Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-277-02/2015 от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №  К-277-02/2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 7 мая 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту  – Комиссия Владимирского УФАС России)  в составе:

(----------) – председателя Комиссии Владимирского УФАС России, руководителя управления;

(---------) – члена Комиссии Владимирского УФАС России, главного государственного инспектора;

(-----------) – члена Комиссии Владимирского УФАС России, главного государственного инспектора;

          при участии представителей:

от Департамента лесного хозяйства администрации  Владимирской области (далее по тексту – Департамент лесного хозяйства) –(--------------) по доверенности от 05.05.2015  сроком действия три года;

от Государственного казенного учреждения  Владимирской области "Курловское лесничество" (далее по тексту – ГКУ "Курловское лесничество") –(-------------) по приказу от 12.01.2015 №2-к, (-----------) по доверенности от 06.05.2015 №256-ю сроком действия 1 год;

от  индивидуального предпринимателя (----------) (далее по тексту –ИП Кузнецов ) –(-------)лично по паспорту;

от индивидуального предпринимателя (---------) (далее по тексту – ИП Покасов ) – представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью "Лестэк" (далее по тексту – ООО "Лестэк") – представитель не явился;

рассмотрев дело № К-277-02/2015 в отношении Департамента лесного хозяйства по признакам  нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

   Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области с целью контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 26.01.2011 №30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", руководствуясь статьей 25.4 Закона о защите конкуренции направлен запрос о представлении документов, подтверждающих пролонгацию  договоров аренды лесных участков, заключенных в 2008 году. 

  В результате изучения документов, предоставленных Департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области на основании запроса информации, подготовленного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области, были выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

22.04.2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в отношении Департамента лесного хозяйства возбуждено дело № К-277-02/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ "Курловское лесничество", ООО "Лестэк", ИП Покасов  и  ИП Кузнецов .

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Департамента лесного хозяйства указал на то, что при издании приказов от 26.11.2013 №974-п, от 22.11.2013 №965-П  и от 29.10.2012 №872-п, руководствовался Порядком приведения  договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного  пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным Приказом МПР  РФ от 04.10.2007 №258, а также  статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Представитель ГКУ "Курловское лесничество" в обоснование своих доводов сослался на то, что дополнительные  соглашения от 30.10.2012,  от 22.11.2013, и от 27.11.2013 были заключены  на основании приказов Департамента лесного хозяйства. 

ИП Кузнецов на заседании Комиссии Владимирского УФАС России просил учитывать при вынесении решения, что он является арендатором с 2003 года и осуществляет  арендную плату в указанный срок.

Комиссия Владимирского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующие обстоятельства.

По итогам конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации заключены договора на аренду участков лесного фонда от 23.04.2003 №2-АР,  от  16.01.2006 №10-АР, от 16.01.2006 №11-Р.

02.11.2008 между территориальным отделом Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Курловское лесничество" и ИП Кузнецовым заключен договор аренды лесного участка №2.

Согласно пункту 22 договора срок  действия настоящего договора  устанавливается с 2 ноября 2008 по 21 августа 2013 года.

29.10.2012 Департамент лесного хозяйства издал приказ №872-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" в части изменения срока аренды, заменив слова "до 21.08.2013" на слова "10 лет". 

30.10.2012  заключено дополнительное соглашение  к договору аренды лесного участка №2 от 02.11.2008 между государственным казенным учреждением  Владимирской области "Курловское лесничество" и ИП Кузнецовым в части изменения срока, а именно:  "срок действия договора устанавливается  с момента государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.11.2008 №2 10 лет".

Вместе с этим, 02.11.2008 между территориальным отделом Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Курловское лесничество" и ИП Покасовым заключен договор аренды лесного участка №4.

Согласно пункту 22 договора срок  действия настоящего договора  устанавливается с 2 ноября 2008 по 7 апреля  2016 года.

26.11.2013 Департамент лесного хозяйства издал приказ №974-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" в части изменения срока аренды, заменив слова "до 07.04.2016" на слова "10 лет". 

27.11.2013  заключено дополнительное соглашение  к договору аренды лесного участка №4 от 02.11.2008 между государственным казенным учреждением  Владимирской области "Курловское лесничество" и ИП Покасовым в части изменения срока, а именно:  "срок действия настоящего договора устанавливается  с момента государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.11.2008 №4 - 10 лет".

Кроме этого, 02.11.2008 между территориальным отделом Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области "Курловское лесничество" и ООО "Лестэк" заключен договор аренды лесного участка №5.

Согласно пункту 22 договора срок  действия настоящего договора  устанавливается с 2 ноября 2008 года по 28 апреля 2016 года.

22.11.2013 Департамент лесного хозяйства издал приказ №965-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" в части изменения срока аренды, заменив слова "до 28.04.20136" на слова "10 лет". 

22.11.2013  заключено дополнительное соглашение  к договору аренды лесного участка №5 от 02.11.2008 между государственным казенным учреждением  Владимирской области "Курловское лесничество" и ООО "Лестэк" в части изменения срока, а именно:  "срок действия настоящего договора устанавливается  с момента государственной регистрации договора аренды лесного участка от 02.11.2008 №5 - 10 лет".

Проанализировав документы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,   Комиссия Владимирского УФАС России пришла  к следующему выводу.

Предоставление лесного участка в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Одним из оснований прекращения аренды является истечение срока договора аренды.

Следовательно,  в договоре аренды одним из существенных его условий является срок действия договора.

При этом согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.

Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и его победителем в день проведения аукциона (часть 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации).

Таким образом, в Лесном кодексе Российской Федерации содержится запрет на изменение условий аукциона (которыми являются, в том числе, предмет аукциона,  цена предмета аукциона, срок договора) исключительно на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон договора аренды.

Как следует из материалов дела, первоначальные договора аренды заключались на торгах, а договора аренды от 01.12.2008 заключены в порядке переоформления на основании статьи 4  Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

В силу изложенного заключение договоров от 01.12.2008 правомерно осуществлялось без проведения аукциона.

Договора аренды  на лесной участок от 02.11.2008  не были предоставлены в аренду вновь. Данными договорами уже действующие договора лишь были приведены в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 договора от 02.11.2008 №2 "срок действия настоящего договора устанавливается с 2 ноября 2008 года по 21 августа 2013 года".

В соответствии с пунктом 22 договора от 02.11.2008 №5 "срок действия настоящего договора устанавливается с 2 ноября 2008 года по 28 апреля 2016 года".

В соответствии с пунктом 22 договора от 02.11.2008 №4 "срок действия настоящего договора устанавливается с 2 ноября 2008 года по 7 апреля 2016 года".

Изменение срока действия договоров аренды лесного участка, действующим законодательством не предусмотрено. Приведение ранее заключенных договоров аренды участка лесного фонда  в соответствии с Лесным  кодексом Российской Федерации не предполагает изменения срока их действия.

Таким образом, приказы  от 26.11.2013 №974-П,  от 29.10.2012 №872-П, от 22.11.2013 №965-П о внесении изменений в договора от 02.11.2008 являются недействительными.  Спорные лесные участки должны были быть выставлены на торги для заключения договоров аренды по истечении срока действия договоров от 02.11.2008 №2, №5, №4.

В случае, если договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества заключен без проведения торгов, договор аренды такого имущества, заключенный на новый срок, равно как и соглашение о продлении договора, являются ничтожными.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Проведение аукционов по заключению договоров аренды, в свою очередь, имеет целью обеспечение конкуренции в среде пользования  лесными участками, что соответствует статье 50 Лесного кодекса Российской Федерации, определяющей антимонопольные требования, в том числе запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, издав приказы "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" от 26.11.2013 №974-П,  от 22.11.2013 №965-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" и от 29.10.2012 №872-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" Департамент лесного хозяйства нарушил норму статьи 50 Лесного кодекса Российской Федерации и статью 15 Закона о защите конкуренции.

Состав статьи 15 Закона о защите конкуренции является формальным, следовательно, для квалификации действий администрации как нарушающих требования данной статьи не требуется наступления реальных негативных последствий для иных хозяйствующих субъектов (создание угрозы наступления негативных последствий уже образует состав нарушения статьи 15 указанного Федерального закона).

При этом, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, в тех случаях, когда на соответствующем товарном рынке должна иметь место состязательность хозяйствующих субъектов, создание ограничений не может не оказывать влияние на конкуренцию.

Издание приказов, а также заключение дополнительных соглашений привело к нарушению принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления лесных участков конкретному лицу, а, следовательно, нарушило права и законные интересы потенциальных претендентов на спорный лесной участок и создало преимущественные условия в получении лесного участка ИП Покасову., ИП Кузнецову, ООО "Лестэк". 

Таким образом, действие Департамента лесного хозяйства, связанное с предоставлением лесного участка без проведения публичных процедур содержит признаки нарушения части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного нарушение антимонопольного законодательства выразилось в издании Департаментом лесного хозяйства  приказов от 22.11.2013 №965-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования", от 29.10.2012 №872-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" и  от 26.11.2013 №974-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования", в части изменения сроков аренды с нарушением норм Лесного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Владимирской области 

РЕШИЛА:

1.Признать Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение  выразилось в издании приказов  от  22.11.2013 №965-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования", от 29.10.2012 №872-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" и  от 26.11.2013 №974-П "О внесении изменений в приказ департамента лесного хозяйства от 28.10.2008 №232-П "О переоформлении договоров аренды участков лесного фонда и участков безвозмездного пользования" с нарушением норм Лесного кодекса Российской Федерации.

2.Выдать Департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области предписание об устранении нарушений  антимонопольного законодательства.

  Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                              (-----------)

 

Члены комиссии:                                                                          (----------)

    

                                                                                                       (----------)

Связанные организации

Связанные организации не указаны