Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательст... от 24 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ К-710-03/2014

 

«19» декабря 2014 г.                                                                                             г. Владимир

Резолютивная часть объявлена «10» декабря 2014 г.

 

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

            Председателя Комиссии:

<…> –  заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России,

            Членов Комиссии:

<…> – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

<…> – главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России,

<…> – специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

заявителя Александровской городской прокуратуры – <…> (удостоверение <…>);

ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» - <…> (генеральный директор Общества), <…> (доверенность <…>);

заинтересованного лица ОАО «Струнинский тепло-водоканал» – <…> (доверенность от <…>);

 

рассмотрев дело № К-710-03/2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владимир» (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мира, д. 34, ОГРН 1023301456903, ИНН 3328415442)  (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», Ответчик) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Владимирского УФАС России поступили материалы проверки Александровской городской прокуратуры (вх. № 6204 от 11.09.2014) по факту прекращения ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» поставки газа на котельную ОАО «Струнинский тепло-водоканал» (далее – ОАО «СТВК») с 27.08.2014 по 29.08.2014.

Как следует из представленных документов, между ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» (Поставщик) и ОАО «СТВК» (Покупатель) заключен договор поставки газа № 01-01/0071-11 от 01.01.2011 (далее также - Договор), в соответствии с пунктом 2.1. которого, Поставщик поставляет газ Покупателю с 01.01.2011 по 31.12.2011, а Покупатель принимает (отбирает) от Поставщика газ в согласованных между сторонами объемах и оплачивает газ, услуги по его транспортировке, специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, и снабженческо-сбытовые услуги на условиях, установленных Договором.

В силу пункта 8.2. Договора его действие было пролонгировано на 2012, 2013, 2014 годы.

Согласно пункту 5.4.1 Договора Покупатель производит оплату газа, услуг по его транспортировке, специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и снабженческо-сбытовых услуг за месяц на расчетный счет Поставщика в размере равном фактической стоимости газа, снабженческо-сбытовых услуг, услуг по транспортировке газа, специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.

            Между тем, ОАО «СТВК» допускает просрочку исполнения своих обязательств по оплате потребленного газа, снабженческо-­сбытовых услуг, услуг по транспортировке газа, специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации.

Просроченная задолженность по Договору по состоянию на 13.08.2014 (на дату ограничения поставки газа) составила 45 093 397,08  руб., а на 27.08.2014 (на дату прекращения поставки газа) - 44 289 698,71 руб., что является неоплатой более двух периодов платежа, а именно: с декабря 2012 по февраль 2013, с ноября 2013 по август 2014.

В соответствии с пунктом 3.4 Договора Поставщик имеет право ограничить и /или полностью прекратить поставки газа Покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ. Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.

Дополнительным соглашением Договор поставки газа № 01-01/0071-11 от 01.01.2011 был дополнен пунктом 3.4.1., в соответствии с которым Поставщик имеет право принять решение об ограничении/прекращении поставки газа до уровня, соответствующего соотношению фактически оплаченной Покупателем стоимости газа к стоимости фактически поставленного/потребленного газа.

Также указанным пунктом был закреплен порядок направления уведомлений об ограничении/прекращении поставки газа и порядок возобновления поставки газа. Было закреплено положение о том, что ответственность за недопоставку тепловой энергии добросовестным потребителям полностью возлагается на Покупателя в связи с тем, что последним объем газа, предназначенный для выработки тепловой энергии добросовестным потребителям, использовался для выработки тепловой энергии недобросовестным потребителям.

В июле 2014 Поставщик и Покупатель заключили между собой Соглашение о погашении задолженности от 14.07.2014 (далее по тексту - Соглашение) о том, что Покупатель в срок до 31.12.2015 погашает задолженность в размере 50 млн. рублей, образовавшуюся по состоянию на 01.04.2014. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.2. Соглашения Покупатель обязан в сроки, указанные в Договоре, оплачивать текущее потребление газа. Под текущим потреблением газа, для целей указанного Соглашения, понимается поставка/отбор газа, начиная с апреля 2014 года.

Согласно пункту 4.1. Соглашения в случае нарушения Покупателем сроков оплаты, предусмотренных пунктами 2.1.1., 2.1.2., Соглашения Поставщик вправе направить Покупателю уведомление, в соответствии с которым сроки платежа, установленные пунктом 2.1.1. Соглашения, считаются наступившими с момента получения Покупателем уведомления. С данного момента действие условий о рассрочке считается приостановленным.

         В соответствии с пунктом 4.12 Соглашения в случае получения Покупателем Уведомления о приостановлении Поставщик вправе производить ограничение/или прекращение поставки газа в соответствии в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162. При этом периодами платежа, просроченная задолженность за которые является основанием для ограничения и/или прекращения поставки газа, являются периоды со сроками платежа, установленными договором поставки газа, указанном в пункте 1.1 Соглашения, без учета сроков, установленных пунктом 2.1.1. Соглашения.

В связи с тем, что Покупатель не исполнил условия заключенного Соглашения, ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» направило ОАО «СТВК» уведомление о просроченной задолженности от 11.08.2014 № ЮД-01/2666, в котором сообщило о приостановлении действия Соглашения.

13 августа 2014 г. ООО «Газпром межрегионгаз Владимир»  направило ОАО «СТВК» уведомление об ограничении поставки газа № ЮД-01/2766, в которым сообщалось об изменении  условий Договора поставки газа № 01-01/0071-11 от 01.01.2011 в части уменьшения договорных объемов поставки/потребления газа до уровня 70,7 % договорного месячного объема, что соответствует соотношению фактически оплаченной стоимости газа к стоимости фактически поставленного /потребленного газа. Объемы поставки газа считаются измененными с момента получения настоящего уведомления.

         26 августа 2014 в адрес ОАО «СТВК» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» было направлено предупреждение о полном прекращении поставки газа № ЮД-01/2905, из которого следует, что на котельной ОАО «СТВК», расположенной  по адресу: пл. Кирова,  д. 5а, по состоянию на 23.08.2014 выбран объем газа, превышающий объем, установленный в уведомлении об ограничении поставки газа от 13.08.2014 № ЮД-01/2766,  что свидетельствует о поставке Покупателем тепловой энергии потребителям, несвоевременно оплачивающим потребленную тепловую энергию (недобросовестным потребителям).  При этом задолженность ОАО «СТВК» перед ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» на указанную дату не погашена.

27 августа 2014 г.  поставка газа на котельную ОАО «СТВК», расположенной по адресу: г. Струнино, площадь Кирова, д. 5а, была полностью прекращена.

29 августа 2014 г. на основании  пункта 3.4.1 Договора поставки газа № 01-01/0071-11 от 01.01.2011 поставка газа на котельную ОАО «СТВК», расположенную по адресу: г. Струнино, площадь Кирова, д. 5а, была возобновлена.

Усмотрев в вышеуказанных действиях ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом руководителя Владимирского УФАС России от 06.10.2014 № 310 в отношении Общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № К-710-03/2014.

Определением от 07.10.2014 дело № К-710-03/2014 назначено к рассмотрению.

На заседаниях комиссии представитель Александровской городской прокуратуры пояснил, что считает действия Ответчика по ограничению поставки газа на котельную ОАО «СТВК» незаконными, в связи с чем просит Комиссию признать факт злоупотребления  Ответчиком доминирующим положением.

Представитель Заинтересованного лица согласился с доводами и требованиями Александровской городской прокуратуры, дополнительно пояснил, что в уведомлении об ограничении поставки газа от 13.08.2014 ОАО «СТВК» предлагалось ввести ограничение путем уменьшения потребления газа до уровня 70,7% договорного месячного объема. Пунктом 2.2 Договора поставки газа предусмотрено, что в августе договорной объем поставки газа составляет 139,440 тыс. м3. Следовательно, по мнению Заинтересованного лица,  на основании дополнительного соглашения и уведомления об ограничении поставки газа от 13.08.2014, ОАО «СТВК» должно было осуществить отбор газа не более 98, 584 тыс. м3. В целях реализации условий об ограничении поставки газа ОАО «СТВК» приостановило работу своих котельных за исключением котельной, расположенной по адресу: г. Струнино, площадь Кирова, д. 5а. Согласно акту № 01/0071/08 от 31.08.2014 к договору № 01-01/0071-11 от 01.01.2011 о количестве принятого-поданного газа ОАО «СТВК» принято газа 83 406 тыс. м3. Таким образом, Заинтересованное лицо считает, что ОАО «СТВК» надлежащим образом исполнило условия об уменьшении потребления газа до уровня 70,7% договорного месячного объема, следовательно, действия Ответчика по прекращению поставки газа на котельную, расположенную по адресу: г. Струнино, площадь Кирова, д. 5а, с 27 по 29 августа 2014 г. являются незаконными.

Представители Ответчика отклонили доводы Заявителя и Заинтересованного лица, пояснили Комиссии, что пунктом 2.2 Договора поставки газа № 01-01/0071-11 от 01.01.2011 г. установлены договорные объемы поставки газа. При этом в пункте 2.2 Договора указаны месячный, квартальный и годовой объемы в совокупности по всем объектам ОАО «СТВК». Договорные объемы поставки газа по каждому объекту Покупателя указаны в Приложении № 1 к Договору. В частности, из таблицы пункта 2.2 Договора следует, что договорной объем за август 2014 г. составляет 139,440 тыс. м3, что составляет сумму объемов на август по всем объектам ОАО «СТВК», для которых в соответствии с Приложением № 1 к Договору предусмотрены объемы на август 2014 г. Таким образом, договорные объемы поставки газа установлены не только в целом по ОАО «СТВК», но и по конкретным объектам Покупателя, в том и для котельной, расположенной на площади Кирова г. Струнино. Следовательно, уменьшение договорного объема поставки газа должно осуществляться по каждому объекту Покупателя, поименованному в Приложении № 1 к Договору. ОАО «СТВК» после получения от ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» уведомления об ограничении поставки газ № ЮД-01/2766 от 13.08.2014 должно было отобрать в период с 14.08.2014 по 31.08.2014 не более 70,7% договорного месячного объема на каждом своем объекте в отдельности, а не в совокупности по всем объектам потребления. Иной бы подход нарушил права и законные интересы добросовестных потребителей тепловой энергии. Таким образом, прекращая поставку газа на котельную ОАО «СТВК» по адресу: пл. Кирова, д. 5а, в связи с перерасходом газа на этой котельной свыше 70,7% от договорного объема по котельной, ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» не допустило нарушение антимонопольного законодательства (подробно позиция Ответчика изложена в пояснениях от 05.11.2014 и от 26.11.2014).

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы и возражения сторон, основываясь на тех документах, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности определены Законом о защите конкуренции.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о  защите конкуренции  устанавливает  запрет на  действия  (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут являться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Состав  указанного  правонарушения  образуют следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление одного из перечисленных последствий.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Приказом Владимирского УФАС России от 10.10.2011 № 321 ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «торговля газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям» с долей более 50 процентов в географических границах Владимирской области.

Таким образом, положение ООО «Газпром межрегионгаз Владимир»  на рынке торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям, признается доминирующим, следовательно, на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункт 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162, предусматривает, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Из смысла указанных положений в их взаимосвязи следует, что газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок № 1), определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданной ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

Пунктом 3 Порядка № 1 предусмотрено, что при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится:

организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов;

энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации-потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией-потребителем.

Согласно пункту 6 Порядка № 1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В решении ВАС РФ от 12.09.2012 № ВАС-9586/12 указано, что по смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

Соглашение носит гражданско-правовой характер и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено Главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации

Согласно определению ВАС РФ от 08.04.2013 по делу А11-12644/2011 в случае неисполнения потребителем обязательства по оплате газа газоснабжающая организация в целях реализации права на ограничения поставки газа вправе потребовать внесения изменения в заключенный сторонами договор поставки газа, исходя из объемов газа, фактически оплаченных потребителем газа, фактический оплаченный объем газа является платой, внесенной добросовестными потребителями.

            Комиссией установлено, что решением Арбитражного суда Владимирской области от 20.05.2014 по делу № А11-557/2014 внесены изменения в договор поставки газа от 01.01.2011 № 01-01/0071-11, заключенный между ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» и ОАО «СТВК», дополнив его пунктом 3.4.1. следующего содержания:

            «В случае принятия Поставщиком решения об ограничении (прекращении) поставки газа, последний направляет Покупателю письменное уведомление об ограничении (прекращении) поставки газа, в котором указывается на изменение настоящего Договора в части уменьшения договорных объемов поставки/потребления газа на период ограничения (прекращения) поставки газа до уровня, соответствующего соотношению фактически оплаченной Покупателем стоимости газа к стоимости фактически поставленного/потребленного газа. Письменное уведомление направляется Покупателю по почте с уведомлением о вручении, либо нарочно с проставлением Покупателем отметки о получении, либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения Покупателем уведомления.

            Объемы поставки газа считаются измененными с момента получения Покупателем письменного уведомления Поставщика.

            Обязательство Поставщика поставлять газ и обязательство Покупателя принимать газ в объеме, указанном в письменном уведомлении Поставщика, действует до момента полной оплаты Покупателем просроченной задолженности по настоящему Договору. В случае погашения задолженности по оплате поставленного газа, снабженческо-сбытовых услуг, специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, услуг по транспортировке газа в полном объеме, поставка газа осуществляется в объемах, указанных в п. 2.2 настоящего Договора.

            Стороны договорились о том, что выборка Покупателем газа в объеме, превышающем объем, установленный в письменном уведомлении Поставщика, свидетельствует о поставке Покупателем тепловой энергии потребителям, несвоевременно оплачивающим потребленную тепловую энергию (далее – недобросовестные потребители). В этом случае Поставщик имеет право прекратить поставку газа в день, когда до истечения календарного месяца поставки объем газа, указанный в уведомлении, за месяц (а в случае изменения объемов не с первого числа месяца – за период с начала изменения до конца месяца) будет выбран полностью. При этом Поставщик не менее чем за одни сутки обязан сообщить Покупателю день и время прекращения подачи газа. Ответственность за недопоставку тепловой энергии добросовестным потребителям полностью возлагается на Покупателя в связи с тем, что последним объем газа, предназначенный для выработки тепловой энергии добросовестным потребителям, использовался для выработки тепловой энергии недобросовестным потребителям. Поставка газа в объеме, установленном в письменном уведомлении Поставщика, возобновляется с начала следующего месяца».

Таким образом, во исполнение пункта 6 Порядка № 1, между ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» и ОАО «СТВК» утверждено соглашение об ограничении (прекращении) поставки газа до уровня, соответствующего соотношению фактически оплаченной Покупателем стоимости газа к стоимости фактически поставленного/потребленного газа.

Как следует из пояснений Ответчика, учет оплаченных объемов газа Покупателем осуществляется в целом по договору поставки газа без детализации по конкретным объектам газопотребления. В рассматриваемом случае объем фактически оплаченного ОАО «СТВК» газа к объему фактически поставленного газа составляет 70,7%.

Как указывалось ранее, пункт 3 Порядка № 1 предусматривает следующий порядок введения ограничения поставки газа:

- направление газоснабжающей организацией в адрес организации-потребителя предупреждения о необходимости погашения задолженности;

-  направление газоснабжающей организацией в адрес организации-потребителя за сутки до введения ограничения уведомления о введении ограничения;

- ограничение подачи (потребления) газа организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов (самоограничение);

- принудительное ограничение подачи (потребления) газа газоснабжающей организацией в случае невыполнения организацией-потребителем самоограничения.

Ограничение поставки газа ОАО «СТВК» может быть произведено только при полном соблюдении ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» требований Порядка.

Комиссией установлено что, письмом от 11.08.2014 г. № ЮД-01/2666 Ответчик уведомил ОАО «СТВК» о наличие задолженности за потребленный газ более чем за 1 период платежа, предусмотренный договором поставки газа.

Письмом от 13.08.2014 № ЮД-01/2766 Ответчик уведомил ОАО «СТВК» о необходимости самостоятельно сократить отбор газа до уровня 70,7% договорного месячного объема.

Исполняя вышеуказанное уведомление, ОАО «СТВК», исходя из собственного понимания значений условий пункта 3.4.1. Договора и уведомления от 13.08.2014 № ЮД-01/2766,  приняло меры к самостоятельному сокращению отбора газа, путем остановки работы одной котельной. В результате указанных действий отбор газа со стороны ОАО «СТВК» бы сокращен до уровня 70,7% договорного месячного объема, что свидетельствует о соблюдении Заинтересованным лицом Порядка № 1, с учетом условий заключенного с Ответчиком соглашения.

Вместе с тем, Ответчик, полагая, что самоограничение должно было осуществлено иным образом, а именно снижением ОАО «СТВК» потребления газа до уровня  не более 70,7% договорного месячного объема на каждом своем объекте, установив факт потребления газа на котельной, расположенной на пл. Кирова, г. Струнино, более чем 70,7% договорного объема, 27 августа 2014 г. произвел принудительное ограничение подачи газа на этот объект.

29 августа 2014 г. подача газа на указанную котельную ОАО «СТВК» была возобновлена.

Комиссия, оценивая соотношение действий Ответчика по введению в период с 27 по 29 августа 2014 г. в отношении ОАО «СТВК» ограничения поставки газа с допустимыми пределами реализации гражданских прав, исходит из следующего.

По смыслу статьи 431 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

В пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» разъяснено, что в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора,  толкование условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.

В рассматриваемом случае инициатива внесения изменений в Договор поставки газа от 01.01.2011 № 01-01/0071-11 в части дополнения его пунктом 3.4.1., исходила от Ответчика. Вместе с тем, формулировки условий данного пункта Договора вызвали у ОАО «СТВК» и ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» разночтение, что в будущем предопределило их различное поведение при реализации процедуры ограничения поставки газа.

Оценивая последствия совершенных Заинтересованным лицом и Ответчиком действий, Комиссия приходит к тому, что избранный способ ОАО «СТВК» самоограничения, во-первых, основан на подобном поведении  ОАО «Газпром межрегионгаз Владимир» при аналогичных обстоятельствах  в более ранние периоды времени, во-вторых,  не привел и не мог привести к негативным последствиям для хозяйственной деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Владимир». Доказательств обратного поставщиком газа не предоставлено.

В свою очередь, действия Ответчика по принудительному ограничению поставки газа ОАО «СТВК» привело к невозможности последнего исполнять свои обязательства по поставки тепловой энергии потребителям для целей горячего водоснабжения в том объеме, на который оно рассчитывало при сложившихся обстоятельствах.

При изложенных обстоятельствах, Комиссия считает, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» по введению ограничения поставки газа ОАО «СТВК» в период с 27.08.2014 по 29.08.2014 являются необоснованными, совершены с превышением допустимых пределов осуществления гражданских прав и, как следствие, нарушают запрет, установленный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе  с тем, в связи с возобновлением поставки газа ОАО «СТВК» на момент принятия решения, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи Ответчику предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

           

   1. Признать факт нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» (600017, Владимирская область, г. Владимир, ул. Мира, д. 34, ОГРН 1023301456903, ИНН 3328415442) пункта 4 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в необоснованном ограничении поставки газа ОАО «Струнинский тепло-водоканал» в период с 27.08.2014 по 29.08.2014.

2. Предписание ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

           

            Председатель комиссии                                                             

 

Члены комиссии:                                                                       

 

 

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны