Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-572-03/2014 от 31 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

    

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К-572-03/2014

 

«27» марта 2015 г.                                                                                                             г. Владимир

Резолютивная часть  оглашена «18» марта  2015 г.

 

          Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ш... – председателя комиссии - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

Т...  - члена комиссии – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

Г...  - члена комиссии – специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа;

в присутствии представителей:

ответчика - ОАО «ВНИИ «Сигнал»  - К..., действующей на основании доверенности №120/11260 от 15.07.2014 г., И..., действующего на основании доверенности №120/14290 от 08.09.2014;

ответчика -  ООО «Монолитное строительство» - Я..., без подтверждения полномочий, Е..., действующей на основании доверенности от 10.09.2014,  П..., действующей на основании доверенности от 12.01.2015,

рассмотрев дело № К-572-03/2014, возбужденное по признакам нарушения ОАО «ВНИИ «Сигнал»  (601903, Владимирская область, г. Ковров, ул. Крупской, д.57, ИНН 3305708964) и ООО «Монолитное строительство» (428018, г. Чебоксары, Машиностроительный проезд, 17-а, ИНН 2127312036) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении Договора №03-13 от 03.09.2013 между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» на выполнение комплекса строительно – монтажных работ по подготовке строительной площадки под строительство «Производственного корпуса №16», расположенного на территории ОАО ВНИИ «Сигнал», и дополнительных соглашений к нему №№ 1, 2, 3, 4, 5 без проведения торгов,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

         В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от Ковровской городской прокуратуры поступила информация  с приложением материалов проведенной проверки исполнения Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт «Сигнал» (далее – ОАО «ВНИИ «Сигнал», Общество)  требований Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на строительство корпуса №19 и №16 и реконструкции части корпуса №9 в г. Ковров, Владимирской области, ул. Крупской, д. 57 на территории ОАО «ВНИИ «Сигнал».

        В представленных сведениях указано, что в апреле-мае 2014 года прокуратурой  проведена проверка законности строительства и реконструкции данных корпусов, в ходе которой были выявлены нарушения антимонопольного законодательства.

          Из материалов следует, что Общество  создано путем преобразования из Федерального государственного унитарного предприятия в ОАО «ВНИИ «Сигнал» на основании распоряжения Правительства РФ от 08.05.2009 № 630-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществам от 31.07.2008 №22 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 10.07.2008 №1052» и распоряжения территориального   управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области от 31.12.2009 №1897.

          Основными учредителями Общества являются  государственная корпорация «Ростехнология» в лице ОАО «НПО «Высокоточные комплексы» (более 80% от общего количества акций) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (10%).  

               В рамках реализации проекта Федеральной Целевой Программы (далее – ФЦП) 2012-2020 г.г. (назначение – организация разработки, изготовления и испытаний систем навигации и топопривязки, гидравлической аппаратуры системы управления комплекса «Искандер-М», СТВ и системы ориентирования изделия «Армата») предусмотрено приобретение ОАО «ВНИИ «Сигнал», высокотехнологического оборудования на сумму 1,8 млрд. руб., в том числе в 2014-2015 г.г. предусмотрено приобретение 82 единиц оборудования на сумму 622,4 млн. руб. В связи с приобретением данного оборудования и его размещения необходимы дополнительные корпуса. В этой связи, в целях безусловного выполнения этапов проекта  ФЦП, необходимо построить 2 новых корпуса под №16 и №19 и один существующий под №9 реконструировать, не позднее 4 квартала 2014 г.

При рассмотрении представленных материалов установлено, что 03.09.2013 г. между ОАО «ВНИИ «Сигнал» (Заказчик) и ООО «Монолитное строительство» (Исполнитель) был заключен Договор №03-13 (далее – Договор) на выполнение комплекса строительно – монтажных работ по подготовке строительной площадки (снос существующих сооружений, перенос наружных инженерных сетей, устройство наружных инженерных сетей и т.д.) под строительство «Производственного корпуса №16», расположенного на территории ОАО ВНИИ «Сигнал», на площадке по адресу: Владимирская обл., г. Ковров, ул. Крупская, д. 57 в соответствии с условиями договора, проектной документацией, выданной заказчиком, с отметкой «В производство работ» (пункт 1.1 Договора).

Устройство вида работ оформляется дополнительным соглашением к Договору.

В пункте 2.1 Договора предусмотрено, что стоимость поручаемых работ Исполнителю согласно пункту 1.1 Договора определяется на основании рабочей документации и согласованных сторонами смет на выполнение виды работ составляемых согласно Порядку определения сметной стоимости общестроительных и специальных работ. На момент подписания Договора стоимость работ определена ориентировочно и составляет ориентировочно 495 000 руб., включая НДС 18%. Стоимость работ по Договору подлежит уточнению после  поступления рабочей документации согласно смете составленных с учетом применения согласованного сторонами «Порядка определения сметной стоимости общестроительных и специальных работ (СМР)» (Приложение №1 к настоящему Договору). Стоимость работ по Договору определяется как сумма стоимостей на виды работ по дополнительным соглашениям к договору, согласно согласованным сторонами сметам, составленным с учетом применения Приложения №1 к настоящему договору.

Согласно пункту 2.2 Договора стоимость на виды работ, не вошедшие в настоящий Договор, определяется в Дополнительных соглашениях, на основании рабочей документации согласно согласованных сторонами смет, составленных с учетом применения Приложения №1 к настоящему Договору.

В рамках  реализации проекта по подготовке строительной площадки под строительство производственного корпуса №16 согласно пункту 1.1 Договора между  Исполнителем и Заказчиком были заключены следующие дополнительные  соглашения на проведение строительно – монтажных работ:

-  №1 от 16.09.2013 г.  стоимость работ в размере 1 987 924, 34 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – демонтаж забора, бетонных конструкций (фундаментов, площадки и ямы) под строительство «Производственного корпуса №16);

-  №2 от 30.09.2013 г. стоимость работ в размере 1 787 199, 55 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос наружных электросетей от ТП4);

-  №3 от 24.09.2013 г. стоимость работ в размере 4 697 080, 69 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос наружных тепловых сетей к корпусам №16, №19);

-  №4 от 30.09.2013 г. стоимость работ в размере 291 716, 87 руб. с учетом НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос наружных тепловых сетей под строительство «Производственного корпуса №16 (общестроительная часть));

-  №5 от 14.10.2013 г. стоимость работ в размере 3 932 359, 02 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос сетей ливневой канализации К2 (доп. работы), перенос наружных теплосетей к корпусу №16 (доп. объемы), перенос наружных электросетей от ТП4 (доп. работы к смете №3), перенос наружных электросетей от ТП4 (доп. объемы)).

Таким образом, общая стоимость Договора №03-13 от 03.09.2013, с учетом дополнительных соглашений, составила 13 191 280, 47 руб.       

        Рассмотрев поступившую информацию, Приказом Владимирского УФАС России № 265 от 22.08.2014 г. было возбуждено дело № К-572-03/2014 в отношении  ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 22.08.2014 г. дело №К-572-03/2014 назначено к рассмотрению.

            Определениями от 10.09.2014, 07.11.2014, 10.12.2014, 24.12.2014, 03.02.2015 рассмотрение дела № К-572-03/2015 откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

            Определением от 07.11.2014 срок рассмотрения дела № К-572-03/2014 продлен на шесть месяцев.

       На заседаниях Комиссии представители ОАО «ВНИИ «Сигнал» в обоснование своих доводов поясняли, что 28.12.2012 между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ОАО «Мосэлектронпроект» был заключен договор №6926 о выполнении разработки Проектной и рабочей документации на строительство производственного корпуса №16. Договор был заключен без проведения конкурса. В рамках этого договора были заключены дополнительные соглашения. ОАО «Мосэлектронпроект» выступал в качестве генподрядчика, поэтому оно привлекло в качестве подрядчика ООО «Монолитное строительство». В августе 2013 года было заключено дополнительное соглашение на выполнение строительно-монтажных работ по производственному корпусу №16. Территория ОАО «ВНИИ «Сигнал» относительно небольшая. При осуществлении строительно-монтажных работ необходим был перенос инженерных сетей.

            Также представители ОАО «ВНИИ «Сигнал» отметили, что перед началом строительства необходимо было провести работы по подготовке строительной площадки. В договор с ООО «Монолитное строительство» входили демонтажные работы ограждений, перенос магистральных теплосетей, перенос электрических сетей. При этом не был известен объем работ по переносу сетей. По договору с ОАО «Мосэлектронпроект» проектных решений по переносу сетей не было, оно работало с корпусами. При ситуации, когда достаточно мощная строительная организация забазировалась на территории ОАО «ВНИИ «Сигнал» в качестве субподрядчика, привлечение кого-то еще могло повлечь срыв графика выполнения работ. Относительно цены договора №03-13 представители ОАО «ВНИИ «Сигнал» пояснили, что часть работ по переносу сетей ОАО «ВНИИ «Сигнал» планировалось произвести собственными силами, но из-за большого объема работ, выявления необходимости проведения дополнительных работ и приближения отопительного сезона было решено поручить данные работы ООО «Монолитное строительство», следовательно, цена договора увеличилась согласно дополнительным соглашениям и локальным сметным расчетам к договору. Изначально цена устанавливалась ориентировочно, фактически дополнительные соглашения и сметы к ним рождались по факту, после выполненных работ. Все дополнительные соглашения прошли через закупочную комиссию, в соответствии с Положением о закупке. Подготовка площадки и строительство корпуса происходили в авральном режиме, так как поступали бюджетные средства, которые необходимо было освоить, а вносить изменения в  Федеральную целевую программу весьма проблематично. Проведение конкурентных процедур вследствие близкого наступления отопительного сезона было неразумным. ООО «Монолитное строительство» в срок выполнило все работы, и к новому году практически полностью был выполнен фундамент производственного корпуса №16. Если бы ОАО «ВНИИ «Сигнал», получив разрешение на строительство приблизительно 21.04.2014, то тогда конкурс на строительство этого корпуса могло запустить лишь только после получения разрешения на строительство, и в декабре 2014 года, оборудование по Федеральной целевой программе негде было бы разместить, так как был бы лишь залит фундамент и стояли бы колонны с перекрытиями. Полный комплект документов был получен: рабочей документации – июль 2014 года, проектной – ранее, но по проектной документации не строят, она проходит экспертизу, и получается разрешение на строительство. Имея рабочую документацию, можно было бы выставиться на конкурс, но тогда бы на данный момент только производились бы работы по фундаменту.

            Представители ООО «Монолитное строительство» на заседаниях поясняли, что работы производились согласно предмету, указанному в договоре. Заключая договор по строительным работам, невозможно предусмотреть весь комплекс работ, который будет на месте. Заключая с ОАО «ВНИИ «Сигнал» договор, ООО «Монолитное строительство» не знало о необходимости предварительного проведения ОАО «ВНИИ «Сигнал» процедуры закупок и о существовании в данной организации Положения о закупочной деятельности. При заключении ориентировочно указывалась сумма договора, приблизительно рассчиталась сметная стоимость работ. ООО «Монолитное строительство», как самостоятельное юридическое лицо, вправе заключать договоры с приблизительной и (или) твердой ценой. ООО «Монолитное строительство» как подрядчик, не диктует условия. В дальнейшем, в связи с возникшей необходимостью в проведении ряда срочных работ до наступления отопительного сезона и с целью предотвращения угрозы возникновения аварийных ситуаций не предприятии, в том числе на энергокоммуникациях, были оформлены дополнительные соглашения. К февралю 2014 г. ООО «Монолитное строительство» выполнило СМР по подготовке строительной площадки, всего на сумму 11 787,5 тыс. рублей по данному договору и дополнительным соглашениям.

            На основании статьи 46 Закона о защите конкуренции Председателем Комиссии 11.03.2015 был объявлен перерыв в заседании до 18.03.2015 13 час. 00 мин.

            По окончании перерыва в присутствии представителя ОАО «ВНИИ «Сигнал» объявлена резолютивная часть решения.

         Исследовав представленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы представителей ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство», Комиссия Владимирского УФАС России   установила следующее.

        Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности определены Законом о защите конкуренции.

В соответствии части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции  запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В частности, к таким соглашениям могут быть отнесены соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (пункт 3).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг хозяйственными обществами, являющихся дочерними обществами государственных корпораций,  установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

  В соответствии со статьей 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки;

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

         ОАО «ВНИИ «Сигнал» оказывает деятельность по разработке, производству и ремонту вооружений и военной техники  и находится в ведомственной подчиненности Государственной корпорации «Ростехнологии».

Таким образом, на деятельность ОАО «ВНИИ «Сигнал» как дочернего хозяйственного общества государственной корпорации  распространяются требования, установленные Законом о закупках.     

Приказом генерального директора ОАО «ВНИИ «Сигнал» от 15.09.2014 № 488 (в ред. от 01.11.2014 № 590) утвержден состав закупочной комиссии ОАО «ВНИИ «Сигнал».

На момент заключения с ООО «Монолитное строительство» договора № 03-13 от 03.09.2013 действовало Положение о закупочной деятельности ОАО «ВНИИ «Сигнал», утвержденное Советом директоров ОАО «ВНИИ «Сигнал» (Протокол № 30/2012 от 11.05.2012).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 27 Положения о закупочной деятельности закупка продукции у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется Заказчиком в том числе в случае, если вследствие чрезвычайного события возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.

В пункте 10 части 1 статьи 27 Положения о закупочной деятельности предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется Заказчиком, в том числе,  в случае, если стоимость договора не превышает 100 (сто) тысяч рублей (500 (пятьсот) тысяч рублей в случае, если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 (пять) миллиардов рублей), включая НДС (если применяется).

Согласно части 3 статьи 27 Положения о закупочной деятельности в случае закупки продукции в порядке, предусмотренном статьей 27, решение о цене продукции, закупаемой у единственного поставщика, принимает непосредственно руководитель Заказчика с составлением в случаях, предусмотренных пунктами 1-17 части 1 статьи 27, письменного обоснования определения размера цены продукции. К обоснованию должен быть приложен расчет цены.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Положения о закупочной деятельности справка-обоснование решения о закупке продукции у единственного поставщика вместе с экономическим обоснованием цены договора должна храниться Заказчиком вместе с договором.

28.12.2012 между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ОАО «Мосэлектронпроект» заключен договор № 6926 на выполнение разработки Проектной документации и Рабочей документации на строительство производственного корпуса № 16. Соглашением между руководителями данных Обществ от 28.12.2012 принята новая редакция договора № 6926 от 28.12.2012, предусматривающая увеличение объема работ и добавление этапа «Строительство» производственного корпуса №16 с увеличением стоимости работ с 30 092 480 руб. до 98 000 000 руб.

Согласно пункту 1.15 Технического задания к договору № 6926 не предусматривается разработка в составе Проектной документации раздела «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства».

Согласно пункту 1.14 Технического задания к договору № 6926 Заказчик предоставляет Исполнителю, в том числе, технические условия на подсоединение к сетям инженерно-технического обеспечения: электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, сети связи.

14.06.2013 заключено дополнительное соглашение №1 к договору № 6926 на выполнение этапа работ «Проектирование». Дополнительным соглашением №2 от 28.08.2013 к договору № 6926 предусмотрено выполнение этапа «Строительство».

Согласно приложению №1 к договору № 6926 на этапе «Строительство» предусматривалось выполнение подготовки к строительным работам, выполнение строительных и иных работ, связанных со строительством Объекта, включая его обеспечение необходимым инженерно-техническим и иным оборудованием, связанным с  реализацией договора.

19.09.2013 между ОАО «Мосэлектронпроект» и ООО «Монолитное строительство»  заключен договор субподряда № 04-13 на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по строительству производственного корпуса № 16.   

03.09.2013 между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» заключен договор № 03-13 на выполнение комплекса строительно – монтажных работ по подготовке строительной площадки (снос существующих сооружений, перенос наружных инженерных сетей, устройство наружных инженерных сетей и т.д.) под строительство «Производственного корпуса №16», расположенного на территории ОАО ВНИИ «Сигнал», на площадке по адресу: Владимирская обл., г. Ковров, ул. Крупская, д. 57 в соответствии с условиями договора, проектной документацией, выданной заказчиком, с отметкой «В производство работ».

Далее к договору № 03-13 от 03.09.2013 были заключены следующие дополнительные  соглашения:

-  №1 от 16.09.2013 г.  стоимость работ в размере 1 987 924, 34 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – демонтаж забора, бетонных конструкций (фундаментов, площадки и ямы) под строительство «Производственного корпуса №16);

-  №2 от 30.09.2013 г. стоимость работ в размере 1 787 199, 55 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос наружных электросетей от ТП4);

-  №3 от 24.09.2013 г. стоимость работ в размере 4 697 080, 69 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос наружных тепловых сетей к корпусам №16, №19);

-  №4 от 30.09.2013 г. стоимость работ в размере 291 716, 87 руб. с учетом НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос наружных тепловых сетей под строительство «Производственного корпуса №16 (общестроительная часть));

-  №5 от 14.10.2013 г. стоимость работ в размере 3 932 359, 02 руб. с учетом  НДС (дополнительные строительно-монтажные работы – перенос сетей ливневой канализации К2 (доп. работы), перенос наружных теплосетей к корпусу №16 (доп. объемы), перенос наружных электросетей от ТП4 (доп. работы к смете №3), перенос наружных электросетей от ТП4 (доп. объемы)).

