Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № К-644-03/2015 от 25 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

    

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № К-644-03/2015

 

«24» ноября 2015 г.                                                                                                           г. Владимир

Резолютивная часть  оглашена «17» ноября  2015 г.

 

          Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»

в присутствии представителей  - Управления муниципального заказа администрации г. Владимира  - Ш..., действующего на основании доверенности №18-03/951 от 31.08.2015 г.;

в отсутствии представителя заявителя -  ООО «Альба-Агро», надлежаще уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № К-644-03/2015, возбужденное по признакам нарушения Управлением муниципального заказа администрации г. Владимира  (600017, ул. Горького, д. 40, г. Владимир)  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении показателя нестоимостного критерия «количество у участников закупки договоров и/или контрактов по строительству и реконструкции зданий и сооружений, исполненных на территории Владимирской области в качестве подрядной организации (без учета правопреемства) на аналогичных объектах 2012-2015 гг., представленных в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов. Аналогичными считаются: здания образовательных учреждений, таких как школы, детские сады, образовательные учреждения (код ОКПД 45.21.15.120)» оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Дошкольное образовательное учреждение в районе д.60 по ул. Зеленой в микрорайоне Коммунар г. Владимира «под ключ» (извещение № 0328300032815000484) в нарушение абзаца 2 подпункта «б» пункта 4, подпункта «б» пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, а также частей 1, 8 и 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступила жалоба (вх. № 4387 от 06.08.2015) Общества с ограниченной ответственностью «Альба-Агро» (далее – ООО «Альба-Агро») на действия заказчика МБУ г. Владимира «Владстройзаказчик» при  проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Дошкольное образовательное учреждение в районе д.60 по ул. Зеленой в микрорайоне Коммунар г.Владимира «под ключ» (извещение № 0328300032815000484 от 16.07.2015, размещенное на официальном сайте сети интернет http://zakupki.gov.ru).

По мнению Заявителя, критерий оценки заявки участника «Квалификация участников закупки,  в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в виде количества у участников договоров и/или контрактов по строительству и реконструкции зданий и сооружений (без учета правопреемства) на аналогичных объектах 2012-2015 гг., исполненных на территории Владимирской области и представленных в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов (пункты 5.4, 24.1 Информационной карты конкурсной документации, пункт 7.1 формы «Предложение участника закупки») нарушает пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 27.06.2006 «О защите конкуренции» и может создать преимущественные условия участия в торгах одному или нескольким участникам торгов.

На основании изложенного, Заявитель просит антимонопольной орган провести проверку по данному факту и выдать предписание об устранении нарушения.  

В целях выяснения сложившейся ситуации антимонопольным органом в адрес заказчика МБУ г. Владимира «Владстройзаказчик» был направлен запрос о предоставлении информации. Из сведений, представленных Управлением муниципального заказа администрации г. Владимира в ответ на указанный запрос информации, следует, что подготовка и утверждение документации о проведении конкурса, а также иные действия, направленные на заключение контракта (с учетом положений статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)), выполнялись Уполномоченным органом – Управлением муниципального заказа администрации г. Владимира (далее – УМЗ г. Владимира).

Нестоимостной критерий оценки заявок участников конкурса, указанный в пункте 24.1 Информационной карты документации конкурса, установлен в соответствии с положениями статьи 32 Закона о контрактной системе и подпункта «б» пункта 4, пункта 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила оценки заявок).

На основании изложенных норм законодательства  о закупках, принимая во внимание то обстоятельство, что Уполномоченный орган, в соответствии с действующим законодательством о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, не проводит торгов, в которых участвуют лица, имеющие (по действующему законодательству) статус участника торгов, Уполномоченный орган просил признать жалобу ООО «Альба-Агро» необоснованной в полном объеме по следующим основаниям:

- действующее законодательство о закупках требует наличия в составе документации о проведении конкурса установления критериев оценки заявки участника закупки;

- действующее законодательство о закупках позволяет выбор отдельных показателей при использовании критерия оценки с наименованием: «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

- действующее законодательство о закупках не содержит прямого запрета на использование (указания) наличия, в составе критерия оценки заявки на участие в конкурсе, требования о подтверждении наличия опыта участника конкурса по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема на территории того или иного региона (что, по мнению Уполномоченного органа, в рассматриваемом случае, в том числе, является подтверждением деловой репутации участника закупки);

- критерии оценки заявок, согласно действующему законодательству о закупках товаров, работ, услуг, не являются требованиями к участникам закупок, которые прямо предусмотрены статьей 31 Закона о контрактной системе, а значит не влияют и не могут повлиять на возможность подачи заявки на участие в закупке, что фактически означает отсутствие возможности нарушения прав и законных интересов участников закупки со стороны заказчика и Уполномоченного органа в части, касающейся ограничения права на участие в процедуре закупки или создание участнику закупки преимущественных условий.

Рассмотрев поступившее заявление, а также пояснения и документы, представленные Управлением муниципального заказа администрации г. Владимира (далее – УМЗ г. Владимира), Приказом Владимирского УФАС России № 253 от 31.08.2015 г. было возбуждено дело №К-644-03/2015 в отношении  УМЗ г. Владимира по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

       Определением от 31.08.2015 г. дело №К-644-03/2015 назначено к рассмотрению.

       Представитель заявителя  ООО «Альба-Агро», надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, на заседание Комиссии не явился.

       На заседании Комиссии представитель УМЗ г. Владимира поддержал доводы, изложенные в пояснениях, данных по запросу антимонопольного органа.

Определением от 14.09.2015 рассмотрение дела было отложено на 10.11.2015 для получения дополнительных доказательств.

            На основании статьи 46 Закона о защите конкуренции Председателем Комиссии 10.11.2015 был объявлен перерыв в заседании до 17.11.2015 15 час. 00 мин.

            По окончании перерыва объявлена резолютивная часть решения.

Исследовав представленные доказательства сторон, заслушав и оценив доводы представителя УМЗ г. Владимира, Комиссия Владимирского УФАС России   установила следующее.

        Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом № 135-ФЗ от 27.06.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на  совершение действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона о контрактной системы  контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками  закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно абзацу 2 подпункта «б» пункта 4 Правил оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 8 Правил оценки заявок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки «стоимость жизненного цикла».

Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с пунктом 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Документация конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Дошкольное образовательное учреждение в районе д.60 по ул. Зеленой в микрорайоне Коммунар г.Владимира «под ключ» утверждена заместителем начальника управления, начальником отдела правового и информационного обеспечения размещения муниципального заказа Управления муниципального заказа администрации г. Владимира.

           16.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Дошкольное образовательное учреждение в районе д.60 по ул.Зеленой в микрорайоне Коммунар г.Владимира «под ключ» № 0328300032815000484 и конкурсная документация.

           17.07.2015 размещено изменение извещения о проведении конкурса с ограниченным участием № 0328300032815000484 и конкурсной документации.

           Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение города Владимира «Владстройзаказчик».

           Уполномоченный орган: Управление муниципального заказа администрации города Владимира. 

           Начальная (максимальная) цена контракта составляет 79 701 520,00 рублей.

В пункте 24.1 Информационной карты конкурса предусмотрены следующие критерии оценки заявок участников:

  1. Стоимостные критерии оценки: цена контракта (значимость критерия – 60%);
  2. Нестоимостные критерии оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 40%).

Показателем нестоимостного критерия оценки установлено количество у участников закупки договоров и/или контрактов по строительству и реконструкции зданий и сооружений, исполненных на территории Владимирской области в качестве подрядной организации (без учета правопреемства) на аналогичных объектах 2012-2015 гг., представленных в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов. Аналогичными считаются: здания образовательных учреждений, таких как школы, детские сады, образовательные учреждения (код ОКПД 45.21.15.120).

Согласно пункту 2.1 Протокола 56-В вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 10.08.2015 на участие в конкурсе было подано две заявки: ООО «Строительная фирма «Спектр» (Владимирская область, г. Радужный), ООО «Строй-Инвест» (г. Владимир).

Согласно Протоколу 56-ПО предквалификационного отбора от 12.08.2015 в соответствии с частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе конкурс признан несостоявшимся, поскольку соответствующим установленным требованиям был признан один участник – ООО «Строй-Инвест».

Согласно  пункту 2.1 Протокола Р-О/ед-56 рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 14.08.2015 заявка ООО «Строй-Инвест» признана соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.  В соответствии с частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурс с ограниченным участием признан несостоявшимся.

Комиссией Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в Решении по делу № Г-681-04/2015 в конкурсной документации, в  том числе по  показателю квалификации участника и опыта выполнения аналогичных работ в виде количества исполненных договоров  и/или контрактов по строительству и реконструкции зданий и сооружений, исполненных на территории Владимирской области в качестве подрядной организации (без учета правопреемства) на аналогичных объектах 2012-2015 гг., утвержденная УМЗ г. Владимира, не выявлено нарушений требований законодательства о контрактной системе.

Проанализировав документы и сведения, представленные УМЗ г. Владимира, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Закон о контрактной системе и Правила оценки заявок устанавливают четкие требования к критериям, используемым для оценки заявок участников торгов.

В Документации о проведении конкурса, утвержденной должностным лицом УМЗ г. Владимира, установлен показатель квалификации участника и опыта выполнения аналогичных работ в виде количества исполненных договоров  и/или контрактов по строительству и реконструкции зданий и сооружений, исполненных на территории Владимирской области в качестве подрядной организации (без учета правопреемства) на аналогичных объектах 2012-2015 гг.

По мнению Комиссии антимонопольного органа, критерии оценки не являются требованиями  к содержанию, форме, составу заявки, а значит, не могут повлечь за собой ограничение доступа к участию в открытом конкурсе или ограничение количества участников конкурса.

Действующее законодательство о контрактной системе не содержит прямого запрета на использование (указание) наличия в составе критерия оценки заявки на участие в конкурсе требования о подтверждении наличия опыта участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема на территории того или иного региона.

Следовательно, требования к оценке заявок на участие в конкурсе, установленные заказчиком в конкурсной документации  по такому нестоимостному критерию оценки, как «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не противоречат положениям статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок и сами по себе не являются препятствием для подачи заявки и участия в открытом конкурсе.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителем УМЗ г. Владимира были представлены сведения с официального сайта сети Интернет www.zakupki.gov.ru, подтверждающие наличие нескольких организаций (ООО «Крокус», ООО «РОС УНИВЕРСАЛ СТРОЙ», ООО «ГЕАС», ООО «Возрождение», ООО «ТрансТоргСтрой» и др.), имеющих опыт выполнения работ сопоставимого характера и объема на территории Владимирской области, и являющихся потенциальными участниками конкурса. 

Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику закупки возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ.

Возможность набрать положительные баллы по спорному критерию противостоит возможности потерять установленное количество баллов по другим. При этом, возможность потери этих баллов не может быть расценена в данном случае как ограничение конкуренции. Сама по себе возможность проиграть в конкурсе не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности.

Конкурсный отбор не оказывает влияния на конкуренцию, так как каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе.

Все участники конкурса изначально равны между собой. Круг участников и их характеристики по критериям закупки заранее неизвестны.

Самостоятельные действия каждого из участников конкурса будут влиять на результаты конкурса и победителем будет определен лучший из участников, то есть более конкурентоспособный.

Таким образом, что действия УМЗ г. Владимира по установлению рассматриваемого показателя нестоимостного критерия не нарушают требования Закона о контрактной системе и не ведут к ограничению конкуренции, что исключает нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о прекращении производства по делу,  возбужденного в отношении Управления муниципального заказа администрации г. Владимира по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.         

Руководствуясь статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела № К-644-03/2015, возбужденного по признакам нарушения Управлением муниципального заказа администрации г. Владимира  (600017, ул. Горького, д. 40, г. Владимир)  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Председатель комиссии                                                                                    «…»

 

Члены комиссии                                                                                                «…»

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны