Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-370-03/2015 от 4 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К-370-03/2015

 

«1» июня  2015 года                                                                                                     г. Владимир

 

          Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 №428,  в составе:

«…»

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Теплотэкс» - И... (по доверенности 28.05.2015), Ч... (по доверенности от 28.05.2015), Ш... (по доверенности от 28.05.2015);

заказчика, конкурсной комиссии – ОАО «ВНИИ «Сигнал» - К... (по  доверенности №120/35 от 12.01.2015), Н... (по доверенности № 120/9061 от 28.05.2015), Л... (по доверенности № 120/9057 от 28.05.2015), И... (по доверенности № 120/9059 от 28.05.2015), В... (по доверенности № 120/9056 от 28.05.2015), И... (по доверенности № 120/9060 от 28.05.2015), А... (по доверенности № 120/9058 от 28.05.2015), З... (по доверенности № 120/9062 от 28.05.2015),

рассмотрев дело № К-370-03/2015, возбужденное по жалобе ООО «Теплотэкс» на действия заказчика, закупочной комиссии ОАО «ВНИИ «Сигнал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд ОАО «ВНИИ «Сигнал»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба (вх. № 2928 от 22.05.2015) Общества с ограниченной ответственностью «Теплотэкс» (далее – ООО «Теплотэкс», Заявитель) на действия заказчика, закупочной комиссии Открытого акционерного общества «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» (далее – ОАО «ВНИИ «Сигнал») при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд ОАО «ВНИИ «Сигнал».

Из жалобы Заявителя следует, что 03.04.2015 года заказчиком – ОАО «ВНИИ «Сигнал» на официальном сайте сети интернет zakupki.gov.ru размещено извещение  № 31502213092 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме. ООО «Теплотэкс» подало заявку на участие в конкурсе и было допущено к нему. По мнению Заявителя, заказчиком, конкурсной комиссией при проведении конкурса был допущен ряд нарушений. В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме (ред. 3) сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками отсутствуют, что нарушает пункт 1 статьи 13 Положения о закупках. Протокол открытия доступа к заявкам, в нарушение пункта 5 статьи 16 Положения о закупках, не подписан Заказчиком. Дата протокола открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в электронной форме № 30  - 07.05.2015, в указанной протоколе сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов отсутствуют. Дата опубликования протокола на официальном сайте – 08.05.2015 12:45. При этом сведения о фактически вносимых в документацию о закупке изменениях на официальном сайте не размещались, что противоречит статье 9 Положения о закупках.

Протокол № 31 от 12.05.2015 рассмотрения заявок на участие в электронном конкурсе не подписан Заказчиком в нарушение пункта 2 статьи 17 Положения о закупках. Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 32 от 14.05.2015 сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из критериев и подпись Заказчика отсутствует, что нарушает пункт 2 статьи 18 Положения о закупках.

Конкурсной комиссией нарушен порядок определения рейтинга, присуждаемого по критериям, и следовательно, победителя торгов. Действия конкурсной комиссии и Заказчика имеют признаки ограничения конкуренции. Допустив к участию в конкурсе конкурсная комиссия тем самым признала заявки соответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией, и участников процедуры закупки соответствующими требованиям, установленным в соответствии со статьей 7 Положения о закупках. Следовательно, при оценке и сопоставлении заявок по критерию «квалификация участника» присуждение рейтинга «0» невозможно. Оценка конкурсного предложения ООО «Теплотэкс» была занижена. Основания для снижения оценки по показателю «Опыт оказания аналогичных работ, услуг» отсутствуют.

Установление в конкурсной документации необоснованного квалификационного требования по исполнению договоров на оказание аналогичных предмету конкурса услуг (работ) является излишним и нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 223-ФЗ. Поскольку предметом конкурса является выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной, то к участию в конкурсе могут быть допущены лишь лица, имеющие опыт работы по проектированию и строительству объектов по договорам с аналогичным предметом. Система оценки заявок по критерию «Опыт оказания аналогичных работ, услуг» не позволяет отдельному субъекту определить уровень своих возможностей для участия в конкурсе, выявить и устранить недостатки в собственной заявке или защитить свои интересы. Таким образом, ООО «Теплотэкс» как участник процедуры закупки был ограничен в правах реально оценить свои возможности на победу в конкурсе, а соответственно не мог в полной мере обеспечить конкурентоспособность своей заявки.

Требования о наличии работников, опыте работы являются чрезмерными, необоснованными, поскольку подтверждение надежности, наличия соответствующих навыков, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом закупки, не имеет значения при выполнении работ третьими лицами (субподрядчиками), то есть в ситуации, когда личность подрядчика не имеет существенного значения для Заказчика. Требования по квалификации участников закупки, указанные в конкурсной документации, предоставляют преимущественные условия участия в конкурсе отдельным хозяйствующим субъектам.

ООО «Теплотэкс» предполагает (на основании анализа информации из открытых источников», что ООО «Технологии тепла» и ООО «Айком» не  предоставили в составе заявок по квалификационному критерию документы, указанные в подпункте «в» пункта 3 статьи 3.3.1 актуальной редакции конкурсной документации, а именно – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. При этом ООО «Теплотэкс» предоставило все предусмотренные конкурсной документацией документы. При отсутствии указанные документов ООО «Технологии тепла» и ООО «Айком» все же становятся участниками закупки, а один из них – победителем.

Согласно данным сайта СРО НП «Строй Форум» ООО «Айком» вправе заключать договоры по строительству, стоимость которых по одному договору составляет до 10 млн. рублей. Данное ограничение по цене сделки (договора) устанавливается подпунктом 1 части 7 статьи 55.16 и статьей 55.10 Градостроительного кодекса РФ. При предложенной цене 32,4 млн. рублей ООО «Айком» не имеет права в силу закона участвовать в торгах. Заказчик и конкурсная комиссия не вправе были допускать указанное предприятие к конкурсу.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком, Конкурсной комиссией при проведении конкурса нарушены часть 1 статьи 2, часть 10 статьи 8, часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статья 448, часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ.

На основании изложенного, Заявитель просит антимонопольный орган приостановить конкурс и признать результаты конкурса недействительными и аннулировать их.          

В связи с поступлением вышеуказанной жалобы, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) возбуждено дело № К-370-03/2015.

25.05.2015, в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России  в адрес заказчика, конкурсной комиссии ОАО «ВНИИ «Сигнал» направлено уведомление о приостановлении проведения торгов до рассмотрения жалобы по существу, в том числе заключения договора.

28.05.2015 в адрес антимонопольного органа поступило Дополнение к жалобе ООО «Теплотэкс» (вх. № 3022).

На заседании Комиссии при рассмотрении дела, представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, просили объявить перерыв в заседании для подготовки возражений на пояснение ОАО «ВНИИ «Сигнал».

Представитель Заказчика, конкурсной комиссии в Пояснениях по делу, представленных 28.05.2015 (вх. № 3045), а также на заседании пояснил следующее.

Согласно разделу 4 пункта 21 Постановления Правительства от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» представитель Заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 223-ФЗ. Сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками указаны в извещении, сформированном на электронной площадке. Извещение, входящее в состав конкурсной документации, не является основным документом.

Относительно отсутствия подписи Заказчика на Протоколах открытия доступа к заявкам, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок представитель Конкурсной комиссии отметил, что протокол считается размещенным на официальном сайте после подписания протокола квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени Заказчика. В данном случае уполномоченным лицом от имени Заказчика является секретарь закупочной комиссии.

Ограничения конкуренции отсутствует ввиду того, что для участия в конкурсе подали заявки семь участников.

Решение о допуске участников было принято комиссией на этапе рассмотрения заявок на предмет наличия всех необходимых документов в соответствии с пунктом 2.12 Информационной карты.

ООО «Теплотэкс» получило оценку «0» баллов по одному из подкритериев ввиду того, что не представило ни один договор, аналогичный предмету конкурса.

Относительно необоснованности установления требований о наличии работников, опыте работы, так как личность подрядчика не имеет существенного значения для Заказчика, представитель Заказчика пояснил, что в пункте 2.9 Информационной карты указано, что Исполнитель вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц по согласованию с Заказчиком. ОАО «ВНИИ «Сигнал» установило требования к Участнику, а не к субподрядчикам.

Требование о представлении в заявке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлено в подпункте «в» пункта 3 статьи 3.3.1 конкурсной документации. В Информационной карте такое требование отсутствует. В соответствии с разделом 2 Информационной карты при возникновении противоречия положения раздела 2 имеют приоритет над положениями раздела 1.

Относительно ограничения ООО «Айком» заключать договоры по строительству свыше 10 млн. рублей представитель Заказчика пояснил, что одними из сведений и документов, входящих в состав заявки, является наличие у участника свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Ограничения по сумме Заказчиком не были указаны, и поэтому комиссия была обязана допустить всех участников, имеющих СРО.

22.05.2015 ОАО «ВНИИ «Сигнал» заключило договор с победителем конкурса ООО «Технологии тепла».   

На основании изложенного, представитель Заказчика считает, что каких-либо нарушений в проведении конкурса допущено не было.

В связи с поступившим от представителей Заявителя ходатайства о перерыве в заседании по рассмотрению жалобы для подготовки возражений на пояснения Заказчика Комиссия антимонопольного органа объявила перерыв в заседании до 01.06.2015.

На продолжении заседания 01.06.2015 представители Заявителя представили возражения на Пояснения ОАО «ВНИИ «Сигнал». Кроме того, представители Заявителя отметили, что нарушение правил допуска претендентов к участию в закупке влияет на оценку заявок, то есть на результат закупки и определение победителя по лоту, что также приводит к ограничению конкуренции и предоставлению преимущества одним участникам перед другими. Оценка и сопоставление заявок по критерию «качество оказанных услуг и квалификация участника закупки» была осуществлена исключительно по субъективному усмотрению членов закупочной комиссии, что не может отвечать принципам обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения злоупотреблений.

Также представители Заявителя высказали мнение о том, что объединение в один лот разработки проектной документации и осуществления строительства, а также неустановление требования к перечню видов и подвидов работ в свидетельстве СРО может привести к сокращению числа участников закупки.

Представители Заказчика и конкурсной комиссии в дополнение пояснили, что согласно Положению о закупочной комиссии правом подписи протоколов от имени Заказчика обладает председатель закупочной комиссии. Для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ необходимо было представить договоры и акты выполненных работ, а не разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, так как разрешение получает заказчик, а не подрядчик. Разработку проектной документации и осуществление строительства Заказчик объединил в один лот для повышения качества и скорости выполнения работ.

Исследовав предоставленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Владимирского УФАС России   установила следующее. (см. текст в предыдущей редакции) 

 Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов,  установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

ОАО «ВНИИ «Сигнал» является хозяйствующим обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.

            Приказом генерального директора ОАО «ВНИИ «Сигнал» от 15.09.2014 № 488 (в ред. от 15.04.2015 № 185) утвержден состав закупочной комиссии ОАО «ВНИИ «Сигнал».

Приказом генерального директора ОАО «ВНИИ «Сигнал» от 15.09.2014 № 489 введено в действие Положение о закупочной комиссии.

Согласно подпункту 6.7.9 пункта 6.7 Положения о закупочной комиссии Председатель комиссии (заместитель Председателя, в отсутствие Председателя) подписывает документацию при проведении конкурентных процедур от имени Заказчика.

Положение о закупочной деятельности ОАО «ВНИИ «Сигнал» утверждено Советом директоров ОАО «ВНИИ «Сигнал» (Протокол № 58/2013 от 15.10.2013).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 13 Положения о закупочной деятельности в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Положения о закупочной деятельности конкурсная документация должна содержать, в том числе:

  1. требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа (далее – электронный документ), и инструкцию по ее заполнению;
  2. место, порядок, даты и время  вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам участие в конкурсе.

Согласно части 5 статьи 16, части 2 статьи 17, части 7 статьи 18 Положения о закупочной деятельности протокол вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, протокол рассмотрения заявок, протокол оценки и сопоставления заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии и Заказчиком.

Документация об открытом конкурсе в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 году для нужд ОАО «ВНИИ «Сигнал» и Извещение утверждены Председателем закупочной комиссии ОАО «ВНИИ «Сигнал» 19.03.2015.

Согласно подпункту «в» пункта 3 части 3.3.1 статьи 3.3 Документации заявка на участие в электронном конкурсе, которую подает участник закупки в соответствии с настоящей документацией об электронном конкурсе, должна быть подготовлена в соответствии с положениями настоящей статьи и с указаниями, содержащимися в Разделе 2 «Информационная электронного  карта конкурса», и содержать копии разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что Заказчиком установлено требование, предусмотренное в Разделе 2 «Информационная карта электронного конкурса» (пункт 2.8).

Согласно разделу 2 Документации «Информационная карта электронного конкурса» при возникновении противоречия положения настоящего раздела  имеют приоритет над положениями Раздела 1.

В соответствии с пунктом 2.3 Информационной карты конкурса предмет и объем выполняемых работ определен в разделе 5 Документации «Техническое задание» и разделе 6 Документации «Проект договора».

Согласно пункту 2.9 Информационной карты исполнитель вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц по согласованию с Заказчиком.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.12 Информационной карты в состав заявки входят заверенные Участником процедуры закупки и печатью организации копии договоров и актов о выполнении работ/услуг, аналогичных предмету конкурса за последние 3 (три) года.

Согласно пункту 2.22 Информационной карты критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание и значимость, а также порядок оценки указаны в  Подразделе 6 Конкурсной документации, Приложении №1 к Информационной карте электронного конкурса.

В Приложении №1 к Информационной карте указаны следующие критерии оценки заявок участников конкурса:

  1. цена договора;
  2. качество работ, услуг - экспертная оценка ранее подготовленных для иных Заказчиков предложений на проектирование и строительство блочно-модульных котельных (не менее двух вариантов);
  3. квалификация участника электронного конкурса:
  • обеспеченность кадровыми ресурсами - наличие у участника специалистов, имеющих опыт работы по проектированию и строительству не менее 5 лет (до момента размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса),
  • опыт оказания аналогичных работ/услуг - наличие у участника опыта выполнения аналогичных договоров (исполненные участником процедуры закупки договоры на оказание аналогичных предмету конкурса услуг (работ) с ценой договора не менее 50% от начальной (максимальной) цены настоящего конкурса).

03.04.2015 года заказчиком – ОАО «ВНИИ «Сигнал» на официальном сайте сети интернет zakupki.gov.ru размещено извещение  № 31502213092 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд ОАО «ВНИИ «Сигнал» с начальной (максимальной) ценой договора – 38 575 000, 00 руб.

В период подачи заявок (03.04.2014 – 06.05.2015) в адрес Заказчика поступило 6 запросов о разъяснении положений документации об открытом конкурсе. Согласно ответу на запрос на разъяснение № 15790 участник закупки должен представить в своей заявке копии договоров и окончательные акты ввода в эксплуатацию объекта.

Согласно пункту 6 Протокола открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе в электронной форме № 30 от 07.05.2015 на участие в конкурсе поступило 7 заявок: ООО «Технологии тепла», ООО «Айком», ООО «Теза-строй», ООО «НПО Турбулентность-ДОН», ЗАО ПК «Тепло и сила», ООО «Теплотэкс», ООО «Газовые коммуникации».

В соответствии с пунктом 8 Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном конкурсе № 31 от 12.05.2015 к участию в конкурсе допущены заявки: №1 ООО «Технологии тепла», №2 ООО «Айком», №3 ООО «Теза-строй», №5 ЗАО ПК «Тепло и сила», №6 ООО «Теплотэкс».

Согласно пункту 8 Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме №32 от 14.05.2015 заявкам ООО «Теза-строй», ЗАО ПК «Тепло и сила», ООО «Теплотэкс» присвоено 0 баллов по подкритерию «Опыт оказания аналогичных работ, услуг. В соответствии с пунктом 9 данного Протокола победителем признано ООО «Технологии тепла», второе место присвоено ООО «Айком» (пункт 10).

Все протоколы, составленные в ходе конкурса подписаны Председателем закупочной комиссии и ее членами.

22.05.2015 между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и победителем конкурса ООО «Технологии тепла» заключен договор.

Проанализировав Положение о закупочной деятельности ОАО «ВНИИ «Сигнал», Положение о закупочной комиссии ОАО «ВНИИ «Сигнал», извещение и документацию об открытом конкурсе, разъяснения положений документации, протоколы, составленные в ходе закупки, заявки участников конкурса, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Довод Заявителя о наличии в действиях Заказчика по объединению в одном лоте разработки проектной документации и осуществления строительства признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа считает необоснованным, поскольку на участие в рассматриваемом конкурсе было подано 7 заявок, 5 из которых были допущены, следовательно, принцип обеспечения конкуренции при проведении торгов был соблюден.

Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в неуказании им требования к перечню видов и подвидов работ в свидетельстве СРО участника закупки, Комиссия антимонопольного органа считает, что Заказчик в данном случае действовал правомерно, так как в разделе 5 Документации «Техническое задание» обозначен объем и род работ, необходимых для исполнения договора и четкого понимания о требуемых допусках СРО.

 В Положении о закупочной деятельности обозначен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении и документации о конкурсе. Согласно пункту 7 части 1 статьи 13 и пункту 12 части 2 статьи 14 Положения о закупочной деятельности в извещении и документации об открытом конкурсе должны быть указаны место, порядок, дата и время вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам.

При детальном изучении Извещения и Документации о настоящем открытом конкурсе  электронной форме Комиссией антимонопольного органа выявлено отсутствие указанной выше информации, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 13 и пункта 12 части 2 статьи 14 Положения о закупочной деятельности.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к содержанию и составу заявки участника закупки. Аналогичное требование содержится в пункте 1 части 2 статьи 14 Положения о закупочной деятельности.

В статье 3.3 раздела 1 Документации обозначены требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в электронном конкурсе, в том числе, подпункт «в» пункта 3 части 3.3.1 – копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Однако, в данном пункте имеется оговорка о том, что данное требование должно быть прописано в пункте 2.8 раздела 2 «Информационная карта электронного конкурса», положения которого имеют приоритет перед разделом 1 Документации. В Информационной карте требование о предоставлении копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует. Следовательно, предоставление данного документа необязательно.

 Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2.12 Информационной карты в состав заявки входят заверенные Участником процедуры закупки и печатью организации копии договоров и актов о выполнении работ/услуг, аналогичных предмету конкурса за последние 3 (три) года. Для разъяснения данного пункта участником закупки в адрес Заказчика был направлен запрос. Заказчик в своем ответе указал, что участник закупки должен представить в своей заявке копии договоров и окончательные акты ввода в эксплуатацию объекта.

Анализ договоров, представленных участниками закупки в составе заявок, показал, что сдача и приемка работ по договору удостоверяется документами по форме КС-2, КС-3, КС-11, КС-14, и носят соответственно разные названия: акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акт приемки законченного строительством объекта, акт сдачи-приемки работ и так далее.

Комиссия антимонопольного органа считает, что указанное выше требование было сформировано Заказчиком некорректно, данное им разъяснение способствовало неверному пониманию участниками закупки того, какие именно документы необходимы для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ/услуг. Изучение протоколов, составленных в ходе конкурса, позволяет сделать вывод о том, что для закупочной комиссии было важно наличие в составе заявок документов, подтверждающих выполнение работ подрядчиком по договору. Неустановление четкого требования о предоставлении документов, подтверждающих опыт выполнения работ/услуг, является нарушением части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 1 части 2 статьи 14 Положения о закупочной деятельности и могло привести к ошибкам при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса.

Относительно довода Заявителя об отсутствии на протоколах, составленных в ходе конкурса, подписи Заказчика, что предусмотрено частью 5 статьи 16, частью 2 статьи 17, частью 7 статьи 18 Положения о закупочной деятельности, Комиссия антимонопольного органа считает, в данном случае наличие данной подписи не требуется, поскольку полномочиями представителя Заказчика, согласно подпункту 6.7.9 пункта 6.7 Положения о закупочной комиссии, обладает Председатель закупочной комиссии или его заместитель в случае его отсутствия.

Заявитель обращал внимание Комиссии на то, что допуск ООО «Айком» к участию в конкурсе является неправомерным, так как в свидетельстве о допуске СРО на виды работ по капитальному строительству установлено ограничение по заключению договоров по строительству, стоимость которых составляет до 10 млн. рублей, при том, что им предложена цена договора – 32, 4 млн. рублей.

По мнению Комиссии антимонопольного органа, ООО «Айком» обоснованно и правомерно было допущено к участию в открытом конкурсе, поскольку свидетельство о допуске СРО содержит следующую формулировку: «ООО «Айком» вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору составляет до 10 млн. рублей». Данное ограничение относится лишь в правомочности организации выступать в роли генерального подрядчика и не применяется в случаях выполнения работ лично.

Относительно довода Заявителя о том, что закупочная комиссия не могла присудить ООО «Теплотэкс» 0 баллов по подкритерию «Опыт оказания аналогичных работ/услуг», так как им были представлены соответствующие документы, Комиссия антимонопольного органа считает, действия закупочной комиссии в данном случае были правомерны, поскольку Методикой оценки заявок участников конкурса (Приложение №1 к разделу 2 Документации «Информационная карта электронного конкурса») предусмотрена возможность присвоения участнику 0 баллов по подкритерию «Опыт оказания аналогичных работ/услуг» в случае непредставления участником исполненных договоров на оказание аналогичных предмету конкурса услуг (работ) с ценой договора не менее 50 % от начальной (максимальной) цены настоящего конкурса. Заявителем не были представлены указанные договоры, поэтому по данному подкритерию ему было присвоено 0 баллов.

Установление Заказчиком в Документации квалификационного требования по исполнению договоров на оказание аналогичных предмету конкурса работ/услуг при наличии возможности у победителя заключить договор субподряда по согласованию  с Заказчиком не противоречит нормам гражданского законодательства и законодательства о закупках, так как приоритетным является исполнение договора лично.

Таким образом, действия заказчика, закупочной комиссии ОАО «ВНИИ «Сигнал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд ОАО «ВНИИ «Сигнал» нарушили пункт 7 части 1 статьи 13, пункты 1 и 12 части 2 статьи 14 Положения о закупочной деятельности, часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Теплотэкс» является обоснованной.

Вместе с тем, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Технологии тепла» заключен договор по результатам открытого конкурса в электронной форме, у Комиссии антимонопольного органа отсутствуют основания для выдачи Заказчику, закупочной комиссии предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

                                                             

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «Теплотэкс» на действия заказчика, закупочной комиссии Открытого акционерного общества «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и строительству блочно-модульной котельной в 2015 г. для нужд ОАО «ВНИИ «Сигнал» обоснованной.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

«…»

 

 

Члены Комиссии:

«…»

 

 

 

 

                      

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны