Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-404-03/2015 от 9 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К-404-03/2015

 

«8» июня  2015 года                                                                                                     г. Владимир

 

          Постоянно действующая Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия), утвержденная приказом Владимирского УФАС России от 30.12.2011 №428,  в составе:

«…»

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Теза-проект» - Л... (по доверенности №11 от 08.06.2015), С... (по доверенности №10 от 08.06.2015);

заявителя – ООО «Технологии тепла» - Щ... (по доверенности №8 от 05.06.2016);

заказчика – МУП г. Коврова «Жилэкс» - Б... (на основании распоряжения о приеме на работу № 01-100-26/ЛС-41 от 05.12.2012), Л... (по доверенности №1332 от 05.06.2015),

рассмотрев дело № К-404-03/2015, возбужденное по жалобам ООО «Теза-проект»  и ООО «Тепловые сети» на действия заказчика и комиссии МУП г. Коврова «Жилэкс» при проведении запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступили жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Теза-проект» (далее – ООО «Теза-проект») и Общества с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» (далее – ООО «Тепловые сети») на действия заказчика и комиссии Муниципального унитарного предприятия «Жилэкс» (далее – МУП «Жилэкс») при проведении запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт.

Из жалоб Заявителей следует, что 25.05.2015 года заказчиком – МУП «Жилэкс» на официальном сайте сети интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение  № 31502391811 о проведении запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт с начальной (максимальной) ценой договора – 900 000, 00 руб. Заявители подали заявки на участие в запросе котировок. Согласно Протоколу №10 о результатах запроса котировок от 02.06.2015 их заявки были отклонены.

По мнению Заявителей, указание в извещении конкретного товарного знака без возможности поставки эквивалентной продукции нарушает абзац 2 подпункта 1 пункта 8.2 Положения о закупках МУП «Жилэкс», а также пункты 2-4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

ООО «Теза-проект» считает, что оно было не допущено неправомерно, так как указание конкретного товарного знака без возможности поставки эквивалентной продукции, дополнительного требования о наличии опыта работы в течение пяти лет и предоставлении договоров с завершенными в 2012, 2013, 2014 гг. работами сопоставимого характера и объема на сумму не менее 50% от начальной максимальной цены договора, установленной в извещении нарушает пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Относительно отсутствия согласия участника процедуры закупки исполнить условия договора ООО «Теза-проект» отмечает, что в Извещении не указано, в какой форме должны быть представлены документы (отдельными документами или это может быть один документ), в Извещении имеется лишь форма котировочной заявки и гарантийного письма. ООО «Теза-проект» подана котировочная заявка с приложением установленных в Извещении документов, в которой в приложении №12 указано, что «Сведения об участнике процедуры закупки, согласие участника процедуры закупки исполнить условия договора, указанные в проекте договора, прилагаемом к извещению о проведении запроса котировок, и предложение о цене товара, работы, услуги – указаны в котировочной заявке.

ООО «Технологии тепла» считает, что его заявка была необоснованно отклонена, так как она соответствовала требованиям, установленным пунктам 3.3, 8.6 Положения о закупках МУП «Жилэкс», и цена, предложенная им, не выше допустимой. Относительно отсутствия согласия участника процедуры закупки исполнить условия договора ООО «Технологии тепла» отмечает, что оно представило заявку согласно приложенной форме, где присутствуют положения, выражающие согласие на исполнение условий документов закупки: «В случае победы нашей заявки в запросе котировок, согласны исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок.

Кроме того, комиссия допустила к участию ООО «Теплосфера», однако согласно ЕГРЮЛ оно зарегистрировано 17.05.2012, что свидетельствует об отсутствии у этой организации опыта в течение пяти лет.

Таким образом, по мнению Заявителей, отклонение их заявок является неправомерным.

На основании изложенного, Заявители просят антимонопольной орган приостановить проведение запроса котировок, проверить ООО «Теплосфера» на наличие опыта работы в течение пяти лет, признать решение комиссии незаконным и аннулировать протокол рассмотрения заявок и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений и о доработке Документации о запросе котировок в соответствии с законодательством РФ.      

