Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-178-02/2015 от 16 июня 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по делу № К-178-02/2015
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 апреля 2015 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:
(----------) – председателя Комиссии Владимирского УФАС России, заместителя руководителя управления;
(--------) - члена Комиссии Владимирского УФАС России, начальника отдела;
(--------) – члена Комиссии Владимирского УФАС России, главного государственного инспектора,
в присутствии представителей: от Счетной палаты Владимирской области –(---------) по доверенности от 14.05.2014 №02-382 сроком действия три года; (-----------) по удостоверению;
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района – (-------) по паспорту, (-----------) по доверенности от 15.04.2015;
от Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области – представители не явились, надлежащим образом извещены;
рассмотрев дело № К-178-02/2015 по признакам нарушения Управлением экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило обращение Счетной палаты Владимирской области (вх. 1291 от 11.03.2015) на действия Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению представителей Счетной палаты Владимирской области, Управлением экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области проведены аукционы (извещения № 0328300126014000189, №0328300126014000191) предметом которых явились работы по реконструкции муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино, ул.Школьная. д.59б. При этом фактически предметом аукционов явились поставка оборудования и малых и архитектурных форм для реконструируемого детского сада.
В обоснование своих доводов Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области указало, что в соответствии с Постановлением администрации Ковровского района от 28.01.2014 №71 "О мерах реализации Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оно является уполномоченным органом на осуществление полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для заказчиков Ковровского района. Постановлением администрации Ковровского района от 31.12.2013 №1359 утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Ковровского района. В соответствии с данным положением исключительно только заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе, самостоятельно определяет предмет закупки, описывает объект закупки, определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, определяет сроки выполнения работ, заключает контракты по итогам закупкам и следит за исполнением этих контрактов. Заказчиком по указанным выше аукционам является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района.
Определением от 31.03.2015 в качестве ответчика привлечено муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района пояснили, что в соответствии с Постановлением администрации Владимирской области от 01.07.2014 №675 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 №289 "О порядке предоставления и распределения в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" денежные средства выделялись именно на реконструкцию учреждения. В связи с этим проведение аукциона исключительно на поставку оборудования не представляется возможным. Кроме этого, включение в состав лота и работы и поставку оборудования привело бы к нарушению части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Владимирского УФАС России, исследовав все представленные материалы, установила следующее.
19.11.2014 заведующей (----------) издан приказ №177 об утверждении документации электронного аукциона на право заключения контракта на реконструкцию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района.
На Интернет-сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона №0328300126014000189.
Объектом закупки является реконструкция муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино, ул.Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Заказчиком выступает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района.
Организация, осуществляющая закупку – Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района.
Дата и время начала подачи заявок 25.11.2014
Дата и время окончания подачи заявок 03.12.2014.
Дата проведения аукциона 08.12.2014
В информационной карте электронного аукциона также установлено, что объектом закупки является реконструкция муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино. ул. Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Однако, в приложении №3 к информационной карте электронного аукциона указаны показатели товара (малые архитектурные формы), используемые при выполнении работ, а именно: песочница в форме пожарной машины, песочница с декоративными элементами соснового бора, качалка на пружине в форме машинки, столик с навесом в форме гриба, беседка, качалка на пружине в форме петушка, скамья в форме самолета, домик с крышей, скамья в форме гусеницы.
22.12.2014 между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района и обществом с ограниченной ответственностью "ЭЛТИК" заключен контракт №8.
Вместе с этим, 24.11.2014 заведующей (----------) также издан приказ №178 об утверждении документации электронного аукциона на право заключения контракта на реконструкцию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района.
На Интернет-сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона №0328300126014000191.
Согласно указанному выше извещению объектом закупки является реконструкция муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино, ул.Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Заказчиком выступает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района.
Организация, осуществляющая закупку – Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района.
Дата и время начала подачи заявок 03.12.2014
Дата и время окончания подачи заявок 11.12.2014.
Дата проведения аукциона 15.12.2014
В информационной карте электронного аукциона также установлено, что объектом закупки является реконструкция муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района по адресу: Владимирская область, Ковровский район, пос. Малыгино. ул. Школьная, д.59б. Код по ОКПД 45.21.15.120.
Однако, в приложении №3 к информационной карте электронного аукциона указаны показатели товара, используемые при выполнении работ, а именно: кровать детская односпальная, стол письменный, стул, двухместный стол-парта с изменяющимся наклоном крышки, стул детский, стол однотумбовый письменный, шкаф для белья, стеллаж для игрушек, диван игровой, шкаф для пособий, шкаф для индивидуальных комплектов одежды, шкаф детский 5-ти секционный, напольная 5-местная вешалка для полотенец с индивидуальными ячейками для предметов личной гигиены, шкаф металлический для уборочного инвентаря, стол производственный с решеткой и бортом, полка настенная для тарелок, скамья, напольная конвектор-скамейка в виде завалинки, стеллаж для игрушек, шкаф сушильный для одежды, шкаф для одежды, шкаф для одежды, стол для проведения совещания, стол компьютерный с полками, кресло поворотное, шкаф книжный полузакрытый, шкаф полузакрытый для пособий, стеллаж для пособий, методической литературы, стеллаж для картин и пособий, стеллаж для картин и репродукций, стойка для выставочного материала, стол журнальный, мольберт настольный, стенд, стол с подсветкой для рисования по песку, полотенцедержатель с тремя крючками, шкаф пенал для изо материалов, стол компьютерный угловой с полками, мольберт напольный, полочки открытые для оформления изостудии, съемные деревянные решетки на радиаторы, тумба приставная с замком на верхнем ящике, шифоньер двухстворчатый, дидактический стол с набором игрушек, облучатель воздуха закрытого типа, термометр-психрометр настенный, доска передвижная поворотная, персональный компьютер с жидкокристаллическим дисплеем, принтер, жалюзи на окна с затемнением, интерактивная доска, мультимедийная установка с экраном, кулер для воды, ноутбук, флипчарт, музыкальный центр, видеокамера, электрополотенце, доска передвижная магнитная, принтер цветной, мультимедийный проектор, экран для проектора с потолочным креплением, DVD плеер, стол-тумба, стенд для выставки детских работ, воздушно-пузырьковая трубка с мягким основанием подвесной фибероптический модуль –солнечный домик, подвесной фибероптический ковер-звездочет, напольный фибероптический модуль – волшебный фонтан, зеркальный шар с мотором, настенное интерактивное панно- бесконечность, тактильно-фибероптическая настенная панель, световой стол для рисования песком (напольный), ультрафиолетовый светильник сухой интерактивный бассейн, пуфик-кресло с гранулами, прозрачный мольберт, сенсорное панно – геометрические фигуры, пучок фибероптических волокон с боковым свечением (с источником света к фибероптическому волокну) тактильные квадраты, светильник – пламя, шар – молния, генератор запахов, набор масел, DVD для релаксации, CD набор музыкальных дисков для релаксации, маты напольные, тактильные панели с различным наполнением, мягкие модули, пособие сухой дождь, ионизатор воздуха – горная свежесть, профессиональный генератор музыки и запахов, магические жезлы, комплект штор, зеркало.
Проанализировав документы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующему выводу.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее –Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе, в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть совокупности действий, осуществляемых заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
На основании статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым относится и аукцион - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе и:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, в извещениях №0328300126014000189, №0328300126014000191 и в информационных картах электронных аукционов предметом закупки являются работы по реконструкции, а в приложениях к документациям содержатся сведения о поставке оборудования. Кроме этого, из локальных сметных расчетов, также не следует, что будут выполнены работы по реконструкции детского сада.
Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Статья 17 Закона о защите конкуренции предусматривает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Этой же статьей установлены признаки ограничения конкуренции.
К признакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться определенными правилами, в частности, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В данном случае в извещении необходимо в качестве предмета аукциона также указать и поставку необходимого оборудования.
Не указав в извещениях, а также в документациях электронных аукционов поставку оборудования в предмете закупки, заказчик нарушил статью 33 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, установление заказчиком в документации в качестве предмета закупки работы по реконструкции без указания на приобретение оборудования ограничивает круг потенциальных участников.
При таких обстоятельствах муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района были проведены электронные аукционы (извещения №0328300126014000189, №0328300126014000191) в нарушении норм антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что документации по указанным выше электронным аукционам утверждены муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района в действиях Управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации Ковровского района Владимирской области не содержится нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь частью 1 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в указании в извещениях №0328300126014000189, №0328300126014000191, а также в документациях об электронном аукционе предмета закупки, не соответствующего действительности.
2.Выдать муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детского сада комбинированного вида №11 "Солнышко" Ковровского района предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно, при проведении торгов в извещении, а также в документации аукциона либо конкурса конкретизировать предмет закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии (----------)
Члены комиссии: (-----------)
(----------)