Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-306-02/2015 от 16 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №  К-306-02/2015

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 9 июня 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту  – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:

(---------) – председателя Комиссии Владимирского УФАС России, руководителя управления;

(-----------) - члена Комиссии Владимирского УФАС России, главного государственного инспектора;

(---------) – члена Комиссии Владимирского УФАС России, главного государственного инспектора,

           при участии представителей:

от Александровской городской прокуратуры –(---------)по удостоверению  №125910;

от индивидуального предпринимателя(----------)–(-----------)лично по паспорту, (-----------)по доверенности от 05.05.2015 №33 АА 0922384 сроком действия 3 года;

от индивидуального предпринимателя(-----------)–(--------------) лично по паспорту;

от общества с ограниченной ответственностью "КБ-Транс" –(------------) по приказу от 01.06.2014;

от Совета народных депутатов муниципального образования города Александрова –(-----------) по удостоверению от 18.03.2013 №4, (----------) по доверенности от 21.05.2015 №4 сроком действия по 31.12.2015;

от администрации Александровского района Владимирской области – (----------) по доверенности от 31.03.2014 №01-53-485 сроком действия три года,

рассмотрев дело № К-306-02/2015 в отношении Совета народных депутатов муниципального образования город Александров и администрации Александровского района  Владимирской области по признакам  нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило обращение Александровской городской прокуратуры №2-15-2015 от 13.04.2015 (вх. №2205 от 16.04.2015) на действия Совета народных депутатов муниципального образования город Александров, выразившиеся в принятии 26.03.2015 Советом народных депутатов муниципального образования город Александров решения "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" №23 с нарушением норм антимонопольного законодательства.

По мнению Александровской городской прокуратуры, решение  Совета народных депутатов муниципального образования город Александров "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" от  26.03.2015 №23 нарушает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Кроме этого, квалификационные критерии указанные в таблице решения от 26.03.2015 №23 необоснованно создают  преимущества  организациям, ранее осуществляющим деятельность на территории г.Александрова.

29.04.2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в отношении Совета народных депутатов муниципального образования город Александров возбуждено дело № К-306-02/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

13.05.2015 Комиссия Владимирского УФАС России вынесла определение об объединении дела №К-303-02/2015 и дела №К-306-02/2015 в одно производство. Лицами, участвующими в объединяемом деле (№К-306-02/2015) признаны: индивидуальный предприниматель Максимов, индивидуальный предприниматель Кудряшов, общество с ограниченной ответственностью "КБ-Транс", администрация Александровского района Владимирской области.

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель Александровской городской прокуратуры поддержала заявленные требования. 26.03.2015 Совет народных депутатов муниципального образования г.Александров принял решение "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах". В качестве  приложения №1 к Положению  утверждена форма бланка описи документов, представляемых для участия в открытом  конкурсе,  в качестве приложения №2 утверждена таблица квалификационных критериев, подлежащих оценке при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных  (постоянных) городских муниципальных маршрутах г. Александров. В пункте 4.4. Положения указано, что для участия в конкурсе соискатели представляют организатору конкурса заявку в составе следующих документов:  копии документов (свидетельство о регистрации права: на помещение, предназначенное для проведения технического обслуживания и ремонта,  контрольно-технический пункт; земельный участок для хранения транспортных средств). В силу пункта 4.6 Положения соискатели, подавшие заявки, поступившие по истечении срока, указанного в извещении о проведении конкурса, или представленные с нарушением требований пункта 4.4. Положения, к участию в конкурсе не допускается. Таким образом, лица, не представившие свидетельства о регистрации права на помещение для проведения технического обслуживания и ремонта, контрольно-технический пункт, земельный участок для хранения транспортных средств не могут быть допущены для участия в конкурсе. Исходя из изложенного п.4.4. Положения необоснованно предусматривает ограничения для субъектов предпринимательской деятельности не имеющих на праве собственности, либо ином подлежащем государственной регистрации праве соответствующих объектов недвижимости для обслуживания автобусного парка. В ходе анализа таблицы квалификационных критериев, подлежащих оценке при проведении  конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных  (постоянных) городских муниципальных маршрутах г.Александрова установлено следующее. Пунктами 4, 5, 8, 12 Таблицы при проведении  конкурса подлежат оценке с начислением соответствующего  количества баллов  факты нахождения в собственности конкурсантов, на праве аренды, технических средств по оказанию помощи на линии, стоянки автобусов. При этом, во всех случаях, право собственности  конкурсантов на объекты имущества оцениваются выше иных прав с присвоением большего количества баллов. Согласно  пункту 7 Таблицы  оценке с начислением  одного балла за единицу подлежат аттестованные рабочие места у соискателя. По мнению Александровской городской прокуратуры факт  аттестации рабочих мест конкурсантов никак не связан  с осуществлением  деятельности по пассажирским перевозкам и не может подлежать оценке при проведении конкурса. Кроме этого, в соответствии с пунктами 10, 13 Таблицы оценке при проведении  конкурса подлежат:  длительность предшествующей проведению конкурса работы перевозчика на маршрутной сети г.Александрова; факты  допущенных нарушений законодательства Владимирской области, регулирующие вопросы пассажирских перевозок. Указанные квалификационные критерии  противоречат требованиям статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Впоследствии представитель Александровской городской прокуратуры уточнил заявленные требования, а именно,  дополнил требования. В соответствии с пунктом 1 Таблицы оценке подлежит коэффициент использования автобусного парка (КИП).  При этом, муниципальный нормативно-правовой акт формулы определения  коэффициента использования автобусного парка в себе не содержит. Согласно пункту 2 Таблицы оценке подлежит наличие медицинского кабинета в собственности при наличии не менее 2 медицинских работников. Таким образом, муниципальный нормативно-правовой акт необоснованно предусматривает ограничения  для субъектов предпринимательской деятельности  не имеющих на праве  собственности соответствующего  медицинского кабинета. Вместе с тем пункт 2 Таблицы также ставит в неравное положение перевозчиков, имеющих в штате  не менее 2 медицинских работников, с перевозчиками не имеющими таковых. Согласно пункту 3 Таблицы оценке подлежит наличие диспетчерской  службы, диспетчеров, обученных и аттестованных (приказ Минтранса №7  от 15.01.2014): - наличие диспетчерского пункта; - штатные диспетчеры не менее двух; - по договору  или штатные менее двух. Указанные требования являются необоснованными. В соответствии с пунктом 6 Таблицы  оценке подлежат  наличие контроля технического состояния ТС перед выездом на линию и при возвращении в гараж: - штатными механиками не менее 3 человек; - штатными механиками менее 3 человек или по  договору. Пункт 6 Таблицы устанавливает критерии, который ставит в неравное  положение конкурсантов, имеющих штатных механиков  не менее 3 человек и менее 3 человек и осуществляющих технический осмотр ТС  сторонними организациями на основании  договора оказания услуг. Согласно пункту 9  Таблицы оценке подлежит стажировка и инструктажи водительского персонала, ведение делопроизводства: - соблюдается, - не соблюдается. В соответствии с пунктом 4.4. Положения для участия  в конкурсе соискатели  представляют данные о численности и квалификации водительского персонала (с приложением копий документов о прохождении специального обучения), что согласуется с пунктом 9 Описи документов, предоставляемых для участия в открытом конкурсе.  Вместе с тем, каких-либо требований о предоставлении  соискателями документов, подлежащих оценке, в соответствии с пунктом 9 Таблицы в муниципальном нормативно-правовом акте не содержится.  Таким образом, провести оценку  соискателей на основании квалификационного критерия, предусмотренного пунктом 9 таблицы, не представляется возможным. Также установлено, что пункт 4.4. Положения не предусматривает обязанности соискателей о предоставлении  каких-либо  документов, связанных с медицинскими  осмотрами водителей, при этом, согласно  пункту  15  описи документов, представляемых для участия в открытом конкурсе,  в обязанность соискателю вменяется предоставление медицинских справок на каждого заявленного водителя. Кроме того, в муниципальном акте  не содержится нормативного регулирования порядка определения количества  "заявленных водителей", также как и не представляется  возможным, определить какой смысл закладывается муниципальным законодателем в указанное понятие. Вместе с тем, согласно пункту 11 Таблицы оценке подлежит факт прохождения водительским персоналом соискателя периодического медицинского освидетельствования водителей. В случае отсутствия медицинской справки на водителя вычитается 1 балл. При таких обстоятельствах оценка неопределенного количества водительского персонала может поставить в неравное положение перевозчиков, имеющих в своем штате незначительное количество трудоустроенных лиц (тем не менее, в количестве, достаточном для обеспечения бесперебойного движения на конкурсных маршрутах) по сравнению с крупными субъектами транспортной деятельности. Также в соответствии с требованиями пункта 4.4 Положения и пункта 12 Описи соискатели должны предоставить конкурсные предложения с данными о количестве выполняемых рейсов согласно расписанию движения на каждом из маршрутов. Согласно пункту 4.4 Положения такие предложения предоставляются в запечатанных конвертах. В силу пункта 8 Описи соискатели должны предоставить проект расписания движения транспортных средств. Вместе с тем обязанность по разработке графика движения транспортных средств на маршрутах на заказчика конкурса не возложена, что не позволяет определить одно из существенных условий договоров перевозок. Согласно пункту 1.3 Таблицы оценке, со снижением баллов за каждый факт, подлежат случаи нарушений ст. 6 Закона Владимирской области от 06,04.2004 года № 18 - ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области", муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих сферу организации транспортного обслуживания населения на территории города Александров. Установление указанного квалификационного критерия ставит в неравное положение субъектов предпринимательской деятельности, ранее осуществлявших перевозки на территории города Александрова, с иными перевозчиками. Кроме того, пунктом 13 Таблицы не определен срок, допущенные нарушения, в период которого подлежат оценке с вычетом соответствующего количества баллов. В силу пункта 14 Таблицы в случае несоблюдения условий договора на осуществление перевозок пассажиров на регулярных, муниципальных маршрутах транспортом общего пользования в двухлетний период до даты проведения конкурса от общего числа набранных баллов вычитается 5 баллов. При этом конкурсная комиссия не может обладать информацией, подлежащей оценке по пункту 14 Таблицы.  Также в соответствии с пунктом 17 Описи соискатели должны предоставить копии квартальных и годового отчетов по негативному воздействию на окружающую среду, за последний календарный год на день проведения конкурса. По мнению Александровской городской прокуратуры истребование у соискателей соответствующих копий указанных выше документов недопустимо. В соответствии с пунктом 15 Таблицы оценке подлежат факты расторжения договоров на осуществление перевозок пассажиров на регулярных, муниципальных маршрутах транспортом общего пользования в двухлетний период до даты проведения конкурса от общего числа набранных баллов. Однако, пунктом 15 Таблицы основания для расторжения договоров перевозок, подлежащие оценке, не определены, что препятствует реализации данной нормы муниципального нормативно-правового акта при проведении конкурсов. Согласно пункту 16 Таблицы  оценке при проведении  конкурса подлежат факты использования  на ТС соискателей  систем навигация. Действующим законодательством предусмотрена обязанность оснащения аппаратурой спутниковой, навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS автомобильных и железнодорожных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров. Однако, по мнению Александровской городской прокуратуры, определение муниципальным нормативно-правовым актом факта наличия оборудование ТС соискателей в качестве оценочной категории недопустимо и противоречит требованиям действующего законодательства. Кроме того, муниципальным нормативно-правовым актом не определены сроки договоров перевозок, заключаемых  по результатам проведенных торгов. При анализе указанного муниципального нормативно-правового акта усматривается согласованная направленность противоречащих закону норм на продвижение интересов крупного бизнеса, позволяющих начислять соискателям, имеющим собственные здания и сооружения, штат сотрудников и т.д., дополнительные баллы, что заведомо ставит участников конкурса в неравное положение.

Индивидуальный предприниматель Максимов, индивидуальный предприниматель  Кудряшов, общество с ограниченной ответственностью "КБ-Транс" на заседании Комиссии Владимирского УФАС России также представили дополнения к жалобе, а именно: пунктом 2  таблицы квалифицированных  показателей  предусмотрена значимость  критерия 5 баллов за наличие медицинского кабинета.  При этом никак не оценивается наличие договора со специализированной медицинской организацией.  Пунктом 3 таблицы квалификационных показателей предусмотрена значимость  критерия за наличие диспетчерского пункта. Однако на законодательном уровне нет требований о необходимости иметь  диспетчерский пункт. Вместе с этим, не ясно  необходимо ли складывать баллы  и за наличие  диспетчерского пункта и при наличии  штатных диспетчеров. Пунктами  4 и 5 Таблицы  отдается преимущество тому  участнику конкурса, у которого производственно-техническая  база и контрольно-технический пункт находятся в собственности, и ставятся в неравное положение все остальные, кто обслуживает и ремонтирует  подвижной состав по договорам.  Пунктом 6 Таблицы ставятся в неравные условия  организации, имеющие малое количество  транспортных средств перед крупными организациями. Также в таблице делается упор на сменных механиков, тогда как наличие  контроля могут осуществлять любые надлежащим образом обученные специалисты. Пунктом 7 Таблицы предусмотрена значимость критерия 1 балл за каждое аттестованное место. Крупная организация, имеющая большое количество рабочих мест, заведомо имеет преимущество перед организациями малого и среднего бизнеса, имеющего ограниченное количество рабочих мест. Пунктами 8 и 12 Таблицы отдается преимущество тому участнику конкурса, у которого технические средства и стоянка автобусов находятся в собственности и ставятся в неравное положение все остальные,  кто использует технические средства и пользуется стоянкой по договорам. Пунктом 10 Таблицы отдается преимущество тому частнику, кто имеет  более длительный стаж работы. Таким образом,  вновь созданные организации, или организации ранее не работающие на маршрутной сети города Александрова ставятся в заведомо неравное положение. Пунктом 16 Таблицы отдается преимущество тому участнику конкурса, у которого используется спутниковая система навигации при наличии  действующего договора со специализированной  организацией. Таким образом, те участники конкурса,  у которых есть  данная система навигации, но использует  она их самостоятельно,  ставятся в неравные условия перед организациями, имеющими договор. Пункт 11.1 Инструкции  участниками конкурса предусматривает заключение договора с победителем не позднее 10 дней с момента подписания протокола, что, по мнению заявителей, противоречит п.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Вместе с этим, пункт 15 Описи документов требует предоставление справок о прохождении заявленными водителями периодических медицинских осмотров, тогда как при приеме на работу водитель должен пройти предварительный осмотр, периодический он проходит не реже одного раза в два года. Следовательно, предприятие вновь зарегистрированное ставится в неравное положение с предприятиями, которые проработали более двух лет. Пункт 8 Описи требует  от желающих принять участие в конкурсе проект расписания движения транспортных средств по маршруту согласованный с МКУ  "УЖКХ Александровского района". Согласование данного расписания может  в соответствии с  действующим законодательством проходить в течение месяца, что физически  делает невозможным подачу конкурсной заявки в указанные в информационном сообщении сроки. Более того в пункте 9.1.3 конкурсной документации, указано, что конкурсная документация должна содержать график движения транспортных  средств (которого в ней нет), то есть фактически расписание  должно быть разработано заказчиком и доведено до сведения всех желающих  участвовать в конкурсе.   

В обоснование заявленных требований представители Совета народных депутатов муниципального образования города Александрова сообщили, что решение от 26.03.2015  №23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" принято в соответствии с Уставом города Александрова и Законом Владимирской области от 06.04.2004 №18-ОЗ  "Об основах организации перевозки пассажиров  транспортом общего пользования на территории Владимирской области", в целях обеспечения потребности  населения города в транспортном обслуживании. Указанные квалификационные требования установлены с целью: допустить к пассажирским перевозкам качественного перевозчика. Письменных пояснений представители не представили, на заседании Комиссии Владимирского УФАС России не согласились с заявленными требованиями.

Представитель администрации Александровского района Владимирской области пояснила, что конкурсная документация  открытого конкурса на право заключения договоров  на осуществление перевозок  пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных  (постоянных) муниципальных маршрутах города Александрова подготовлена в соответствии с положением "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах", утвержденным решением Совета народных депутатов города Александрова от 26.03.2015 №23.  Согласно соглашению от 30.12.2014 №178/14 о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципальным образованием город Александров Владимирской области муниципальному образованию  Александровский район Владимирской области разработка, а также принятие нормативно-правовых актов не входят в полномочия администрации Александровского района. Таким образом,  принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации передаваемых полномочий, осуществляет муниципальное образование город Александров. 

Комиссия Владимирского  УФАС России, выслушав  представителей лиц, участвующих  в деле, а также, исследовав все представленные материалы, установила следующее.

26.03.2015 Совет народных депутатов муниципального образования г.Александров принял решение "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" (далее по тексту – Положение).

Указанное решение опубликовано в газете №13 "Александровский голос труда" от 01.04.2015.

10.04.2015  №26 принято решение Совета народных депутатов  муниципального образования город Александров "О внесении  изменений в решение  Совета народных депутатов от 26.03.2015 №23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление  перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах".

Данное решение опубликовано в газете №15 "Александровский голос труда" от 15.04.2015.

Решение Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров от 26.03.2015 №23 включает в себя: общие положения (часть 1),  требования к участникам конкурса (часть 2), конкурсная комиссия (часть 3),  информационное обеспечение  и  порядок предоставления документов на конкурс (часть 4), порядок проведения конкурса и определения победителя (часть 5), заключение договора по итогам конкурса (часть 6), порядок обжалования результатов конкурса (часть 7). Приложением №1 к Положению является опись документов, представляемых  для участия в открытом конкурсе. Согласно описи необходимо наличие следующих документов:

1.Заявление (письмо в произвольной форме) на участие в конкурсе с указанием наименования организации и ее организационно-правовой формы, фамилии, имени, отчества руководителя организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, банковских реквизитов, номера лота (лотов), на который претендует соискатель ______, экземпляров на ____ страницах.

2. Заверенная копия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц), заверенная копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (для индивидуальных предпринимателей) ____ экземпляров на ____ страницах.

3. Заверенная копия лицензии на право осуществления деятельности по выполнению пассажирских перевозок ____ экземпляров на ___ страницах.

4. Копии документов, подтверждающих возможность соискателя обеспечить:

- техническое обслуживание, ремонт и хранение подвижного  состава, или копии договора со специализированной организацией на оказание соответствующих услуг с приложением копии сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств ____ экземпляров на ____ страницах;

-предрейсовый и послерейсовый контроль технического  состояния транспортных средств (КТП) ____ экземпляров на _____ страницах.

5. Копии документов, подтверждающих возможность проведения соискателем предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей.

6. Справка налогового органа о задолженности соискателя по платежам в бюджет и внебюджетные фонды _____ экземпляров на ______ страницах.

7. Данные о пассажирских транспортных средствах, имеющихся у соискателя, в том числе планируемых для выполнения перевозок пассажиров на конкурсном маршруте или отдельном лоте с указанием права их законного владения заявителем, а также данных об имеющихся производственных зданиях и сооружениях _________ экземпляров на _____ страницах.

8. Проект расписания движения транспортных средств, согласованного с МКУ "УЖКХ Александровского района" __ экземпляров на __ страницах.

9. Данные о численности и квалификации водительского персонала, обученных и аттестованных специалистах по обеспечению безопасности дорожного движения с приложением копий удостоверений, подтверждающих прохождение работниками соискателя специального обучения и аттестации по итогам обучения ___ экземпляров на _____ страницах.

10. Справка руководителя организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, подтверждающая отсутствие процедуры банкротства, а также просроченной задолженности по заработной плате _____ экземпляров на _____ страницах.

11. Договор со специализированной организацией по осуществлению контроля за работой автобусов с использованием средств навигации (при наличии) _____ экземпляров на ____ страницах.

12. Конкурсное предложение  с данными о количестве выполняемых рейсов, согласно расписания движения на каждом из маршрутов и данными о транспортных средствах (марка, государственный номер транспортного средства), предлагаемых  для оказания услуг  на каждом лоте (маршруте)  ____ экземпляров на ______ страницах.

13. Копия штатного расписания на ______ страницах.

14. Копия протокола оценки условий труда или копии карт аттестации  рабочих мест по условиям труда по показателям напряженности трудового процесса (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

15. Копия договора с медицинской организацией и копии справок на каждого  заявленного водителя о периодических медицинских осмотрах (статья 23  Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

16. Копия договора обязательного страхования гражданской ответственности  перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (Федеральный закон от 14.03.2012 № 67-ФЗ), а также копии справок на каждую единицу транспорта, заявленную на обслуживание маршрута, лота.

17. Копии квартальных и годового отчетов по негативному воздействию на  окружающую среду, за последний календарный год на день проведения конкурса.

18. Копии диагностических  карт о прохождении  технического осмотра транспортных средств.

Приложением №2 Положения является таблица  квалификационных требований.

Критерии оценки заявок

Значение критерия:

Значимость критерия:

Функциональные

характеристики

(потребительские

свойства) или

качественные характеристики, качество работ

1. Коэффициент использования парка (КИП)

-не более 0,80

-более 0,80

 

Коэффициент использования парка определяют по формуле:

АЗ

КИП =АсР , где

АЗ - количество транспортных средств задействованных на линии (маршруте) <*>,

АсР - необходимое количество транспортных средств для обслуживания маршрута, лота с учетом КИП <**>

 

5

0

 

2. Наличие медицинского кабинета для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских

осмотров водителей ( постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291), соответствующего требованиям письма Минздрава РФ №2510/9468-03-32 от 21.08.2003 г. в собственности, в соответствии с требованиями, изложенными в письме Минздрава РФ, при наличии не менее 2-х медицинских работников

 

 

 

 

5

 

3. Наличие диспетчерской службы, диспетчеров обученных и аттестованных (Приказ Минтранса от 15.01.2014 г. № 7):

-наличие диспетчерского пункта;

-штатные диспетчеры не менее двух;

-по договору или штатные менее двух

 

 

 

3

3

1

 

4. Оценка производственно технической базы (Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 г., Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, от 26.11.2013 г. № 1064):

- находится в собственности при наличии сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автобусов;

-находится в аренде или обслуживается по иному договору при наличии сертификата соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автобусов

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

3

 

5. Наличие контрольно-технического пункта по проверке технического состояния автобусов, при выпуске на маршрут и возврате в гараж:

- в собственности;

- в аренде или по договору

 

 

 

5

2

 

6. Наличие контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении в гараж:

- штатными см.механиками не менее 3 человек;

- штатными см.механиками менее 3 человек или по договору

 

 

 

5

 

2

 

7.Специальная оценка условий труда или действующая аттестация рабочих мест (№426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда»)

За каждое аттестованное место

 

 

 

 

1

 

8. Наличие технических средств по оказанию технической помощи на линии (Приказ Минтранса № 19 от 09.12.1970г.):

-в собственности;

- по договору

 

 

 

4

2

 

9. Стажировка и инструктажи водительского персонала, ведение делопроизводства (журналы, инструкции, согласно требованиям) (Приказ Минтранса РФ №7 от 15.01.2014 г.):

-соблюдается;

- не соблюдается

 

 

 

 

3

0

 

10. Показатели, отражающие качество транспортного обслуживания и стабильности предшествующей работы на маршрутной сети города Александрова при стаже предыдущей работы:

-более 5 лет;

-от 3 до 5 лет;

-от 1 года до 3 лет;

- менее 1 года

 

 

 

 

 

10

5

2

0

 

11. Периодическое освидетельствование водителей по проф.пригодности при наличии медицинских справок о прохождении медосмотра один раз в два года.

В случае непредставления копии медицинской справки на каждого водителя из числа заявленных вычитается из общего числа набранных баллов

 

 

 

-1

 

12. Наличие освещаемой, охраняемой стоянки автобусов:

- в собственности на 100% транспорта;

- в собственности менее чем на 100% транспорта или по договору

 

5

2

 

13. При нарушении статьи 6 Закона Владимирской области от 06.04.2004 № 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области", муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих сферу организации транспортного обслуживания населения на территории города Александров  (снижение баллов за каждое допущенное нарушение на каждом муниципальном маршруте) от общего числа набранных баллов

 

 

 

-10

 

14. В случае несоблюдения условий договора на осуществление перевозок пассажиров на регулярных муниципальных маршрутах транспортом общего пользования в двухлетний период до даты проведения конкурса от общего числа набранных баллов

 

 

-5

 

15. В случае расторжения договора на осуществление перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах транспортом общего пользования с участником конкурса по инициативе заказчика в двухлетний период на дату проведения конкурса от общего числа набранных баллов

 

 

-5

 

16. Использование спутниковой системы навигации "Глонасс", "Глонасс GPS", при наличии действующего договора со специализированной организацией, за каждый оборудованный автобус, но не более количества автобусов требуемых на данный лот с учетом КИП 0,8

 

 

1

 

Согласно  пункту 5.13 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с квалификационными показателями и в порядке, который установлен конкурсной документацией (приложение №2 к Положению).

Проанализировав представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующему выводу.

   В силу статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действия органов местного самоуправления должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Действия органов местного самоуправления, в том числе,  должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

  Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

  В приложении №2 решения Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" от 26.03.2015 №23 содержится перечень оцениваемых показателей и количество баллов по оцениваемым показателям.

Действующее законодательство не содержит запретов на установление соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, поэтому Совет народных депутатов муниципального образования г. Александров в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения конкурса, а также критерии допуска к участию в конкурсе и оценку участников конкурса.

Вместе с тем, устанавливая перечень показателей для оценки претендентов, как основного элемента по отбору перевозчиков, орган местного самоуправления должен исходить не только из того обстоятельства, что он вправе самостоятельно устанавливать любые критерии не запрещенные действующим законодательством, а напротив, исходить из того факта, что критерии оценок должны:

а) соответствовать целям проведения конкурса;

б) не противоречить требованиям действующего законодательства, а именно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

в) не нарушать права и законные интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;

г) быть не взаимоисключающими, а напротив, позволяющими в совокупности оценить претендента.

Целью проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров на регулярных маршрутах является подбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки, удовлетворение потребностей населения в качественном транспортном обслуживании. Данные цели могут быть достигнуты только при допуске к участию в конкурсе максимального числа участников.

Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам запрещено (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

В данном случае решением Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" от 26.03.2015 №23 установлено, что представленные претендентами конкурсные заявки оцениваются по критериям, указанным в приложении №2.

Значимость критерия "Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики, качество работ:  коэффициент использования парка (КИП) (первый оценочный критерий)" определена – не более 0,80 – 5 баллов, - более 0,80 - 0 баллов. Коэффициент использования парка определяют по формуле: АЗ/КИП = АсР,  где АЗ - количество транспортных средств задействованных на линии (маршруте), АсР - необходимое количество транспортных средств для обслуживания маршрута, лота с учетом КИП.

 Проанализировав указанный критерий антимонопольный орган пришел к выводу, что данный критерий  установлен в рамках полномочий Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров, порядок начисления баллов по данному критерию  определен, в связи с этим отсутствует возможность неопределенного и произвольного толкования порядка начисления баллов.  

Доводы заявителей о признании первого оценочного критерия не соответствующего действующему законодательству и приводящего к ограничению конкуренции отклонены,  так как не подтверждены какими-либо объективными доказательствами.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на владельцев автобусов возложена организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Министерством здравоохранения Российской Федерации письмом от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 утверждены Методические рекомендации по организации и порядку проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Согласно пункту 1.6 Типового приложения об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником, как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.

С учетом приведенных норм права, законодательством на перевозчика не возлагается обязанность владеть на праве собственности, указанным в пункте 2 таблицы квалификационных требований (второй оценочный показатель) медицинским кабинетом для проведения  предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.  Исходя из этого, медицинские пункты могут находиться у претендента на ином праве, а не только на вещном. Это могут быть обязательственные правоотношения (договоры аренды, на техническое обслуживание и т.п.).

Таким образом, возложение на претендента дополнительных требований по наличию  медицинского кабинета для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в собственности (второй оценочный показатель) ограничивает его экономическую самостоятельность.

Требование Александровской городской прокуратуры о количественном составе медицинских работников документально не подтверждено.

Исходя из Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, являющегося приложением № 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7, на перевозчика возложена обязанность обеспечить охрану транспортных средств. Однако, в  Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7  отсутствует указание на какие-либо требования, предъявляемые к организации и объему такой охраны (в том числе относительно организации собственной стоянки или посредством заключения соответствующего договора со стороннем организацией).

Таким образом, законодательством не предусмотрено разграничение  диспетчерской службы в зависимости от права собственности.

Кроме этого, пункт 3 таблицы квалификационных требований (третий оценочный показатель) содержит требования, подразумевающие оценку по двум критериям, что создает конкурсной комиссии принимать решение в отношении начисления баллов по своему субъективному мнению.

Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

При этом согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Таким образом, на территории Российской Федерации перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек вправе осуществлять хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующую лицензию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

д) действовал до 1 января 2013 года.

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Следовательно, Положением о лицензировании перевозок прямо предусмотрена возможность наличия у соискателя лицензии либо оформленных на законном основании помещения и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

При этом, указанное положение не содержит градации того, что осуществление указанных выше услуг по договору для соискателя лицензии менее предпочтительно при принятии государственным органом решения о выдаче или не выдачи соответствующей лицензии, а также того обстоятельства, что оказание услуг по договору непосредственно сказывается на безопасности транспортного обслуживания населения.

Таким образом, именно нормативным правовым актом закреплено, что для получения лицензии, то есть разрешения на право осуществления пассажирских перевозок, является достаточным наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Требования о наличии у соискателя лицензии собственных помещений для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление данных услуг являются равнозначными. Нормативный правовой акт не содержит в качестве лучшего условия для получения лицензии на право осуществления пассажирских перевозок то обстоятельство, что соискатель лицензии имеет в собственности, аренде или на ином законном основании технологической базы для технического обеспечения перевозок (склады, производственные участки, цеха и т.д.) имеет преимущество в получении лицензии, и как следствие, право оказывать данный вид деятельности, перед соискателем у которого имеется всего лишь договор на оказание услуг по хранению, обслуживанию и ремонту транспортных средств.

Положение о лицензировании перевозок устанавливает знак равенства между соискателем лицензии, имеющим собственные возможности контроля за техническим состоянием и соискателем лицензии, имеющим договор с организацией, оказывающей услуги по контролю технического состояния транспортных средств, следовательно, при оценке конкурсных заявок участников конкурса по спорному критерию, также должен быть обеспечен одинаковый подход.

В противном случае, показатели оценки необоснованно позволяют конкурсной комиссии начислять перевозчику дополнительные баллы за то, что у него имеется собственная возможность контроля технического состояния транспортных средств. Данный показатель при оценке претендентов ставит участников конкурса в неравное положение, так как требования, предусмотренные положением о лицензировании, предъявляются одинаковыми как для претендента, имеющему собственную службу контроля технического состояния, так и для претендента, получающего эти услуги по договору, следовательно, и тот и другой перевозчик должен обеспечить реализацию данных требований.

Таким образом,  пункты 4, 5, 8, 12 таблицы квалификационных требований (четвертый, пятый, восьмой, двенадцатый оценочные показатели), в которых установлены критерии оценки в зависимости от основания использования производственно-технической базы, контрольно-технического пункта, технических средств по оказанию технической помощи на линии, освещаемой, охраняемой стоянки,  не являются теми условиями, которые бы объективно могли влиять на безопасность дорожного движения и качество осуществляемых перевозок. Иное представителями Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров не доказано.

Анализ оспариваемых оценочных критериев свидетельствует о том, что начисление баллов в зависимости от оснований использования производственно-технической базы, контрольно-технического пункта, технических средств по оказанию технической помощи на линии, освещаемой, охраняемой стоянки,  создает дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и имеют своим результатом допущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Значимость критерия "наличие контроля технического состояния  транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении в гараж"  (шестой оценочный показатель) в зависимости от сменных механиков является ограничением конкуренции, в связи со следующим.   

Основным законом, определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В частности, указанной нормой предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лишь обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Названный Закон не содержит обязанности для указанных выше субъектов использовать при осуществлении деятельности использовать штатных сменных механиков количестве 3-х человек или менее 3-х человек, по договору или на каком-либо ином праве.  Главное требование Закона, это обеспечить надлежащее техническое состояние транспортного средства, и исключить возможность эксплуатации транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения. Следовательно, требования, предъявляемые Федеральным  законом  от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одинаковы как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых имеются штатные см. механики в количестве 3-х человек либо менее 3-х человек, по договору либо нет.  

Таким образом, шестой оцениваемый показатель  ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок. Установление указанного критерия не может повлиять на безопасность дорожного движения или качество осуществляемых перевозок. Иное  представителями Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров не доказано.

Пункт 7 таблицы квалификационных требований (седьмой оценочный показатель) содержит специальную оценку условий труда или действующая аттестация рабочих мест за каждое аттестованное место добавляется 1 балл, а пункт 9 таблицы квалификационных требований (девятый оценочный показатель)  предусматривает стажировку и  инструктаж водительского персонала, ведение делопроизводства. В случае если стажировка соблюдается 5 баллов, не соблюдается 0 баллов.

Действующим законодательством как Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" так и Приказом Минтранса Российской Федерации от 15.01.2014 №7 предусмотрена как аттестация рабочих мест, так и стажировка водителей.  

Установление указанных критериев не являются оценочными, поскольку аттестация рабочих мест, так и стажировка водителей установлена законодательством. Данные критерии не могут выявить лучшего участника конкурса, в связи с этим антимонопольный орган приходит к выводу, что данные критерии не соответствуют целям конкурса.    

Критерий оценки пункта 10 таблицы квалификационных требований (десятый оценочный показатель) при котором учитываются показатели, отражающие качество транспортного  обслуживания и стабильности предшествующей работы на маршрутной сети города Александрова при стаже предыдущей работы, может привести к ограничению конкуренции. Федеральным законодательством не устанавливается требование по стажу к хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на рынке пассажирских перевозок. Кроме этого, указанный критерий оценки затрудняет вход на рынок пассажирских перевозок новых хозяйствующих субъектов, имеющих минимальный стаж таковой деятельности. Таким образом, хозяйствующие субъекты, которые недавно вошли или собираются войти на рынок пассажирских перевозок, находятся в заведомо неравном положении по отношению к остальным участникам конкурса.

Позиция представителей Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров при которой качество транспортного обслуживания и стабильность предшествующей работы на маршрутной сети необходимо оценивать исходя из стажа работы участника конкурса на конкретном маршруте, антимонопольным органом признается неверной, поскольку нарушает права хозяйствующих субъектов, имеющих сопоставимый стаж работы на других маршрутах, и фактически закрепляет конкретный маршрут за перевозчиком, работающим на нем длительное время.

Пункт 11 таблицы квалификационных требований (одиннадцатый оценочный показатель) предусматривает периодическое освидетельствование  водителей по проф. пригодности при наличии  медицинских справок о прохождении медосмотра один раз в два года.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренными статьей Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В силу пункта 3 статьи 23 рассматриваемого закона обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Согласно письму Минздрава РФ от 12.03.2014 № 01И-271/14 "О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения" обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Исходя из вышеуказанных норм, действующее законодательство не разграничивает предварительный и периодический осмотры.

Проанализировав пункт 13 (тринадцатый оценочный показатель) таблицы квалифицированных требований, который устанавливает, что при  нарушении статьи 6 Закона Владимирской области от 06.04.2004 № 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области", муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих сферу организации транспортного обслуживания населения на территории города Александров  происходит снижение баллов  (-10 баллов) за каждое допущенное нарушение на каждом муниципальном маршруте  от общего числа набранных баллов, антимонопольный орган приходит к выводу, что  указанный квалификационный критерий ставит в неравное положение субъектов предпринимательской  деятельности ранее  осуществляющих перевозки на территории г.Александров, с иными перевозчиками. Вместе с этим тринадцатый оценочный показатель не содержит период, который подлежит оценке с вычетом соответствующего количества баллов.

При таких обстоятельствах существует возможность неопределенного и произвольного толкования указанного критерия, что позволяет членам конкурсной комиссии субъективно влиять на результаты определения победителя конкурса. В рассматриваемой ситуации возможность конкурсной комиссии влиять на определение победителя приводит к возникновению внешних условий (кроме самостоятельных действий хозяйствующих субъектов) при определении победителя конкурса, что является ограничением конкуренции.  

Пункты 14, 15 таблицы квалификационных требований (четырнадцатый, пятнадцатый оценочные показатели) нельзя считать дискриминационными, ограничивающими конкуренцию на рынке пассажирских перевозок, так как они направлены на доступность транспортных услуг населению и безопасность дорожного движения. Кроме этого, установление Советом народных депутатов муниципального образования г. Александров пунктов 14, 15 таблицы квалификационных требований осуществлено в пределах предоставленных Совету народных депутатов муниципального образования г.Александров  полномочий по регулированию порядка проведения конкурсного отбора и направлено на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Позиция представителя Александровской городской прокуратуры о том, что конкурсная комиссия не может обладать информацией, подлежащей оценке по четырнадцатому показателю (о несоблюдении условий договора на осуществление перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах транспортом общего пользования) является несостоятельной. 

Пунктом 16 таблицы квалификационных требований (шестнадцатый оценочный показатель)  определен критерий оценки  - использование спутниковой системы навигации "Глонасс", "Глонасс GPS" при наличии действующего договора со специализированной организацией, за каждый оборудованный автобус, но не более количества автобусов требуемых на данный лот с учетом КИП 0,8.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.02.2009 №22-ФЗ "О навигационной

деятельности" в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

Таким образом,  требование о наличии у перевозчиков аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS предусмотрено правовым актом нормативного характера.

Исходя из изложенного, следует, что проведение оценки в рамках отдельного критерия не требуется. Решение вопроса о наличии или отсутствии у соискателя соответствующей аппаратуры, должен решаться конкурсной комиссией на стадии допуска участия в конкурсе.

Проанализировав решение Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" от 26.03.2015 №23 антимонопольный орган приходит к выводу, что соискатель не допускается к участию в конкурсе только в случаях  если он не отвечает требованиям, установленным п.2.1 и п.2.2 настоящего Положения. Однако пункт 4.4. Положения о конкурсе  содержит перечень документов, которые необходимо представить для участия в конкурсе. Не представление указанных требований приведет к не допуску к участию в конкурсе.

Таким образом, отсутствие четкого и понятного всем потенциальным участникам конкурса, а также членам конкурсной комиссии механизма предоставления  документов необходимых для участия в конкурсе является дополнительным основанием для признания указанных пунктов необоснованно приводящих к ограничению конкуренции.  Вместе с этим в пункте 4.4. Положения о конкурсе документы, которые необходимо представить для участия в конкурсе не соответствуют приложению №1 Положения (описи).

Кроме этого, решение Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах" от 26.03.2015 №23 не содержит указание на срок, который необходимо заключить договора на осуществление перевозок по итогам конкурса.

Доводы заявителей о признании пунктов 8, 15, 12, 16, 17 недействительными являются несостоятельными, поскольку указанные требования не нарушают действующее законодательство. Документов, подтверждающих ограничение конкуренции, в материалы дела не представлено. Не предоставление указанных сведений перечисленных в описи (приложения №1) не является основанием для отказа в допуске к участию.

Проанализировав конкурсную документацию, утвержденную администрацией Александровского района на основании постановления администрации Александровского района Владимирской области от 17.04.2015 №962, антимонопольный орган установил, что   конкурсная документация, разработана на основании решения Совета народных депутатов муниципального образования г.Александров от 26.03.2015 №23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) пригородных муниципальных маршрутах".

В связи с этим, конкурсная документация на право заключения договоров на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) муниципальных маршрутах города Александрова, утвержденная Администрацией Александровского района, содержит положения, противоречащие требованиям антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Владимирской области 

РЕШИЛА:

1.Признать Совет народных депутатов муниципального образования города Александрова  нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в принятии решения Совета народных депутатов  муниципального образования города Александрова от 26.03.2015 №23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок  пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных  (постоянных) городских муниципальных маршрутах", в котором установлены квалификационные критерии, подлежащие оценки при проведении конкурса, приводящие к ограничению конкуренции.

2.Выдать Совету народных депутатов муниципального образования города Александрова  предписание о внесении изменений в решение Совета народных депутатов муниципального образования города Александров  от 26.03.2015 №23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок  пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных  (постоянных) городских муниципальных маршрутах", в соответствии с решением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в срок до 1 июля 2015 года. 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 10 июля 2015 года.     

3.Выдать администрации Александровского района Владимирской области предписание, а именно: отменить постановление  администрации Александровского района Владимирской области от 17.04.2015 №962 о создании комиссии и утверждении  конкурсной документации по проведению конкурса на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских муниципальных маршрутах в срок до 3 июня 2015.

При проведении в дальнейшем  конкурсных процедур утвердить конкурсную документацию в соответствии с внесенными  изменениями в решение Совета народных депутатов муниципального образования города Александрова от 26.03.2015 №23 "Об утверждении положения "О конкурсе на право заключения договора на осуществление перевозок  пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных  (постоянных) городских муниципальных маршрутах".

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                     (----------)

 

Члены комиссии:                                                                                   (----------) 

    

                                                                                                                 (----------) 

Связанные организации

Связанные организации не указаны