В протоколах заседаний единой конкурсной комиссии по рассмотрению документации на проведение закупки из единственного источника от 12.09.2013, 20.09.2013, 26.09.2013, 07.10.2013, руководствуясь пунктом 6 части 3 статьи 27 Положения о закупочной деятельности, принято решение о заключении с ООО «Монолитное строительство» дополнительных соглашений №1,2,3,5. Основаниями для проведения заседаний стали служебные записки начальника ОГЭиМ и начальника ОКС ОАО «ВНИИ «Сигнал» от 05.09.2013, 16.09.2013, 24.09.2013, 03.10.2013.

Представителями ОАО «ВНИИ «Сигнал» были представлены локальные ресурсные сметные расчеты с приложением дефектных ведомостей, предоставленные и согласованные с ООО «Монолитное строительство» с отметкой «к производству работ».

Локальный ресурсный сметный расчет №1 к договору №03-13 от 03.09.2013 был отдан ООО «Монолитное строительство» к производству работ 28.08.2013.

Локальный ресурсный сметный расчет № 2 на демонтаж забора, бетонных конструкций (фундаментов, площадки и ямы) под строительство производственного корпуса №16 на сумму 1 987 924, 34 руб. отдан ООО «Монолитное строительство» к производству работ 02.09.2013. Данный расчет соответствует предмету и цене дополнительного соглашения №1 от 16.09.2013.

Локальным ресурсным сметным расчетом №3, переданным ООО «Монолитное строительство» к производству работ от 20.10.2013, предусмотрен перенос наружных электросетей от ТП4 на сумму 1 787 199, 55 руб., что соответствует дополнительному соглашению №2 от 30.09.2013.

Согласно локальному ресурсному сметному расчету №4, переданному ООО «Монолитное строительство» к производству работ 15.08.2013, будет производиться перенос наружных теплосетей к корпусам № 16, № 19 на сумму 4 697 080, 69 руб., что соотносится с дополнительным соглашением №3 от 24.09.2013.

Локальный ресурсным сметным расчетом №6, переданным ООО «Монолитное строительство» к производству работ 26.09.2013, предусмотрен перенос наружных тепловых сетей под строительство «Производственного корпуса № 16» (общестроительная часть) на сумму 291 716, 87 руб. Предмет и сумма данного расчета соответствуют дополнительному соглашению №4 от 30.09.2013.

Локальным ресурсным сметным расчетом №10, переданным ООО «Монолитное строительство» к производству работ 21.08.2013, предусмотрен перенос сетей ливневой канализации К2 (доп. объемы) на сумму 35 739, 19 руб.

 Локальным ресурсным сметным расчетом №11, переданным ООО «Монолитное строительство» к производству работ 26.08.2013, предусмотрен перенос наружных теплосетей к корпусам №16 (доп. объемы) на сумму 329 156,93 руб.

Локальным ресурсным сметным расчетом №12, переданным ООО «Монолитное строительство» к производству работ 25.10.2013, предусмотрен перенос наружных электросетей от ТП4 (доп. объемы к смете №3) на сумму 191 513, 73 руб.

Локальным ресурсным сметным расчетом №13, переданным ООО «Монолитное строительство» к производству работ 22.10.2013, предусмотрен перенос наружных электросетей от ТП4 (доп. объемы) на сумму 3 375 949, 17 руб.

Локальные ресурсные сметные расчеты № 10, 11, 12, 13 по предмету и общей стоимости работ соответствуют дополнительному соглашению №5 от 14.10.2013.

Проанализировав Положение о закупочной деятельности, договоры и дополнительные соглашения, заключенные между ОАО «ВНИИ «Сигнал», ООО «Монолитное строительство» и ОАО «Мосэлектронпроект», документы, представленные Ответчиками, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно Техническому заданию к договору № 6926 от 28.12.2012, заключенному между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ОАО «Мосэлектронпроект», Заказчик предоставляет Исполнителю Технические условия на подсоединение к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, ОАО «ВНИИ «Сигнал» при согласовании с ООО «Монолитное строительство» были составлены локальные ресурсные сметные расчеты, причем локальные ресурсные сметные расчеты № 1, 2, 4, 10, 11 выданы ООО «Монолитное строительство» к производству работ до заключения договора № 03-13 от 03.09.2013.

Из этого следует, что доводы ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» об отсутствии информации об объеме работ, который необходимо произвести, являются несостоятельными.

Кроме того, отметки «к производству работ» и даты на них свидетельствуют о том, что ООО «Монолитное строительство» получило возможность осуществлять работы на территории ОАО «ВНИИ «Сигнал» на бездоговорных началах, до заключения договора с ОАО «ВНИИ «Сигнал» на выполнение строительно-монтажных работ по подготовке строительной площадки № 03-13 от 03.09.2013 и договора субподряда с ОАО «Мосэлектронпроект» на строительство «Производственного корпуса №16» № 04-13 от 19.09.2013.

Довод ОАО «ВНИИ «Сигнал» о том, что часть работ планировалось выполнить собственными силами предприятия и наступления чрезвычайного события в виде отопительного сезона, вследствие чего появилась срочная необходимость заключения дополнительных соглашений с ООО «Монолитное строительство», также вызывает сомнения, так как все локальные ресурсные сметные расчеты были согласованы с ООО «Монолитное строительство».

 Общая цена договора № 03-13 от 03.09.2013, учитывая дополнительные соглашения к нему, составила 13 191 280, 47 руб. (тринадцать миллионов сто девяносто одна тысяча двести восемьдесят рублей сорок семь копеек). Если учитывать только локальные ресурсные сметные расчеты, переданные к производству  работ до заключения договора № 03-13 от 03.09.2013, то общая сумма составила 7 544 901, 15 руб. (семь миллионов пятьсот сорок четыре тысячи девятьсот один рубль пятнадцать копеек). В обоих случаях, заключив договор с ООО «Монолитное строительство» без проведения конкурентных процедур, ОАО «ВНИИ «Сигнал» нарушило пункт 10 части 1 статьи 27 Положения о закупочной деятельности, предусматривающий заключение договора без проведения торгов на сумму, не превышающую 500 000 рублей, тем самым ограничив конкуренцию на рынке строительно-монтажных работ.

Строительная (строительно-монтажная) деятельность является саморегулируемой. В связи с этим, антимонопольным органом для выяснения возможности возникновения ограничения конкуренции в случае заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ без проведения торгов был сделан запрос в Некоммерческое партнерство Саморегулируемую организацию «Объединение строителей Владимирской области» (далее – НП СРО «ОСВО»), а также изучен Реестр членов НП СРО «ОСВО», находящийся в свободном доступе в сети «Интернет». Анализ информации, полученной от НП СРО «ОСВО», и Реестра членов НП СРО «ОСВО» показал, что на территории Владимирской области находится большое количество организаций, имеющих свидетельства о допуске к видам работ, ставших предметом договора № 03-13 от 03.09.2013 и дополнительных соглашений к нему. Из этого следует, что в случае проведения торгов на выполнение строительно-монтажных работ по подготовке строительной площадки для «Производственного корпуса № 16» велика возможность участия нескольких организаций, являющихся членов НП СРО «ОСВО». Кроме того,  учитывая характер деятельности, следует сказать, что фактически количество участников торгов могло быть больше, так как организации, получившие допуск к какому-либо виду работ в другом регионе, вправе осуществлять строительную деятельность на всей территории Российской Федерации (часть 9 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Стоит также отметить, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены  потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

01.08.2014 Комиссией Владимирского УФАС России было вынесено решение по делу № К-385-03/2014 которым признано нарушение ОАО «ВНИИ «Сигнал» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном допуске заявки ООО «Монолитное  строительство» на участие в открытом конкурсе (извещение № 31300792261 от 28.12.2013) на право заключения договора на строительство корпуса №19 и №16 и реконструкции части корпуса №9 в г. Ковров, Владимирской области, ул. Крупской, д. 57 на территории ОАО «ВНИИ «Сигнал», с последующим заключением договора.

При рассмотрении указанного дела установлено, что в рамках реализации проекта Федеральной Целевой Программы (далее – ФЦП) 2012-2020 г.г. (назначение – организация разработки, изготовления и испытаний систем навигации и топопривязки, гидравлической аппаратуры системы управления комплекса «Искандер-М», СТВ и системы ориентирования изделия «Армата») ОАО «ВНИИ «Сигнал», предусмотрено приобретение высокотехнологического оборудования на сумму 1,8 млрд. руб., в том числе в 2014-2015 г.г. предусмотрено приобретение 82 единицы оборудования на сумму 622,4 млн. руб. с последующим его размещением во вновь построенных корпусах № 16, 19.

В этой связи, в целях безусловного выполнения этапов проекта ФЦП, необходимо было начать в 2013 г. и завершить строительство корпусов № 16, 19 не позднее 4 квартала 2014 г.

Представителями ОАО «ВНИИ «Сигнал» на заседаниях неоднократно подчеркивалось, что помимо наступления отопительного сезона и неизвестного объема работ, причиной заключения договора № 03-13 от 03.09.2013 и дополнительных соглашений к нему без проведения конкурентных процедур была необходимость срочной реализации денежных средств, поступивших по ФЦП.

Со стороны ООО «Монолитное строительство» отмечалось, что оно является юридическим лицом, свободно осуществляющим коммерческую деятельность для извлечения прибыли. Как подрядчику ему было предложено выполнить строительно-монтажные работы, на что, ознакомившись с примерным объемом работ, ООО «Монолитное строительство» согласилось.

Таким образом, в целях скорейшей реализации бюджетных средств, выделенных ОАО «ВНИИ «Сигнал» в рамках ФЦП, и получения прибыли ООО «Монолитное строительство», данные организации заключили договор на выполнение строительно-монтажных работ по подготовке строительной площадки для «Производственного корпуса №16» № 03-13 от 03.09.2013 без проведения торгов, искусственно занизив цену договора, тем самым ограничив конкуренцию на рынке строительно-монтажных работ.

Следовательно, заключение данного договора является нарушением ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, предусматривающего запрет на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, в частности, созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Кроме того, свидетельствами о наличии антиконкурентного соглашения между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» служат локальные сметные расчеты, согласованные с ООО «Монолитное строительство» и отданные ему к производству работ до заключения договора № 03-13 от 03.09.2013, заключение договора субподряда № 04-13 от 19.09.2013 на строительство «Производственного корпуса №16» между ОАО «Мосэлектронпроект» и ООО «Монолитное строительство» при фактическом отсутствии подготовленной строительной площадки, а также допуск ОАО «ВНИИ «Сигнал» заявки ООО «Монолитное  строительство» на участие в открытом конкурсе (извещение № 31300792261 от 28.12.2013) на право заключения договора на строительство корпуса №19 и №16 и реконструкции части корпуса №9 и последующее заключение договора с ним в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Из этого следует, что действия ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство», выразившиеся в заключении Договора №03-13 от 03.09.2013 между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» на выполнение комплекса строительно – монтажных работ по подготовке строительной площадки под строительство «Производственного корпуса №16», расположенного на территории ОАО ВНИИ «Сигнал», и дополнительных соглашений к нему №№ 1, 2, 3, 4, 5 без проведения торгов, нарушили запрет, установленный пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, и привели к ограничению конкуренции на рынке строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений в связи с фактическим исполнением сторонами договора № 03-13 от 03.09.2013 на выполнение комплекса строительно – монтажных работ по подготовке строительной площадки (снос существующих сооружений, перенос наружных инженерных сетей, устройство наружных инженерных сетей и т.д.) под строительство «Производственного корпуса №16», расположенного на территории ОАО ВНИИ «Сигнал», на площадке по адресу: Владимирская обл., г. Ковров, ул. Крупская, д. 57.

         Руководствуясь пунктами 3 части 4 статьи 11,  статьями 41 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать факт нарушения  ОАО «ВНИИ «Сигнал» (601903, Владимирская область, г. Ковров, ул. Крупской, д.57, ИНН 3305708964) и ООО «Монолитное строительство» (428018, г. Чебоксары, Машиностроительный проезд, 17-а, ИНН 2127312036) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении Договора №03-13 от 03.09.2013 между ОАО «ВНИИ «Сигнал» и ООО «Монолитное строительство» на выполнение комплекса строительно – монтажных работ по подготовке строительной площадки под строительство «Производственного корпуса №16», расположенного на территории ОАО ВНИИ «Сигнал», и дополнительных соглашений к нему №№ 1, 2, 3, 4, 5 без проведения торгов, что привело к ограничению конкуренции на рынке строительно-монтажных работ.

 

Председатель комиссии                                                                                    Ш…

 

Члены комиссии                                                                                                Т…

                                                                                                                           

                                                                                                                             Г…

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны