Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении законодательства о контрак... от 8 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я  А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я  С Л У Ж Б А

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области

_______________________________________________________________________

ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении законодательства                                                                                                           о контрактной системе в сфере закупок

№ Г 80-04/2018

 

8 февраля 2018  года                                                                                        г. Владимир

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.02.2018 года

 

Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

председателя  Комиссии:

<….>

на основании части 8 статьи 106 Федерального закона № 44-ФЗ  от 05.04.2013 «О  контрактной системе  в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14  (далее - административный регламент)  рассмотрела жалобу заявителя - ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на строительство Дома культуры на 230 мест по ул. Ленина в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области (№ закупки 0128200000117016416).

07.02.2018  в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе  в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 08.02.2018 (09:00).

07.02.2018 на заседании Комиссии присутствовали представители: заказчика - муниципального казенного учреждения культуры "Боголюбовское культурно-досуговое объединение"  Спирина Т.С. (доверенность от 05.02.2018 №б/н), <….> (приказ от 31.10.2018); уполномоченного органа – департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области <….> (доверенность от 17.01.2018 №22).

08.02.2018 (09:00) в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе  в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 08.02.2018 (16:45).

08.02.2018 (09:00) на заседании Комиссии присутствовали представители: заказчика - муниципального казенного учреждения культуры "Боголюбовское культурно-досуговое объединение"  <….>(доверенность от 05.02.2018 №б/н), <….> (приказ от 31.10.2018), <….> (доверенность от 05.02.2018 №б/н), <…..> (доверенность от 05.02.2018 №б/н); уполномоченного органа – департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области <….> (доверенность от 17.01.2018 №22).

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.

В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок                             Комиссия        

                                                                     

УСТАНОВИЛА:

 

Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству Дома культуры на 230 мест по ул.Ленина в пос.Боголюбово Суздальского района Владимирской области (№0128200000117016416).

По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

1.В нарушение требований статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок  заказчик не установил требования к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также перечень документов, подтверждающих соответствие данному требованию.

2.Заказчик в нарушение требований части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок не указал возможные виды работ, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно, также в нарушение требований части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок не установил в проекте контракта ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению данных работ.

3.Заказчик в нарушение требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта и вводит в заблуждение участников закупки (пункт 4.4 проекта контракта).

На основании изложенного, заявитель  просит признать жалобу обоснованной, вынести предписание об устранении допущенных нарушений.

В обоснование правомерности действий заказчика представитель заявил следующее.

1.В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Федерального закона, указываются в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 данного Федерального закона.

Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В пункте 41 Извещения о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.

В пункте 42 Извещения указано следующее:

1. перечень документов и информации, которые необходимы для подтверждения участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: Предоставление в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме выписки из реестра членов саморегулируемой организации или копия такой выписки (по форме утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 56), выданной не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства*

Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и должен быть не менее начальной (максимальной) цены контракта.

* не требуется в случаях, перечисленных вч. 2.1 и 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса

РФ.

2.Документы, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99):

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка: -копия исполненного контракта (договора);

-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

2.Заказчиком в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, также в проекте контракта не установлена ответственность за неисполнение указанных требований.

Данный довод жалобы заказчиком не оспаривается.

3.В проекте контракта указано, что возврат внесенного денежного обеспечения осуществляется в течение 5 дней, а срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц. Устанавливая такие противоречивые сведения, заказчик вводит в заблуждение участников закупки.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в документации о закупке, извещении, проекте контракта должно быть установлено требование об обеспечении исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 указанной статьи исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств на счет заказчика. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.

В силу части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Раздел 4 проекта муниципального контракта содержит положение о том, что способами обеспечения исполнения контракта являются банковская гарантия или внесение денежных средств на счет заказчика. Следовательно, способ обеспечения определяется подрядчиком самостоятельно. Порядок обеспечения исполнения контракта установлен заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.

На основании изложенного, заказчик согласился, что жалоба заявителя является частично обоснованной.

Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99  Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1.Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе  в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Во исполнение вышеуказанного требования заказчиком в пунктах 41 и 42 извещения о проведении электронного аукциона (пункт 46 Информационной карты) указаны вся  информация, предусмотренная частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе  в сфере закупок.

Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, что в документацию о закупке заказчиком подлежат включению возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

В нарушение вышеуказанных требований рассматриваемая документация об электронном аукционе не содержит виды и  объемы работ, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства от 30.08.2017 №1042 (далее – Правила) за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

В нарушение требований части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в проекте контракта не указана информация в соответствии с вышеуказанным пунктом Правил.

Таким образом, указанный довод заявителя нашел свое подтверждение.

3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Во исполнение требований части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 4.4 проекта контракта указано, что возврат подрядчику внесенного денежного обеспечения производится заказчиком в течении 5 (пяти) банковских дней с момента исполнения контракта, при условии надлежащего исполнения подрядчиком исполненных обязательств по контракту и получения письменного извещения от подрядчика об исполнении своих обязательств по настоящему контракту в подлиннике, оформленном надлежащим образом, на бумажном носителе, без применения факсимильных подписей.

Таким образом, пункт 4.4 контракта устанавливает не срок действия обеспечения исполнения контракта, а срок и порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, указанный довод заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями части 34, части 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3  частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Перспектива» на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству Дома культуры на 230 мест по ул.Ленина в пос.Боголюбово Суздальского района Владимирской области (№0128200000117016416) частично обоснованной, в части довода о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 110.2, части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок Заказчику не выдавать, так как по указанной закупке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок было выдано по делу о нарушении законодательства  о контрактной системе в сфере закупок № Г 79-04/2018. 

4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Настоящее решение вступает в законную силу  с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения. 

 

Председатель   Комиссии                                                                               <….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны