Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении антимонопольного законода... от 24 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ К-27-03/2015

 

22 «апреля» 2015 г.                                                                                     г. Владимир

Резолютивная часть оглашена 10 «апреля» 2015 г.

 

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ш. – вр.и.о. руководителя управления,

членов комиссии:

И. - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

Г. – специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

в присутствии представителей:

заявителя – администрации п. Ставрово Собинского района Владимирской области – Ч., действующей на основании доверенности №2 от 13.03.2015 г.,

ответчика – ООО «Тепло-сбыт» - И., действующего на основании доверенности №б/н от 23.01.2015 г.,

заинтересованного лица – МУМП ЖКХ п. Ставрово – Ю., действующей на основании доверенности №б/н от 24.10.2014 года,

рассмотрев дело № К-27-03/2015 по признакам нарушения ООО «Тепло-сбыт» пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

        Во Владимирское УФАС России  поступило обращение  администрации п. Ставрово Собинского района Владимирской области (вх. №10095 от 26.12.2014г.) (далее – Администрация,  Заявитель) на действия Общества с ограниченной ответственностью «Тепло-сбыт» (далее – ООО «Тепло-сбыт, Общество), выразившиеся в ограничении подачи теплоносителя Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию жилищно - коммунального хозяйства п. Ставрово  Собинского района Владимирской области в связи с наличием задолженности (далее - МУМП ЖКХ п. Ставрово, Предприятие).

        Заявитель в своем обращении указал, что Общество, пользуясь доминирующим положением на территории п. Ставрово в сфере производства тепловой энергии, в виду имеющейся задолженности МУ МП ЖКХ п. Ставрово перед Обществом, произвело ограничение подачи теплоносителя в тепловую систему Заводского микрорайона п. Ставрово. Данные действия привели к ограничению предоставления услуги теплоснабжения объектам социальной сферы и населению п. Ставрово, в связи с чем Заявитель усматривает  в действиях ООО «Тепло-сбыт» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и просит привлечь его к ответственности.

        Представитель Ответчика не согласился с доводами Заявителя, в свое обоснование указал, что Заявитель не конкретизирует с какого именно числа, по его мнению, происходило ограничение. Общество не отпускает тепловую энергию объектам социальной сферы и населению п. Ставрово, согласно заключенному  вышеуказанному Договору теплоснабжения, Общество обязуется отпускать МУМП ЖКХ п. Ставрово тепловую энергию, а последний за оказанную услугу производить оплату. В результате ненадлежащего  исполнения своих обязательств со стороны Предприятия  по оплате тепловой энергии и в соответствии с действующим законодательством к Предприятию были приняты меры по частичному ограничению подачи тепловой энергии. 16.12.2014 г. в адрес Предприятия было направлено уведомление о просроченной задолженности с просьбой погасить имеющуюся задолженность в размере 32 199 187,88 руб. до 23.12.2014 г. До 23.12.2014, как и 23.12.2014 задолженность не была погашена, как и не было ответа на вышеуказанное уведомление.  23.12.2014 г. было направлено уведомление с просьбой, самостоятельно принять меры по ограничению в соответствии с действующим законодательством. Действий, как и ответа на это уведомление также не последовало. 24.12.2014 г. было направлено уведомление об ограничении подачи тепла с 25.12.2015 г., с этого же числа был издан приказ №48 об изменении температурного режима в отношении Предприятия. Температура теплоносителя должна была снизиться на 100С, которая является несущественной в режиме работы котельной и практически не отражается на работе Предприятия. Кроме того, в период ограничения стояла теплая погода, и температура теплоносителя не менее 600С  соответствовала графику. Ограничение было снято 20.01.2015 г. приказом №10. Фактически ограничение было снято уже 16.01.2015 г. Администрация п. Ставрово  не уточняет, какие именно норму закона нарушило Общество. Представленная докладная о температурном графике не соответствует действительности и не может служить подтверждением ограничения. Кроме того считает, что на территории Заводского района Общество не является единой теплоснабжающей организацией. На основании изложенного, просит заявление администрации п. Ставрово оставить без удовлетворения.      

       Представитель заинтересованного лица МУМП ЖКХ п. Ставрово с возражением представителя Общества не согласилась, пояснила, что согласно пунктам 2.1.1., 2.1.2. и 2.1.3. Договора теплоснабжения, заключенным между МУМП ЖКХ п.Ставрово и ООО «Тепло-сбыт» последний обязуется отпустить Предприятию тепловую энергию согласно графику поставки, обеспечить надежность теплоснабжения до границы балансовой принадлежности и его качества, в соответствии с температурным графиком.  Согласно графику подачи теплоносителя температура теплоносителя должна быть не менее 650С, но Общество продолжает нарушать условия договора, не смотря на имеющееся решение Владимирского УФАС России от 09.12.2014 г. №К-738-03/2014, в котором был признан факт нарушения режима поставки тепловой энергии. Согласно вахтенных журналов теплового пункта Заводского микрорайона 29.12.2014 г. в 12 час. при температуре наружного воздуха 90С температура теплоносителя должна быть 700С, в 16 час. того же числа, при температуре воздуха 110С  температура теплоносителя была 650С, а по графику должна быть 740С. Указали, что  аналогичные нарушения были и в другие дни. Из вышеизложенного следует, что Общество произвело ограничение подачи тепловой энергии населению Заводского микрорайона.

        Приказом Владимирского УФАС России от 21.01.2015 г. №6 возбуждено дело №К-27-03/2015 в отношении ООО «Тепло-сбыт»  по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», определением от 22.01.2015 №03/249-ирю  дело было назначено к рассмотрению.       

        Комиссия Владимирского УФАС России основываясь на документах, представленных сторонами, заслушав их доводы и возражения, приходит к следующему.

       Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

       Часть 1  статьи 10 Закона о  защите конкуренции  устанавливает  запрет на  действия  (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут являться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

        Таким образом, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действия (бездействие) хозяйствующего субъекта и наступление соответствующих последствий.

        Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре хозяйствующих субъектов.

        Приказом Владимирским УФАС России  от 26.12.2005 №227-п ООО «Тепло-сбыт»  включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «услуги теплоснабжения» с долей более 50 процентов, в географических границах - зона обслуживания потребителей расположенных  в административных границах  п. Ставрово Собинского района Владимирской области.

       Следовательно, положение   ООО «Тепло-сбыт»  на указанном товарном рынке в обозначенных географических границах  признается доминирующим, и на него распространяется запрет, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.     

        Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требований закона, иных правовых актов (статья 309 ГК РФ).

 По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать  эту энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Кроме того, абонент обязуется обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статья 539 ГК РФ).

   В соответствии с частью 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

 Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

        Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

        Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, а также права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены  Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

 Согласно статьи 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления,   единой теплоснабжающаей организацией в системе теплоснабжения является  теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

        Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 (далее – Правила),  установлен порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

        Единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана исполнять условия договора, предусмотренные пунктом 12 данных Правил.

        Согласно пункту 20 Правил по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил №808).

Согласно пункту 45 Правил единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О теплоснабжении" для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 51 Правил договор поставки определяет:

объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренный для поставки поставщиком и приобретения покупателем;

параметры качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя (температурные и гидравлические режимы);

уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

ответственность поставщика за несоблюдение требований к параметрам качества тепловой энергии и (или) теплоносителя, ответственность покупателя за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

ответственность покупателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

порядок расчетов по договору;

порядок осуществления учета поставляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Пунктом 53 Правил предусмотрено, что в случае неоднократного (2 и более раз в течение 12 месяцев) нарушения единой теплоснабжающей организацией (покупателем) обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя поставщик вправе потребовать внесения изменений в договор поставки, предусматривающих сокращение периода платежа и открытие единой теплоснабжающей организацией аккредитива или предоставление иных гарантий платежа.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает право теплоснабжающей организации вводить ограничения поставки тепловой энергии в отношении единой теплоснабжающей организации в случае неоднократного (2 и более  раза в течение 12 месяцев) нарушения единой теплоснабжающей организации (покупателем) обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

        Установлено, что ООО «Тепло-сбыт» имеет в собственности здание котельной с оборудованием, предназначенным для производства тепловой энергии в Заводском микрорайоне  п. Ставрово Собинского района Владимирской области, учредителем которого является ОАО «Ставровский завод АТО».

       МУ МП ЖКХ п. Ставрово, определена как единая теплоснабжающая организация на территории п. Ставрово, за исключением территории кадастрового квартала 33:12:010108 согласно пункту 2 Постановления  Главы п. Ставрово «Об утверждении схемы теплоснабжения п. Ставрово» от 30.12.2011 г №214.

        30.11.2011 года между ООО «Тепло-сбыт» и МУМП ЖКХ п. Ставрово заключен договор  №056/11-ТЭ (далее – Договор теплоснабжения), согласно которому посредством указанной котельной ООО «Тепло-сбыт» осуществляет в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, поставку тепловой энергии в адрес МУМП ЖКХ п. Ставрово, которое, в свою очередь, поставляет тепловую энергию населению и учреждениям социальной сферы Заводского микрорайона поселка, а также коммерческим организациям на основании договоров. Дополнительным Соглашением к Договору теплоснабжения от 30.12.2013 года срок его действия продлен до 31.12.2014 года

        Согласно пункту 1.1. Договора теплоснабжения ООО «Тепло-сбыт» обязано отпускать МУМП ЖКХ п. Ставрово тепловую энергию в горячей воде для отопления,  горячего водоснабжения, а МУМП ЖКХ п. Ставрово - принять и оплатить потребленную энергию.

        В соответствии с пунктом 2.1.1 энергоснабжающая организация обязуется опускать потребителю в течение года  тепловую энергию согласно объему поставки (приложение №3).

        Согласно пункту 2.1.3. Энергоснабжающая организация обязуется обеспечить качество теплоснабжения потребителя до границы балансовой принадлежности, в соответствии с графиком (Приложение №2) и при соблюдении потребителем нормативного расхода теплоносителя и подпитки тепловой сети.

        Пунктом 2.2.2. Договора  теплоснабжения предусмотрено прекращение отпуска тепловой энергии полностью, в том числе,  в случае неоплаты потребителем потребленной тепловой энергии в установленные настоящим договором сроки. О предстоящем прекращении подачи тепловой энергии «ЭСО» уведомляет «Потребителя» не менее чем за сутки. Решение об ограничении или прекращении поставки тепловой энергии принимается «ЭСО» в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством РФ и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия. Подача теплоэнергии возобновляется после полного погашения задолженности.

       В Приложении №2 к Договору теплоснабжения установлен график подачи теплоносителя, утвержденный директором ООО «Тепло-сбыт», согласно которому при t до 00С температура теплоносителя в подающем трубопроводе должен составлять не менее 650С, соответственно при t до минус 50С - 670С;  t до  минус 100С - 700 С;  t до  минус 150С - 740С; t до  минус 200С -   780С;  t до минус 250С -780С и  t до минус 280 и ниже С  то 850С.

        16.12.2014 г. ООО «Тепло-сбыт» направило уведомление (исх. №218) МУ МП ЖКХ п. Ставрово с просьбой о погашении образовавшейся задолженности в размере 32 199 187, 88 руб. в срок до 23.12.2014 г.

        В связи с отсутствием ответа Предприятия на данное уведомление Общество 23.12.2014 г. (исх. №220) направило уведомление о необходимости принятия самостоятельных мер по ограничению поставки тела.

        24.12.2014 г. Обществом в адрес МУ МП ЖКХ п. Ставрово (исх. № 226) было направлено уведомление об ограничении поставки тепловой энергии с 25.12.2014 г.

        25.12.2014 г. и.о. директора ООО «Тепло-сбыт» в связи с образовавшейся задолженностью МУМП ЖКХ п. Ставрово более 2-х месяцев подряд был издан приказ №48 о  снижении на 100С от значений утвержденного Графика  подачи теплоносителя,  но не менее 600С.

       С учетом сведений о средней суточной температуре воздуха на территории Собинского района за декабрь 2014 г. и январь 2015 г, представленных Владимирским центральным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды  сведений по запросу антимонопольного органа, фактическая подача тепловой энергии в период с 25.12.2014 г. по 20.01.2015 г.  не соответствовала графику подачи теплоносителя потребителям МУ МП ЖКХ п. Ставрово, установленному Приложению №2 к Договору теплоснабжения №21/10-Т7, в среднем ниже  на 100С.

      20.01.2015 г. Общество в связи с погашением Предприятием задолженности   вынесло приказ №10 о восстановлении подачи тепла котельной в полном объеме.

        Таким образом, издание приказа от 25.12.2014 г. №48, направление уведомления  от 24.12.2014 №226 о снижении температуры теплоносителя на 100С и фактическое снижение температуры теплоносителя свидетельствуют о злоупотреблении ООО «Тепло-сбыт» доминирующим положением на рынке теплоснабжения  и  нарушении запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

       На момент принятия решения по настоящему делу, ограничение поставки тепловой энергии прекращено.

       Вместе с тем, редакция пункта 2.2.2 Договора теплоснабжения позволяет Энергоснабжающей организации в дальнейшем ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии Потребителю при наличии у последнего задолженности по оплате, что противоречит Правилам организации теплоснабжения и может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

       С учетом изложенного, Комиссией принято решение о выдаче Ответчику предписание, о приведении Договора о теплоснабжении в соответствии с требованиями Правил организации теплоснабжения.

       Руководствуясь статьей ст. 23, ч. 1 ст. 39, ст. 41 и ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

  Р Е Ш И Л А:

 

       1.Признать факт нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-сбыт»  пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в издании приказа от 25.12.2014 г. №48 и направлении уведомления  от 24.12.2014 №226 об ограничении поставки тепловой энергии с 25.12.2014 г. Муниципальному унитарному многоотраслевому предприятию жилищно-коммунального хозяйства п. Ставрово, осуществляемого теплоснабжение потребителей Заводского микрорайона п. Ставрово.

       2.Выдать предписание Обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-сбыт» о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства путем приведения в соответствие с пунктом 53 Правил  организации теплоснабжения в РФ  пункта 2.2 Договора теплоснабжения от 30.11.2011 г. №056/11-ТЭ заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Тепло-сбыт»» и Муниципальным унитарным многоотраслевым предприятием жилищно-коммунального хозяйства п. Ставрово.

 

 

Председатель комиссии                                                              Ш.

 

Члены комиссии:                                                                         И.

 

                                                                                                       Г.

 

        Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны