к объекту закупки, в соответствии  с процедурами, условиями  и положения настоящей документации».

           В соответствии с пунктом 26 Информационной карты электронного аукциона объектом закупки является услуга.

           Пунктом 19  Информационной карты электронного аукциона конкретизирован вид услуги, путем указания кода по классификатору  ОКПД (ОК 034-2007) 70.12.11.000 «Услуги по покупке и продажи жилых зданий».

            Пунктом 36 Информационной карты электронного аукциона описывается объекта закупки согласно статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок «Строительство многоквартирного жилого дома осуществляется на территории г.Александрова Владимирской области. Благоустроенные, жилые помещения в благоустроенном, многоквартирном, жилом доме. Помещения с полной внутренней отделкой и электромонтажными работами, установленными дверными и оконными блоками, установкой сантехнического  оборудования приборов учета на холодное и горячее водоснабжение. Объем выполненных работ в соответствии с техническим заданием (Приложение № 2 к документации)».

          Техническое задание, предусмотренное приложением № 2  к документации, не содержит указания на оказание услуги, для оказания которой используется товар.

           В силу изложенного, исходя из положений аукционной документации, первая часть заявки должна содержать следующую информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных  документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

         При направлении первой части заявки электронная площадка в автоматическом режиме сформировала текст такого согласия следующего содержания: «Изучив, извещение о проведении электронного аукциона, включая опубликованные изменения, и документацию об аукционе, получение которых настоящим удостоверяется, мы (я), нижеподписавшийся (-ийся), согласны (-ен) поставить (выполнить, оказать) указанный выше предмет контракта в соответствии с указанной документацией по аукциону стоимостью (по цене) не выше начальной (максимальной) цены контракта…».

       Также к первой части заявки был прикреплен документ в формате MS Word Заявка 1 часть.doc, в котором также содержалось согласие, предусмотренное подпунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, подпункта 2 пункта 13.2 Документации, следующего содержания: «Настоящим организация, сведения о которой  указаны во второй части заявки на участие в электронном аукционе, выражает согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе на право заключения контракта на долевое  участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области для нужд муниципального образования Александровский район.

        Согласие участника электронного аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе: согласен». Помимо согласия в прикрепленном документе были указаны  конкретные показатели, которые установлены документацией об электронном аукционе.

         В связи с вышеизложенным, заявитель считает неправомерным обоснование отказа в допуске  по результатам рассмотрения первых частей заявок, по основанию «в заявке участник непредставление информации (показатели товара указаны не  в полном объеме)».

           Необходимо также отметить, что заказчиком при утверждении аукционной документации не предусматривалось оказание услуг с использованием товара. Документация об электронном аукционе не содержит требований ни к товарному знаку, ни конкретные показатели используемого товара.

            Техническое задание на долевое участие в строительстве многоквартирного  жилого дома в г.Александрове Владимирской области содержит перечень строительных отделочных работ, подлежащих выполнению при строительстве квартир в многоквартирном доме в г.Александрове. Требований  к материальным, трудовым, природным ресурсам, используемым в процессе производства строительных работ, не представлено.

             На входе в процесс производства находятся ресурсы, в процессе – производства факторы производства, а на выходе – готовый продукт, факторные доходы. Только участвуя в процессе обмена, продажи готовый продукт становится товаром. Жилые помещения как готовый продукт, который может выступать  впоследствии товаром, будет получен  в результате выполнения услуги по строительству, а соответственно, выполнению определенного перечня строительных, отделочных работ, описание которых в заявке участника полностью соответствует требованиям, отраженным в аукционной документации.

          Заказчиком также не установлены в описании объекта закупки функциональные, технические и качественные  характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), что не соответствует подпункту 1 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок; не определены стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, что не соответствует подпункта 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться  обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

           При этом, заказчиком не определен  и тот факт, что объекта закупки является товаром. Членами комиссии при рассмотрении первых частей заявок возможно произведена подмена понятий  «услуга» и «товар» (товар – продукт труда, изготовленный для обмена, продажи; услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому).

            Конкретных требований к товарам,  ресурсам, используемым в процессе осуществления  строительных, отделочных работ для выполнения заказанной услуги, в аукционной документации не содержится.

          Соответственно, подпункты 1 и 3 пункта 13.2 аукционной документации не могут быть применимы при рассмотрении первой части заявки.

          Данная позиция подтверждается и судебной практикой. Например, в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.07.2015 № Ф01-2471/2015 по делу № А28-10055/2014 суд указывает «содержание первой части заявки определяется  в зависимости от предмета контракта (товара, работы или услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средств индивидуализации». Содержание первой части заявки  различается в зависимости от того, имеется  ли в документации указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы (товарные знаки), наименование страны происхождения товара.

            В аукционной документации не содержится требований к товарному знаку или иные средства индивидуализации товара.

         Соответственно, ООО «Алдега» подавая первую часть заявки, руководствовалось подпунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и подпунктом 2 пункта 13.2 аукционной документации, не предусматривающие представление информации (показатели товара).

          Согласно  статьи 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» № 214-ФЗ от 30.12.2004 года «По договору участия в долевом строительстве (далее – договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии  разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома и (или) иного объекта недвижимости». Таким образом, заключение договора долевого участия в строительстве не предусматривает продажу квартир.

             На основании изложенного, заявитель считает, что при подготовке и утверждении аукционной документации был неверно выбран код ОКПД услуги и вместо кода 70.12.11.00 должен был быть указан код ОКПД 45.21.12.110 с указанием характеристик жилых помещений и многоквартирных домов.

          В силу изложенного, заявитель просит признать жалобы обоснованной, провести проверку деятельности уполномоченного органа, заказчика на предмет соответствия требованиям законодательства в ходе проведения заказа, признать аукционную комиссию нарушившей требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, признать протокол  рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0128200000115005132 от 17.07.2015 несоответствующим требованиям законодательства и аннулировать его, обязать уполномоченный орган, заказчика допустить к участию в электронном аукционе ООО «Алдега», выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

          В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа заявил следующее.

          По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00  минут 16.07.2015 года было подано 2 заявки от участников, с порядковыми номерами: 2,3.             

          При проведении электронного аукциона, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

          Согласно пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник электронного аукциона не допускается  к участию в нем в случае не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или предоставления недостоверной информации.

           При рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе № 0128200000115005132 отказано в допуске участнику закупки с порядковым номером 2 в соответствии с Приложением № 2 к документации, пунктом 13.2  Инструкции участником закупок документации об электронном аукционе – в заявке участник непредставление информации (показатели товара указаны не в полном объеме), предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

            В Приложении № 2 к аукционной документации указано следующее:

            Требования, установленные к качеству, потребительским свойствам жилых помещений:

            Жилые помещения  квартир в многоквартирном жилом доме в количестве 16 единиц, в том числе:

- однокомнатная квартира, общей площадью не менее 35,1 кв.м. (без учета лоджий и балконов), в количестве 5 (пяти) квартир;

- двухкомнатная квартира, общей площадью не менее 50,3 кв.м. (без учета лоджий и балконов),  в количестве – 3 (трех) квартир;

- двухкомнатная квартира, общей площадью не менее 50,4 кв.м. (без учета лоджий и балконов), в количестве – 3 (трех) квартир;

-  двухкомнатная квартира, общей площадью не менее 56,0 кв.м. (без учета лоджий и балконов), в количестве – 5 (пяти) квартир.

        В заявке № 2 информация по количеству и площади квартир отсутствует.                                                                                                       

        На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ООО «Алдега»  необоснованной в полном объеме.

        Представитель заказчика по существу жалобы указал следующее.

        На утверждение заявителя о том,  что при подготовке и утверждении аукционной документации был неверно выбран код ОКПД услуги и вместо кода 70.12.11.00 должен быть указан код ОКПД 45.21.12.110 с указанием характеристик жилых помещений и многоквартирных домов, заказчик считает, что заказчиком код ОКПД 70.12.11.000 выбран верно, так как заказчик не является застройщиком и сам не осуществляет строительство многоквартирного жилого дома, а является дольщиком строительства многоквартирного жилого дома, в связи с чем, им и установлен код ОКПД 70.12.11.00.

        Кроме того, согласно пункта 18 Информационной карты указанного электронного аукциона предметом  электронного аукциона является долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области.

        Пунктом 26 Информационной карты установлен объект закупки – Услуга.

        С учетом предмета электронного аукциона, во исполнение статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 36 Информационной карты электронного аукциона произведено описание объекта закупки: «Строительство многоквартирного жилого дома осуществляется на территории г.Александрова Владимирской области. Благоустроенные, жилые помещения в благоустроенном, многоквартирном, жилом доме. Помещения с полной внутренней отделкой и электромонтажными работами, установленными дверными и оконными блоками, установкой сантехнического  оборудования приборов учета на холодное и горячее водоснабжение. Объем выполненных работ в соответствии с техническим заданием (приложение № 2 к документации)».

        Техническим заданием, установленным приложением № 2, установлен перечень строительных, отделочных работ, подлежащих выполнению при строительстве.

          Таким образом, Техническое задание является продолжением описания объекта закупки – услуги. Более подробное описание объекта закупки – услуги по долевому участию в строительстве многоквартирного дома заказчик считает необходимым с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств в виде бюджетных инвестиций в объекта капитального строительства. Документация об электронном аукционе не содержит конкретных показателей товара, используемого при оказании услуги.

       Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99  Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

        В силу части  1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия  проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие  информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным  документацией о таком аукционе в отношении  закупаемых  товаров, работ, услуг.

        В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной  системе в  сфере закупок участник электронного аукциона не допускается в участию в нем в случае не предоставления  информации, предусмотренной  частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления  недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

         В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

          Подпунктом 2 Раздела 13 Инструкции участникам закупки документации о проведении электронного аукциона на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на  выполнение работы или оказание услуги.

          Пунктами 18 и 26 Информационной карты электронного аукциона на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области предусмотрено, что объектом закупки является оказание услуги на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области.

          По мнению Комиссии, требования к качеству, потребительским свойствам жилых помещений, установленные в Приложении № 2 к аукционной документации являются частью описания объекта закупки (услуги), и не относятся к числу требований к характеристикам товара, используемого при оказании услуги.

         Таким образом, в документации  указанного электронного аукциона не содержится конкретных показателей товара, используемого для оказания услуги.

            В первой части заявки ООО «Алдега»  на участие в электронном аукционе, в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и подпунктом 2 раздела 13 Инструкции участникам закупки документации о проведении электронного аукциона, декларируется согласие на оказание услуги, являющейся предметом электронного аукциона, на условиях предусмотренных аукционной документацией.                                            

         Таким образом, аукционная комиссия, неправомерно отказала в доступе к участию в электронном аукционе заявке ООО «Алдега».

          Кроме того, в результате проведенной внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.

          Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

          1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

         По мнению Комиссии, код ОКПД 45.21.12.110 «Работы общестроительные по возведению новых многоквартирных жилых зданий» не корректно относить к предмету закупки  указанного электронного аукциона (как полагает заявитель), поскольку предметом электронного аукциона является оказание услуг по долевому участию в строительстве,  а не выполнение  работ по строительству многоквартирных жилых помещений.

           Кроме того, Комиссия напоминает, что в силу пункта 3.38 Административного регламента  в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не производится.

            На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3  частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России

                                                        

РЕШИЛА:

           

           1. Признать жалобу ООО «Алдега» на  действия комиссии  при проведении электронного аукциона на долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома в г.Александрове Владимирской области (№ извещения 0128200000115005132)  обоснованной.

          2. Вынести в отношении  аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

           3.  Признать аукционную комиссию нарушившей  требования   части 4  статьи 67  Закона о контрактной системе в сфере закупок.

           4.  В силу частей 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок рассмотрение довода жалобы ООО «Алдега» относительно положений аукционной документации (кода закупки)  Комиссией не производится.

            5. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

 

 

Настоящее решение вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.             

          

Председатель  Комиссии                                                                                                          

 

Члены Комиссии                                                                                                                     

                                                                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны