Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-264-02/2015 от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №  К-264-02/2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 6 мая 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 мая 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту  – Комиссия Владимирского УФАС России)  в составе:

(----------) – председателя Комиссии Владимирского УФАС России, руководителя управления;

(----------) – члена Комиссии Владимирского УФАС России, главного государственного инспектора;

(-----------) – члена Комиссии Владимирского УФАС России, ведущего специалиста-эксперта,

          при участии представителей:

от Департамента лесного хозяйства администрации  Владимирской области (далее по тексту – Департамент лесного хозяйства) –(-----------) по доверенности от 05.05.2015  сроком действия три года,

от Государственного казенного учреждения  Владимирской области "Юрьев - Польское лесничество" (далее по тексту – ГКУ "Юрьев – Польское лесничество") –(-----------) по приказу от 22.11.2013 №385-к, 

от Общества с ограниченной ответственностью "Сима" (далее по тексту – ООО "Сима") – представитель не явился,

рассмотрев дело № К-264-02/2015 в отношении Департамента лесного хозяйства по признакам  нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

   Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области с целью контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 26.01.2011 №30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", руководствуясь статьей 25.4 Закона о защите конкуренции направлен запрос о представлении документов, подтверждающих пролонгацию  договоров аренды лесных участков, заключенных в 2008 году. 

  В результате изучения документов, предоставленных Департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области на основании запроса информации, подготовленного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области, были выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

15.04.2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в отношении Департамента лесного хозяйства возбуждено дело № К-264-02/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ "Юрьев - Польское лесничество" и ООО "Сима".

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Департамента лесного хозяйства указал на то, что при издании приказа от 03.06.2013 №415-п руководствовался Порядком приведения  договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного  пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным Приказом МПР  РФ от 04.10.2007 №258, а также  статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Представитель ГКУ "Юрьев - Польское лесничество" в обоснование своих доводов сослался на то, что  соглашение от 14.06.2013 было заключено  на основании приказа Департамента лесного хозяйства  от 03.06.2013 №415-П "О внесении изменений в приказ Департамента лесного хозяйства" от 28.10.2008 №227-П.

Комиссия Владимирского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующие обстоятельства.

29.07.2003 по итогам конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации между Федеральным государственным учреждением Кольчугинским лесхозом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области и ООО "Сима" заключен договор на аренду участков лесного фонда.

Срок аренды составляет 10 лет со дня государственной регистрации настоящего договора в  Кольчугинском филиале центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Владимирской области. 

28.10.2008 издан приказ Департамента  лесного хозяйства администрации Владимирской области о переоформлении  договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного  пользования  в соответствии с Лесным кодексом  Российской Федерации №227-П/2115.

На основании приказа от 28.10.2008 между территориальным отделом департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Юрьев-Польское лесничество" и ООО "Сима" заключен договор аренды лесного участка от 09.12.2008.

Срок действия договора установлен  по 02.10.2013.

01.01.2012 между ГКУ "Юрьев-Польское лесничество" и  ООО "Сима" заключено соглашение к договору от 09.12.2008 №4,  в котором территориальный отдел Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Юрьев-Польское лесничество"  заменен на  государственное казенное учреждение Владимирской области "Юрьев-Польское лесничество". 

03.06.2013 Департамент лесного хозяйства издал приказ №415-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №227-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" в части изменения срока аренды.

14.06.2013  заключено дополнительное соглашение  к договору аренды лесного участка №4 от 09.12.2008 между ГКУ "Юрьев - Польское лесничество" и  ООО "Сима" в части изменения срока, а именно: "срок действия настоящего договора  устанавливается с 09 декабря 2008 года на 10 лет".

Проанализировав документы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,   Комиссия Владимирского УФАС России пришла  к следующему выводу.

Предоставление лесного участка в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Одним из оснований прекращения аренды является истечение срока договора аренды.

Следовательно,  в договоре аренды одним из существенных его условий является срок действия договора.

При этом согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.

Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и его победителем в день проведения аукциона (часть 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).

Таким образом, в Лесном кодексе Российской Федерации содержится запрет на изменение условий аукциона (которыми являются, в том числе, предмет аукциона,  цена предмета аукциона, срок договора) исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора аренды.

Как следует из материалов дела, первоначальный договор аренды от 29.07.2003 заключался на торгах, а договор аренды от 09.12.2008 заключен в порядке переоформления на основании статьи 4  Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

В силу изложенного заключение договора от 09.12.2008 правомерно осуществлялось без проведения аукциона.

Договор аренды  на лесной участок от 09.12.2008  не был предоставлен в аренду вновь. Данным договором уже действующий договор лишь был приведен в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 договора от 09.12.2008 №4 "срок действия настоящего договора устанавливается с 9 декабря 2008 г. по 2 октября 2013 г.".

Изменение срока действия договора аренды лесного участка, действующим законодательством не предусмотрено. Приведение ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда  в соответствии с Лесным  кодексом Российской Федерации не предполагает изменения срока его действия.

Таким образом, приказ  от 03.06.2013 №415-П о внесении изменений в договор от 09.12.2008 №4 является недействительным.  Спорный лесной участок должен был быть выставлен на торги для заключения договора аренды по истечении срока действия договора от 09.12.2008 №4.

В случае, если договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества заключен без проведения торгов, договор аренды такого имущества, заключенный на новый срок, равно как и соглашение о продлении договора, являются ничтожными.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проведение аукционов по заключению договоров аренды, в свою очередь, имеет целью обеспечение конкуренции в среде пользования  лесными участками, что соответствует статье 50 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющей антимонопольные требования, в том числе запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, издав приказ "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №227-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" от 03.06.2013 №415-П Департамент лесного хозяйства нарушил норму статьи 50 Лесного кодекса Российской Федерации и статью 15 Закона о защите конкуренции.

Состав статьи 15 Закона о защите конкуренции является формальным, следовательно, для квалификации действий администрации как нарушающих требования данной статьи не требуется наступления реальных негативных последствий для иных хозяйствующих субъектов (создание угрозы наступления негативных последствий уже образует состав нарушения статьи 15 указанного Федерального закона).

При этом, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на конкуренцию.

Издание приказа, а также заключение дополнительного соглашения привело к нарушению принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления лесного участка конкретному лицу, а, следовательно, нарушило права и законные интересы потенциальных претендентов на спорный лесной участок и создало преимущественные условия в получении лесного участка ООО "Сима".

Таким образом, действие Департамента лесного хозяйства, связанное с предоставлением лесного участка без проведения публичных процедур содержит признаки нарушения части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного нарушение антимонопольного законодательства выразилось в издании Департаментом лесного хозяйства приказа №415-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №227-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" с нарушением норм Лесного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Владимирской области 

РЕШИЛА:

1.Признать Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение  выразилось в издании приказа "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №227-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" от 03.06.2013 №415-П с нарушением норм Лесного кодекса Российской Федерации.

2.Выдать Департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области предписание об устранении нарушений  антимонопольного законодательства.

  Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                              (----------)

 

Члены комиссии:                                                                         (-----------)   

    

                                                                                                       (------------)  

Связанные организации

Связанные организации не указаны