Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-228-03/2015 от 9 апреля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09
e-mail: to33@fas.gov.ru
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № К-228-03/2015
«3» апреля 2015 года г. Владимир
Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 №428, в составе:
Ш... – председателя комиссии – вр. и. о. руководителя управления;
Т… – члена комиссии – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;
Г.... – члена комиссии – специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;
в присутствии представителя:
конкурсной комиссии и заказчика – АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» - Л..., действующего на основании доверенности №072/3892 от 03.04.2015 года;
в отсутствии представителя:
заявителя – ЗАО «Накал»- Промышленные печи», надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы и ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в его отсутствии,
рассмотрев дело № К-228-03/2015, возбужденное по жалобе ЗАО «Накал»-Промышленные печи» на действия заказчика АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных,
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба от Закрытого акционерного общества «Накал»-Промышленные печи» (далее – ЗАО «Накал»-Промышленные печи», Заявитель) на действия заказчика Акционерного общества «Муромский завод радиоизмерительных приборов» (далее – АО «МЗ РИП») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных.
Из жалобы Заявителя следует, что 26.03.2015 года заказчиком - ОАО «МЗ РИП» на официальном сайте сети интернет zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502177008 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных с начальной максимальной ценой договора – 1 155 000 руб. В соответствии с подпунктом 16 Информационной карты конкурса пункта 5 Конкурсной документации «Требования к поставляемому товару приводятся в томе 2 «Техническая часть». В томе 2 «Техническая часть» указаны технические характеристики электропечей камерных сушильных ЭКС-0,2/5-И2, поставка которых требуется Заказчику. Однако, в пункте 4.7 проекта договора Заказчик, указывает на конкретного производителя: «Электропечи ЭКС-0,2/5-И2 должны быть производства ООО «НПФ ТермИКС». Аналоги других производителей не рассматриваются». У ЗАО «Накал»-Промышленные печи» имеется аналогичная продукция собственного производства. Включение в проект договора условия о конкретном производителе ООО «НПФ ТермИКС» исключает возможность участия ЗАО «Накал»-Промышленные печи» в конкурсе. Заказчик, указывая требование к конкретному производителю, не обосновывает, что товар именно этого производителя является для него принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 3 Закона о закупках и часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного, Заявитель просит антимонопольной орган приостановить проведение конкурса, признать действия заказчика неправомерными и обязать его внести изменения в пункт 4.7 проекта договора.
В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) возбуждено дело № К-228-03/2015.
01.04.2015 года, в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России в адрес заказчика – АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» направлено уведомление о приостановлении проведения торгов до рассмотрения жалобы по существу, в том числе заключения договора.
01.04.2015 в адрес антимонопольного органа поступило ходатайство от АО «МЗ РИП» об отложении рассмотрения жалобы в связи с нехваткой времени для подготовки мотивированного ответа.
На заседание Комиссии, представитель Заявителя, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, ходатайствовав о рассмотрении жалобы в его отсутствии.
Представитель заказчика на заседании пояснил, что предметом открытого конкурса в электронной форме выбрана печь, на основании имеющихся на предприятии двух печей, приобретенных в 2014 году. Печи ЭКС-0,2/5-И2 показали себя с положительной стороны. С учетом качества данной продукции, удобства управления, обслуживания и дальнейшего ремонта продукции одного производителя (контролер температуры, нагреватель и другие запасные части) было принято решение аналоги других производителей не рассматривать.
Исследовав предоставленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы представителя заказчика, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее. (см. текст в предыдущей редакции)
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В документации о закупке согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов» является хозяйствующим обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.
В соответствии с приказом генерального директора ОАО «МЗ РИП» от 29.12.2012 года №456 «О закупках» (изм. Приказ №152 от 18.04.2014) утвержден состав закупочной комиссии.
24.09.2014 года Советом директоров ОАО «МЗ РИП» Протокол №11/СД-2014 от 24.09.2014 г. утверждено Положение о закупке ОАО «МЗ РИП» (далее – Положение о закупке).
Согласно пункту 4.3 Положения о закупке документация процедуры размещения заказа, если иное не установлено настоящим Положением, в зависимости от выбранного способа размещения заказа должна содержать:
- установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в процедуре размещения заказа;
- требования к описанию участниками процедуры размещения заказа поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками процедуры размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик, которые являются предметом закупки;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения о начальной (максимальной) цене Договора (цене лота);
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;
- порядок формирования цены Договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в процедуре размещения заказа;
- сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки;
- требования к участникам процедуры размещения заказа и перечень документов, представляемых участниками процедуры размещения заказа для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- место и дата рассмотрения предложений участников процедуры размещения заказа и подведения итогов процедуры (за исключением процедур, в которых победитель определяется автоматически программными средствами Электронной площадки);
- критерии оценки и сопоставления заявок;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре размещения заказа;
- проект Договора (поставки, оказания услуг, подряда и др.), заключаемого с победителем процедуры размещения заказа;
- проект соглашения по обеспечению исполнения Договора (в случае если такое требование было установлено в извещении).
- формы, порядок, место, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации процедуры размещения заказа.
Информация, указанная в документации процедуры размещения заказа, не должна противоречить информации, указанной в извещении. В случае расхождения между информацией, указанной в документации, и информацией, указанной в извещении, приоритет имеет информация, указанная в извещении.
Согласно пункту 10.6.4 Положения о закупке при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается комиссией к участию в конкурсе в случае:
- несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным документацией, в том числе наличия сведений об участнике в федеральном реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено конкурсной документацией;
- несоответствия заявки участника размещения заказа требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе непредоставления документов, указанных в конкурсной документации, или отсутствия в заявке и документах сведений, предоставление которых необходимо в соответствии с конкурсной документацией, наличия в такой заявке предложения о цене Договора, превышающей начальную (максимальную) цену Договора, начальную (максимальную) цену единицы продукции;
- несоответствия технических, функциональных и прочих характеристик продукции, предлагаемой участником, требованиям, установленным конкурсной документацией;
- наличия в предоставленных участником документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или предлагаемой им продукции;
- непредставления обеспечения заявки на участие в конкурсе в соответствии с конкурсной документацией, если условие о таком обеспечении было установлено.
Конкурсная документация в электронной форме на право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных утверждена коммерческим директором АО «МЗ РИП» 26.03.2015.
26.03.2015 года заказчиком - АО «МЗ РИП» на официальном сайте сети интернет zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502177008 и документация о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных с начальной максимальной ценой договора – 1 155 000 руб.
Согласно пунктам 2 и 3 Извещения о проведении конкурса и пункту 5 раздела 5 «Информационная карта конкурса» предметом конкурса является право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных. Состав и объем поставки: в полном соответствии с Конкурсной документацией, проектом договора и техническим заданием.
Согласно пункту 4.7 проекта договора электропечи ЭКС-0,2/5-И2 должны быть производства ООО «НПФ ТермИКС». Аналоги других производителей не рассматриваются.
В Техническом задании на поставку электропечей камерных сушильных приведены технические характеристики электропечи модели ЭКС-0,2/5-И2.
Проанализировав Положение о закупке ОАО «МЗ РИП», извещение о проведении конкурса, конкурсную документацию, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закон о закупках не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, а также не запрещает заказчику проводить закупку товара, выпускаемого одним производителем. При этом для соблюдения принципов осуществления закупок, указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик обязан обосновать указание конкретных требований и (или) производителя товара.
По мнению Комиссии, технического и производственного обоснования, представленного заказчиком, достаточно для указания им определенного производителя электропечи.
Кроме того, предметом данного конкурса является право на заключение договора на поставку, а не на изготовление предмета закупки, в связи с чем участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям конкурсной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Вместе с тем, указание производителя только в проекте договора приводит к противоречию между потребностями заказчика и основным содержанием Конкурсной документации, в том числе, Извещения о проведении конкурса, Информационной карты конкурса и Технического задания. В соответствии с Информационной картой конкурса и Техническим заданием конкурсная комиссия заказчика обязана допустить к участию в конкурсе участника, предложившего электропечи модели ЭКС-0,2/5-И2 любого производителя.
Так как в проекте договора, Извещении о проведении конкурса, Информационной карте конкурса, Техническом задании содержится разная информация относительно поставляемого товара, данная неопределенность может отрицательно повлиять на возможность участия потенциальных участников в конкурсе, а также на их допуск к участию в оценочной стадии закупочной процедуры.
При указанных обстоятельствах жалоба ЗАО «Накал» - Промышленные печи» является обоснованной.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика АО «МЗ РИП» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных (извещение № 31502177008) нарушают требования, установленные частью 1 статьи 3 Закона о закупках.
Одновременно Комиссией принято решение о выдаче заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение выявленного нарушения путем приведения в соответствие конкурсной документации и проекта договора с части предмета закупки.
Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1, пунктом 31 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
- Признать жалобу Закрытого акционерного общества «Накал»-Промышленные печи» на действия заказчика Акционерного общества «Муромский завод радиоизмерительных приборов» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электропечей камерных сушильных (извещение № 31502177008) обоснованной.
- Выдать заказчику – Акционерному обществу «Муромский завод радиоизмерительных приборов» предписание об устранении нарушения.
Председатель Комиссии |
|
|
Ш… |
|
|
|
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
Т… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г… _____ |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.