В связи с поступлением вышеуказанных жалоб, Владимирским УФАС России в соответствии с требованием статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) возбуждено дело № К-404-03/2015.

04.06.2015 и 05.06.2015, в порядке, определенном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России  в адрес заказчика МУП «Жилэкс» направлены уведомления о приостановлении проведения торгов до рассмотрения жалобы по существу, в том числе заключения договора.

На заседании Комиссии при рассмотрении дела, представители Заявителей подтвердили доводы, изложенные в жалобах, а также отметили, что требование о наименовании объекта с указанием товарного знака ограничивает участие организаций в запросе котировок, так как при выполнении проекта необходимо будет приложить сертификат на котельную только этой марки.

Представители заказчика на заседании пояснили, что в техническом задании указана торговая марка блочно-модульной котельной «Гейзер G-5000». Заказчик посчитал ее наиболее оптимальной для нужд организации.

Относительно требования о наличии в составе заявки согласия участника исполнить условия договора, установленные в извещении, представитель заказчика пояснил, что такое требование явилось следствием невнимательности при составлении документации. Заявки заявителей были отклонены, так как в них отсутствовал отдельный документ о выражении согласия, а у победителя данный документ имелся.

По вопросу отсутствия у единственного допущенного участника опыта работы в течение пяти лет, представители заказчика признали, что при рассмотрении заявок упустили этот момент, и у ООО «Теплосфера» отсутствует должный опыт, поэтому договор по результатам запроса котировок до сих пор не заключен. 

По мнению представителей МУП «Жилэкс», требование о наличии опыта работы в течение пяти лет не нарушает требований законодательства.

Исследовав предоставленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Владимирского УФАС России   установила следующее. (см. текст в предыдущей редакции) 

 Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг муниципальными унитарными предприятиями  установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Общие антимонопольные требования к закупкам содержатся в Законе о защите конкуренции, пунктом 2 части 1 статьи 17 которого установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Запрещается непредусмотренное федеральным законодательством или иными нормативными актами ограничение доступа к участию в закупках.

МУП «Жилэкс» является муниципальным унитарным предприятием, следовательно, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг обязано руководствоваться требованиями, установленными Законом о закупках.

В соответствии с Приказом директора МУП «Жилэкс» от 10.04.2015 года №168/1  «Об изменении состава закупочной комиссии для нужд МУП «Жилэкс» утвержден состав закупочной  комиссии.

27.05.2015 директором МУП «Жилэкс» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Жилэкс».

Согласно абзацу 2 подпункта 3 пункта 8.2 Положения о закупке извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. При указании в извещении на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми учреждением, а также случаев закупок на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым учреждением, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта.

Согласно пункту 8.3 Положения о закупке заявка должна содержать следующие сведения, в том числе, согласие участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных в извещении о проведении запроса котировок, при условии закупки на выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 8.6 Положения о закупке комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

25.05.2015 года заказчиком – МУП «Жилэкс» на официальном сайте сети интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение  № 31502391811 о проведении запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт.

Согласно извещению о проведении запроса котировок участник закупки должен иметь опыт работы в течение пяти лет и договоры с завершенными в 2012, 2013, 2014 гг. работами, сопоставимого характера и объема на сумму не менее 50% от начальной максимальной цены договора, установленной в извещении.

Котировочная заявка, подаваемая участником процедуры закупки, должна включать, в том числе, сведения и документы об участнике процедуры закупки, подавшем заявку: согласие участника процедуры закупки исполнить условия договора, указанные в проекте договора, прилагаемом к извещению о проведении запроса котировок.

Согласно пункту 1 Приложения №1 к извещению о проведении запроса котировок «Техническое задание», утвержденного заместителем директора по производству 25.05.2015, объектом проектирования является транспортабельная блочно-модульная газовая котельная «Гейзер G-5000» для нужд теплоснабжения микрорайона «Заря».

В форме котировочной заявки, являющейся приложением к извещению о проведении запроса котировок, указано, что «в случае победы нашей заявки в запросе котировок, согласны исполнить условия договора, указанные в извещении о проведении запроса котировок».

Согласно протоколу №10 о результатах запроса котировок от 01.06.2015 на участие в запросе котировок было подано три заявки.

В соответствии с пунктом 8 протокола № 10 заявка ООО «Технологии тепла» не допущена вследствие отсутствия опыта работы в течение пяти лет и согласия участника процедуры закупки исполнить условия договора, указанные в проекте договора. Заявка ООО «Теза-проект» не допущена вследствие отсутствия опыта работы в течение пяти лет и договоров с завершенными в 2012, 2013, 2014 гг. работами, а также отсутствия согласия участника процедуры закупки исполнить условия договора, указанные в проекте договора.

Согласно пункту 9 протокола №10 запрос котировок признан несостоявшимся.

Проанализировав Положение о закупке МУП «Жилэкс», извещение и документацию о запросе котировок, протокол о результатах запроса котировок, содержание заявок участников размещения закупки, Комиссия Владимирского УФАС России  пришла к следующим выводам.

Закон о закупках не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, а также не запрещает заказчику проводить закупку товара, выпускаемого одним производителем. При этом для соблюдения принципов осуществления закупок, указанных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик обязан обосновать указание конкретных требований и (или) производителя товара.

В данном случае заказчик не представил технического, производственного и (или) экономического обоснования указания товарного знака блочно-модульной котельной, а также не обозначил причины указания товарного знака без возможности использования эквивалента, установленные абзацем 2 подпункта 3 пункта 8.2 Положения о закупке, вследствие чего нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Действующим законодательством не предусмотрено на этапе предварительного отбора участников закупки устанавливать требования о наличии опыта работы в течение определенного периода времени. Данные требования являются ограничением конкуренции.  При этом закон допускает включение данных понятий в виде критериев оценки участников закупки.

Комиссия считает, что установление определенного опыта работы является ограничением конкуренции, поскольку эти действия, в том числе, пресекают выход на рынок организациям с меньшим опытом работы, даже в том случае, если они обладают соответствующей базой, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами для выполнения работ по проектированию. Установление данного требования ведет к ограничению числа участников запроса котировок и нарушает запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заявки ООО «Теза-проект» и ООО «Технологии тепла» были поданы в форме, установленной в приложении к извещению о проведении запроса котировок. В содержании данной формы заявки имеется согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении.

По мнению Комиссии антимонопольного органа, представление согласия исполнить условия договора в виде отдельного документа необязательно, так как оно имеется в тексте котировочной заявки, и, следовательно, не может служить основанием для отклонения заявок участников запроса котировок. 

 В связи с этим жалобы ООО «Теза-проект» и ООО «Технологии тепла» являются обоснованными.

Таким образом, действия заказчика МУП «Жилэкс» при проведении запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт (извещение  № 31502391811) нарушили абзац 2 подпункта 3 пункта 8.2 Положения о закупке, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В целях устранения выявленных нарушений, Комиссией принято решение о выдаче заказчику – МУП «Жилэкс» - предписания об аннулировании результатов запроса котировок и, в случае проведения повторной процедуры закупки, разработке документации с учетом устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь пунктом 20 статьи 18.1, пунктом 31 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

                                                                Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «Теза-проект» на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Коврова «Жилэкс» при проведении запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт (извещение  № 31502391811) обоснованной.

2. Признать жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «Технологии тепла» на действия заказчика Муниципального унитарного предприятия г. Коврова «Жилэкс» при проведении запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт (извещение  № 31502391811) обоснованной.

3. Выдать заказчику – Муниципальному унитарному предприятию г. Коврова «Жилэкс» предписание об аннулировании результатов запроса котировок на разработку проекта транспортабельной блочно-модульной газовой котельной мощностью 5 МВт (извещение  № 31502391811) и, в случае проведения повторной процедуры закупки, разработке документации с учетом устранения выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии

«…»

 

 

Члены Комиссии:

«…»

 

 

 

 

 

 

                      

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны