Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательст... от 10 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 № К-435-03/2016

 

 

«10» августа 2016 г.                                                                                                     г. Владимир

Резолютивная часть объявлена «08» августа 2016 г.

 

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> –  временно исполняющего обязанности руководителя Владимирского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…> – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России,

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

ответчика ГБУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов» - <…>  (доверенность от <…> г. № <…>),

 

рассмотрев дело № К-435-03/2016 по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением Владимирской области «Владимирская база авиационной охраны лесов» (600001, г. Владимир, Аэропорт ГА, ОГРН 1073327000933, ИНН 3327829112) (далее – ГБУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов», ГБУ ВО «Владимирская авиабаза», Учреждение) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в процессе осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства при  формировании и применении аэропортовых тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту Владимир (Семязино) ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» направило Учреждению запрос информации № <…> от <…>  г. о предоставлении действующего прейскуранта цен на аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов в аэропорту Владимир, а также перечня услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию, порядка формирования стоимости этих услуг в аэропорту с приложением документарного подтверждения установления соответствующих тарифов регулирующим органом.

В своем ответе на запрос ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» (вх. № <…> от <…> г.) указало действующие в Учреждении аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 г. № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации». Из всех представленных тарифов и сборов тариф за доставку экипажа и тариф за подачу электроэнергии не подлежат регистрации в установленном порядке.

Согласно информации и приложенным документам, подтверждающим стоимость услуг и их регистрацию, размеры сборов и тарифов за наземное обслуживание рассчитывались Учреждением в соответствии с вышеуказанным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации самостоятельно на основе метода калькуляции и утверждались начальником ГБУ ВО «Владимирская авиабаза». Далее они направлялись для регистрации в Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.

ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» не были представлены документы, подтверждающие установление размеров сборов и тарифов за наземное обслуживание регулирующим органом.

Усмотрев в вышеуказанных действиях ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом временно исполняющего обязанности руководителя Владимирского УФАС России от 09.06.2016 г. № 169/16 в отношении Учреждения возбуждено дело № К-435-03/2016.

Определением от 09.06.2016 г. дело № К-435-03/2016 назначено к рассмотрению.

На заседаниях Комиссии представитель Ответчика пояснил порядок формирования размеров действующих в аэропорту сборов и тарифов за наземное обслуживание и их дальнейшей регистрации в Межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта.

Также указал, что 28.05.2015 г. за № 399 ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» в адрес Федеральной службы по тарифам было направлено Заявление о введении регулирования и включении в Реестр субъектов естественных монополий (входящий от 02.06.2015 г.) с приложением всех необходимых документов для завершения процедуры по введению государственного регулирования.

10.05.2016 г. за вх. 668 Учреждением было получено письмо ФАС России от 25.04.2016 г. № СП/27832/16 о направлении копии Приказа ФАС России от 22.04.2016 № 516/16 «О введении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий и включении организаций в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль». Однако, согласно данному Приказу, под регистрационным номером 33/2/1 в раздел II «Услуги аэропортов» реестра субъектов естественных монополий на транспорте было включено Государственное учреждение Владимирской области «Владимирская база авиационной охраны лесов», в отношении данного хозяйствующего субъекта было введено государственное регулирование деятельности.

Представитель Ответчика пояснил, что таким образом в отношении ГБУ ВО «Владимирская авиабаза», которое является субъектом естественной монополии, не введено государственное регулирование и государственный контроль в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Следовательно, Учреждение не могло нарушить пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы и возражения со стороны Представителя Ответчика, изучив документы, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности определены Законом о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Критерии отнесения организаций к субъектам естественной монополии определены Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).

Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Согласно Обзору состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание) на территории Владимирской области по итогам 2015 г. – 5 месяцев (период январь – май) 2016 г. от 08.06.2016 г. ГБУ ВО «Владимирская авиабаза», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение. Следовательно, на действия (бездействие) Учреждения распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 г. № 293 утверждены Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», а также перечни услуг субъектов естественных монополий, в том числе в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. К данным услугам относятся: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.

В соответствии с пунктами 2 и 5 вышеуказанного Положения тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Органами регулирования являются Федеральная антимонопольная служба (до 21.07.2015 г. органом регулирования являлась Федеральная служба по тарифам (далее – ФСТ России), упразднена Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования») и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субъектом регулирования - субъект естественной монополии, оказывающий услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Владимирской области в соответствии с федеральным и областным законодательством государственное регулирование цен (тарифов) осуществляет департамент цен и тарифов администрации Владимирской области. Однако, в соответствии с Положением о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 27.12.2005 г. № 766, Департамент не обладает полномочиями по установлению аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание в аэропортах.

В соответствии с п. 5.3.4 (2) Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331, ФАС России осуществляет полномочия по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).

Согласно п. 5.3.21.24 данного Положения Федеральная антимонопольная служба устанавливает (утверждает, регистрирует) цены (тарифы) на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Таким образом, ГБУ ВО «Владимирская авиабаза», как субъект естественной  монополии, обязано применять тарифы, установленные ФАС России на следующие виды услуг в аэропортах: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» обратилось в орган регулирования – ФСТ России с Заявлением о введении регулирования и включении в Реестр субъектов естественных монополий (исх. № 399 от  28.05.2015 г.). Данное заявление было принято 02.06.2015 г.

На сайте ФСТ России в разделе «Уведомления об открытии дел» (http://www.fstrf.ru/about/activity/control/4/3/2453)  размещено Уведомление об открытии дела о введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии от 05.06.2015 г. № 4-3946 в отношении ГБУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов» в сфере оказания услуг в аэропортах.

Также по состоянию на 08.08.2016 г. 09 час. 40 мин. согласно результатам поиска организаций в реестре субъектов естественных монополий, подготовленных в ФГИС ЕИАС на официальном сайте ФАС России, Учреждение состоит в разделе II  «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте за № 33/2/1, включено Приказом ФАС России № 516/15 от 22.04.2016 г., наименование организации – «ГБУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов», адрес – Территория Аэропорт, 1, г. Владимир, Владимирская область.

Таким образом, довод Ответчика об отсутствии ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» в Реестре субъектов естественных монополий на транспорте на момент рассмотрения настоящего дела, Комиссией отклоняется.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что ГБУ ВО «Владимирская авиабаза», в нарушении требований действующего законодательства, применяло тарифы на услуги обеспечения взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставления аэровокзального комплекса, обеспечения авиационной безопасности, обслуживания пассажиров, обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом по цене, рассчитанной самостоятельно.

Вместе с тем, Комиссия учитывает, что со стороны ГБУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов» были совершены все возможные действия по введению государственного регулирования деятельности Учреждения и включении его в Реестр субъектов естественных монополий.

Отсутствие на момент рассмотрения дела утвержденных в установленном законом порядке тарифов на услуги обеспечения взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставления аэровокзального комплекса, обеспечения авиационной безопасности, обслуживания пассажиров, обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом вызвано объективно непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении Учреждением той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Следовательно, отсутствуют основания для квалификации действий (бездействия) ГБУ ВО «Владимирская авиабаза» как злоупотребление доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг. В связи с чем дело подлежит прекращению.

Наряду с этим, в целях приведения тарифов, применяемых ГБУ ВО «Владимирская авиабаза», в соответствии с требованиями действующего законодательства, Комиссия решила выдать Учреждению рекомендации для обращения в ФАС России за утверждением тарифов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 48, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № К-435-03/2016  в отношении ГБУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов» (600001, г. Владимир, Аэропорт ГА; ОГРН 1073327000933, ИНН 3327829112) в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Рекомендовать ГБУ ВО «Владимирская база авиационной охраны лесов» обратиться в ФАС России с заявлением об установлении тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах в срок до 12.09.2016 г.

3. О выполнении п. 2 настоящего решения сообщить во Владимирское УФАС России в срок до 16.09.2016 г.

 

Председатель Комиссии:                                                                        

 

Члены Комиссии:                                                                                      

                                                                                                                 

                                                                                                                   

                                                                                 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны