Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К - 229-02/2015 от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К - 229-02/2015

Оглашена резолютивная часть: 08 мая  2015 г.

Изготовлено в полном объеме: 08 мая  2015 г.

Комиссия Владимирского УФАС России в составе:

(---------) - председателя Комиссии (заместителя руководителя Управления);

(--------) - члена Комиссии (главного специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти);

(----------) – члена Комиссии (ведущего специалиста-эксперта отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти).

В присутствии:

- помощника главы Александровского района (-------------)(доверенность от 14.04.2015 № 97-01-33/37);

-  заместителя заведующего юридическим отделом администрации муниципального образования г. Александров (-----------)(доверенность от 31.12.2014 № 01-81-2668), 

рассмотрев дело № К-229-02/2015 по признакам нарушения Советом народных депутатов Александровского района Владимирской области  (далее - Совет), адрес места нахождения: Владимирская область, г.Александров, ул.Красной молодежи, д.7, 601650   ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Владимирского УФАС России из Александровской городской прокуратуры поступила информация по вопросу законности совмещения функций органа местного самоуправления администрации г.Александрова  и функций хозяйствующего субъекта МУП «Ритуал». 

Проанализировав представленные материалы и действующее законодательство установлено, что в действиях Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

   В соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что признаки ограничения конкуренции – это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Положением п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что  хозяйствующий субъект - это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из положения, предусмотренного ч.1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также самостоятельно определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В соответствии со ст.ст. 25, 29 Закона о погребении гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Подпунктом 2 статьи 25 названного закона закреплено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно имеющейся судебной практике, а именно, постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 по делу № А33-9227/2006 Арбитражного суда Красноярского края возможность передачи   хозяйствующему субъекту, в том числе обладающему статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела функций и прав органа местного самоуправления в сфере организации похоронного дела противоречит законодательству, что создает преимущественные условия   для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же рынке услуг.

Так, материалами дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно постановлению главы местного самоуправления г.Александрова от 10.07.1998 № 806 «Об определении в качестве специализированной службы по погребению МП «Ритуал» в качестве специализированной службы, обеспечивающей гарантированный перечень услуг по погребению умерших, – определено МУП «Ритуал».  

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 26 Устава  г. Александрова, утвержденного решением   Совета народных депутатов муниципального образования город Александров (далее – Совет) от 10 05.2006 № 38 (далее - Устав) к исключительной компетенции Совета относится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Решением Совета от 22.05.2013 № 394 утверждены «Правила работы муниципальных общественных кладбищ» (далее - Правила).

Из ч. 1 ст.3 Правил следует, что администрация кладбища создается директором специализированной службы и непосредственно ему подчиняется.

Частью 2 статьи 3 Устава  установлено, что  администрация кладбища обязана содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать, в том числе, постоянное содержание в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства. 

Согласно полученным сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц предприятие «Ритуал» имеет организационно-правовую форму в виде муниципального унитарного предприятия. МУП «Ритуал»  создано 28.12.1994  и действует до настоящего времени, его основным видом деятельности  является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Исходя из вышеизложенного, установлено, что в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции МУП «Ритуал» является хозяйствующим субъектом.

Так, Совет, утвердив вышеуказанные Правила, фактически уполномочивает хозяйствующий субъект МУП «Ритуал» функциями по содержанию кладбища в надлежащем порядке и обеспечению  постоянного содержания в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под защитой государства, что означает передачу указанному учреждению, как хозяйствующему субъекту, части полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных п.22 ч. 1 ст. 14 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, действия Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области,  связанные с принятием положений, указанных в части  2 ст.3  «Правил работы муниципальных общественных кладбищ и порядка их содержания», утвержденных Решением Совета народных депутатов Александровского района от 22.05.2013 № 394 в части наделения специализированной службы - МУП «Ритуал» по вопросам похоронного дела, как хозяйствующего субъекта, частью функций, относящихся исключительно к полномочиям органа местного самоуправления, которые ограничили или могли привести к ограничению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, путем необоснованного препятствования доступа на соответствующий рынок иных хозяйствующий субъектов  нарушают требования, установленные ч.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем Комиссией принято решение о выдаче  Совету народных депутатов Александровского района Владимирской области предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства,

Вместе с тем, Комиссией  в действиях Администрации г. Александрова нарушения ч.3 ст. 15 Закона о защите конкуренции не установлено.   

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьями 23, 39, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать в действиях Совета народных депутатов Александровского района Владимирской области (адрес места нахождения: Владимирская область, г.Александров, ул.Красной молодежи, д.7, 601650) факт нарушения ч. 3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в наделении  МУП «Ритуал» функциями по содержанию кладбища в надлежащем порядке и обеспечению  постоянного содержания в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под защитой государства, относящимися к полномочиям органов местного самоуправления,

2. Выдать  Совету народных депутатов Александровского района Владимирской области, адрес места нахождения: Владимирская область, г.Александров, ул.Красной молодежи, д.7, 601650, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 01.07.2015.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                           (----------)

 

Члены комиссии:                                                                                                        (-----------)        

                                                                                                                                    (--------------)  

Связанные организации

Связанные организации не указаны