Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-442-02/2015 от 14 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-39-54, 53-39-54

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №  К-442-02/2015

Резолютивная часть решения оглашена 9 июля  2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 июля  2015 года.

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы России по Владимирской области  (далее по тексту – Комиссия Владимирского УФАС России) в составе:

(--------) – председатель Комиссии (руководитель Управления);

            (--------) – член Комиссии (главный государственный инспектор);

          (----------) – член Комиссии (ведущий специалист-эксперт);

          от администрации округа Муром –(------------)по доверенности от 01.07.2015 №01-78-1099;

          от(----------)– представитель не явился,

рассмотрев дело № К-442-02/2015 в отношении Администрации округа Муром Владимирской области по признакам  нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

          В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило заявление (----------)(вх. №139-кол от 20.04.2015) на действия администрации округа Муром Владимирской области. Нарушение выразилось  во включении в п.2.6. Административного регламента  по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, утвержденного постановлением администрации  округа Муром Владимирской области от 29.06.2012 №1950, документов, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.

18.06.2015 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в отношении администрации округа Муром Владимирской области возбуждено дело №К-442-02/2015 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии Владимирского УФАС России представитель администрации округа Муром Владимирской области пояснил, что при утверждении административного регламента администрация округа Муром Владимирской области руководствовалась приказом Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 23.03.2014 №24. В настоящее время Управлением архитектуры  и градостроительства администрации округа Муром подготовлен проект постановления о внесении изменений в административный регламент по подготовке  и выдаче градостроительных планов в части п.2.6 "Перечень документов, необходимых  для предоставления муниципальной услуги", где исключили п.п. 2.6.3. – п.2.6.9 для приведения в соответствии с действующим законодательством.  Кроме этого, согласно статье 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором  самостоятельными  действиями каждого из них исключается или ограничивается  возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать  на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.  Гражданка Курникова Екатерина Валерьевна  обратилась в администрацию округа Муром с заявлением  об оказании муниципальной услуги, в связи с этим  конкурентные отношения отсутствуют. Следовательно, квалификация действий администрации округа Муром, как действий, или бездействий, которые приводят, или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, не основана на нормах действующего законодательства и противоречит  действительным обстоятельствам дела. 

Рассмотрев представленные в материалы дела документы, выслушав представителя администрации округа Муром Владимирской области,  Комиссия Владимирского УФАС России установила следующие обстоятельства.

29.06.2012 Главой администрации округа Муром (----------) принято постановление №1950 "Об утверждении административного регламента по  подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков".

В соответствии с пунктом 2.6. указанного административного регламента для выдачи градостроительных планов заявителю необходимо представить следующие документы:

2.6.1.заявление установленной формы;

2.6.2.копию паспорта (для физических лиц), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – для ИП, выписку  из государственного реестра юридических лиц – для юридических лиц. Представители юридических лиц  предоставляют документы, подтверждающие их полномочия выступать от имени юридического лица (копии юридических документов, а также дополнений и изменений к ним, оригинал или заверенную копию оформленной надлежащим образом доверенности или распорядительного документа о наделении полномочиями выступать от имени заявителя);

   2.6.3  копии правоустанавливающих документов  на земельный участок;

   2.6.4. кадастровый паспорт земельного участка (при наличии), описание границ земельного участка, координаты поворотных точек границ;

   2.6.5. копии правоустанавливающих  документов на здания, строения и сооружения, расположенные на земельном участке (при их наличии);

  2.6.6. копии технических паспортов на здания, строения и сооружения, расположенные на земельном участке (при их наличии);

  2.6.7. топографическую съемку земельного участка в масштабе: М 1:500 для земельных участков площадью до 1 га; М 1:1000 или 1:2000 для земельных участков площадью более 1 га;

  2.6.8 технические условия на подключение  (увеличение потребляемых мощностей) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;

  2.6.9 предпроектные предложения (при их наличии) или краткую характеристику планируемых работ;

  Согласно пункту 2.8. административного регламента одним из  оснований для отказа  в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие документов, указанных в подпунктах 6,7,8 пункта 2.6 регламента.

Проанализировав представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующему выводу.

Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2 данной статьи).

Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.

В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, представить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

На основании вышеизложенного, градостроительный план земельного участка в виде отдельного документа может выдаваться на основании заявления физического или юридического лица. С таким заявлением может обратиться как застройщик (лицо, обладающее земельным участком, предназначенным для строительства, на праве собственности или аренды, ином вещном праве), так и любое другое лицо - хозяйствующий субъект. Для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе.

Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт <...> или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (ч.20 статьи 45 Кодекса). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в ст. 46 Кодекса.

Аналогичная норма содержится в п.1 ч.1 статьи 7  Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который запрещает требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительном  кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности (отказ) должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, что приведет к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.

Принимая во внимание, что ГПЗУ является документом, за оформлением которого обращаются хозяйствующие субъекты и, который необходим при осуществлении хозяйственной деятельности (необходим для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов), то, в случае, непредставления ими документов, определенных в п. 2.6 Административного регламента, всем им будет отказано в его выдаче.

Такой отказ не основан на нормах действующего законодательства и может привести к недопущению, ограничению конкуренции.

Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка ввиду непредставления дополнительных сведений является необоснованным препятствием со стороны органов местного самоуправления для осуществления деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, то есть нарушением антимонопольного законодательства, определенным пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 2 части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В то же время, действия органов местного самоуправления, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, подлежат антимонопольному контролю только в тех случаях, если они имеют следствием недопущение, ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В данном случае органами местного самоуправления принят нормативный акт, то есть акт, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц. Следовательно, указанный акт органа местного самоуправления, регулирующий порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, затрагивает интересы неограниченного круга лиц. Поэтому они по определению способны препятствовать предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установив не предусмотренные законом и иными нормативными актами требования, а именно представление дополнительных и не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, для получения услуги по предоставлению градостроительного плана земельного участка органы местного самоуправления создали для неограниченного круга лиц необоснованные препятствия по реализации своего права на занятие законной экономической деятельностью.

Кроме того, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требование о представлении заявителем дополнительных документов, предусмотренных п. 2.6 Административного регламента, утвержденного Постановлением администрации округа Муром Владимирской области от 29.06.2012 № 1950, противоречит Градостроительному Кодеку Российской Федерации и является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании вышеизложенного, действия администрации округа Муром Владимирской области, выразившиеся в установлении  дополнительных документов для получения муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Владимирской области  

РЕШИЛА:

          1.Признать администрацию округа Муром Владимирской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в действиях администрации округа Муром Владимирской области по включению в пункт 2.6  Административного регламента по подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков, утвержденного Постановлением администрации округа Муром Владимирской области от 29.06.2012 №1950, требований, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством.

           2.Выдать администрации округа Муром Владимирской области  предписание, а именно: в срок до 1 августа 2015 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области надлежащим образом, заверенную копию постановления администрации округа Муром Владимирской области от 03.07.2015 №1394.

  Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Председатель Комиссии                                                                   (-----------)

 

Члены комиссии:                                                                                    (----------)

    

                                                                                                                  (----------)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны